Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе icon

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе


Скачать 66.22 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе
Размер66.22 Kb.
ТипРабочая программа


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе:

  1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

  3. Учебного плана Образовательного учреждения.

Изучение данного предмета обусловлено значительным отставанием умственно отсталых учащихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.

Занятия по данному учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные, тесно связаны с жизнью и профессионально- трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами.

^ Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч в неделю.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цель:

создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире и мире, который находится вне поля их чувствительного опыта;

  • корригировать и развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность учащихся, мышление на основе обучения способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, обогащать словарный запас учащихся и активизировать его;

  • способствовать освоению элементарных социальных навыков и формированию духовно – нравственных ценностей.

Планируемые результаты освоения курса:

Учащиеся должны знать:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

  • участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

  • связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;

  • ухаживать за одеждой и обувью;

  • поддерживать порядок в классе, дома;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила уличного движения;

  • названия и свойства изученных предметов;

  • выученные правила дорожного движения.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь

1-й уровень

  • - правильно называть изученные объекты и явления;

  • - различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

  • - различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;

  • - различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

  • - выполнять элементарные гигиенические правила;

  • - различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе

2-й уровень

  • - называть изученные объекты и явления;

  • - различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;

  • - ухаживать за комнатными растениями;

  • - различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

  • - различать изученных домашних и диких животных, рыб;

  • - различать признаки времён года;

  • - выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.

Группы учащихся по уровням обучаемости:

  • 1 группа учащихся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.Усвоение базового стандарта.

  • 2 группа, для этой группы учащихся характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.Усвоение достаточного уровня.

  • 3 группа, эти учащиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам. Усвоение по результатам индивидуальных достижений.

^ Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, экскурсия , практическая работа.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

  • - словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

  • - практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

  • - наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

  • - работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • - методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

  • - методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • - устные или письменные методы контроля;

  • - фронтальные, групповые или индивидуальные;

  • - итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • разно-уровневого и дифференцированного подхода

  • здоровье-сберегающие

  • игровые

  • личностно-ориентированные

  • информационно-коммуникативные

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • обогащение и уточнение словаря,

  • наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности,

  • чтение литературы по изучаемому материалу,

  • называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам,

  • сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей,

  • активное участие в беседе,

  • составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов (с помощью учителя),

  • описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям,

  • связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,

  • дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,

  • составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,

  • использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,

  • освоение на практике полученных знаний.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

^ Способы и формы оценки образовательных результатов

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Развитие устной речи", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.

^ Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение.



^ Содержание курса




Наименование тем

Количество часов

1.

Сезонные изменения в природе

9

2.

Овощи, фрукты, ягоды

3

3.

Улица

1

4

Деревья

1

5

Растения в природе и жизни человека

1

6.

Дорожное движение

1

7.

Посуда

1

8

Одежда

1

9

Обувь

1

10

Зимние забавы детей

1

11

Зимние праздники. Новый год

1

12

Домашние и дикие птицы

3

13

Человек и природа

2

14

Домашние и дикие животные.

2

15

Разнообразие цветов.

1

16

Насекомые.

1

17

Разнообразие животных.

1

18

Охрана здоровья.

3













Итого:

34












^ Учебный план


№ урока

№ урока по теме

Тема

Количество часов

Из них

практичес-

кие

работы

самостоятельные

работы

экскурсии

контроль-ные

работы

1

1.1

Осень. Сентябрь.

1













2

2.1

Овощи: картофель, свёкла.

1













3

2.2

Овощи: капуста, горох.

1













4

2.3

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

1













5

1.2

Октябрь. Растения на клумбе.

1













6

3.1

Улица, на которой расположена школа, дом.

1

1










7

4.1

Лиственные деревья; дуб, тополь.

1













8

5.1

Растения в природе; их значение в жизни человека.

1













9

1.3

Сезонные изменения в природе: ноябрь.

1













10

6.1

Виды транспорта. Правила дорожного движения.

1

1










11

7.1

Посуда: виды посуды. Уход за посудой.

1

1










12

1.4

«Декабрь – первый месяц зимы».

1













13

8.1

Виды одежды. Уход за одеждой.

1

1










14

9.1

Обувь и уход за ней.

1

1










15

10.1

Зимние забавы детей

1













16

11.1

Зимние праздники. Новый год.

1













17

1.5

Сезонные изменения в природе. Январь.

1













18

12.1

Зимующие птицы: синица снегирь

1













19

13.1

Человек и природа: помощь зимующим птицам.

1

1










20

12.2

Домашние птицы: курица, утка.

1













21

1.6

Сезонные изменения в природе: февральские приметы.

1













22

13.2

Труд жителей города и села зимой.

1













23

14.1

Домашние животные: коза, овца.

1













24

14.2

Дикие животные: ёж, медведь.

1













25

1.7

Март – весенний месяц.Растения и животные весной.

1













26

12.3

Перелётные птицы: грач, скворец.

1













27

1.8


Сезонные изменения: апрель. Раннецветущие растения: подснежник. Красная Книга.

1













28

15.1

Комнатные растения: традесканция, герань. Уход за растениями.

1

1










29

16.1

Насекомые: муравей, муха.

1













30

17.1

Разнообразие животного мира.

Охрана животных.

1













31

1.9

Сезонные изменения. Май.

1













32

18.1

Человек. Охрана здоровья. Глаза – органы зрения.

1













33

18.2

Органы слуха.

Органы обоняния и осязания. Уход за ними.

1

1










34

18.3

Зубы и уход за ними.

Повторение пройденного материала за год.

1

1












^ Календарно-тематическое планирование чтение


№ урока

№ урока по теме

Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии.

Дата

Коррекционная работа

Формируемые понятия ^ ФП,

Закрепляемые понятия ЗП.

Виды контроля

Словарь

I четверть




1

1.1

Осень. Сентябрь.




Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе

Знать названия осенних месяцев.

Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать интонацию для оформления высказывания

текущий

ясно облачно пасмурно

2

2.1

Овощи: картофель, свёкла.




Коррекция восприятия, вниманияна основе упражнений в распознавании

Знать название овощей.

Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

текущий

Картофель

Свекла

ботва

3

2.2

Овощи: капуста, горох.




Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Знать название овощей.

Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

текущий

кочерыжка

шинковать

стебель

стручок

4

2.3

Бахчёвые культуры: арбуз, дыня.




Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Знать названия бахчевых культур.

Уметь называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общее и отличительные свойства.

текущий

бахча

5

1.2

Октябрь. Растения на клумбе.




Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей

Знатьо сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей

текущий

октябрь

астра

ноготок

6

3.1

Улица, на которой расположена школа, дом.




Коррекция пространственной ориентировки учащихся

Уметь употреблять слова в соответствии с ситуацией, задавать вопросы.

текущий

адрес

7

4.1

Лиственные деревья; дуб, тополь.




Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Знать отличительные признаки лиственного дерева дуб, его строение.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

текущий

лиственный

8

5.1

Растения в природе; их значение в жизни человека.




Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Знать отличительные признаки лиственного дерева. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

текущий

засолка


^ II четверть

9

1.3

Сезонные изменения в природе: ноябрь.




Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека

текущий

ноябрь

зимовать

запасаться

10

6.1

Виды транспорта. Правила дорожного движения.





Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей и закономерностей

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.Знать виды наземного и водного транспорта. Знать правила дорожного движения.

текущий

транспортное средство

наземный

правила

пешеход

11

7.1

Посуда: виды посуды. Уход за посудой.





Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.Знать виды и предназначение посуды.

текущий

столовая обеденная

чайная

12

1.4

«Декабрь – первый месяц зимы».




Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека

текущий

снегопад

оттепель

гололедица

13

8.1

Виды одежды. Уход за одеждой.




Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании

Знать виды одежды и обуви

Уметь дифференцировать их

текущий

джемпер

14

9.1

Обувь и уход за ней.





Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в классификации

Знать названия сезонной обуви, её особенности.

Уметь ухаживать за обувью

текущий

войлочная обувь

15

10.1

Зимние забавы детей




Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании

Знать зимние виды игр.

Уметь задавать вопросы, составлять повествовательный рассказ по опорам.

текущий

удовлетворение мчаться

16

11.1

Зимние праздники. Новый год.




Коррекция мышления на основе упражнений в классификации

Знать отличительные признаки будней и праздников.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения

текущий

Праздник

Будни

Атрибуты праздника

^ III четверть

17

1.5

Сезонные изменения в природе. Январь.




Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в различении

Знать признаки зимы, месяцы, о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. Уметь употреблять простые и распространенные предложения, ориентироваться во времени.

текущий

январь

18

12.1

Зимующие птицы: синица снегирь




Коррекция памяти на основе упражнений в опосредованном запоминании

Знать отличительные признаки птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения

текущий

зимовать

подкормка

19

13.1

Человек и природа: помощь зимующим птицам.




Коррекция мышления на основе упражнений в классификации

Знать отличительные признаки зимующих птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения

текущий

экология

Гринпис

20

12.2

Домашние птицы: курица, утка.





Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей

Знать отличительные признаки домашних птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения

текущий

Насест, селезень

21

1.6

Сезонные изменения в природе: февральские приметы.




Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека

текущий

заносы

пурга

вьюга

22

13.2

Труд жителей города и села зимой.




Коррекция мышления на основе упражнений в классификации

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.Знать о сезонных работах человека

текущий

снегозадержание

23

14.1

Домашние животные: коза, овца.





Коррекция внимания, восприятия

Знать отличительные признаки козы.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

текущий

Травоядные

дубленка

брынза

24

14.2

Дикие животные: ёж, медведь.





Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

Знать названия диких животных, их отличительные признаки от других животных.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

текущий

Млекопитающее

агрессивный

25

1.7

Март – весенний месяц.Растения и животные весной.





Коррекция внимания, общей моторики личности

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека

текущий

Проталины

линька

26

12.3

Перелётные птицы: грач, скворец.




Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в различении

Знать отличительные признаки птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения

текущий

перелетные

^ IV четверть

27

1.8


Сезонные изменения: апрель. Раннецветущие растения: подснежник. Красная Книга.




Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей

Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать интонацию для оформления высказывания

текущий

Раннецвету-щие

Красная книга

28

15.1

Комнатные растения: традесканция, герань. Уход за растениями.




Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей анализе-синтезе

Знать названия комнатных растений

Уметьразличать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.

текущий

Традесканция

Герань

удобрение

29

16.1

Насекомые: муравей, муха.





Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании

Знать названия насекомых, их отличительные признаки от других животных.

Уметь называть и характеризовать предметы, связно высказываться по плану.

текущий

кокон

куколка

30

17.1

Разнообразие животного мира.

Охрана животных.




Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в воспроизведении

Знать отличительные признаки дикого животного

заяц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения

текущий

Заповедник

хищные травоядные

31

1.9

Сезонные изменения. Май.




Коррекция мышления на основе упражнений в классификации

Знать сезонные изменения в природе с приходом лета.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

текущий

май

32

18.1

Человек. Охрана здоровья.Глаза – органы зрения.






Коррекция образной памяти на основе упражнений в запоминании

Знать названия частей тела человека.

Уметь соблюдать правила личной гигиены.

текущий

органы чувств белок зрачок роговица

глухота

33

18.2

Органы слуха.

Органы обоняния и осязания. Уход за ними.




Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Знать названия частей тела человека.

Уметь соблюдать правила личной гигиены.

текущий

обоняние

осязание

34

18.3

Зубы и уход за ними.

Повторение пройденного материала за год.




Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении

Знать названия частей тела человека.

Уметь соблюдать правила личной гигиены.

текущий

Зубы мудрости

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» является ведущей, так как чтение это средство приобретения новых знаний для дальнейшего развития
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» разработана на основе
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconНиклесовой Оксаны Владимировны, Высшая квалификационная категория, по учебному курсу «Физическая культура» 6 класс Г. Оренбург 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа, разработана на основе нового фгос основного общего образования, по предмету «физическая культура» в мобу «сош...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п. «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconРабочая программа по учебному курсу рассчитана, как правило, на каждый класс или параллель
Фгос ноо, примерной программы по учебному предмету и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconДиректор МОБУ СОШ №76 Заместитель директора по УВР на заседании МО _______________Т.Г. Шаповаленко _______________Н.К.Гомозова _________________
Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для основного общего образования
В. Я. Коровиной (В. Я. Коровина программа курса литературы для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы