Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 icon

Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4


Скачать 28.62 Kb.
НазваниеСтр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4
Размер28.62 Kb.
ТипДокументы

Цикл лекций по Бхагавадгите в комментарии Парахамса Йогананды

Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4.

Исходный текст: «В древних священных писаниях нет четкого разграничения истории и символики; в традиции духовных откровений эти две категории часто накладываются друг на друга. Чтобы выразить возвышенные духовные истины, пророкам приходилось в качестве сравнений использовать явления повседневной жизни и события, происходившие в их время. Божественные прозрения невозможно передать простым людям иначе, чем облекая их в обыденные термины. Если, как это часто бывает, духовные пророчества написаны языком туманных сравнений и аллегорий, то глубочайшие откровения Духа останутся скрытыми от невежественных, духовно незрелых умов. Поэтому святой мудрец Вьяса искусно переплел в Бхагавадгите исторические факты с психологическими и духовными истинами, аллегориями и метафорами; он ярко живописал баталии, которые вынуждены вести в своем сознании как материалистичные, так и духовные люди. Плотный покров внешней символики надежно защищает глубокий духовный смысл Гиты от разрушительного влияния невежества темной эпохи, в которую цивилизация скатилась после того, как Шри Кришна покинул землю.

Дотошный исследователь мог бы указать на неубедительность исторической канвы Бхагавадгиты: вряд ли перед началом грандиозного сражения Кришна и Арджуна действительно выехали на открытое пространство, разделявшее армии противников, и вели там серьезный разговор о йоге. Хотя многие из узловых событий и главных действующих лиц Махабхараты, несомненно, имеют соответствия в реальной истории, условный характер их подачи в эпосе подчинен сверхзадаче (великолепно решенной в Бхагавадгите) – выразительности представления сущности индийской санатана-дхармы («вечной религии»).

Таким образом, интерпретируя священное писание, нельзя игнорировать событийные и исторические элементы обрамляющие истину. Следует отличать обычную иллюстрацию моральной доктрины или подробное описание духовного феномена от более глубоких эзотерических моментов. Надо знать признаки переплетения иллюстративного материала с духовными доктринами и не пытаться во всем искать скрытый смысл. Необходима способность интуитивно понимать намеки и открытые заявления автора, чтобы излишний энтузиазм и привычка придавать духовное значение каждому слову не привела к искажению смысла произведения.

^ Верный путь понимания писаний пролегает через интуицию и настроенность на внутреннее постижение истины». Источник: Бхагавадгита: Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания. Новый перевод и комментарии / Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2011. – 1232 с.:ил.


^ Комментарии Иконникова Алексея

Самое главное, что нужно унести из этой главы, так это ключ для понимания всех священных писаний мира, которым щедро автор делится с нами. На примере Библии нам хорошо известно, когда истина описывается туманным языком аллегорий. Так мы помним язык Христа, который иной раз проповедовал людям притчами. Те, кто читает Библию, знают известную притчу «О блудном сыне», выражение которой в современном мире стало крылатым.

Сам Христос говорит об этом: Мф. 13:10-13: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют».

Так и мы иногда не видим и не слышим того, о чем казалось бы явно, говорит нам священное писание словами пророков. В словах «…Хлеб насущный дай нам на сей день…» нам кажется, что мы просим пищи для ума и тела, а в изгнанных торговцах, о которых мы читаем на страницах Писания, мы видим всего лишь алчных и корыстных до богатства людей.

Сегодня так много страхов связано с верой и религией, что вечные и святые истины, из страха и невежества, мы сами облачаем в одежды недоверия и обмана. Между тем, знание всегда само себя защищает, разговаривая с каждым на понятном ему языке. Об этом автор говорит нам словами: «Божественные прозрения невозможно передать простым людям иначе, чем облекая их в обыденные термины. Если, как это часто бывает, духовные пророчества написаны языком туманных сравнений и аллегорий, то глубочайшие откровения Духа останутся скрытыми от невежественных, духовно незрелых умов».

На примере жизни и смерти Христа мы знаем, насколько прав автор. Ведь положа руку на сердце, кто себя не считает, уж если не великим героем, то особенной личностью способной постигнуть особые сокровенные знания? Очень часто мы мним себя мудрыми и способными, не видя дальше собственного носа. Сможем ли мы разглядеть (и что самое главное принять) истинное знание и мудрость, если оно будет говорить не лестным для нашего ума языком. В Библии есть несколько очень хороших цитат сказанные Христом:

  • Цитата: Иоан гл.8:4-11: «…Учитель, мы поймали эту женщину на месте преступления, она изменила мужу! Моисей повелевает в законе побивать таких камнями. А Ты что скажешь? Они спросили это, чтобы найти повод уловить Иисуса в чем-либо и обвинить Его. Иисус склонился и писал пальцем на земле. Они упрямо продолжали Его спрашивать. Тогда Иисус выпрямился и сказал: - Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень. И Он опять, склонившись, продолжал писать на земле. Тогда они начали по одному уходить, начиная с самых старших. В конце концов остался один Иисус и женщина. Иисус поднял голову и спросил: - Женщина, где твои обвинители? Разве никто не осудил тебя? - Никто, Господин, - ответила она. - И Я тебя не осуждаю, - сказал Иисус. - Иди и больше не греши». 

  • Цитата: Матф 7:3: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь».

Конечно, можно улыбнуться и пожать плечами: «Нет, это не про меня, я не такой», конечно, ведь все мы особенные. Однако хочу напомнить, что Христа, который как мы знаем, облекал простые истины в притчи, в итоге, распяли такие же люди как мы с вами. В ожидании чуда проявления сказанного им о себе, мы ждали, что называющий себя Сыном Божиим тотчас сойдет с Креста невредимый, цитата Лук:23:35 «…других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий», а Он говорил: Цитата: Лук: 23:34: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».

И за что Его распяли? За простое на словах, но такое сложное на деле: «Возлюби ближнего твоего как самого себя?». Для того чтобы открыть истину сердцем нужно не только её слышать. Нужно обладать определенными качествами, которые бы позволили разглядеть ее среди множества уводящих в сторону аллегорий. Об этих качествах идеального восприятия, как мы помним, автор говорил в главе: «Главная тема Бхагавадгиты», и мы не будем здесь повторяться и раскроем наиболее (по мнению автора) важные в конце главы.

В подкрепление слов об аллегориях приведем вторую цитату из уже прочитанной нами главы: «Плотный покров внешней символики надежно защищает глубокий духовный смысл Гиты от разрушительного влияния невежества темной эпохи, в которую цивилизация скатилась после того, как Шри Кришна покинул землю».

Мы еще раз прочитали, что истинное знание можно сравнить с матрешкой, в которой слой за слоем скрывается истина. Чтобы открыть ее нужно знать, как это сделать, куда приложить усилие, чтобы затем, последовательно, слой за слоем открыть свое сердце навстречу сокровенному знанию. Поэтому перед нами встает произведение, где духовные аллегории искусно переплетены с историческим сражением, которое действительно происходило и лицами, действительно принимавшими в нем участие.

В предыдущей главе автор раскрыл перед нами цель написания им комментария к Бхагавадгите, а именно «озвучить послание Бхагавадгиты основываясь на той традиции в рамках которой она была предана нам из архивов вневременной истины познавшими Бога провидцами». В этой же главе, мы можем видеть, как Йогананда раскрывает перед нами «сверхзадачу» которая стояла перед Вьясой, автором Махабхараты. Раскрывает причину подачи произведения именно в таком ключе.

Я выделил жирным в тексте следующие наиболее важные во всей главе слова «он ярко живописал баталии, которые вынуждены вести в своем сознании как материалистичные, так и духовные люди». В этих строках автор раскрывает перед нами более глубокий уровень восприятия аллегории произведения. Название этой главы как мы помним «Гита как история и духовная аллегория». В чем же её история? И в чем её духовная аллегория?

После описания, прочтения и размышления давайте попробуем дополнить и пояснить название главы. Итак: ^ Гита это история о грандиозном сражении между двух армий, и её духовная аллегория - война, которую вынужден вести в своем сознании каждый.

Вот маленький ключик к восприятию всего произведения, который автор сразу дает. Речь пойдет о войне, но оказывается не внешней, речь пойдет о войне внутренней. Войне внутри сознания, которую мы вынуждены вести. Соответственно все внешние события, о которых мы будем читать дальше, следует воспринимать не как нечто происходящее снаружи, но как происходящее внутри человеческого сознания. Об этом еще многое будет сказано, остановимся, пока на этом.

В этой же главе Йогананда раскрывает перед нами еще одну причину подачи произведения именно в таком ключе. А именно через историческое сражение и взаимодействие главных действующих (исторических) лиц выразить законы и суть религиозных представлений Ведической цивилизации.

Йогананда назвал ёё «вечной религией» или Санатана-Дхарма. Давайте ниже разберем её основные положения.

Итак, если мы говорим о более глубоком знании, которое уходит в более глубокую ведическую эпоху, то мы непременно наталкиваемся на мысль о том, что любое знание всегда провозглашалось с позиции религии. Как мы уже знаем, если перевести с санскрита историческое название религии индуизма, то мы обнаружим, что на санскрите оно звучит как «санатана дхарма». 

Как указывает Йогананда, в переводе это означает – «вечная религия». Также можно привести как «вечный закон» или «вечное правило». При этом закон, правило, или религия, входит в понятие и определение слова «дхарма». «Санатана» же значит - вечная, или низменная, т.е. то, что не имеет ни начала ни конца.

Если мы возьмем эту религиозную систему, и начнем её анализировать, то мы обнаружим, что ей приписывают следующие положения:

  • Первое это – Дхарма.

  • Второе – Карма.

  • Третье – СансАра.

  • Четвертое – Мокша.

  • И пятое – Йога.

Вот эти 5 систем, в которых вы найдете отражение всего современного представления о ведическом знании, т.е. всей современной восточной религиозности, как таковой. 

При этом:

  1. Дхарма – религиозный долг, обязательство или правило. Сейчас это понятие в большей степени воспринимается как личная, духовная миссия. 

    1. Цитата: Мф. 15-22: «… Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

    2. Цитата: Мф. 5:13-16: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

  2. Карма – причинно-следственная связь. О законе кармы нам известно очень многое, я не буду останавливаться на его описании, приведу лишь некоторые цитаты. Хочу напомнить, что о законе кармы мы уже говорили в самом начале лекций, описывая 5 причин страдания живого существа. Напомню цитату и приведу некоторые другие:

    1. ^ Цитата: Ветх. Завет Книга пророка Осии 8:7: «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее».

    2. Цитата: Книга Иова 4:8: «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его».

    3. Цитата: Псалтирь 7:15: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь».

    4. Цитата: Послание Галатам 6:7-9: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в духа от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».

  3. СансАра (Самсара) – череда перерождений. Круговорот рождений и смертей (колесо сансары). Упоминание об этом мы можем найти не только в индуизме, но также и в буддизме, где рождение, старость, болезнь и смерть названы великими потоками страданиями (о которых вы еще раз можете прочитать в первой лекции).

    1. Цитата: Бхагавадгита 2:22: «Как человек, сбросив ветхое платье, надевает новые одежды, так заключенная в теле душа, покинув разрушавшееся телесное обиталище, входит в новое».

  4. Четвертое положение – Мокша – Полное освобождение от круговорота рождений и смертей.

    1. Цитата: Лука 9:59-60: «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».

    2. Цитата: Иоан 10:9: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет».

  5. И последняя пятая ступень – йога, как состояние, или как процесс достижения абсолютного единства с более высоким началом, которое каждый определяет по-своему. Здесь все понятно, поэтому ограничимся одной цитатой.

    1. Цитата Иоан 10:30 «Я и Отец – одно».

Как мы видим Йогананда справедливо предостерегает нас не придаваться излишнему рвению и не искать тайный смысл там, где его попросту нет. В этом же предостережении чуткий, читатель сможет усмотреть предостережение от следования безумным идеям некоторых современных «проповедников» толкующих умом священные писания и спекулирующих на почве духовного устремления людей жаждущих познать Бога.

Может возникнуть резонный вопрос: «Имея в руках священное писание, какими инструментами мы должны обладать, чтобы понять, что должно воспринимать прямо, а что аллегорически?». Ответ на этот вопрос автор дает в последних строках главы: «Необходима способность интуитивно понимать намеки и открытые заявления автора, чтобы излишний энтузиазм и привычка придавать духовное значение каждому слову не привели к искажению смысла произведения. Верный путь понимания писаний пролегает через интуицию и настроенность на внутреннее постижение истины».

Итак, нам необходима развитая интуиция и правильный настрой. Именно эти два качества автор особенно выделяет, и именно их будет раскрывать в следующих главах. Сейчас же, в завершение, давайте еще раз прочитаем текущую главу.

Похожие:

Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconСтр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4
Плотный покров внешней символики надежно защищает глубокий духовный смысл Гиты от разрушительного влияния невежества темной эпохи,...
Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconОтветы на домашние задания глава стихи 1 11. Объясните, почему Бхагавад-гита является совершенным теистическим писанием?
Объясните, почему Бхагавад-гита является совершенным теистическим писанием? "Бхагавад-гита" изошла из уст Самого Верховного Господа,...
Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconПравила бега гордона пири 7 глава первая введение 8 глава вторая причины спортивных неудач 17 глава третья травмы, техника, обувь 27 глава четвертая тренировка 43

Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconВведение…………………………………………………………….……стр. 4-7 Глава I. Основные вопросы общей теории перевода
...
Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconСияние скверны
Пролог 2, Глава 1 2, Глава 2 7, Глава 3 22, Глава 4 38, Глава 5 45, Глава 6 67, Глава 7 81, Глава 8 103, Глава 9 119, Глава 10 –...
Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconПредисловие Роберта Орнштейиа Глава Проснитесь в своих снах! Глава Истоки и история осознанного сновидения Глава Новый мир осознанных сновидений Глава исследование
Пер с англ. — К.: «София», Ltd, M.: Из-во Трансперсонального Института. 1996. — 288 с
Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconПредисловие Роберта Орнштейиа Глава Проснитесь в своих снах! Глава Истоки и история осознанного сновидения Глава Новый мир осознанных сновидений Глава исследование
Пер с англ. — К.: «София», Ltd, M.: Из-во Трансперсонального Института. 1996. — 288 с
Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconСтр. 20-23 – «Введение. Исторические корни Гиты». Глава 3
Сама композиция Бхагавадгиты – ее риторика, аллитерации, подбор слов, стиль и гармония – свидетельствуют о том, что Индия прошла...
Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconН. В. Гоголя "Мёртвые Души." Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература
В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников...
Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconЗадания к конкурсу «юный юрист», 1 этап, 2011/2012гг
Как называется государство, в котором высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава...
Стр. 23-24 – «Введение. Гита как история и духовная аллегория». Глава 4 iconСтр. 26-28 – «Введение. Скрытые духовные аллегории гиты». Глава Исходный текст: «Отчет о всех событиях и вся мудрость мира хранятся в «записях акаши»
Любой достаточно развитой адепт может получить к ним непосредственный доступ в любое время и в любом месте. Из акаши (эфира) Вьяса...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы