Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе icon

Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе


Скачать 167.95 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе
страница1/4
Размер167.95 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе:

  1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

  3. Учебного плана Образовательного учреждения.

Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» является ведущей, так как обеспечивает формирование звукобуквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом.

^ Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

^ Программа рассчитана на 204 часов, 6 часов в неделю.

Цель:

  • создать условия для формирования у учащихся навыка чтения и письма, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи:

  • овладевать первоначальными навыками чтения и письма;

  • повышать уровень общего и речевого развития учащихся;

  • формировать правильную артикуляцию и дикцию;

  • прививать интерес к обучению.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.


Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

^ Группы учащихся по уровням обучаемости:

1 группа учащихся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Усвоение базового стандарта.

2 группа, для этой группы учащихся характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется. Усвоение достаточного уровня.

3 группа, эти учащиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам. Усвоение по результатам индивидуальных достижений.

^ Планируемые результаты освоения курса « Обучения грамоте».

Учащиеся должны уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении;

  • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

  • плавно читать по слогам слова, предложения короткие тексты;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

  • слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

  • писать строчные и прописные буквы;

  • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3-4 коротких стихотворений или четверостишия, разученные с голоса учителя.



Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

  • различать звуки на слух и собственном произношении;

  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

  • писать строчные и прописные буквы;

  • списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;

  • писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходятся с произношением (последние – после звуко – слогового проговаривания);

2-й уровень

  • различать звуки на слух и собственном произношении, знать буквы;

  • читать по слогам слова, соотносить их с предметными картинками;

  • слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.


Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

Урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

^ Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;

  • здоровьесберегающие;

  • игровые;

  • личностно-ориентированные;

  • нформационно-коммуникативные.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

При оценке устных ответов принимаются во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,

  • полнота ответа,

  • умение практически применять свои знания,

  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.


Содержание учебного курса: «Обучения грамоте».

Обучение чтению и развитию речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
 Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
 ^ Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).

 Основные задачи добукварного периода:

  • подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;

  • привить интерес к обучению;

  • выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
      Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
      Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
      Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
      Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учтелем образцу, по памяти, по словесной инструкции.   

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь :

  • делить предложения (из двух-трех слов) на слова

  • двусложные слова на слоги

  • выделять звуки а, у, м в начале слов

  • владеть элементарными графическими навыками.

      Букварный период. В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
      В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
      Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
      Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.


Цель: формирование навыка осознанного чтения.

Задачи первого года обучения:

  • учить учащихся соотносить звук и букву

  • учить составлять слова, предложения из разрезной азбуки

  • выработка первоначальных навыков чтения;

  • уточнение и развитие словарного запаса;

  • формирование умений строить простые предложения.

  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

Основными методами работы на данном этапе являются игра и упражнения. При этом в формировании навыков игра занимает одно из ведущих мест. Учащиеся соревнуются в составлении слов по слоговым таблицам, строят слово из «живых букв», играют в лото, соотнося картинку, показанную учителем, с написанным на большой карте словом, и т.п. Упражнения как метод обучения используются при звуковом анализе слов (деление на слоги, называние первого звука, установление места звука), при чтении слогов, слов, при подборе примеров. Учитывая сложность аналитических упражнений и быструю утомляемость первоклассников, методика рекомендует и в эти упражнения вносить элементы игры, для развития правильных представлений учащихся широко использовать наглядности.


^ Письмо и развитие речи


На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащихся к обучению письму, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование леготехнологии.

Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение письму и развитию речи в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

Цель:

  • формирование графического навыка написания букв, слогов, слов, предложений.

Задачи:

  • учить соблюдать гигиенический режим письма;

  • учить составлять слоги, слова из разрезной азбуки с последующим написанием;

  • формировать умение выполнять звуковой анализ слов;

  • развивать умение списывать текст с печатного образца

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • буквы русского алфавита

  • различать звуки на слух и в произношении;

  • соотносить звук с данной буквой

  • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

  • писать строчные и прописные буквы;

  • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

  • различать звуки на слух и собственном произношении;

  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

  • писать строчные и прописные буквы;

  • списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;

  • писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходятся с произношением (последние – после звуко – слогового проговаривания);

2-й уровень

  • различать звуки на слух и собственном произношении, знать буквы;

  • читать по слогам слова, соотносить их с предметными картинками;

  • слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

Используемые формы оценивания результатов обучения:

  • беседа

  • тестирование

  • наблюдение

  • опрос

  • лесенка достижений

Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. При оценке устных ответов принимаются во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала, полнота ответа, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.


^ Учебно - тематическое планирование.

п/п

п/п темы

Наименование разделов

и тем

Коли-чество часов

Из них

^ Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Экскурсии

^ Добукварный период (11 часов)



1

1.1

Выявление знаний и умений учащихся. Беседа на тему «Здравствуй, школа»

1













2

1.2

Беседа «Осень» , «Мы школьниками стали». Экскурсия.

1










1

3

1.3

Беседа « Учитель и ученики. Имя отчество учителя. Школьная мебель».

Семья.

1













4

1.4.

Предмет и слово. Беседа «Учебные принадлежности. Игрушки».

1













5

1.5

Предложение и. Составление предложений.

1













6

1.6

Беседа «Занятия детей». Понятие слог как часть слова.

1













7

1.7

Беседа «Огород». Деление слов на слоги.

1













8

1.8

Понятие «звук». Выделение из слова гласный звук. Гласный звук в начале слова.

1













9

1.9

Беседа « В лесу». Выделение согласного звука в начале слова.

1













10

1.10

Выделение звуков (а), (у), (м) в словах. Составление предложений.

1













11

1.11

Рассказывание и работа по содержанию русской народной сказки «Репка».

1













^ Букварный период (91 час)

12

2.1

Звук [а] и буква А,а.

Выделение звука в словах.

1













13

2.2

Звук [у] и буква У,у.

Выделение звука в словах.

1













14

2.3

Чтение слогов, работа с кассой букв. Звукобуквенный анализ.

1













15

2.4

Звук [м] и буква М,м.

Выделение звука в словах.

1














16

2.5


Составление и чтение слогов прямых и обратных слогов, работа с кассой букв. Звуко -буквенный анализ.

1













17

2.6

Звук [о] и буква О, о.

Выделение звука в словах.

1













18

2.7

Составление и чтение слогов прямых и обратных слогов, работа с кассой букв. Чтение слов из 2 слогов.

1













19

20

2.8

2.9

Звук [с] и буква С, с.

Выделение звука в словах.

2













21

2.10

Составление и чтение слогов прямых и обратных слогов, работа с кассой букв. Звуко -буквенный анализ.

1













22

2.11

Звук [х] и буква Х, х.

Выделение звука в словах.

1













23

2.12

Чтение слов со звуком х. Работа с кассой букв. Составление рассказа по картинке.

1













24

2.13

Закрепление изученных букв. Чтение слогов и предложений.

1













25


2.14


Звук [ш] и буква Ш, ш.

Выделение звука в словах. Чтение прямых и обратных слогов.

1













26

2.15

Чтение слов, слогов и предложений.

1













27

2.16

Дифференциация звуков [Ш, С].Чтение слов.

1














28

29

2.17

2.18


Звук [л] и буква Л, л.

Выделение звука в словах. Чтение прямых и обратных слогов.

2













30

31

2.19

2.20

Звук[ы] и буква ы.

2













32

33

2.21

2.22

Звук [н] и буква Н, н.

Выделение звука в словах. Чтение прямых и обратных слогов, составление слов с данной буквой.

2













34

2.23


Чтение слов, слогов и предложений, составление схем.

1













35

36

2.24

2.25

Звук [р] и буква Р, р.

Выделение звука в словах. Чтение прямых и обратных слогов, составление слов с данной буквой.

2













37


2.26


Чтение слов, слогов и предложений, составление схем

1













38

2.27

Сопоставление звуков[р-л].

1













39

2.28

Чтение слов, слогов и предложений, текстов.


1













40

2.29

Составление и чтение слов. Составление рассказа по картинке. Чтение предложений.

1













41

2.30

Повторение изученных букв. Чтение слов и предложений.

1













42

2.31

Работа с кассой букв. Составление слов и предложений.

1













43

2.32

Чтение слов, слогов и предложений

1













44

2.33

Закрепление изученных букв. Работа с кассой букв. Чтение слов и предложений.

1













45

2.34

Скоро праздник Новый год. Беседа по теме.

1













46

47

2.35

2.36

Закрепление изученных букв. Работа с кассой букв. Чтение слов и предложений.















  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» является ведущей, так как чтение это средство приобретения новых знаний для дальнейшего развития
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» разработана на основе
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconНиклесовой Оксаны Владимировны, Высшая квалификационная категория, по учебному курсу «Физическая культура» 6 класс Г. Оренбург 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа, разработана на основе нового фгос основного общего образования, по предмету «физическая культура» в мобу «сош...
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п. «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconРабочая программа по учебному курсу рассчитана, как правило, на каждый класс или параллель
Фгос ноо, примерной программы по учебному предмету и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для основного общего образования
В. Я. Коровиной (В. Я. Коровина программа курса литературы для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010...
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для основного общего образования
В. Я. Коровиной (В. Я. Коровина программа курса литературы для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы