Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах icon

Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах


НазваниеСправочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах
страница1/65
Размер3.73 Mb.
ТипСправочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65

И. Г. Малкина-Пых




ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

СИТУАЦИИ

СПРАВОЧНИК ПР/УПИЧККОГО ПСИХОЛОГЛ

11111

МОСКВА ЭкЕмсЯ 2006

УДК 159.9 ББК88.3 М18

Ирина Германовна Малкина-Пых — психолог,

д-р физ.-мат. наук в области системного анализа

и математического моделирования

сложных биофизических систем

Оформление художника С. Киселевой

Малкина-Пых И. Г.

М 18 Экстремальные ситуации. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 960 с. — (Справочник практического психолога).

ISBN 5-699-07805-3

Книга представляет собой справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах.

Проанализированы различные аспекты работы психолога в очаге экстре -мальной ситуации. Они включают известные на сегодняшний день техники психологического вмешательства, а также набор рекомендаций по выжива -нию в экстремальных ситуациях и методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Описаны методы психологической работы с пос -ледствиями экстремальных ситуаций, работы с посттравматическим стрес -совым расстройством.

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее — упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе.

УДК 159.9 ББК 88.3

© И. Г. Малкина-Пых, 2004
ISBN 5-699-07805-3 © ООО «Издательство «Эксмо», 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора , 7

Предисловие 11

Глава 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ

СИТУАЦИИ 14

^ II КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

СИТУАЦИЙ 15

1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ . . 18

  1. Техники экстренной психологической помощи .... 29

  2. Психогении в экстремальных ситуациях 40

  3. Психология терроризма 51




  1. Взрывы 52

  2. Захват заложников 56




  1. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях. . 79

  2. Психологический дебрифинг 87

^ 1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 98

I лам 2. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ

РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА . 134

>^ I ( ТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО

(ПТСР) 136

' ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР 140

• I ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР 143

^ I IK >РЕ1 И ЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПТСР . 156

|,| Н1ПД1 МИОЛОГИЯ 162

|,| ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ

И IK ИХОЛО! ИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ . 163.

1ИССОЦИАЦИЯ И ПТСР 174

3

Оглавление

^ 2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР 181

Глава 3. ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО

СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) ... 276

  1. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР ... 276

  2. ^ ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ) 290

  3. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ 306

  4. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 335

  5. СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ) 365

^ 3.6 СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 373

3 7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ

ПРОГРАММИРОВАНИЕ .389

Глава 4. ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 405

  1. ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 408

  2. ^ ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ . . 420

  3. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 422

  4. ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 427

Глава 5. ^ НАСИЛИЕ НАД ЖЕНЩИНАМИ . 489

  1. ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ 490

  2. ИЗНАСИЛОВАНИЕ 504

  1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ • 508

  2. ^ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 520

  1. ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ . 525

Глава 6. НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ 583

6.1 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ .588

4

Оглавление

  1. ^ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ 590

  2. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ 592

  3. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ ........... 594

  4. НА< ИЛИЕ В ШКОЛЕ 604

6(i ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ 607

6, 6.1 Нарушения физического и психического развития . . 608

  1. Заболевания как следствие насилия 609

  2. Психические особенности детей, пострадавших

от насилия 610

6.6.4 Социальные последствия жестокого обращения

с детьми 615

  1. ^ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ - ЖЕРТВ НАСИЛИЯ. 616

  2. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ 622

  1. ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ . . . 625

Глава 7. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 678

^ 7.1 ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА 687

7. /. / Социально-демографические факторы. . . . . . . 688

  1. Индивидуально-психологические факторы 690

  2. Медицинские факторы 693

  3. Природные факторы 694

7.2 Индикаторы суицидального риска . 697

  1. Ситуационные индикаторы 697

  2. Поведенческие индикаторы 698

  3. Коммуникативные индикаторы. 698

  4. Когнитивные индикаторы 699

  5. Эмоциональные индикаторы 699

^ 7.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ

КЛИЕНТОВ 700

I КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ

САМОУБИЙСТВА 718

М | К ЩДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА '?■ 720

^ М ГРУП НОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ . . . 723

Оглавление

7.7 РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ .727

Глава 8. СИНДРОМ УТРАТЫ 776

  1. ^ ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ 776

  2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ 795

  3. ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ» 806

  4. ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ 832

Глава 9. ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА 862

  1. ^ СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА. . 862

  2. ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ 880

  3. СУПЕРВИЗИЯ 887

  4. РАБОТА С ВТОРИЧНОЙ ТРАВМОЙ 895

СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ

^ ЛИТЕРАТУРЫ . 923

ОТ АВТОРА

н а исходе XX столетия произошло громадное количе­ство бедствий и катастроф, мир буквально захлестывает эпи­демия террористических актов. Понятия экстремальных, кри­зисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпы­вающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особен­ностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек так или иначе психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец.

Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала воз­никает острый эмоциональный шок, который характеризует­ся общим психическим напряжением с преобладанием чувст­ва отчаяния и страха при обостренном восприятии.

Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоциональ­ного состояния с преобладанием чувства растерянности, па­нических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотива­ции к ней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее ин­тенсивности, внезапности возникновения, продолжительно­сти действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воз­действий.

На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, од­нако сохраняются пониженный эмоциональный фон и коя» 1.1КП.1 с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия

7

^ От автора

восстановления, когда активизируется межличностное обще­ние.

На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также трав­мирующие психику факторы, связанные с изменением жиз­ненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психо­генных расстройств. Их особенностью является наличие вы­раженного тревожного напряжения, страха, различных веге­тативных дисфункций, порождающих впоследствии психосо­матические нарушения. У переживших экстремальную ситуа­цию значительно снижается работоспособность, а также кри­тическое отношение к своим возможностям.

При оказании психологической помощи людям, побывав­шим в экстремальных ситуациях, следует принять во внима­ние одно очень важное положение — настоящее, бедствие на­ступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их раз­рушительных действий, их внезапность, распространенность вызываемых ими стрессов и т.п. во многом предопределяются особенностями предкатастрофного развития. А с другой, только в посткатастрофный период можно реально опреде­лить степень деструктивного влияния катастрофы на динами­ку социальной структуры, на производственное, социокуль­турное, психологическое взаимодействие людей, на демогра­фические процессы в зонах бедствия. Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся во­просы психологической и психосоциальной работы с различ­ными категориями людей, побывавших в экстремальных си­туациях. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуаль­ность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти оста­ются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики.

Предлагаемая вашему вниманию книга представляет со­бой справочник по теории и методам оказания психологиче­ской помощи людям как непосредственно во время экстре­мальной ситуации, так и на отдаленных этапах. Поэтому кни­га содержательно состоит из двух частей: первая глава посвящена работе психолога в очаге экстремальной ситуации.

8

От автора

Она включает не только известные на сегодняшний день тех­ники психологического вмешательства (например, такие, как дебрифинг), но и набор рекомендаций по выживанию в экс­тремальных ситуациях и методы оказания первой медицин­ской помощи пострадавшим. Нам показалось важным вклю­чим, эти разделы в справочник, поскольку этими навыками, безусловно, должен владеть психолог, работающий в очаге экстремальной ситуации.

Другие главы справочника посвящены описанию методов психологической работы с отдаленными последствиями экс­тремальных ситуаций. Эти ситуации характеризуются прежде всего экстремальным воздействием на психику человека, вы­зывающими у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выража­ются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на со­пряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью ситуа­ции. Общие закономерности возникновения и развития ПТСР не зависят от того, какие конкретно травматические ООбЫТШ послужили причиной психологических и психосома-шческих нарушений, хотя в психологической картине ПТСР Специфика трвИМаТИЧесКОГО стрессора (военные действия, насилие и т.д.), несомненно, находит отражение. Однако главным является то, что эти события носили экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих пере­живаний и вызывали интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности.

Глава 2 посвящена рассмотрению вопросов диагностики ПТСР, а глава 3 — описанию некоторых моделей и техник психотерапии, хорошо зарекомендовавших себя при работе с данным расстройством.

Главы 4—8 посвящены рассмотрению конкретных случаев жстремальных ситуаций, наиболее часто приводящих к воз­никновению ПТСР, таких, как: насилие над женщинами и детьми, участие в боевых действиях, переживание острого го­ря (утраты), суицидальное поведение. Каждая глава построе­на таким образом, что большую часть занимает описание конкретных техник психотерапии ПТСР, в первую очередь в виде групповых тренингов.

Глава 9 посвящена вопросам вторичной травматизации подей, работающих с травмой — психологов, спасателей, ли­квидаторов. Владение навыками психологической само- и и ИИМОПОМОЩИ в условиях кризисных и экстремальных ситуа-

9

^ От автора

ций имеет большое значение для специалистов службы экс­тренной психологической помощи — не только в целях пре­дупреждения психической травматизации, но и для повыше­ния устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях.

Справочник предназначен для практикующих психологов и психотерапевтов, работающих как непосредственно в экс­тремальных ситуациях, так и с их отдаленными последствия­ми. Это не учебник по теории и не исследование. Этот спра­вочник, в первую очередь, сборник техник, точнее — упраж­нений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе.

Хотим особенно отметить, что предлагаемые в этой книге упражнения не предназначены для самостоятельного исполь­зования людьми, не имеющими психологического образова­ния. Занятия проводятся под руководством терапевта, и толь­ко после того, как какая-либо техника будет освоена, их мож­но выполнять и самостоятельно, например — в виде домаш­него задания.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ч

Арезвычаиные ситуации получают в современных со­циально-политических условиях все более широкое распро­странение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия тех­ногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются на­силию, становятся заложниками. Поэтому интерес к психоло­гии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов. Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важней­ших разделов прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, пере­жинающею или пережившего чрезвычайные обстоятельства, NUK и направления, методы, техники, приемы психологиче­ской помощи: психологической коррекции, консультирова­ния и психотерапии.

Значительное внимание уделяется в психологической ли­тературе выявлению, психологическому анализу и классифи­кации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий. В частности, психоло­гические феномены, возникающие в условиях воздействия чрезвычайных факторов, описываются в литературе под на­званием посттравматического стрессового синдрома, или по­сттравматического стрессового расстройства. Исследуются разнообразные негативные психические состояния, возни­кающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти со­стояния характеризуются доминированием острых или хро­нических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать та­кой степени интенсивности, что они оказывают дезоргани-«ующее воздействие на интеллектуально-мнестическую дея­тельность человека, затрудняя процесс адаптации к происхо­дящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания,

11

Предисловие

такие, как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекват­ного выхода из стрессовой ситуации. Эти явления, отражаю­щие феноменологию психического функционирования чело­века в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказываю­щих психологическую помощь людям, пострадавшим в чрез­вычайных ситуациях.

В значительной части случаев последствиями травмати­ческого стресса, связанного с переживанием экстремальных жизненных ситуаций, являются такие формы аддиктивного поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами. Алкоголь или наркотик могут использоваться в качестве релаксирую-щих средств, позволяющих снять или частично нивелиро­вать острый дискомфорт, напряжение, растерянность, страх. Чрезмерный стресс может влиять и на витальные (жизнен­ные) функции, такие, как сексуальное поведение или пита­ние. Таким образом, последствиями травматического стрес­са являются не только длительные или острые эмоциональ­но-негативные состояния, затрудняющие жизнедеятельность человека, но также и нарушения поведения, представляю­щие уже сферу интересов врачей-психиатров. Между тем по­добные нарушения поведения имеют психологические при­чины, связанные с недостаточностью личностных ресурсов для преодоления стресса либо с чрезмерностью и избыточ­ностью дезадаптирующих воздействий в чрезвычайных об­стоятельствах.

Существуют жизненные ситуации, знакомые каждому, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с пе­реживанием стресса не может. Например, ситуация смерти, потери близкого человека, разрыва отношений — когда лич­ностных ресурсов может оказаться недостаточно. Чтобы справиться с чрезвычайным стрессовым воздействием, люди, переживающие утрату, часто начинают злоупотреблять алко­голем, лекарственными препаратами. Вследствие хроническо­го напряжения у них могут возникнуть также и разнообраз­ные психосоматические расстройства. Психологи активно исследуют причины возникновения так называемых психо­соматических заболеваний, при которых наибольшее значе­ние имеют именно психологические факторы. Такие сома-

^ 12

v

Предисловие

тические страдания, как язвенная болезнь желудка и двена­дцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертония или ишемическая болезнь сердца, — часто воз­никают вследствие чрезвычайных обстоятельств на фоне длительных и интенсивных состояний гнева, ярости, злости или страха, отчаяния, депрессии и печали. Таким образом, ли­ца, пережившие стресс, могут оказаться пациентами врача.

Психология экстремальных ситуаций имеет как свой тео­ретический аспект, связанный с изучением особенностей психического функционирования в кризисе, так и практиче­ское приложение, которое определяется необходимостью оказывать психологическую помощь пострадавшим в крити­ческих ситуациях людям. Подобная психологическая помощь необходима для предотвращения нарушений поведения и профилактики психосоматических расстройств. Она предпо­лагает нормализацию психического состояния с нивелирова­нием негативных переживаний, которые оказывают столь разрушительное воздействие как на психические, так и на со­матические функции человека. Основной задачей психологи­ческой помощи является актуализация адаптивных и компен­саторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрез­вычайных обстоятельств. Следствием эффективной психоло­гической помощи пострадавшим является оптимизация пси­хического состояния и поведения человека в экстремальных ситуациях.

В справочнике практического психолога, посвященном экстремальным ситуациям, который предлагается вашему вниманию, раскрываются как теоретические аспекты, позво­ляющие понять специфику этих ситуаций, их значение для человека, так и практические, прикладные аспекты: автор предлагает конкретные способы преодоления травматического стресса, конкретные формы поведения, позволяющие спра­виться с чрезвычайными ситуациями. Тут также приводятся конкретные рекомендации, которые могут быть полезны не только практическим психологам, но также и всем лицам, оказывающим помощь пострадавшим: врачам, спасателям, военным, пожарным.

^ Соловьева С.Л.,

доктор психологических наук, профессор,

заведующая кафедрой психологии и педагогики Санкт-Петербургской

государственной Медицинской академии им. И. И. Мечникова

ГЛАВА 1

^ РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

jL ост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, терро­ристических актов) в нашей стране за последние годы дикту­ет необходимость подготовки специалистов, способных ока­зывать экстренную психологическую помощь жертвам подоб­ных ситуаций. Несмотря на всю важность и актуальность проблем оказания экстренной психологической помощи на­селению в экстремальных ситуациях, эти задачи в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога.

В рамках теорий посттравматического расстройства и воз­никшей в конце 80-х годов кризисной психологии оформи­лось понятие «психическая травма» (психотравма). Событие, которое воспринимается человеком как угроза его существо­ванию, которое нарушает его нормальную жизнедеятель­ность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода (Черепанова, 1996).

Психологам и психотерапевтам все чаще приходится ра­ботать с людьми, перенесшими психическую травму, такими, как: вынужденные переселенцы и беженцы, жертвы захвата в заложники, люди, пережившие бомбежки, обстрелы, гибель родственников, разбойные нападения, а также широкомас­штабные природные и техногенные катастрофы (Владиславо-ва, 2001).

Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю.

Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздейст­вием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы

14

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

«водоразделом» между происшедшим до и после травмирую­щего события, а также всем, что будет происходить потом.

Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смер­тей, физических болезней и травм, то сейчас среди специали­стов растет обеспокоенность их последствиями для психосо­циального и душевного здоровья населения. Из людей, пере­несших психотравму, 80 процентов нормально функциониру­ют, а у 20 процентов через некоторое время (2—6 месяцев) возникают те или иные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: аффективной, психосоциальной, профессио­нальной, психосоматической (Пергаменщик и др., 1999).

Незамедлительное психотерапевтическое вмешательство, как можно ближе по времени к перенесенной травме, позво­ляет предотвратить многие нежелательные последствия и пе­реход процесса в хроническую форму.

По наблюдениям исследователей, на психическое состоя­ние наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей. Техногенные катастрофы, происходящие по неосторожности или случай­ному стечению обстоятельств, переживаются менее тяжело, но все же тяжелее, чем природные катаклизмы. Именно по­этому в данной главе достаточно большое место занимают вопросы, связанные с психологией терроризма.

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ

^ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) — это об­становка на определенной территории, сложившаяся в ре­зультате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за со­бой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окру­жающей среде, значительные материальные потери и нару­шение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер разви­тия (http://www.nntu.ru/RUS/gochs/posobiya/posob4/).

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

• по степени внезапности: внезапные (непрогнозируе­мые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнози­ровать социальную, политическую, экономическую си-

15

Глава 1

туации, сложнее — стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

  • по скорости распространения: ЧС может носить взрыв­ной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относитель­но плавно развиваются ситуации экологического харак­тера;

  • по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, транс­граничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функцио­нального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или не­сколько государств;

  • по продолжительности действия: могут носить кратко­временный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окру­жающей среды, относятся к затяжным;

  • по характеру: преднамеренные (умышленные) и не­преднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и во­енных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхожде­ния являются непреднамеренными, к этой группе отно­сятся также большинство техногенных аварий и катаст­роф.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремаль­ные) ситуации подразделяются на:

  • ЧС техногенного характера;

  • ЧС природного происхождения;

  • ЧС биолого-социального характера.

Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварий­но-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляю­щих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоак­тивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых ве­ществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на

16

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммуналь­ных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные по­жары.

Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терро­ризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

ЧС, связанные с изменением состояния литосферы — су­ши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); СОСТОЯНИЯ биосферы; инфекционные заболевания людей, жи­вотных и растений.

Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определе­ния границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введе­на классификация ЧС:

  • в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;

  • людей, у которых нарушены условия жизнедеятельно­сти;

  • размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.

Источник ЧС определяется как опасное природное явле­ние, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП), в результате чего может возникнуть ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС определяется как со­ставляющая опасного явления или процесса, вызванная ис­точником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые опре­деляются соответствующими параметрами.

Зона ЧС определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или рас­пространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Зона заражения — это территория, в пределах которой распространены опасные химические вещества либо биологи­ческие (бактериологические) средства, РВ в количествах,

17

Глава 1

представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.

Очаг поражения — ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия ССП произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных живот­ных и растений, разрушены и повреждены здания и сооруже­ния, а также элементы окружающей природной среды (ОПС).

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:

  • прямые потери вследствие ЧС;

  • затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

  • объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;

  • затраты на ликвидацию ЧС;

  • косвенные потери.

^ 1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР — острое стрессо­вое расстройство). Это состояние представляет собой пережи­вание эмоциональной и умственной дезорганизации.

Психодиагностика, психотехники воздействия и процеду­ра оказания психологической помощи в экстремальных си­туациях имеют свою специфику (Сухов, Деркач 1998).

В частности, психодиагностика в экстремальных ситуаци­ях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандарт­ные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных си­туациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в дру­гом — следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем — провести переговоры.

Главными принципами оказания помощи перенесшим

18

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

  • безотлагательность;

  • приближенность к месту событий;

  • ожидание, что нормальное состояние восстановится;

  • единство и простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше време­ни пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возник­новения хронических расстройств, в том числе и посттравма­тического стрессового расстройства.

Смысл принципа приближенности состоит в оказании
помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а
также в минимизации отрицательных последствий «госпита-
лизма». *

Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращать­ся не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необ­ходимо поддержать уверенность в скором возвращении нор­мального состояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.

Простота психологического воздействия — необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть вы­слушанным.

В целом служба экстренной психологической помощи вы­полняет следующие базовые функции:

  • практическую: непосредственное оказание скорой пси­хологической и (при необходимости) доврачебной ме­дицинской помощи населению;

  • координационную: обеспечение связей и взаимодейст­вия со специализированными психологическими служ­бами.

Ситуация работы психолога в экстремальных условиях от­личается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами (Ловелле, Малимонова, 2003):

• Работа с группами. Часто приходится работать с груп­
пами жертв, и эти группы не создаются психологом
(психотерапевтом) искусственно, исходя из нужд пси-

Глава 1

хотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.

  • Пациенты часто пребывают в остром аффективном со­стоянии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевти­ческой работы.

  • Нередко низкий социальный и образовательный статус многих жертв. Среди жертв можно встретить большое количество людей, которые по своему социальному и образовательному статусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта.

  • Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы наси­лия часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами-характера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем, вызванных самой ка­тастрофой или другой травмирующей ситуацией. Име­ется в виду, например, отсутствие средств к существо­ванию, отсутствие работы и пр.




  • Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стрес­са, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

  • Отличие посттравматической психопатологии от невро­тической патологии. Можно утверждать, что психопато­логический механизм травматического стресса принци­пиально отличается от патологических механизмов нев­роза. Таким образом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и те случаи, когда имеет место сложное переплетение трав­матического стресса с другими патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психо­генных нервно-психических нарушений; повышение адапта­ционных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на

20

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами (Психо­терапия и очаге чрезвычайной ситуации, 1998).

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуще-0ТВЛ1Ю1 в двух направлениях. Первое — со здоровой частью населения — в виде профилактики:

в) острых панических реакций;

б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических на­рушений.

Второе направление — психотерапия и психопрофилакти­ка лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного време­ни окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружаю­щего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). «Информационная терапия» реализу­ется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать по­страдавшие:

  1. информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее; i

  2. находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спа­сению;

  3. необходимо оказывать себе самопомощь;

  4. в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению облом­ков;

  5. следует максимально экономить свои силы;

  6. находиться с закрытыми глазами, что позволит прибли­зить себя к состоянию легкой дремоты и большей эко­номии физических сил;

  7. дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;

21

Глава 1

  1. мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5—6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15—20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давле­ния, а также самодисциплины;

  2. высвобождение из «плена» может занять больше време­ни, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также умень­шение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений-не­обходимо продолжить психотерапию (и прежде всего — амне-зирующую терапию) в стационарных условиях.

Еще одной группой людей, к которым применяется пси­хотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, на­ходящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприя­тий:

  • поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, па­нических реакций;

  • экзистенциальные техники и методы, направленные на принятие ситуации утраты, на устранение душевной бо­ли и поиск ресурсных психологических возможностей.

Еще одна группа людей, к которым применяется психоте­рапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в по­добных ситуациях является психологический стресс. Именно это обстоятельство значительно влияет на требования, предъ­являемые к специалистам служб экстренной помощи. Спе­циалисту необходимо владеть умением своевременно опреде­лять симптомы психологических проблем у себя и у своих то­варищей, владеть эмпатическими способностями, умением организовать и провести занятия по психологической раз­грузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владе­ние навыками психологической само- и взаимопомощи в ус­ловиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение не только для предупреждения психической травма-тизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвы­чайных ситуациях.

22

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга (Lasogga, Gash 1997) разработали ряд рекомендаций для пси­холога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации. Эти рекомендации полезны как психологам при непосредственной работе в местах массовых бедствий, так и для подготовки спасателей и сотрудников специальных служб (Ромек и др., 2004).

Правила для сотрудников спасательных служб:

1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже
принимаются меры по спасению.

Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся си-гуации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не приедет «Скорая по­мощь». Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: «Скорая помощь» уже в пути».

2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних
взглядов.

Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кри­зисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места проис­шествия.

3. Осторожно устанавливайте телесный контакт.

Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадав­ших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопай­те по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старай­тесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

4. Говорите и слушайте.

Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпели­вы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите по­страдавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы ис­пытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.

Правила первой помощи для психологов:

1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормаль­но. Оптимальным является средний уровень возбужде­ния. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от тера-

23

Глава 1

пии и как долго продлится работа над проблемой. На­дежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

  1. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и ре­шите, какая помощь (помимо психологической) требу­ется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуж­дается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких по­страдавших.

  2. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите по­страдавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

  3. Осторожно установите телесный контакт с пострадав­шим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уров­не, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к постра­давшему спиной.

  4. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, ка­кие меры требуется принять для оказания помощи в его случае. '

  5. Профессиональная компетентность успокаивает. Рас­скажите о вашей квалификации и опыте.

  6. Дайте пострадавшему поверить в его собственную ком­петентность. Дайте ему поручение, с которым он спра­вится. Используйте это, чтобы он убедился в собствен­ных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.

  7. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его актив­но, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пе­ресказывайте позитивное.

  8. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструкти­руйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.




  1. Привлекайте людей из ближайшего окружения постра­давшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

  2. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным кон­кретные задания.

  3. Стресс может оказать негативное влияние и на психо-

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

лога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных уп­ражнений и профессиональной супервизии. Группы су-первизии должен вести профессионально подготовлен­ный модератор.

При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий и ката­строф страдают от следующих факторов, вызванных экстре­мальной ситуацией (Everstine, Everstine, 1993):

  1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут, пока по­тенциальные жертвы будут предупреждены — напри­мер, постепенно достигающие критической фазы на­воднения или надвигающийся ураган, шторм. Чем вне­запнее событие, тем оно разрушительнее для жертв.

  2. Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и ка­тастрофы, к счастью, редки — люди часто учатся пере­живать их в момент стресса.

  3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к слу­чаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее у жертв некоторых длитель­ных экстремальных ситуаций (например, в случаях уго­на самолета) травматические эффекты могут умножать­ся с каждым последующим днем.

  4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контроли­ровать события во время катастроф; может пройти не­мало времени, прежде чем человек сможет контролиро­вать самые обычные события повседневной жизни. Ес­ли эта утрата контроля сохраняется долго, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки «выученной беспомощности».

  5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее — это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может по­терять из-за катастрофы свою социальную роль и пози­цию. В случае длительных травматических событий че­ловек может лишиться всяких надежд на восстановле­ние утраченного.

  6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные ката­строфой, могут оказаться невосстановимыми: жертва

25

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65

Похожие:

Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconСправочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах
Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее – упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать...
Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconСправочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах
Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее – упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать...
Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconСправочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах
Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее – упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать...
Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconСправочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах
Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее — упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать...
Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconРазвитие одаренности в раннем возрасте
Педагог-психолог отдела поддержки демографических и образовательных процессов в семье и оказания экстренной психологической помощи...
Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconСогласовано утверждаю предмета «основы оказания первой помощи»
Бытовой и спортивный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим
Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconВопросы по медицине 2014 год. Указать последовательность оказания помощи при утоплении: Вас посетила шаровая молния. Ваши действия
Укажите последовательность оказания первой медицинской помощи при открытых переломах
Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconМедицинская сортировка на дгэ
Чс является необходимость оказания медицинской помощи большому числу пострадавших, которые поступают практически одновременно. В...
Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconВ высокочастотной части используется лампа Л1 6Н15П. В режиме приема она работает как двухтактный сверхрегенератор. Эта же лампа вместе с контуром L3, L4, С4 является генератором гасящей частоты; последняя выбрана равной 465 кГц, но может лежать в пределах 0,4-4 МГц. Телефоны непосредственно включе
...
Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconТема № Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению в военное время

Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах iconПсихологическое сопровождение одаренных детей в школе
Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы