Развитие одаренности в раннем возрасте icon

Развитие одаренности в раннем возрасте


Скачать 23.94 Kb.
НазваниеРазвитие одаренности в раннем возрасте
Размер23.94 Kb.
ТипДокументы


Развитие одаренности в раннем возрасте


Мощалкова Валентина Викторовна

Педагог-психолог отдела поддержки демографических и образовательных процессов в семье и оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам ГАОУ ДПО «КГИМО».


Сенина Юлия Алексеевна

Директор центра организационного развития и новых проектов ГАОУ ДПО «КГИМО»


«Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: "Нет". Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленным и добрым».

М. Ибука


Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность.

В исследованиях возрастной психологии указывается, что младенческий и ранний возраст – это периоды, в которые закладываются максимальный объем информации, формируются основы для успешного освоения знаний, умений и навыков следующих возрастных периодов. Поэтому важно, чтобы ребенок не был стеснен в своем развитии и получал радость от полноты и своевременности приложения своих сил.

Согласно «Рабочей концепции одаренности Минобразования РФ»: ведущие специалисты по одаренности сходятся во мнении, что выражения “одаренные ученики”, “выдающиеся дети” – весьма условные. Этими терминами (применительно к умственной сфере школьников) обозначают детей с необычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Но поскольку речь идет о детях, все эти характеристики имеют значение только чего-то предварительного: проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития, остаться не реализованными [1]. С понятиями «способности», «одаренность» не должно связываться представление о готовом даре природы: задатки – только предпосылка, одно из условий развития психических свойств. Формирование, рост способностей – это обязательно приобщение к занятиям, к богатствам культуры, это труд ребенка, его настойчивость, увлеченность делом. Поэтому важно не столько обеспечить целенаправленные учебные воздействия в отношении ребенка, сколько способствовать созданию вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды. Очевидно, что «предоставить» ребенку такую среду необходимо уже в самом раннем возрасте.

Многие психологи и педагоги, полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Объясняя это тем, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка, и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет. Родители, опираясь на эту информацию, сознательно следуют принципу "оставить в покое". Затем, эти же родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

М. Ибука отмечал, что согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 - 80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? [5] Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес пишет, что повышенная умственная активность – характернейшая черта детства – выражает потребность ребенка в умственных впечатлениях и умственных усилиях. В них нуждается развивающийся мозг. Возрастные особенности психики ребенка имеют первостепенное значение для становления способностей. Начальные годы жизни отличают легкость и вместе с тем прочность формирования многих навыков и умений. Детям свойственны готовность усваивать, чуткость к образным впечатлениям, подвижность воображения, любознательность. В психологии накапливаются данные о возрастной чувствительности, т.е. той особой отзывчивости на окружающее, которая по-своему характеризует каждый детский возраст [4].

По мере продвижения по возрастным ступеням возникают и сменяют друг друга так называемые сензитивные периоды. В эти возрастные периоды обнаруживаются особенно благоприятные предпосылки для развития психики в тех или других направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают [3].

Г. Доман в своих трудах показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают [2].

В. С. Юркевич в книге «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность», описывая сензитивные периоды развития способностей, рассматривает пример с музыкальными способностями, имеющими наиболее ранний сензитивный период – до трех лет. Именно в этот период они интенсивно развиваются. После трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку.

Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Опыт показывает, что до 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного [7].

Наиболее полно и подробно сензитивные периоды описаны у знаменитого итальянского педагога М. Монтессори и ее последователей [6]. Отметим основную мысль М. Монтессори, которую, по ее мнению, необходи­мо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем. 

Когда речь заходит о раннем развитии, возникает вопрос о том, кто же должен его обеспечить? Многие авторы полагают, что главная роль в этом процессе отводится семье. Важно, чтобы родители много общались, пели, читали, разговаривали с детьми с самого их рождения. Развитию детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби».

Не следует перегружать детский мозг информацией, к которой ребенок не проявляет интереса самостоятельно. Однако при выказывании ребенком любого интереса к тому или иному вопросу, следует качественно и глубоко рассказать ему о той теме, которая его заинтересовала.

Никто кроме родителей не знает лучше своего ребенка и его потенциальный талант направить в нужное русло способны только они. Для этого важно познакомить родителей с существующими развивающими методиками. В школах молодой мамы, в развивающих группах, в детских садах мы рекомендуем проводить занятия для родителей, включающие информацию о возрастных особенностях развития ребенка, о благоприятных периодах для развития различных способностей, о функциях и развивающем потенциале игры и детских игрушек. Полезно также делать обзор современных методик раннего развития, пособий, обсуждать их плюсы и минусы, опыт применения.

Предлагаем использовать в работе с родителями в дошкольных учреждениях, а также в начальной школе памятку, данную в приложении.

Закончить статью хотелось бы мыслью о том, что важность раннего развития не должна сводиться к ранней интеллектуализации. Она состоит в том, чтобы предоставить ребенку необходимый материал, удовлетворяющий его потребностям развития, создать благополучную, гармоничную развивающую среду. Это на наш взгляд будет способствовать высокому уровню реализации способностей и возможностей ребенка, развитию потенциальной одаренности гармоничного типа, когда высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем физического, интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.


Литература

  1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский; под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: 1998.

  2. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка / Г. Доман; пер. с англ. - М.: Аквариум, 1996.

  3. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. М.: Воронеж, 1997.

  4. Лейтес, Н.С. Ранние проявления одаренности / Н.С. Лейтес / Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - с. 98 – 107.

  5. Ибука, М. После трех уже поздно / М. Ибука; пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.

  6. Сороков, Д.Г. Что такое сензитивные периоды в развитии детей? / М. Монтессори; Помоги мне сделать это самому. - М.: Карапуз, 2005.

  7. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996.


Приложение

Памятка для родителей, как распознать и поддержать ребенка с

признаками одаренности.

  1. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

  2. Изучите индивидуальные особенности каждого возрастного этапа и благоприятные периоды для развития различных способностей.

  3. Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.

  4. Во взаимодействии с ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.

  5. Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.

  6. Создайте доступные для вашего ребёнка проблемные ситуации и творческие задачи.

  7. В ваших совместных беседах используйте как можно больше понятий, объясняя их содержание. Не бойтесь вводить новые слова в ваш «разговор».

  8. Занимайтесь с ним художественной деятельностью (лепкой, рисованием, изготовлением поделок из различных материалов и т.д.). Не ограничивайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, материала, способов рисования, цветов красок и т. д.

  9. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

  10. Избегайте длинных объяснений или бесед. Часто дети сами приходят к тому же, что мы перед этим пытались им посоветовать! Но им надо самим принять решение – это их путь к самостоятельности. Очень важно давать детям такую возможность, хотя это, конечно, труднее, чем дать совет.

  11. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

  12. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Но не забывайте - ребенок всегда должен знать, что вы его любите и поддерживаете. Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

  13. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений. Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

  14. Не ограждайте одаренного ребенка от дел, в которых он не очень успешен, так как нередко дети, блиставшие в раннем детстве, в старших классах проигрывают менее одаренным сверстникам, которые привыкли преодолевать трудности, ежедневно сталкиваясь с ними в процессе учебы. Не умея справляться с эмоциональными последствиями учебных неудач, вчерашние вундеркинды часто воспринимают их как настоящий жизненный крах.

  15. Нельзя нещадно эксплуатировать чудо-ребенка, заставляя его участвовать в бесконечных показах, выставках, конкурсах, фестивалях. Юному таланту, конечно, полезно сравнить свои успехи с достижениями себе подобных, но важно, чтобы детский конкурс не превращался в арену амбиций родителей и педагогов. Ничто не сказывается на детских талантах столь губительно, как физическое и эмоциональное напряжение, без которого не обходится ни одно подобное мероприятие.




 М. Ибука – президент фирмы "Сони", автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциации раннего развития и организации "Обучение талантов")

 Г.Доман — американский врач-нейрофизиолог, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей.




Похожие:

Развитие одаренности в раннем возрасте iconРазвитие одаренности в раннем возрасте
Педагог-психолог отдела поддержки демографических и образовательных процессов в семье и оказания экстренной психологической помощи...
Развитие одаренности в раннем возрасте iconВопросы «Социально-психологическое развитие личности в раннем юношеском возрасте»

Развитие одаренности в раннем возрасте iconЛекция №10 анатомо – физиолог ические особенности костно-мышечной системы
В связи с этим кости мягкие, эластичные и легко деформируются. Упругость костей в детском возрасте обусловливает их меньшую ломкость...
Развитие одаренности в раннем возрасте iconМаргарет с. Малер. Теория процессов сепарации и индивидуации в раннем возрасте
В своих работах Малер занимается прежде всего психотическим ребенком (явлением, известным также под названием детского аутизма)
Развитие одаренности в раннем возрасте icon1. Уголок книги
Воспитание благоговейного отношения к книге начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку,...
Развитие одаренности в раннем возрасте icon1. Уголок книги
Воспитание благоговейного отношения к книге начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку,...
Развитие одаренности в раннем возрасте iconТема: «Развитие творческого мышления или брейнбилдинг, для тех, кто ценит ум»
Школы одаренных детей «уникум». Данное событие продолжает годовую программу семинаров по развитию одаренности школьников Горноуральского...
Развитие одаренности в раннем возрасте iconДа, воспитание в однополой семье, судя по всему, действительно не приведёт к серьёзной психической травме в раннем возрасте ребёнка, за исключением педофилии в таких семьях
Или, например, знание того, что даже в животном мире у 450 видов животных наблюдаются гомосексуальные контакты, с дальнейшим связыванием...
Развитие одаренности в раннем возрасте iconМузыкантов, сильно повлиявших на становление и развитие музыки стилей и и умерших в возрасте 27 лет, иногда при странно сложившихся обстоятельства
Клуб 27 объединённое название музыкантов, сильно повлиявших на становление и развитие музыки стилей рок и блюз и умерших в возрасте...
Развитие одаренности в раннем возрасте icon10. Развитие персонала 10. 1 Управление социальным развитием Социальное развитие
Социальное развитие – совокупность мероприятий, приводящих в действие человеческую активность, это развитие потребностей, интересов,...
Развитие одаренности в раннем возрасте iconОдинокий ребенок: чем помочь?
Это настоящая трагедия, так как, в каком бы возрасте это ни произошло и каким бы хорошим ни был детский дом, это не проходит для...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы