Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва icon

Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва


Скачать 28.35 Kb.
НазваниеШрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва
Размер28.35 Kb.
ТипДокументы

Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж

БАЛАДЕВА-ТАТТВА

2003.08.12, Вриндаван, Индия


Шрила Гурудев велел мне сказать несколько слов о Баладева-таттве. Приняв на свою голову пыль с лотосных стоп Шрилы Гурудева, я попытаюсь рассказать, как ачарьи нашей гуру-варги прославляли Баладева Прабху.


Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами написал:

радха-кришна аичхе сада эка-и сварупа

лила-раса асвадите дхаре дуи-рупа

(Чайтанья Чаритамрита, Ади 4.98)


У Радхи и Кришны одна общая сварупа. Для того, чтобы испытывать вкус игр, Господь проявил себя в этих двух формах. Подобно тому, как Радха и Кришна не отличны друг от друга, Баладев Прабху также не отличен от Кришны. Кришна стал Баладевом Прабху, чтобы испытать множество различных экстатических настроений любви.


кешава! дхрита-халадхара-рупа! джая джагадиша! харе.

(Джаядев Госвами, «Гита Говинда», Даша-аватара-стотра, стих 8)


Кешава — это Кришна, Враджендра-нандан Шьямасундар, Гопинатха, Радха-рамана, Радха-канта, который стал Баладевом Прабху. Форма Шри Кришны во Вриндаване — изначальная, она называется сваям-рупа. У неё есть также проявления, именуемые сваям-пракаш. Эти проявления, сваям-пракаш, бывают двух типов: прабхава-пракаш и вайбхава-пракаш. Когда Кришна танцует в раса-лиле, находясь рядом с Шримати Радхикой, он — сваям-рупа. А тот Кришна, что танцует со многими другими гопи, — сваям-пракаш.


Когда Кришна проявляется во множестве форм, не отличных от него самого внешне и по настроению, эти формы называются сваям-пракаш в аспекте прабхава-пракаш. Но когда Кришна проявляет форму с несколько иными цветом тела и настроением, эта форма носит название сваям-пракаш в аспекте вайбхава-пракаш. Это и есть Баладев Прабху.


Вайбхава-пракаш Кришны не отличен от самого Кришны, но в нём присутствуют определённые особенности в отношении цвета тела и настроения. У Кришны тело цвета шьям, а у Баладевы Прабху — светлое. В настроении Кришны доминирует севья-абхиман, он — вишая-виграха. Но Баладев Прабху имеет севака-абхиман по отношению к Шри Кришне. Он желает служить Кришне всеми возможными способами. Если мы рассмотрим настроение Баладева Прабху более углублённо, мы увидим, что его настроение — санкула-рати.


Существуют различные виды рати, или стхайибхавы. Они также носят название шри-кришна-вишайини-рати, что значит Шри Кришна — объект рати. Это: шанта-рати, дасья-рати, сакхья-рати, ватсалья-рати и мадхурья-рати. Рати бывает следующих типов: мукхья-рати, гауна-рати, парартха-рати, свартха-рати. Один из типов называется санкула-рати. Санкула-рати означает, что несколько видов мукхья-рати проявлены одновременно. Стхайибхава Баладева Прабху — это санкула-рати, поскольку в его сердце проявлены одновременно настроения дасьи, сакхьи и ватсальи, ведь он – старший брат Кришны.


Баладев Прабху проявляется во множестве обликов, чтобы служить Кришне различными способами. Во Врадже он — Рохини-нандан Баладев (сын Рохини), а в Матхуре и Двараке он — Санкаршана, то есть Васудев-нандан или Деваки-нандан Баладев (сын Васудева и Деваки). Там его ещё называют Мула-Санкаршана, и из него исходит Маха-Санкаршана; из Маха-Санкаршаны исходит Маха-Вишну, а из Маха-Вишну исходит Шеша. Всеми этими различными путями Баладев Прабху совершает служение.


Он так жаждет служить, что в шанта-расе принимает форму дхамы вместе со всевозможными атрибутами всей шешайи-таттвы в различных регионах: во Врадже, Матхуре, Двараке и на Вайкунтхе. Он служит в дасья-расе, сакхья-расе, ватсалья-расе и даже в мадхурья-расе — в форме Ананги Манджари. Баладев Прабху так стремится служить Кришне различными путями, что даже принимает форму всевозможных параферналий и украшений Кришны. В форме сережёк в ушах Кришны он нежно целует щёки Кришны. Его стремлению служить нет предела.


Баладев Прабху совершает множество игр, но одну из его игр очень и очень трудно понять. Что это за игра? Когда Кришна уехал из Вриндавана и находился в Двараке, Баладев Прабху приехал из Двараки во Врадж, чтобы утешить враджаваси, которые страдали от боли разлуки с Кришной. В то время Баладев Прабху отправился к Рама Гхату, где проводил раса-лилу.


Шрила Гурудев велел мне объяснить причины, по которым Он это сделал. Я попытаюсь сказать что-то на основе того, что я слышал из лотосных уст Шрилы Гурудева. Кроме того, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада написал обширный комментарий на этот предмет в своем комментарии на «Чайтанья-бхагавату».

 

Джаядев Госвами прославляет Баладева Прабху:


вахаси вапуши вишаде васанам джаладабхам

хала-хати-бхити-милита-ямунабхам

кешава! дхрита-халадхара-рупа! джая джагадиша! харе


О Кешава! О Господь, принявший образ Баладева! О Джагадиша! О сокрушитель гордыни нечестивцев! Слава тебе! Твоё тело ослепительно белое, а одежды цвета грозовой тучи. Своим прекрасным тёмным цветом они напоминают воды Ямуны, испугавшейся могучих ударов твоего плуга.

(Джаядев Госвами, «Гита Говинда», Даша-аватара-стотра, стих 8)

 

Когда Баладев Прабху совершал раса-лилу во Врадже, он позвал реку Ямуну, чтобы гопи могли войти в её воду, но она не пришла. Баладев Прабху рассердился и, взяв свой плуг, начал тащить её к себе. Из-за этого в месте под названием Рама Гхат образовался сильный изгиб реки Ямуны. Шрила Гурудев в своем комментарии на «Гита Говинду» объясняет, что в этой лиле Баладев Прабху выступает в настроении дхира-лалита-наяка. Это настроение объясняется в «Бхакти-расамрита-синдху» так:


видагдхо нава-таруньях парихаса-вишарадах

нишчинто дхира-лалитах сьят праях преяси-васах

(Бхакти-расамрита-синдху, 2.1.230)


Баладев Прабху в первую очередь сьят праях преяси-васах, покоряется любви своих возлюбленных.

Господь Рамачандра терпеливо выносил разлуку и великие трудности, которые выпали на Его долю и долю Его возлюбленной Ситы, потому что Он был в настроении дхиродатта-наяка.


Но на раса-лиле Баладев Прабху был в настроении дхира-лалита-наяка. Он заботился о гопи, и ему было больно видеть даже малейшую усталость у них. Прославляя Баладева Прабху, Джаядев Госвами написал, что Баладев Прабху захотел, чтобы Ямуна сама принесла свои воды в это место, чтобы девушки могли освежится и отдохнуть. Ему было невыносимо видеть даже капельки пота на лбах гопи.


* * *


Зачем Баладев Прабху совершил эту раса-лилу? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати объяснил, кто были те гопи, с которыми танцевал Баладев Прабху. Эта тема весьма сложная для понимания. Сейчас я постараюсь представить все вичары, различные точки зрения на обсуждаемый предмет, а в конце представить вишеша-вичар, заключение Шрилы Гурудева.


Шрила Бхактисиддханта Сарасвати объяснил, что во время Шанкхачуда-бадха-лилы на Говардхане происходила холи-лила. Некоторые гопи тогда стояли поодаль и смотрели на Баладева Прабху. Кришна обратил внимание Баладева Прабху на них, поясняя своим взглядом, что те гопи питали к Баладеву особую привязанность. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати отметил, что Баладев Прабху танцевал в раса-лиле как раз с теми гопи, которые тогда издали смотрели на него. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати дал также иное толкование. Когда Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру, во Врадже было много гопи, которые были слишком юны, и потому не смогли принять участие в раса-лиле с Кришной. Поэтому позднее, когда Баладев Прабху приехал во Вриндаван, он танцевал с ними в раса-лиле, исполнив их давнишнее желание.


Эти объяснения Шрила Бхактисиддханта Сарасвати дал обычным людям, тем, кто не имеет представления о раса-таттве. Они не знают, что такое раса-лила, а также как и зачем Баладев Прабху проводил её с гопи Кришны. Зачем же Баладев Прабху проводил раса-лилу с гопи Кришны? Это было его служение.


В этом мире пракрита-наяка и найика, обычные юноша и девушка, встречаются ради собственного счастья и удовольствия. Но кто такой Баладев Прабху? Он — сам Кришна. Он — абхинна-пракаш, неотличен от Кришны, но Баладев обладает севака-абхиманом: он считает себя слугой Кришны. Он целиком состоит из севака-абхимана. Что бы он ни делал, это только ради счастья Кришны. Поэтому не следует думать, что Баладев Прабху совершал раса-лилу с гопи для собственного удовольствия и что у него есть какая-либо склонность к собственному наслаждению, бхога-вритти. Его танец с гопи был служением Кришне, он стремился утешить гопи в их разлуке с Кришной.


Есть ещё одно соображение на этот счет, ещё один вишеша-вичар, объяснение. Когда на Земле мужчины и женщины наслаждаются близостью друг с другом из-за своих похотливых желаний (которые принесут им лишь страдания в будущем) — это грех, из-за которого им придётся отправиться в ад. Однако обитатели райской планеты Сварги, мужчины и женщины, свободно встречаются друг с другом для чувственных наслаждений, не совершая при этом никакого греха. Почему? Потому что у них нет грубых тел. Те, у кого есть грубое тело, имея интимные отношения с разными партнерами, неизбежно будут вовлечены в грех. Но на Сварге нет никаких запретов, поскольку у людей там иной тип тела. Итак, если на Сварге в этом нет никакого греха, то что говорить о более высоких планетных системах: Махарлоке, Джаналоке, Тапалоке и Сатьялоке? Что говорить о ещё более высоких сферах: Айодхье, Двараке, Матхуре? А тем более – Врадж! Не может быть и речи о какой-то «нечистоте» или «опьянении», когда Баладев Прабху встречается с гопи Кришны.


Шрила Джива Госвами дал особое объяснение этой теме. Он объяснил, что существует три типа премы:

(1) вивека-шунья-према, (2) вишрамбха-према и (3) уткантха-майи-према.


Вивека-шунья-према означает любовь тех, кто не имеет способности различать. Такой вид премы у коров и деревьев Вриндавана. Когда Кришна уехал в Матхуру, коровы и деревья не имели представления, на какой срок и куда он отправляется. Они не знали, какой это был день недели, и не понимали, как давно они не видят Кришну – один, два или три месяца, а может, уже прошло пять лет? Они не способны различать. Когда Кришна был во Вриндаване, деревья не могли видеть его каждый день. В один день Кришна шёл пасти коров в Талаван, в другой — в Камьяван, во Вриндаван, или в Бхандираван. Деревья видели Кришну от случая к случаю. Те, кто не имеет способности различать, не знают, где сейчас Кришна, и увидят ли они его вновь. Они могут скучать в разлуке, но не так уж сильно.


Следующий тип премывишрамбха-према. Она – в сердцах тех, кто находится в сакхья-расе. Сакхи, друзья Кришны, чувствуют очень сильную разлуку с Кришной, и в разлуке они видят спхурти, випраламбха-виспхурти, когда они видят Кришну. И сакха будет удовлетворён этим спхурти (видением): «О, Кришна здесь! Сегодня он с нами на пастбище». Это спхурти приносит ему великое блаженство.


В «Шри Гопала-чампу» Шрила Джива Госвами поведал о том, как Кришна из Двараки отправил послание обитателям Вриндавана: «Я отправляюсь на Курукшетру. Те из вас, кто очень страдает в разлуке со мной и кого не удовлетворяет возможность видеть моё спхурти, могут приехать и встретиться со мной на Курукшетре. Остальные могут остаться во Врадже». Дома остались мужья гопи, чтобы заботиться о Врадже, а также мальчики-пастушки, которые имели шраддху, веру, в спхурти-майи-милан, встречу с Кришной через его спхурти, и были удовлетворены этим.


^ Спхурти Кришны до какой-то степени ослабляло боль разлуки у мальчиков-пастушков, но те, кто обладают уткантха-майи-премой, те, кто находится в ватсалья-расе и мадхурья-расе, жаждали увидеть самого Кришну. Их ничто не могло успокоить.


Когда Баладев Прабху приехал во Вриндаван, он совершал раса-лилу с гопи Кришны, чтобы унять их боль разлуки. Что представляет собой раса-лила? Это не что-то плохое и аморальное. Во время раса-лилы поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, гуляют по лесу (вана-вихара), резвятся в воде (джала-крида), качаются на качелях (хиндола-лила), и всё в таком духе. Это – игры, которые Баладев Прабху проводил с гопи Кришны, чтобы они забыли свою боль разлуки с Кришной. На какой-то миг боль их разлуки действительно улеглась, но затем она начала усиливаться, всё больше и больше. Пламя разлуки в их сердцах вспыхнуло с небывалой силой, и все гопи принялись отчаянно взывать: ха натха рамана прештха кваси кваси маха-бхуджа «О, Кришна! О, мой возлюбленный! Где же ты?» (Шримад Бхагаватам, 10.30.39)


Баладев Прабху понял, что он не сможет успокоить рыдавших гопи. Его самого охватило сильнейшее чувство разлуки с Кришной, и он залился горькими слезами, восклицая: «О Кришна! Кришна! Зачем ты оставил Вриндаван?» Баладев Прабху полностью погрузился в чувство разлуки с Кришной, и его тело стало таким же тёмным, как у Кришны. Во Врадже, например, в Дауджи, Махаване и Мадхуване, есть Божества Баладева Прабху, у которых тела чёрного цвета. Они напоминают нам об этой игре.


Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил, что Баладев Прабху, понимая чувства гопи, в тот момент проявил миллионы своих форм. В каждой из этих форм он подвёл каждую гопи к отдельной кундже, и затем взмолился Кришне: «О Кришна, приди же немедленно во Вриндаван!» И в этот момент появился Кришна. Тогда Баладев ушёл, оставив их наедине. Кришна проявил миллионы форм и, взяв за руку каждую гопи, вошёл в кунджи, где сполна удовлетворил желание их сердец служить ему.


* * *

Мы можем видеть, что когда чувство разлуки гопи стало особенно интенсивным, Баладев Прабху позвал Кришну, который немедленно там появился. Здесь Баладев Прабху проявил себя как акханда-гуру-таттва. Что это значит? Когда ученик совершает садхана-бхаджан и служит своему Гурудеву в течение долгого времени, его сердце очищается и в нём пробуждается самбандха-гьяна. Тогда он обретает сильную устремлённость и возносит молитвы, исполненные отчаяния:


вайшнавер аведане кришна доямой,

э хено памара прати ха ’бена садой.


«Вняв молитве Вайшнавов, милостивый Кришна испытает сострадание к такому грешнику, как я».

(Бхактивинод Тхакур, «Кальяна калпатару», песня 1)


Видя сильное желание своего ученика, Шри Гуру молится Радхе и Кришне. Он приглашает прекрасную шри-виграху Радхи и Кришны проявиться в сердце ученика.


ясья прасадад бхагават-прасадо,

ясья прасадан на гатих куто ’пи


«Обрести милость Кришны можно только по милости Шри Гуру;

без милости Шри Гуру нельзя достичь духовного совершенства»

(Вишванатха Чакраварти Тхакур, «Шри Гурваштака», стих 8)


Нет иного пути к успеху в духовной жизни. Мы предлагаем шраддха-пушпанджали лотосным стопам Баладева Прабху и молим его пролить на нас хоть каплю милости. Не обретя покровительство Баладева Прабху в форме его проявления – Шри Гуру, никто не сможет освободиться из когтей майи и с решимостью посвятить себя служению лотосным стопам Радхи и Кришны.


хено нитай вине бхай радха-кришна пайте най

«Без помощи Нитая* невозможно приблизиться к Радхе и Кришне»

(Нароттам дас Тхакур, Нитьянанда ништха, стих 1)


Гаура Премананде!


перевод: Авадхута-чандра дас

редакция: Абхинанда дас

Пушпанджали даси


(*Примечание: Нитай – это форма Баладева Прабху в играх Чайтаньи Махапрабху)


www.prem.ultranet.ru © 2006г., Москва

Похожие:

Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconШрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва
Шрила Гурудев велел мне сказать несколько слов о Баладева-таттве. Приняв на свою голову пыль с лотосных стоп Шрилы Гурудева, я попытаюсь...
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconШрипад Бхактиведанта Аранья Свами Махарадж Сад-гуру. Как найти истинного гуру? 28. 07. 2000 г., Россия, Москва в «Шримад Бхагаватам»
В «Шримад Бхагаватам» Сваям Бхагаван Шри Кришна дал наставления Уддхаве о гуру-таттве
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconШрипад Бхактиведанта Аранья Свами Говинда Мохини
...
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconМанджари-аштака страстная молитва об обретении милости шрилы гурудева шрипад Бхактиведанта Мадхава Махарадж
Ты являешься лианой желаний, которая увеличивает настроение манджари (тат-тат-бхаву). По твоей милости и мы можем осознать наши изначальные...
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconШри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж Лос-Анджелес, Калифорния, 12 мая 2003 Джаянта дас
Джаянта дас: Шрила Гурудев, как нам, выполняя служение, почувствовать в сердце, что вы довольны нами?
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconШри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж бхакти-расаяна
Шри Нандарайя и Шри Яшода в конце концов достигают лишь такой награды. Несомненно для них должна быть подходящая обитель, которая...
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconШрипад бв мадхава Махарадж – Путана-лила (2). Упадешамрита. Слава Гопи. 2 Августа 2000 года
Иведанты Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупада парамахамса аштоттара шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Также...
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconШрипад бв мадхава Махарадж – Путана-лила. Шаранагати. Контроль чувств. 1 Августа 2000 года
О возлюбленного дикша-гуру ом вишнупада Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа и лотосным стопам моего возлюбленного шикша-гуру...
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconЧто значит Радхе? Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж
Шримати Радхике, а Радхика поклоняется Ему. Когда во время раса-лилы Она проявилась из левой половины Кришны, Она тут же бросилась...
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconКаков должен быть истинный Гуру (Гуру-таттва)
Первоначально составлена и напечатана в 1994, при полном одобрении моего шикша-гуру Шрилы Гоур Говинды Свами. Исправлена и дополнена...
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж баладева-таттва iconА. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада По ту сторону рождения и смерти
«О потомок Бхараты, воплощенный в теле вечен, и его невозможно убить. Поэтому не стоит скорбеть ни о ком» (Бхагавад-гита, 30)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы