Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» icon

Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я»


Скачать 29.36 Kb.
НазваниеСтр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я»
Размер29.36 Kb.
ТипДокументы

Цикл лекций по Бхагавадгите в комментарии Парахамса Йогананды

Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава 2.

Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» человека авидьей (неведением). Избавившись от желаний эго, отделяющих «я» от Духа и воссоединившись в самадхи (экстатической медитации йогов) с Космическим Сновидящим, человек становится свободным. В этой Свободе полностью растворяются порабощающие силы Природы, создающие иллюзорную дихотомию «Я» и Духа. Самадхи разрушает иллюзию космического сна, и живое существо пробуждается к единению с чистым Космическим Сознанием Высшего Существа – вечно вездесущего всеведущего и всегда нового Блаженства.

^ Для обретения Богореализации мало просто читать книги. Необходима глубокая йогическая медитация соединяющая человеческое сознание с Космическим Сознанием Бога; каждый день должен быть прожит с пониманием следующей истины: жизнь является лишь насыщенным опасными приключениями захватывающим фильмом, в котором действуют злодеи и благородные герои. Поэтому Гита учит идти к высшей цели путем правильных действий: физических, умственных и духовных.

Гита является настолько исчерпывающим духовным руководством, что ее называют квинтэссенцией четырех Вед, ста восьми Упанишад и шести систем индийской философии. Полностью понять Бхагавадгиту можно, лишь прочитав и на глубинном уровне усвоив весь массив литературы индуизма или войдя в соприкосновения с Космическим Сознанием. В 700 стихах Гиты содержится бесконечная мудрость всех священных писаний мира.

Гита являет собой полноту космического сознания. Бездонно глубокая мудрость Бхагавадгиты, выраженная чрезвычайно красивым и простым языком, может быть понятно и с успехом использована на всех уровнях деятельности и духовных исканий; она способна укрыть под своей сенью широкий спектр человеческих натур и потребностей. Где бы ни находился человек, возвращающийся к Богу, Гита прольет свой свет на соответствующий участок его пути». Источник: Бхагавадгита: Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания. Новый перевод и комментарии / Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2011. – 1232 с.:ил.

^ Комментарии Иконникова Алексея

Мы только что прочитали вторую главу под названием «Главная тема Бхагавадгиты». Что примечательно, название к главам введения автор указывает неспроста, так как на протяжении всей Бхагавадгиты прослеживается главная тема размышления – освобождение. И что более интересно во второй же главе автор сразу раскрывает перед нами ответ на вопрос: «Как остановить страдания, как достигнуть полного освобождения и посредством какой практики».

^ Давайте прочитаем вместе еще раз с моими комментариями:

«Избавившись от желаний эго (мы определили что под ЭГО имеется в виду личностное Я с присущими ему 5-тью причинами страданий), отделяющих «я» от Духа, и воссоединившись в самадхи (экстатической медитации йогов) с Космическим Сновидящим (Богом), человек становится свободным. В этой свободы полностью растворяются порабощающие силы Природы (4 потока страданий) создающие иллюзорную дихотомИю (т.е. иллюзорное разделение на две части) «Я» и Духа. Самадхи разрушает иллюзию космического сна, и живое существо пробуждается к единению с чистым Космическим Сознанием Высшего Существа – вечного вездесущего всеведущего блаженства».

^ Давайте теперь, как и прежде упростим эти предложения: «Избавившись от порабощающего материального желания, отделяющего истинное «Я» от Духа и воссоединившись в медитации с Богом, человек становится свободным. По достижению этой свободы он перестает постоянно рождаться, стареть, болеть и умирать, что является главной причиной кажущегося разделения Я и Духа. Медитация разрушает иллюзию жизни, и живое существо пробуждается к настоящему, к единению с Богом – вечным, вездесущим, всеведущим, блаженством».

Итак, продолжаем наше чтение.

Как мы можем видеть, автор в этой главе употребляет пока не знакомые нам санскритские термины. Давайте озвучим их и дадим им определение.

  • Санньяса – означает отказ или отречение, образ жизни отрешенного монаха. Т.е. человека полностью посвятившего свою жизнь – Богу.

  • Авидья – неведение (об этом мы говорили в первой главе).

^ Теперь мы можем понять, о чем говорит автор в первом предложении, давайте его прочитаем еще раз: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» человека авидьей». Т.е. говорится о необходимости постоянной практики избавления от неуемного, разрушающего и как мы увидели в прошлой главе ведущего к страданию «желания наслаждаться», это желание посеяно нами же, в результате нашего же невежества.

^ Далее по тексту Йогананда еще раз говорит о практике, которая несёт освобождение: «Для обретения Богореализации мало просто читать книги. Необходима глубокая йогическая медитация, соединяющее человеческое сознание с Космическим Сознанием Бога…» и ниже «… поэтому Гита учит идти к высшей цели путем правильных действий: физических, умственных и духовных». Важный момент, что автор говорит о правильности действий: физическом, умственном и духовном, что он подразумевает под этим мы прочитаем далее.

Теперь давайте попробуем осознать всю глобальность читаемого нами произведения и дадим чуть более подробное определение тому, что такое Веды, Упанишады и о каких 6-ти системах индийской философии идет речь.

Веды

На сегодняшний день нам известно о существовании 4-х Вед (нужно отметить что иногда Махабхарату частью которой является Бхагавадгита называют Пятой Ведой).

Веды с санскрита переводится как «знание» считаются сборником самых древних знаний индуизма.

Относят к категории Шрути (что значит услышанное). Это очень важный момент услышанное, не прочитанное, не открытое, а услышанное. Как мы уже знаем Гита в переводе означает песнь, а раз есть песнь, значит, есть и слушатель. Пока ограничимся этим объяснением, более подробно автор комментария расскажет в следующих главах.

Веды написаны мудрецом и святой личностью Вьяса Дэвой, где первое слово Вьяса значит разделитель, второе слово Дэва, указывает на его Божественное происхождение. Ему же приписывают авторство Махабхараты, еще раз напомню частью которой является читаемая нами Бхагавадгита.

За каждой Ведой был закреплен свой Риши, т.е. мудрец, который был ее знатоком и занимался её распространением на определенной территории среди высших сословий общества. Я напомню что есть 4 сословия, это браманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Веды распространялись среди высших сословий, среди браманов (священников) и кшатриев (царей, правителей и военачальников).

^ Давайте их рассмотрим. Я их расположил не как принято, а по объему:

  • Риг-Веда – Гимны. Приблизительно составлена 1700-1100 год до н.э. Под непосредственным руководством Вьясы собрал их воедино Пайла Риши (Риши, я напомню, значит, мудрец). Самая большая из Вед. Содержит 10 522 мантры. В слове «мантра» - «манас» - ум, «трая» - освобождение. Состоит из 10 книг (мандал), которые представляют собой гимны, восхваляющие древних ведических Богов, таким как Индра (Молния), Агни (Огонь), Варуна (Вода), Вайю (Ветер), Сурья (Солнце), Чандра (Луна) и т.д..

  • ^ Атхарва-Веда – Заклинания. Ангира и Бхригу Риши. Приблизительно составлена 7-6 век до н.э. Содержит 6000 мантр. Содержит заговоры, и заклинания, а также правила их произношения. Предназначена только для священнослужителей, т.е. брАминов. Также считается первым текстом, содержащим в себе медицинские указания. Также содержит в себе информацию о проведении свадебных церемоний, похорон и сведения о помазаний царей.

  • ^ Яджур-Веда – Жертвоприношения. Вашампайна Риши. Составлена около 10 века до н.э. Содержит 1984 мантры. Руководство для священнослужителей по проведению жертвоприношений. Содержит описания ритуалов и указания для священников о правилах их проведения. Также содержит философское толкование мантр. Первое представление о числах и бесконечности.

  • ^ Сама-Веда – Молитвы и Гимны. Каутхуме Риши и Джаямини Риши. Составлена около 1300-1100 веке до н.э. Содержит 1549 мантр. Содержит в себе стихи, написанные для пения и специальные мелодии, написанные для этих стихов в соответствии с 7 нотами, т.е. содержит в себе первые представление о Нотах, или 7 свар. За основу взяты гимны Риг Веды.

Вот кратко о главном. Теперь давайте сразу же разберем, что такое Упанишады.

Упанишады

Составной частью каждой из четырех Вед являются тексты, или сборники мантр, которые называют Самхиты. Также составной частью Вед являются Браманы Араньяки и Упанишады, которые представляют собою комментарии к самхитам.

Также термином «Самхиты» как мы знаем, называют и некоторые другие значимые тексты. На слуху сейчас можно услышать в той или иной среде Брахма-самхита, Шива-Самхита, Гхеранда-Самхита.

Итак, Упанишады это комментарии к самхитам. Считается также, что они содержат в себе основную суть ведь. Таким образом, как Йогананда открывает нам суть Бхагавадгиты, так и Упанишады раскрывают основную суть Вед. Их 108 и упанишады принято просто называть Веданта.

Йогананда говорит, что Гита является квинтэссенцией, т.е. всем самым сокровенным 4-х Вед, и 108 Упанишад. ^ Согласитесь что при такой масштабности это не мало.

Далее Йогананда говорит нам о 6-ти системах индийской философии, давайте также их обозначим.

6 систем философской мысли

Систем философской мысли как мы уже поняли 6, нужно сказать, что одна из них нам, так или иначе, известна.

^ Итак, эти системы и рассматриваемые в них вопросы кратко:

  • Санкхья (7-6 век до н.э. основные положения взяты из Вед и Упанишад в том числе и Бхагавадгиты) – самая древняя система. В качестве фундаментальных основ признается только Дух (Пуруша) и Материя (Природа или Пракрити). Цель школы: отделение Духа от Материи. Выступает против признания бытия Бога. Материальные творения проявляются через взаимодействие Духа и Материи и ещё 23-х первоэлементов.

  • Йога (3300-1700 гг. до н.э. основной источник Упанишады, Махабхарата (Бхагавадгита) и Йога Сутры Патанджали (2 век до н.э.). Очень и очень тесно связана с представлениями философии Санкхьи, но отличается введением Патанджали Божественного элемента (Ишвара) к 25 первоэлементам Санкхьи. Цель школы: достижение освобождение путем самадхи, о которой мы читали выше.

  • ^ Ньяя (6 век до н.э. до 5 век н.э. источник «Ньяя Сутра», Готама и Акшапада Риши, Веды)Доказывает существование Бога и Кармы путем логических выводов и умозаключений. Основная мысль: «Все объекты имеют причину, так как являются, по сути, ее следствием). Первое упоминание об атомах. Первопричина создания, сохранения и разрушения мира – Бог. Он создает Вселенные из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Здесь же мы можем найти положение о Карме. Мир совершенен, так как создан совершенным Богом, все страдания людей являются следствием их не совершенных поступков, за которые они несут перед Ним ответственность. Цель школы: освобождение индивидуального я.

  • Вайшешика (3-2 век до н.э. Канада, или Улука Риши) – является дополнением к Ньяе и рассматривает отдельные её вопросы связанные с временем и пространством. Цель школы такая же: освобождение индивидуального я.

  • Миманса (Пурва-Миманса) (3-2 век до н.э. источник «Пурва Миманса Сутра», Веды, Риши Джаймини). Отрицает достижение освобождение (мокши), отрицает существование Бога-творца вообще Бога как такового (атеизм). Центральное место философии: учение о Дхарме. Социальный и ритуальный долг, полное следование принципам варны и касты. Веды рассматриваются как абсолютное неопровержимое свидетельство о дхарме. Текст этот никто не писал, он существовал всегда сам по себе и не содержит никаких ошибочных положений. Ведийские божества признавались как «слова», которые содержатся в священном тексте, реальность существования Божеств – отрицалось. Основная цель: исследования Дхармы (в отношении социального и ритуального долга).

  • ^ Веданта (Уттара-Миманса) (как отдельное направление сформировалось 3 век до н.э. источник, «Веданта Сутра» Вьяса Дева, также источник Веды, Упанишады, Махабхарата (Бхагавадгита). Понятие Веданта употреблялось, как мы помним по отношению к Упанишадам, в более поздний период стало употребляться по отношению к отдельной школе. Наиболее известные школы на сегодняшний день: Адвайта-Веданта, Ачинтья-бхеда-абхеда (Традиция гаудиа вайшнавов). Основная цель: поиск и установление вечных взаимоотношений с Богом, единство с которым достигается посредством знания и духовной практики.

Итак, вот перед нами все 6 систем индийской философии во всей красе. Теперь мы можем осознать всю глобальность фразы автора о том, что Бхагавадгита – квинтэссенция четырех Вед, 108 Упанишад и шести систем индийской философии. Мы можем проследить насколько огромен этот пласт знаний, каждый из которых представляет собой учение, которое развивалось на протяжении не одной сотни лет, со своими Учителями, своими практиками, и истинами, порою противоречащими друг другу. Но нужно отметить, что практически все школы сходятся на идее освобождения и единения с Богом посредством определенной практики.

Теперь осознайте, что весь этот объем знаний умещается в 700 стихов Бхагавадгиты. Какими же качествами должна обладать личность, чтобы осознать все это. Автор говорит нам об этом в следующих строках «Полностью понять Бхагавадгиту можно лишь прочитав и на глубинном уровне усвоив весь массив литературы индуизма, или войдя в соприкосновение с Космическим Сознанием (Богом)».

Вот что оказывается нам всего лишь нужно сделать, что бы полностью понять. Если мы искренне стремимся к познанию, если искренне хотим прочувствовать как эта «… бездонно глубокая мудрость, выраженная чрезвычайно красивым и простым языком» может найти свое отражение в настоящее время в наших жизнях у нас есть 2 пути:

  • ^ Либо мы читаем и осваиваем на глубинном уровне весь массив литературы индуизма, о котором я рассказал вам выше.

  • Либо мы входим в соприкосновение с Космическим Сознанием.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что чтобы «Прочитать и на глубинном уровне усвоив весь массив литературы индуизма» нужно как минимум было родиться индусом и с детства заниматься изучением священных писаний.

Также, я думаю, вы не будете спорить, что не менее печально звучит фраза войти в соприкосновение с Космическим Сознанием.

Однако перед нами лежит это Великое Произведение (и я думаю, в величии его мы еще убедимся и не раз) и комментарии на него написанные Великим Мастером, жизнь и опыт которого наглядно демонстрирует упомянутые им два пункта. И как маленьким детям главу за главой он будет разжевывать нам, детям, как даже будучи невеждой при правильном стремлении, и постоянной медитации прийти к дверям в Божественный чертог. Каждый сможет понять в доступной на сегодняшний момент мере, потому что «где бы ни находился человек, возвращающийся к Богу, Гита прольет свой свет на соответствующий участок его пути».

Так давайте продолжим чтение и изучение это великого произведения. В заключении прочитаем эту главу еще раз.

Похожие:

Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» iconСтр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я»
В этой Свободе полностью растворяются порабощающие силы Природы, создающие иллюзорную дихотомию «Я» и Духа. Самадхи разрушает иллюзию...
Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» iconСтр. 20-23 – «Введение. Исторические корни Гиты». Глава 3
Сама композиция Бхагавадгиты – ее риторика, аллитерации, подбор слов, стиль и гармония – свидетельствуют о том, что Индия прошла...
Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» iconСтр. 24-26 – «Введение. Новое явление Бхагавадгиты современному миру». Глава 5
Бабаджи – познавшие Бога риши нашего времени, учителя, сами по себе являющиеся живыми священными писаниями. Они передали потомкам...
Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» iconСтр. 26-28 – «Введение. Скрытые духовные аллегории гиты». Глава Исходный текст: «Отчет о всех событиях и вся мудрость мира хранятся в «записях акаши»
Любой достаточно развитой адепт может получить к ним непосредственный доступ в любое время и в любом месте. Из акаши (эфира) Вьяса...
Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» icon"О силе слова «прости»" Виктор Николаев Член Союза писателей России, лауреат премии союза писателей России «Честь имею»
Бога, об истории создания своих книг и о тех людях, судьбы которых могут быть настоящей школой жизни для всех нас; о войне, о семье,...
Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» iconТема: Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте Стр
Тема: Введение в геронтологию. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Медицинская...
Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» iconМотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений. Тема «дружества»
Тема «дружества» проходит через всю лирику Александра Сергеевича Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой...
Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» iconСтатья и словарь Б. Л. Смирнова Ашхабад: "Ылым", 1978 введение
Стало ходячей фразой, что знающий Гиту знает сущность Упанишад. Эту мысль впервые почти полторы тысячи лет тому назад высказал один...
Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» iconПравила бега гордона пири 7 глава первая введение 8 глава вторая причины спортивных неудач 17 глава третья травмы, техника, обувь 27 глава четвертая тренировка 43

Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» iconВведение…………………………………………………………….……стр. 4-7 Глава I. Основные вопросы общей теории перевода
...
Стр. 19-20 – «Введение. Главная тема Бхагавадгиты». Глава Исходный текст: «Через всю Гиту красной нитью проходит мысль о необходимости санньясы – избавления от эгоизма, посеянного в физическом «я» iconПример оформления первой страницы
Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы