Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре icon

Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре


Скачать 64.17 Kb.
НазваниеРассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре
Размер64.17 Kb.
ТипРассказ

Приветствую, мы группа Pro et Contra. Сегодня у вас будет возможность почувствовать себя рок-звездами, вы соберете, собственную команду, напишете собственную песню и дадите интервью музыкальным журналистам. В их роли, кстати, вы тоже побываете.


Как будущие журналисты, вы должны быть готовы найти общий язык с любым коллективом и осветить любую тему. Поэтому сейчас мы проведем жеребьевку, чтобы распределить вас по группам различных стилей современной музыки.


Проходит жеребьевка по жанрам:

Джаз

Блюз

Рокенрол

Реггей

Панк

Метал


Любой уважающий себя музыкант и музыкальный журналист должен быть знаком с историей музыки. Поэтому сейчас мы к ней обратимся.


Как вы думаете, какой из этих стилей возник первым?

Каких вы знаете представителей этого стиля?

Его характерные особенности?


^ Рассказ о музыкальных жанрах.


Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете?

Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции?


Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре.


Сейчас я зачитаю вам текст песни, попробуйте определить к какому жанру она принадлежит. Предположим, это перевод с английского.


Зачитывается цитата из Гоголя.


Вы правильно определили жанр, но есть один нюанс. Дело в том, что это не просто текст метал-композиции. Это цитата из повести Гоголя «Страшная месть», написанной около 200-т лет назад!


Дело в том, что развитие музыкальных текстов соотносится и с историей литературных направлений. Часто там действуют те же правила и законы. Сейчас мы сыграем в такую игру – я буду читать вам стихотворение из русской классики, а вы пробуете угадать, песней какого жанра или поджанра оно могло бы быть. На этих жанрах мы будем останавливаться поподробнее и попробуем их охарактеризовать.


Например, зачитанная цитата из Гоголя, если ее переложить в поэтическую форму, может быть метал-текстом. И неслучайно. Романтизм, литературный жанр повести, как и его истоки – фольклор, вдохновлял многих авторов песен блек- и дет-метала.


^ Black Metal – Н.В. Гоголь, повесть «Страшная месть» (1829-1832)


В текстах создается мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами, эстетика прямо противоположна общепринятой. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии, поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую, и оккультную тематику, основные мотивы: война, смерть, нигилизм (отрицание осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов).

Позже возникли и более мягкие направления, в текстах принадлежащих к ним групп присутствуют описание природы, особенно зимы, образы из мифологии, фольклора, философии и фэнтези.

Для языка таких текстов характерны описание, повествование. Эти тексты сюжетны.


Тучи разом очистились, и <…> показался

в страшном величии всадник... <…>

Ухватил всадник страшною рукою колдуна и поднял его на воздух.

Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи.

Но уже был мертвец и глядел как мертвец.

Так страшно не глядит ни живой, ни воскресший.

Ворочал он по сторонам мертвыми глазами

и увидел поднявшихся мертвецов <…>

как две капли воды схожих лицом на него.


Бледны, бледны, один другого выше, один другого костистей,

стали они вокруг всадника, державшего в руке страшную добычу.

Еще раз засмеялся рыцарь и кинул ее в пропасть.

И все мертвецы вскочили в пропасть,

подхватили мертвеца и вонзили в него свои зубы.


Еще один, всех выше, всех страшнее, хотел подняться из земли;

но не мог, не в силах был этого сделать, так велик вырос он в земле; <…>

немного только подвинулся он, и пошло от того трясение по всей земле. <…>

<…> в безвыходной пропасти, <…> мертвецы грызут мертвеца.


<…> есть где-то близ моря гора,

из которой выхватывается пламя и текут горящие реки.

<…> старики <…> говорят: <это> хочет подняться

выросший в земле великий, великий мертвец

и трясет землю.


^ Folk-rock – «Слово о полку Игореве» (ок. 1185)

Перевод со старославянского Николая Заболоцкого, 1938-1946


Фолк, народная музыка, противопоставлена музыке популярной (коммерческой) и академической. Поджанры фолка разнообразны: фолк-рок, фолк-метал, фолк-панк. Это связано с тем, что в устном народном творчестве сложилось огромное многообразие жанров. Происхождение: фолк-рок: баллада, романс; фолк-метал: баллада, причитание, заговор; фолк-панк: частушка, шуточная песня. Тексты не менее многообразны, особенно учитывая, что в каждой народной культуре имеется своя система жанров. Например – кантри – американская народная музыка – породила определенный пласт текстов. Чаще всего фолк-тексты либо вытекают напрямую из произведений устного народного творчества, либо являются стилизацией, либо отсылают к историческим фактам. Но могут быть связаны и с фентези – жанром фантастической литературы, основанном на использовании мифологических и сказочных мотивов.


Долго длится ночь. Но засветился

Утренними зорями восток.

Уж туман над полем заклубился,

Говор галок в роще пробудился,

Соловьиный щекот приумолк.

Русичи, сомкнув щиты рядами,

К славной изготовились борьбе,

Добывая острыми мечами

Князю – славы, почестей – себе.


И бегут, заслышав о набеге,

Половцы сквозь степи и яруги,

И скрипят их старые телеги,

Голосят, как лебеди в испуге.

Игорь к Дону движется с полками,

А беда несется вслед за ним:

Птицы, поднимаясь над дубами,

Реют с криком жалобным своим.

По оврагам волки завывают,

Крик орлов доносится из мглы -

Знать, на кости русские скликают

Зверя кровожадные орлы;

Уж лиса на щит червленый брешет,

Стон и скрежет в сумраке ночном...

О Русская земля!

Уже ты за холмом.


^ Emocore – М.Ю. Лермонтов


Эмо – поджанр хардкора (тяжелой музыки), сокращение от «эмоциональный». В произведениях этого стиля используется специфический вокал - визг, стоны, шёпот, рёв. Для подобных типов вокала существуют специальные термины: гроул, скрим. Таким образом подчеркивается индивидуальный характер чувств лирического героя песни. Вокалист как бы заявляет «это мой единственный в своем роде голос, мое мировоззрение, оно уникально». Тексты песен носят очень личностный характер и передают переживания авторов, их духовные искания, реже — политический характер. Преимущественно, в текстах звучит тема одиночества, тяжелого переживания, философской рефлексии (т.е., обращения к собственному Я, переоценка своих ценностей, интересов, мотивов).


^ И СКУЧНО И ГРУСТНО


И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят - все лучшие годы!


Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно...


Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...


1840


^ Punk - В. Маяковский


Определение «стремление играть, главенствующее над умением играть» относится в равной степени как к панк-музыке, так и к текстам этого направления. Можно перефразировать: «стремление к самовыражению в поэзии, не зависящее от теоретических знаний о ней». Это совершенно не негативная тенденция, ведь она дает большую свободу как форме, так и тематике текстов песен. Панку давали такие определения как энергетический, грязный, честный. Он позволяет выразить свои мысли прямым, удобным, не метафорическим языком. Или напротив, использовать приемы, образы, сравнения, какие угодно автору. Это протест не только против теории и академичности, но даже против норм языка. Здесь нет правил, можно использовать обсценную лексику (мат), можно описать мелкую бытовую подробность, а можно и нестандартно признаться в любви. Любой объект, любая точка зрения, какая угодно лексика – вот принцип панк-текста.

ВАМ


Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?!


Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие, нажраться лучше как, —

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..


Если б он, приведенный на убой,

вдруг увидел, израненный,

как вы измазанной в котлете губой

похотливо напеваете Северянина!


Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре блядям буду

подавать ананасную воду!


1915


^ Ставится запись ПТВП


«Облако в штанах», 1914-1915


Идите!

Понедельники и вторники

окрасим кровью в праздники!

Пускай земле под ножами припомнится,

кого хотела опóшлить!

Земле,

обжиревшей, как любовница,

которую вылюбил Ротшильд!


Чтоб флаги трепались в горячке пальбы,

как у каждого порядочного праздника —

выше вздымайте, фонарные столбы,

окровавленные туши лабазников.


Изругивался,

вымаливался,

резал,

лез за кем-то

вгрызаться в бока.


На небе, красный, как марсельеза,

вздрагивал, околевая, закат.


^ Gothic metal – А.А. Блок


Готик-рок – ответвление пост-панка. Здесь преобладают мрачные темы и интеллектуальные направления, такие как романтизм (утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы), нигилизм (отрицание осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов), а также готическое направление в искусстве Нового времени (Англия, 17 век, представление о существовании чего-то возвышенного и прекрасного, непостижимом для человека, часто под этим подразумевали природу или посмертное существование, размышление о загробной жизни человека). Эстетика готики предполагает восхищение ужасным и таинственным, интерес к мистике. Иногда тексты обращаются к соответствующей литературе – готическому роману, поэзии романтизма, во многом основанной на фольклоре, особенно на различных мрачных легендах и повериях, жанру хоррора.


Я вам поведал неземное.

Я всё сковал в воздушной мгле.

В ладье — топор. В мечте — герои.

Так я причаливал к земле.


Скамья ладьи красна от крови

Моей растерзанной мечты,

Но в каждом доме, в каждом крове

Ищу отважной красоты.


Я вижу: ваши девы слепы,

У юношей безогнен взор.

Назад! Во мглу! В глухие склепы!

Вам нужен бич, а не топор!


И скоро я расстанусь с вами,

И вы увидите меня

Вон там, за дымными горами,

Летящим в облаке огня!


16 апреля 1905


^ Reggae – Игорь Северянин


Первоначально песни связаны с идеями Ямайской религии – растафарианства или растафари (согласно которой негры — богоизбранный народ, все библейские персонажи были чёрными, Вавилон — весь западный мир, а Земля Обетованная — это Эфиопия), исполнение сопровождается использованием атрибутики растафарианства (например, использованием красно-жёлто-зелёного триколора). Растафари – эклектическая религия, то есть смесь идеалов различных религий – от христианства до африканского язычества. Возможно, этот факт и повлиял на популярность этой музыки. Со временем, по мере симбиоза с различными музыкальными культурами, из реггей исчезла религиозная и геополитическая тематика, на первый план вышли мотивы места с жарким климатом (Ямайка), лета, дружественной человеку природы, гуманности, независимости и просто счастья. Характерен и мотив патриотизма, народного единства под эгидой неких светлых общечеловеческих идеалов. Имеют место и контр-примеры, когда в тексте звучат печальные, ностальгические темы. Тем не менее, чаще всего при этом подразумевается, что есть нечто противоположное, идеальное место, рай, эльдорадо.


^ В деревушке у моря


В деревушке у моря, где фокстрота не танцуют,

Где политику гонят из домов своих метлой,

Где целуют не часто, но зато когда целуют,

В поцелуях бывают всей нетронутой душой;


В деревушке у моря, где избушка небольшая

Столько чувства вмещает, где - прекрасному сродни -

В город с тайной опаской и презреньем наезжая

По делам неотложным, проклинаешь эти дни;


В деревушке у моря, где на выписку журнала

Отдают сбереженья грамотные рыбаки

И которая гневно кабаки свои изгнала,

Потому что с природой не соседят кабаки;


В деревушке у моря, утопающей весною

В незабвенной сирени, аромат чей несравним, -

Вот в такой деревушке, над отвесной крутизною,

Я живу, радый морю, гордый выбором своим!


1927


^ Jazz – Константин Бальмонт


Джаз – как музыкальная, так и речевая импровизация. Скорее всего, в таких произведениях вы встретите разговорный стиль, имитацию живой речи. Ритмика джазовых текстов подразумевает соответствие словесных и музыкальных ударений. Исторически джаз раскрывает личный взгляд автора на происходящее, некую дистанцированность от окружающего, чуждость внешнего мира и попытку его осмысления. Здесь могут встретиться бытовые подробности, реалистические описания, слово следует сразу за мыслью. Есть лирический герой и жизненная ситуация, в которой он оказался, которую неизбежно придется пережить. Он описывает ее и тем самым постигает. Обычно это монолог в настоящем времени.


В тюрьме


Мы лежим на холодном и грязном полу,

Присуждённые к вечной тюрьме.

И упорно и долго глядим в полумглу:

Ничего, ничего в этой тьме!


Только зыбкие отсветы бледных лампад

С потолка устремляются вниз.

Только длинные шаткие тени дрожат,

Протянулись - качнулись - слились.


Позабыты своими друзьями, в стране,

Где лишь варвары, звери да ночь,

Мы забыли о Солнце, Звездах, и Луне,

И никто нам не может помочь.


Нас томительно стиснули стены тюрьмы,

Нас железное давит кольцо,

И как духи чумы, как рождения тьмы,

Мы не видим друг друга в лицо!


[1904]


^ Blues – Сергей Есенин


Блюз сложился из жанров фольклора, таких как «рабочая песня», холер (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. (ring) shout), спиричуэлс (христианские песнопения в особой манере) и баллады (короткие стихотворные истории). Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого чёрного человека.

Что интересно, блюз породил такое направление как ритм-н-блюз, получившее широкое распространение в военные времена. Позже он и вовсе стал метакультурным явлением.

Невозможно представить исполнение блюза на стадионе, это камерная музыка. В отличие от джаза, блюз - это диалог. Это может быть личный биографический рассказ, но он обязательно подразумевает слушателя. Как и в музыке, в текстах имеются параллельные конструкции, вопросы и ответы, антитезы, т.е. противопоставления.

Блюзу обязательно присущи драматичность, лиричность. Это изливание души случайному попутчику, личная история, рассказ о прошлом, подытоживание. Обычно такой текст напоминает поток сознания, автор может рассказывать историю своей жизни и внезапно остановиться на незначительной детали, привлекшей его внимание, и уделить ей пол-песни. Эта деталь может стать призмой, через которую мы видим преподносимую историю в совершенно новом свете.


Он был сыном простого рабочего,

И повесть о нем очень короткая.

Только и было в нем, что волосы как ночь

Да глаза голубые, кроткие.


Отец его с утра до вечера

Гнул спину, чтоб прокормить крошку;

Но ему делать было нечего,

И были у него товарищи: Христос да кошка.


Кошка была старая, глухая,

Ни мышей, ни мух не слышала,

А Христос сидел на руках у матери

И смотрел с иконы на голубей под крышею.


Жил Мартин, и никто о нем не ведал.

Грустно стучали дни, словно дождь по железу.

И только иногда за скудным обедом

Учил его отец распевать марсельезу.


"Вырастешь, - говорил он, - поймешь...

Разгадаешь, отчего мы так нищи!"

И глухо дрожал его щербатый нож

Над черствой горбушкой насущной пищи.


<…>


Слушайте:

Больше нет воскресенья!

Тело его предали погребенью

Он лежит

На Марсовом

Поле.


А там, где осталась мать,

Где ему не бывать

Боле,

Сидит у окошка

Старая кошка,

Ловит лапой луну...


1917


Давайте теперь, будущие журналисты, проверим ваше чувство жанра. 6 поэтов взялись написать вам песни, они долго напрягали мозги и почти справились, но в последний момент у них случился коллективный творческий кризис, и они так и не смогли придумать некоторые слова. Вам предлагается за 5 минут дописать их тексты, конечно, в духе своего музыкального стиля.


^ Задание – дописать песни


Джаз


В начале нового дня - меня тянет блевать

Меня тянет блевать – в начале каждого дня

Все, что я вижу – херня! Все, что я слышу – херня!

Все, что я чувствую – та же херня опять!


Жизнь состоит из битв и тем, кто не был бит -

Все это предстоит – от жизни не сбежать

Так что, шагай – смелей, ведь ты давно убит

Кроме своих цепей нам нечего терять.


задание:


В начале нового дня - меня тянет ...

Меня тянет ... – в начале каждого дня.

Все, что я вижу – ...! Все, что я слышу – ...!

Все, что я чувствую – ... опять.


Жизнь состоит из ... и тем, кто не был бит -

Все это предстоит – от жизни не сбежать.

Так что, шагай – смелей, ведь ты давно убит.

Кроме ... нам нечего терять.


Блюз


Я брел по дороге осенним днем,

Мои ноги стонали - я одолел крутой подъем.

Это было ненастным октябрьским днем,

Когда я услышал звук, напоминающий гром.


Я оглянулся назад, и я увидел клуб пыли,

И из него три колеса, пожирающие мили.

Я оглянулся назад, мне было интересно: возьмет или нет?

Я так устал голосовать за последние сто тысяч лет...


Я в безнадеге поднял руку, и ты остановилась,

И ты спросила меня: "Куда тебе, милый?

Если на север, могу подвезти!"

Я подхватил свою гитару, улыбнулся и ответил ей, что нам по пути.


Задание


Я брел по дороге ... днем,

Мои ноги стонали - я одолел крутой подъем.

Это было ... днем,

Когда я услышал звук, напоминающий гром.


Я оглянулся назад, и я увидел клуб пыли,

И из него три колеса, пожирающие мили.

Я оглянулся назад, мне было интересно: ...

Я так устал ... за последние сто тысяч лет.


Я в безнадеге поднял руку, и ты остановилась,

И ты спросила меня: "...?

Если на север, могу подвезти!"

Я подхватил свою гитару, улыбнулся и ответил ей, что ...


Рокенрол


Я обычный парень, не лишен простоты.

Я такой же, как он, я такой же, как ты.

Я не вижу смысла говорить со мной:

Это точно то же самое, что говорить с тобой -

Я такой, как все.


У меня есть жена, и она мила.

Она знает все гораздо лучше, чем я.

Она прячет деньги в такие места,

Где я не могу найти их никогда.

Она ненавидит моих друзей

За то, что они приносят портвейн.

Когда я делаю что-то не то,

Она тотчас надевает пальто

И говорит: "Я еду к маме!"


Задание


Я ..., не лишен простоты.

Я такой же, как он, я такой же, как ты.

Я не вижу смысла говорить со мной:

Это точно то же самое, что ... -

Я такой, как все.


У меня есть жена, и она мила.

Она ... гораздо лучше, чем я.

Она прячет ... в такие места,

Где я не могу найти их никогда.

Она ненавидит моих друзей

За то, что они ....

Когда я делаю что-то не то,

Она тотчас надевает пальто

И говорит: "...!"


Реггей


Реггей, реггей, растаманский джаз

Мы любим Джа, а Джа любит нас -

Для чего нам что-то ещё -

У нас уже всё есть.


Мы не умрём, пока мы будем петь,

А мы будем петь, пока не в кайф умереть -

Джа знает, куда нам идти,

Пойдем спросим его.


Растафара жив, рок-н-ролл уже нет -

Джа купит нам пиво, траву и обед,

Реггей, реггей, реггей

И больше ничего.


Задание


Реггей, реггей, растаманский джаз,

Мы любим Джа, а Джа ...

Для чего нам ...?

У нас уже всё есть.


Мы ..., пока мы будем петь,

А мы будем петь, пока не в кайф умереть -

Джа знает, куда нам идти,

Пойдем ...


Растафара жив, рок-н-ролл уже нет -

Джа купит нам ...,

Реггей, реггей, реггей

И больше ничего.


Панк


Неважно, чего ты хочешь,

Кого ты в сортире мочишь,

А важно, что в голове весна.

Неважно кого ты любишь,

Неважно кого ты губишь,

С какого слеплен ты говна.


Нам пофиг, что три аккорда,

Нам пофиг, что биты морды,

А важно, что в голове весна.

Нам пофиг, что спето криво

Для нас и вот так красиво,

А кто не с нами - идите на!


Задание


Неважно чего ты хочешь,

Кого ты в сортире мочишь,

А важно, что в голове ...

Неважно кого ты ...,

Неважно кого ты ...,

С какого слеплен ты ...


Нам пофиг, что ... аккорда,

Нам пофиг, что биты морды,

А важно, что в голове ...

Нам пофиг, что спето ...

Для нас и вот так ...,

А кто не с нами - ...!


Метал


Мой мир погузился во мрак –

Мёртвый ландшафт и холодная мгла.

И я поневоле твой враг

И эта роль мне, поверь, не мила!


Прими предложение моё

Страсть к тебе громко во мне говорит.

Меня твой ответ не убьет,

А тебя к смерти приговорит!


Тебе я открою секрет:

В ночь Совмещенья эльфийская кровь

Должна обагрить амулет

И распахнутся двери миров.


Задание


Мой мир погузился ... –

Мёртвый ландшафт и холодная мгла.

И я поневоле ...

И эта роль мне, поверь, не мила!


Прими предложенье моё,

... громко во мне говорит.

Меня твой ответ не убьет,

А тебя к ... приговорит!


Тебе я открою секрет:

В ... ночь ... кровь

Должна обагрить амулет

И распахнутся двери миров.


Авторы песен используют те же литературные приемы, что и поэты. Мы остановимся на двух, возможно, самых интересных.


Начнем издалека и вспомним Льюиса Кэролла и его «Алису в Зазеркалье».


- Вы так хорошо объясняете слова, сэр, - сказала Алиса. - Объясните

мне, пожалуйста, что значит стихотворение под названием "Бармаглот".

- Прочитай-ка его, - ответил Шалтай. - Я могу тебе объяснить все стихи,

какие только были придуманы, и кое-что из тех, которых еще не было!

Это обнадежило Алису, и она начала:


Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки

Как мюмзики в мове.


- Что же, хватит для начала! - остановил ее Шалтай. - Здесь трудных

слов достаточно! Значит, так: "_варкалось_" - это четыре часа пополудни,

когда пора уже варить обед.

- Понятно, - сказала Алиса, - а "_хливкие_"?

- "_Хливкие_" - это хлипкие и ловкие. "Хлипкие" значит то же, что и

"хилые". Понимаешь, это слово как бумажник. Раскроешь, а там два

отделения! Так и тут - это слово раскладывается на два! (*50)

- Да, теперь мне ясно, - заметила задумчиво Алиса. - А "_шорьки_" кто

такие?

- Это помесь хорька, ящерицы и штопора!

- Забавный, должно быть, у них вид!

- Да, с ними не соскучишься! - согласился Шалтай. - А гнезда они вьют в

тени солнечных часов. А едят они сыр.

- А что такое "_пырялись_"?

- Прыгали, ныряли, вертелись!

- А "_нава_", - сказала Алиса, удивляясь собственной сообразительности,

- это трава под солнечными часами, верно?

- Ну да, конечно! Она называется "нава", потому что простирается

немножко направо... немножко налево...

- И немножко назад! - радостно закончила Алиса (*51).

- Совершенно верно! Ну, а "_хрюкотали_" это хрюкали и хохотали... или,

может, летали, не знаю. А "_зелюки_" это зеленые индюки! Вот тебе еще один

бумажник!

- А "_мюмзики_" - это тоже такие зверьки? - спросила Алиса. - Боюсь, я

вас очень затрудняю.

- Нет, это птицы! Бедные! Перья у них растрепаны и торчат во все

стороны, будто веник... Ну а насчет "_мовы_" я и сам сомневаюсь. По-моему,

это значит "далеко от дома". Смысл тот, что они потерялись.


В литературоведении есть такое понятие, появившееся в Серебряном веке, как за́умь, зау́мный язык — литературный приём, заключающийся в отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими. Заумь не отказ от смысла: механизм автору может наделить искусственные слова смыслом, интуитивно понятным читателю. Четко выразить этот смысл трудно, а часто и вовсе невозможно. Смысл в том, что интуитивное начало здесь доминирует над рациональным.


Алексей Крученых, поэт-футурист, один из изобретателей заумного языка писал в «Декларации заумного слова»: «К заумному языку прибегают:

а) когда образы не вполне определились;

в) когда не хотят назвать предмет, а намекнуть;

с) когда теряют рассудок;

d) когда не нуждаются в нем (религиозный экстаз, любовь)»


Примеры стихотворений русских футуристов:


Муломнг улва
Глумов кул
Амул ягул

— Александр Туфанов. «Глухонемой»

Сиинь соон сиий селле соонг се
Сиинг сеельф сиик сигналь сеель синь
 

— Александр Туфанов. «Весна»


Счтрп трг ждвр

Смк чпр вчнц, -

— Крученых. «Хулиганы»


Заумный язык не обязательно изобретать. В его роли для слушателя может выступать любой неизвестный ему иностранный язык.


Есть такая байка: одну, допустим, румынскую актрису на выступлении в Америке попросили прочитать стихотворение. Все были поражены исполнением до слез. «Что это за произведение?» - спросили ее. Оказалось, актриса просто считала до 10ти на родном языке.


Новое слово можно создать, случайным образом сочетая звуки языка, а можно склеивать существующие слова, так чтобы получился неологизм (новое слово) или окказионализм (авторский неологизм, созданный в определенном контексте с целью художественного приема или языковой игры).


Созданием и употреблением таких слов знаменит Владимир Маяковский. Примеры:

Медногорлый

Бесконечночасый

Стихачество

Пианинить

Легендарь

Гросбухнем

Бродвеище

Молоткастый

Декабрый

Фырк


Эти слова можно определенным образом «перевести»:


Медногорлый - обладатель громкого, трубного голоса

Бесконечночасный – долгий, муторный

Стихачество - рифмоплётство

Пианинить – играть напоказ, корчить из себя крутого пианиста

Легендарь - почитатель старины, консерватор

Молоткастый – отсылка к гербу Советского союза – серпу и молоту, т.е. относящийся к СССР, имеющий его герб

Гросбухнем - "гроссбух" - канцелярская книга, т.е. напишем некую официальную бумагу, занесем в протокол

Бродвеище – Бродвей – главная улица Нью-Йорка. Это гипербола, преувеличение. Речь может идти и о другой улице.

Декабрый – холодный, хмурый

Фырк - авторское звукоподражание, выражающее бессловесное пренебрежение


А как вы думаете, кому принадлежат следующие окказионализмы:


«Вот и свершилось большое прожорище
Праздничный шёпот в мышиной норе».


«Давай, <...>, гармонист, / Трещи свои трещи!/ Небось свои небеса!»;


«Дрожащее стекАло осенней воды»;


«Ух/ Подебили вы меня / омурачили»;


«Прохожие кашли / Позёвые чки <...>/ Лишь я одни бредил руками. / И то по кривычке».


Это стихи Егора Летова, солиста и автора песен панк-рок группы «Гражданская оборона».


Существует мнение критиков и историков литературы, что функция поэзии («поэт в России больше, чем поэт»: формирование гражданского самосознания, хранение и передача культурных ценностей) в русской культуре перешла от поэзии как таковой к музыке, песенным текстам. Летов – тому пример. Его лирику можно охарактеризовать как нео-футуризм.


Слово в поэзии Летова «помнит» свою историю, случаи своего употребления; стихотворение создается мозаичной компиляцией готовых речевых форм. Найдите аллюзии:

«Родина видит / Родина знает / Кому на этом свете жить хорошо»;

«Я играю в бисер перед стаей свиней» (Герман Гессе "Игра в бисер").


Существуют и синтаксические поэтические неологизмы:


«А рыжую кошку смотрело в подвал // Должно быть должно быть //

Ей виделись там земноводные вещи // И рыжая кошка тянула в подвал //

А я всё звенел и звенел телефоном // Какая досада — нога затекла //

Протерся рукав прохудился на локте // И чай — такой жидкий».

Первая строка стихотворения Егора Летова «А рыжую кошку смотрело в подвал» демонстрирует смысловые потенции преобразования личного глагола «смотреть» в безличный. Рыжую кошку непреодолимо тянуло смотреть в подвал; рыжая кошка невольно смотрела в подвал; подвал притягивал рыжую кошку, поэтому она туда смотрела; подвал привлекателен для рыжей кошки настолько, что заставляет ее смотреть туда.


Скажите, что такое припев?


Исторически это рефрен, т.е. повтор какой либо части поэтического произведения. В ней может быть, например, сформулирована основная идея произведения, или того требует выбранная автором поэтическая форма. Но в современном искусстве он носит еще и популяристскую, рекламную функцию.


В современном маркетинге есть такое понятие как вирусный маркетинг - метод распространения рекламы, характеризующихся распространением в прогрессии близкой к геометрической, где главным распространителем информации являются сами получатели информации, путем формирования содержания, способного привлечь новых получателей информации за счет яркой, творческой, необычной идеи или с использованием естественного или доверительного послания.


Этим понятием руководствуются и авторы музыкальных текстов – чтобы привлечь внимание к творчеству группы, чтобы песню «заело», и слушатели обменивались ею друг с другом.


Припев такого плана должен быть коротким, ёмким, неожиданным, запоминающимся и при этом понятным каждому.


Примеры (можете привести и свои):


Joy Division – Love, love will tear us apart, again


Группа прославилась одной песней – «Любовь порвет вас в клочья». Зато эта песня является рекордсменом по количеству кавер-версий.


Сплин – Мое сердце остановилось, мое сердце замерло


AC/DC – Highway to Hell, I’m on a highway to Hell.


Гражданская оборона – Все идет по плану


Ляпис Трубецкой – Оё, ия иё, батарейка.


Кстати, особый случай – когда припев состоит и вовсе из одного слова. Всем известны такие песни как:


Rammstein – Mutter


Beatles – Girl


Ляпис Трубецкой – Капитал


Музыка в припеве должна отличаться плотной ритм-секцией, яркой запоминающейся вокальной партией. БОльшую роль играет ритм-гитара. А соло-гитара по функции приравнивается к вокалу, они могут исполнять одинаковые партии, но в разное время, так как дублируя вокал, соло-гитара подчеркивает его эмоциональность + помогает запомнить мелодию.


Задание: попробуйте за 5 минут сочинить потенциальный припев песни своего жанра.


Мы уже коснулись темы пиара с помощью припева. Но еще большую роль играет, конечно, название вашей группы.


Примеры:


Гр.Об.

5`nizza

ДДТ – дихлофос, метафора, отсылка к травле

Purgen – purg – красная кнопка запуска ракет, пурген – слабительное. «Дадим вам просраться»

Скинь Кеды (украина) – надень берцы

7б (название статьи, по которой можно от армии откосить, диагноз: легкая форма шизофрении

Megadeth – 1000 смертей – выражение, пришедшее из журналистики. Треш-метал.

AC/DC - маркировка тока, переменный ток/постоянный ток

"Арт-отстрел" - жанр, как образовано название (панк/альтернатива, в любом случае, авангард, образовано от «арт-обстрел» (точечный обстрел)). Было «артиллерийский», стало «арт».


Гипотетические:


S!LENT!UM! (определите жанр музыки, объясните свой выбор, к чему отсылает название?)

The Щи (She)


Важно, как именно записывается название. Оно должно быть узнаваемым, нести функцию логотипа.


«Слово – картинка» так называется книга («Word as Image») дизайнера Ji Lee. На пару с экс креативным директором Google Creative Labs дизайнер и автор Ji Lee показывают, как возможно трансформировать слово в картинку, задействовав только графическую структуру букв.


ВИДЕО


Задание: придумайте название для своей группы (3 мин.)


Музыка – великое искусство. Поэтому сформировался самостоятельный раздел журналистики – музыкальная журналистика.


^ Музыка́льная журнали́стика (англ. Music journalism) — это прежде всего аналитика и критические изыскания, проводник в мир искусств, а не светская хроника и обзоры новинок. Но как жанр это направление журналистики во всем мире деградирует и фактически гламуризовано. Даже на радио, где помимо набора профессий — ведущий, диджей, продюсер, — формально есть и музкритик. В наше время такого рода критика — удел энтузиастов, хотя и считается одной из актуальных и общественно востребованных в современной культуре. Американский журналист Фрэнк Заппа утверждал:

«Писать о музыке - всё равно, что танцевать под архитектуру!»

Он же описал т. н. рок-журналистов как «людей, которые не умеют писать, берущие интервью у людей, которые не умеют говорить для людей, которые не умеют читать».


Примеры плохих вопросов:


- Какой ваш любимый цвет?


- Когда выйдет следующий альбом?


- Какие у вас музыкальные инструменты?


- В каком жанре вы играете?


Примеры хороших вопросов:


- Как образовалась ваша группа?


- Как вы думаете, почему сейчас в России многие известные группы отказались от стадионных концертов и выступают в небольших клубах?


Задание: возьмите друг у друга интервью.


Похожие:

Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре iconРассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре
Приветствую, мы группа Pro et Contra. Сегодня у вас будет возможность почувствовать себя рок-звездами, вы соберете, собственную команду,...
Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре iconРассказ о гитаре Газарян С. С
Рассказ об одном из самых популярных струнных щипковых музыкальных инструментов — гитаре
Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре iconНазвание Гильотина
Состав просуществовал до лета 1990 года, затем группу покидает ритм-секция (бас/уд.)
Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре iconОрехов Дмитрий Игоревич (Беларусь, Витебск 2012г) Жанр фантастика Все персонажи рассказ
Данный рассказ быстро не получится. Читать придется вдумчиво, обращая внимание на малейшие детали т к. многие из них несут определенную...
Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре iconДжоди Линн Пиколт Последнее правило книга рассказ
Этот рассказ — первое задание по английскому
Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре iconРассказ о нашем будущем без книг и любви к чтению
Все откладываем и откладываем. А что если попробовать представить себе, что будет, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведет...
Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре iconПролог
Как рассказ попал в популярное? Аффтор переспал с парой модераторов : ddd но потом рассказ скатилсо на второе место *черт плохо спал...
Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре iconРассказ действительно написан и до конца этой недели будет доступен для чтения
Здравствуйте, дорогие читатели. Поздравляю вас с первым апреля! Но не обижайтесь, новый рассказ действительно написан и до конца...
Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре iconБиография Райна Пике
Братья и Райан дружат с детства. Вот почему Райан присоединился к Крюгер, как только они решили создать группу. В отличии от братьев...
Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре icon| Печать |
Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ
Рассказ о музыкальных жанрах. Вы решили собрать группу, кого вы туда возьмете? Сколько будет гитаристов, какие у них будут функции? Рассказ о соло-, ритм- и бас-гитаре iconРассказ "Карма", написанный Толстым в 1894 г был в том же год опубликован в журнале "Северный вестник" (1894, n 12). Однако в 1895 году рассказ решением Московского губернского цензурного комитета был запрещен к изданию отдельной брошюрой

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы