Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов icon

Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов


НазваниеСовременный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
страница1/28
Размер1.15 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Петер Куттер.


Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов


Б.С.К.

Санкт-Петербург 1997


СОДЕРЖАНИЕ


От издательства


Предисловие к русскому изданию


Вступление


I. Человеческие, слишком человеческие конфликты в повседневной жизни и их отражение в зеркале литературы и кино


II. Дерево психоаналитического познания

1. Корни психоанализа: естественные науки, литература, философия

2. Ствол психоанализа: Зигмунд Фрейд и группа первых психоаналитиков

3. Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг

4. Возвращение к стволу: теория инстинктов и теория травм

5. Дальнейшее развитие ствола: Я-психология и ранняя теория отношений

6. Ветви психоанализа: современное развитие теории отношений (Сандор Ференци и Михаэль Балинт, Эрик Г. Эриксон, Рене А. Спиц, Дональд В. Винникот, Маргарет Малер, Отто Ф. Кернберг, Гейнц Когут, Альфред Лоренцер и Клаус Хорн)


III. Развитие психоанализа в Германии

1. Немецкое психоаналитическое объединение переосмысливает нацистское прошлое

2. Значение психоанализа для педагогики, философии и богословия

3. Психоанализ в университете -- шансы для взаимных инициатив .


IV. Психоанализ на фоне науки

1.Является ли психоанализ наукой?

2. Различие между естественными и гуманитарными науками

3. Освобождающие науки

4. Позиция психоанализа

V. Психоаналитическая теория личности

1. Предварительные замечания

2. Образ человека по Фрейду (психоаналитическая теория сексу-альности; развитие структурной модели)

3. Дальнейшее развитие теории Фрейда (современные психоаналитические аспекты сексуальности; развитие структурной модели;

специальные теории личности)


VI. Психоаналитическое учение о болезнях

1. Предварительные замечания

2. Классическое учение о неврозах (страх и механизмы защиты;

классическая истерия или конверсионный невроз; неврозы навязчивых состояний; фобии; депрессивный невроз или невротическая депрессия)

3. Современные "пост-классические" неврозы (нарциссический невроз; пограничные случаи; неврозы недостатка и неврозы связи)

4. Учение о психозах (депрессивные психозы или психотические депрессии; мания; шизофрения)

5. Психосоматические расстройства (формы патологий; психосоматический процесс; стационарная психотерапия; профилактика)

6. Делинквентное поведение (общественные аспекты; индивидуальные аспекты; терапия)

7. Алкогольная и наркотическая зависимость

8. Так называемые перверсии (очевидное поведение; объяснение возникновения перверсий; проституция)

9. Резюме


VII. Диагностические методы в психоанализе

1. Предварительные замечания

2. Психоаналитическое "интервью" (метод и необходимые условия;

три уровня "интервью"; примеры из практики; эмпирическое обоснование)

3. Психоаналитически ориентированные методы тестирования (ка-чественные методы; количественные методы)


VIII. Психоаналитические методы лечения и консультации

1. Отличия от других видов терапии (поведенческая терапия; разговорная психотерапия; прочие психотерапевтические методы)

2. ..Условия, необходимые для успешного применения психоаналитических методов (со стороны психоаналитика; со стороны пациента)

3. Психоаналитическая ситуация

4. Психоаналитический метод в узком смысле (желание и сопротивление ; перенос и контрперенос; толкование)

5. Экскурс: опытные экстремальные и смешанные формы психо-анализа и поведенческой терапии. Сравнительный анализ

6. Другие формы психоаналитической терапии (психоаналитичес-кая психотерапия; короткая психоаналитическая терапия)

7. Применение психоанализа (в медицине; в психологии; в групповой терапии; в семейной терапии)


К. Психоанализ вне клиники и консультационного кабинета -- с психоаналитическим инструментарием в политике и обществе

1. Методологические проблемы

2. Общественная критика Фрейда

3. Психоаналитическое исследование предрассудков и проблемы меньшинств

4. Вклад А. и М. Мичерлих в решение актуальных процессов в ФРГ

5. Примеры движения за эмансипацию (студенческие выступления;

эмансипация женщины; движение за мир)


Примечания


От издательства


Данная работа открывает книжную серию под общим названием "СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ", ставящую своей задачей знакомство читателя с основными направлениями психоаналитической мысли, -- ее теоретическими положениями, прикладными разработками и клинической практикой. Необходимость начинания подобного рода диктуется прежде всего настоятельной потребностью мыслящей части российского общества в серьезном переосмыслении мирового психоаналитического опыта последних десятилетий и включении его в общий контекст отечественной научной и образовательной систем.

В силу различных причин, в том числе и идеологического харак-тера, богатейшее творческое наследие ближайших учеников и последователей Фрейда, равно как и новейшие исследования нынешних пси-хоаналитиков,-- многие работы самого мэтра, к счастью, в свое время были опубликованы на русском языке, хотя впоследствии и упрятаны во всевозможные "спецхраны" -- оказались выключенными из науч-ного, клинического и культурного процессов в России. Это обстоятельство и побудило наше издательство, наряду с уже издающейся серией "Библиотека аналитической психологии", приступить к изданию книг непосредственно психоаналитической серии.

Практической задачей "восстановительной" работы такого рода на-ряду с публикацией книг психоцентрического и медикоцентрического направлений в классическом и постклассическом психоанализе видится и публикация ряда работ, позволяющих прояснить психопатологическую специфику тоталитарной истории общества как истории болезни, в рамках которой вырисовывается новый беллетристический жанр. Историки, политологи, публицисты уже внесли свою посильную лепту в создание своеобразной "кругорамы" социальной истории России, психологам же еще только предстоит дискурсная артикуляция отечественной новейшей психоистории, позволившая бы раскрыть обществу разницу между историей индивидуальной и общественной души и историей ее болезни. Психическое, увы, слишком часто видится через пато-логию...

Данный проект -- плод усилий многих людей, не только сотрудников издательства "Б. С. К." и Информационного центра психоаналитической культуры, инициировавших саму идею издательской серии, но и целого ряда других организаций.

В осуществлении столь серьезного начинания постоянную помощь нам оказывают Международная Психоаналитическая Ассоциация (IРА), Европейская психоаналитическая федерация (ЕРР), ряд зарубежных издательств и фондов, в частности немецкий благотворительный фонд Inter Nations, Русское Психоаналитическое общество и Российская психоаналитическая ассоциация в Москве, Общество поощрения современного искусства "А-Я" в Санкт-Петербурге. Всем им мы выражаем свою глубокую признательность.

Мы хорошо отдаем себе отчет в том, за какое трудное дело взялись. Поэтому заранее благодарны всем нашим будущим читателям за их критические советы и пожелания.

Январь 1997 г.


Предисловие к русскому изданию


Улучшение политического климата в мире способствует восстановлению нарушенных международных связей, устраняет предрассудки в отношениях между государствами и общественными системами и благотворно влияет на развитие научного знания, что с полным правом следует отнести и к психоанализу.

В свое время российский психоанализ оказался одной из многочисленных жертв большевизма, а позже стал неугоден национал-социа-листическому режиму психоанализ немецкий. Диктаторские режимы, утвердившиеся в Аргентине и Чили, оказали столь же удручающее влияние на развитие психоанализа в этих странах.

Являясь не только медицинской практикой, но и культурологичес-кой теорией психоанализ в состоянии помочь лучше разобраться в исторической динамике подобных политических процессов. Помощь эта может заключаться и во вскрытии аспектов стыда и скорби, от которых ранее приходилось защищаться, а также в обнаружении латентных предрассудков и собственных черт в образе врага, что сулит возможность позитивных общественных преобразований в направлении мультикультурального общества. Для Германии решение проблем такого рода стало особенно актуальным после объединения двух немецких государств в 1989 году.

Великий мир с его казавшимися прежде необозримыми и бесконечными просторами доступен теперь не только воображению, но и, благодаря современным средствам массовой информации, вполне обозрим.

Прежде отдельные нации самостоятельно выбирали те или иные пути развития, теперь они находятся в постоянном, многостороннем взаимодействии. Современные разработки теории систем убедительно свидетельствуют о том, что ни одно действие в какой-либо стране не проходит для других стран бесследно и имеет для них те или иные последствия. Речь идет не столько о каузальных процессах с присущими им причинно-следственными связями, сколько о процессах цир-кулярных, малейшее изменение в которых влияет на политическую систему в целом.

В таком общественно-политическом контексте научное сообщество также ориентируется уже не национально, а мультикультурально или интернационально. В свое время и психоанализ, возникнувший в Вене, быстро перешагнул границы Австрии и стал достоянием мировой культуры...

Международное распространение и развитие психоанализа привело, однако, не только к разрушению барьеров непонимания, но к многочисленным расколам, начало которым положили расхождения во взглядах между тремя "китами" психоаналитического движения -- Зигмундом Фрейдом, Альфредом Адлером и Карлом Густавом Юнгом. В дальнейшем противоречия преследовали психоаналитиков и в других странах, разводя в разные стороны не только социально ориентированных политических критиков, но и совершенно неполитизированные клинические структуры и психотерапевтические учреждения.

Россия не стала исключением на этой стезе размежевании. После распада Советского Союза единая Психоаналитическая Ассоциация тоже распалась на ряд региональных объединений. В мае 1995 года "Российская психоаналитическая ассоциация" отделилась от "Рус-ского ("Арбатского") психоаналитического общества" (Москва). В Петербурге действуют две независимые психоаналитические струк-туры: "Восточно-Европейский институт психоанализа" и "Санкт-Петербургское психоаналитическое общество" с издательским "Информационным центром психоаналитической культуры". В Росто-ве-на-Дону существует "Ростовская психоаналитическая ассоциация" и даже в далеком сибирском городе Томске интересуются современным психоанализом.

В связи с этим есть все основания полагать, что книга "Современ-ный психоанализ", написанная в Германии в 1989 году для широкой публики, вызовет интерес и в России.

Что касается энтузиазма и пионерского духа, царящих в Москве, Петербурге и Ростове, то автор убедился в этом лично в 1994, 1995 и 1996 годах. В этой связи невольно вспоминается тот энтузиазм, с кото-рым в Германии после катастрофы 1945 года на протяжении всех 50-х годов приветствовали иностранных психоаналитиков, возвращавших психоанализ на родину. Подобно тому, как в свое время Германия извлекла пользу из контактов с психоаналитиками Великобритании, Голландии и США, русские коллеги обретают упущенный опыт из кон-тактов с западными психоаналитиками.

Предлагаемая книга представляет собой адаптированное введение в сложную область знания. Побудительным мотивом к ее написанию послужили лекции и семинары, которые я в течение двадцати лет про-водил во Франкфуртском университете. Вопросы студентов заставляли меня искать на них точные ответы, прояснять неясное, пытаться устранить противоречия и заполнить существующие пробелы. Хотя научного (позитивного) обоснования верности теории и практики психо-анализа нет, тем не менее последний постоянно оправдывает себя в практической жизни. Очевидную пользу из психоанализа извлекают и такие смежные дисциплины, как социология, педагогика, психотерапия и другие.

Я хочу выразить свою особую благодарность Сергею Панкову и Валерию Зеленскому за их кропотливый труд по переводу и редактированию рукописи, Роланду Кнаппе из издательства Клетг-Котта за пре-доставление прав на публикацию, немецкому фонду Inter Nationes за великодушную финансовую поддержку и петербургскому издательству "Б. С. К." за усилия по изданию книги.

Ряд московских коллег оказывали помощь на разных этапах осуществления издательского проекта. Особенно я благодарен Марине Игельник, Якову Обухову, Сергею Назаряну и Арону Белкину.

Надеюсь, что книга найдет своих читателей в России и не только поможет их профессиональному росту, но и принесет им ощущение большей полноты собственного бытия.


ПЕТЕР КУТТЕР, Штутгарт, ноябрь

, 1996 г.


ВСТУПЛЕНИЕ

Почему необходимо еще одно введение в психоанализ?


Мы исходим из того, что многочисленные введения в психоанализ нуждаются в уточнениях. Иначе говоря, некоторые из них, как, например, популярные работы Чарльза Бреннера (1967), Густава Балли (1961), или Лоуренса С. Куби (1956), уже успели устареть. В связи с этим на книжном рынке появились новые работы: "Глубинная психология" Зигфрида Эльхарда(1971), "Фундаментальный курс пси-хоанализа" Себастьяна Гопперта (1978), "Введение в учение о неврозах и психосоматическую медицину" Свена Олафа Гоффмана и Герда Гохапфеля (1984); отличный актуальный обзор психоанализа, выполненный Вольфгангом Мертенсом (1981), сжатая и точная информация о психоанализе Франкфуртского Института Зигмунда Фрейда (Мук и другие, 1974). К событиям на книжном рынке можно отнести "Учебник психоаналитической терапии" Гельмута Томэ и Хорста Кэхеля (1985), первый том которого ("Основные положения"), составленный в сотрудничестве со многими учеными, знакомит не только с основными положениями психоанализа, но и подробно излагает сущность таких специальных понятий, как перенесение, соответствие, смещение, первичное интервью и толкование сновидений, вырабатывает определенные правила психоаналитической терапии, глубоко и обстоятельно выявляет пути развития и цели психоанализа.

В Институте психоанализа на факультете психологии Франкфуртского университета, где я преподаю с 1974 года, имеется большой выбор психоаналитической литературы; это хорошее подспорье студентам-психологам, которые наряду с классическими психологическими дисциплинами -- психологической диагностикой, клинической психологией, педагогической психологией,-- сдают экзамены по профессиональной и организационной психологии, равно как и по психоанализу. Некоторые из перечисленных книг годятся для этих целей, некоторые, как выясняется в процессе работы со студентами, для учебных целей зачастую не подходят. По отдельным экзаменационным темам, которые изучаются в рамках психоанализа (таким, как теория личности и учение о болез-нях), написан целый ряд монографий, подавляющее большинство которых для студентов слишком сложно.

Будущие психоаналитики вряд ли обойдутся университетским образованием. Студенты основного курса (психологии) и параллельного курса (психоанализа) могут и должны получать фундаментальные сведения о теории и практике психоанализа, теории личности, учении о бо-лезнях, теории психических отклонений, о психоаналитических методах лечения и консультирования, а также о бесчисленных возможностях приложения психоанализа к общественной жизни и политике, к литературе и искусству, к антропологии и философии. Долгое время я довольствовался тем, что при подготовке к экзамену студенты изучали по меньшей мере одну книгу в каждой из названных областей, однако и такого рода нагрузка оказывалась (по сравнению с другими дисципли-нами) чрезмерной, по причине всеобъемлющего характера предмета изучения.

Это соображение стало отправным пунктом для моей работы над введением в психоанализ, которое, с одной стороны, дополнило бы сжатую информацию книг Чарльза Бреннера, Вольфганга Мертенса и авторской группы Института Зигмунда Фрейда, а с другой -- не претендовало бы на роль учебника, большая часть которых написана, собственно говоря, для практикующих психоаналитиков. Как образцы таких учебников можно привести пятое издание"Психоаналитического учения о болезнях" Вольфганга Лоха и "Учебник психоаналитической терапии" Гельмута Томэ и Хорста Кэхеля.

Размышляя о содержании этой книги, я в первую очередь руководствовался интересами студентов, с 1974 года посещавших мои лекции и семинары во Франкфуртском университете. Так появилось научно обоснованное введение в психоанализ, которое предназначено для широкого круга читателей и вместе с тем может послужить пособием для тех, кто работает в области социальной психологии и медицины. Все читатели, интересующиеся психоанализом и психологией, получат при чтении книги необходимые сведения независимо от их собственных занятий, будь то социальная работа, медицина, психология или какая-то другая область деятельности.

Впрочем, книга будет полезной и для студентов последних курсов и для практикующих психоаналитиков. Она позволит им составить общее представление о предмете и освежить в памяти уже имеющиеся знания, а отчасти и расширить их.

Цели и содержание предлагаемой книги во многом отличны от моей предыдущей работы " Психоанализ -- подтверждения, методы, теория и применение" (Куттер, 1984), в которой я сравнил между собой многочисленные статьи последних лет. с тем чтобы проследить, что именно в психоанализе оправдало себя, а что -- нет. Кроме того, я коснулся важнейших аспектов психоанализа как метода и теории. Что касается практического применения психоанализа, то я рассматривал только те его аспекты, которые меня в тот момент интересовали, в частности, вклад психоанализа в групповую терапию и в решение общественных проблем.

В предлагаемой книге речь пойдет о другом. Материал, из которого она возникла,-- это лекционные и семинарские заметки, которые на-столько выкристаллизировались в ходе бесконечных обсуждений со студентами университета, что буквально взывали стать книгой.


"Новая старая критика" психоанализа


Стимулом к написанию этой книги послужили и появившиеся в последнее время многочисленные критические статьи, которые берут психоанализ в перекрестный огонь уничижительной критики, долженствующей в буквальном смысле его уничтожить. Двадцать лет назад на пресс-конференции Недели психотерапии в Линдау в присутствии ежегодно собирающейся здесь гильдии академических (по большей части не ориентированных на психоанализ) психологов, один журналист предрекал, что через какие-то десять лет "психоанализ Фрейда" утратит всякое значение и уступит свое место таким новым направлениям в психологии, как поведенческая терапия, психология познания и теория обучения. В 1969 году журналист Рупрехт Сказа-Вайс процитировал в газете "Штуптартер Цайтунг" (в"-- 110, с. 37) диагноз известного гамбурского психолога и психотерапевта Рейнхарда Тауша, который звучал так: "Смерть через десять лет". Пророчества не сбылись. Психо-анализ существовал и продолжает существовать по сей день, и во многом продвинулся вперед. Впрочем, и другие направления психологии не стоят на одном месте.

Ситуация в области психотерапии и психоанализа за последние десять лет решительно изменилась. Теперь не ищут объяснения всему высокому и низкому в человеческой душе на запутанных тропах психо-аналитической интерпретации, а, напротив, делают упор на экспериментальных и естественнонаучных методах, на серии наукообразных опытов, благодаря которым студенты американских колледжей, равно как и студенты немецких психологических факультетов университетов овладевают все большим числом надежных и серьезных аналитических методов исследования. Следствие этого -- переход от чисто статистического под-хода к числовым оценкам и выявлению норм отклонений. Разумеется, таким образом можно узнать массу интересных подробностей, которые. однако, имеют для терапии слишком малое практическое значение.

Напротив, теория и практика психоанализа находят себе применение в повседневной работе, в психоаналитических консультациях, в психотерапевтических и психосоматических клиниках, в работе свободно практикующих психотерапевтов. Это живой обновляющийся организм. Критики упрекают психоанализ за его недостаточную научную обоснованность и слабую эффективность методов лечения. Но попытки пред-ставить психоанализ "глубокомысленным шарлатанством", как это делает Дитер Е. Циммер (1986), доказать, подобно Гансу Юргену Айзенку (1985), полную неэффективность его методов, или охарактеризовать его как антинаучную теорию -- такова сквозная идея книги Кристофа Т. Эшенредера "Здесь Фрейд ошибался" (1984) -- неосновательны уже потому, что полученные психоаналитическими средствами результаты проверяются методами, которые составляют противоположность психоанализу и к бессознательным процессам не применимы.

Айзенк и другие критики психоанализа -- превосходные знатоки статистических методов психологии восприятия, психологии обучения и психологии памяти. Они прекрасно знают психологию познания, психологию мотиваций и психологию эмоций. Используя эти методы, они упус-кают, однако, из виду как раз то. чем занимается психоанализ, а именно бессознательные процессы и то, как они протекают в "темных тайниках души" между наблюдаемым извне стимулом, с одной стороны, и разряд-кой, с другой. Критики психоанализа поступают с бессознательными процессами примерно так, как поступили бы физики, задумав средствами классической физики (механики, электроники) ответить на вопросы современной теоретической физики, например, теорию атомного ядра.

Чтобы не отвечать на полемическое "Нападение на империю царя Эдипа" ("Шпигель", 1984) столь же полемическим изложением, следует наглядно и научно обосновать теорию, методы и применение психо-анализа, а чтобы воспользоваться плодами этой работы, необходима известная непредвзятость. Читатель, придерживающийся противоположных психоанализу взглядов, скорее всего воспримет эту книгу как очередное изложение психоаналитической теории. Но если непретенци-озное освещение предмета в этой книге заставит хотя бы немногим скептикам задуматься над своей собственной позицией, то главная ее цель будет достигнута.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов iconСовременный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
Человеческие, слишком человеческие конфликты в повседневной жизни и их отражение в зеркале литературы и кино
Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов iconПсихоанализ Джекоб Арлоу общее представление
Кроме того, посредством изучения влияния бессознательных желаний на физиологию тела, психоанализ сделал возможным понимание и лечение...
Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов iconЕвропейские философские течения XX века Психоанализ
Психоанализ направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и...
Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов iconЮ. Б. Введение в общую психологию: Курс лекцій
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекцій. М.: Изд во Моск. Ун-та, 1988
Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов iconК. Г. Юнг. Психология и религия. Перевод А. М. Руткевича
Первая лекция представляет собой нечто вроде введения в проблемы практической психологии и религии. Во второй лекции речь пойдет...
Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов iconСовременный мир: шире чем кажется. (введение)

Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов iconТема: Введение в общую психологию
Между уровнем развития нервной системы живого существа и сложностью его взаимодействия с внешним миром зави­симость
Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов iconГиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию, 2002
Настоящее издание "Введения в общую психолгию" полностью повторяет первое 1988 г
Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов iconКонцептуальный взгляд на ведическую психологию и психологию полов Огромное количество стрессов, падение «уровня счастья»
«Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом. И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике...
Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов icon1. введение в психологию житейская и научная психология
Обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то...
Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов iconРасписание занятий студентов 4 курса, факультета технологии и дизайна на осенний семестр 2013-2014 учебного года
Введение в макрокинетику химических процессов / Катализ и ингибирование в химической практике
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы