Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) icon

Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993)


Скачать 111.04 Kb.
НазваниеСтрадают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993)
страница1/3
Размер111.04 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Экстремальная ситуация - это ситуация, яка виходить за межі звичайного досвіду, яка которая субъективно или объективно несут угрозу жизни людей або іншим значущим для неї людей, превышает способность человека от нее защититься фізично чи психологічно.

Жертвы стихийных бедствий и катаст­роф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993).

  1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут пока потен­
    циальные жертвы будут предупреждены — например, постепенно
    достигающие критической фазы наводнения или надвигающиеся
    ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее
    для жертв.


  2. ^ Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катас­
    трофы, к счастью, редки — люди часто учатся переживать их в
    момент стресса.


Досвід США Люба та вчення у Оклахома.

^ 3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю.

Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же

медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее, у жертв не­которых длительных экстремальных ситуаций (например, в слу­чаях угона самолета) травматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем.

  1. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролиро­
    вать события во время катастроф; может пройти немало времени,
    прежде чем человек сможет контролировать самые обычные со­
    бытия повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняет­
    ся долго, даже у компетентных и независимых людей могут на­
    блюдаться признаки «выученной беспомощности».


  2. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с лю­
    бимыми или потерять кого-то из близких; наихудшее — это пре­
    бывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того,
    жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и
    позицию. В случае длительных травматических событий человек
    может лишиться всяких надежд на восстановление утраченного.


  3. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастро­
    фой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться
    в совершенно новых и враждебных условиях.


^ Міграція – теж естр. сит.. Данія?

  1. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни
    ситуации могут изменить личностную структуру человека и его
    «познавательную карту». Повторяющиеся столкновения со смер­
    тью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном
    уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен
    тяжелый экзистенциальный кризис.


^ Мужчина, який переныс аварыю на мотоциклі боїться кудись їхати у подорож. Раніше їздив по усій Европі із дружиною.

Афганці – дві стратегії (збереження життя або гра зі смертю).

  1. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может ока­
    заться перед лицом необходимости принимать связанные с систе­
    мой ценностей решения, способные изменить жизнь, — напри­
    мер, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.


^ Чому я? Хто винен?

  1. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наи­
    лучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что
    человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать
    его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.


10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее,
скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окру­
жением и социальной структурой. Изменения культурных норм
заставляют человека адаптироваться к ним или остаться чужа­
ком; в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с со­
циальной дезадаптацией.



Классифицируют такие экстремальные ситуации:

  • природные (землетрясения, наводнения, пожары, ураганы и т.д.);

  • техногенные связанные с техникой (авария на ЧАЕС, ДТП и т.д.);

  • катастрофы связаны с человеческим фактором (деятельностью).

А) Макро (війна, військові конфлікти, голодомор, геноцид, тероризм тощо)

Б) Мікро (коли задіяно декілька людей у цій ситуації.)
Психологическая характеристика реакций человека на экстремальную

ситуацию:

1 фаза - психологический шок, который включает в себя: а)
дезорганизацию деятельности, нарушения ориентации; б) отрицание
происшедшего от минут к 2 часам;

  1. фаза - влияние действия травмирующий ситуации на психику человека.
    Возникает чувство вины, гнева, депрессии. Негативные эмоциональные и психофизиологические состояния.

  2. фаза - возвращение к жизни (оздоровление эмоциональной и психофизиологической сферы).

Если человеку не удается справится с травмирующим событием, то возникает посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Рассмотрим влияние экстремальной ситуации природного характера на психическое и соматическое благополучие человека.

^ 1. Психологическая помощь при стихийных бедствиях и природных катаклизмах

Психические реакции при стихийных бедствиях и катастрофах обычно неспецифичны, малодифференцированные и могут развиваться при всех ситуациях, угрожающих жизни человека.

В США при Национальном институте психического здоровья организован центр по изучению психических расстройств при критических состояниях, обусловленных стихийными бедствиями и катастрофами. Его деятельность направлена на наступні цілі:

  • изучения психосоциальных реакций в условиях стихийного бедствия,

  • проектирование и оценка соответствующих служб психологического здоровья,

  • разработка терапевтической практике оказания психологической помощи пострадавшим

  • изучение роли общественного влияния на предотвращение развития психических последствий.

  • вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в жизнеопасных ситуациях.

В соответствии с работами Национального института психического здоровья психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героизма, «медового месяца», разочарования и восстановления.

^ Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, спастись и выжить.

Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от нескольких недель до 3 — 6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых.

^ Фаза разочарования обычно длится от 2 мес. до 1 - 2 лет. Сильное чувства разочарования, гнева, горечи возникают вследствие крушения различных надежд.

Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы самим, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.

^ В динамике состояния подвергавшихся воздействию стихийного бедствия (землятресения) лиц можно выделить четыре последовательные фазы, или стадии.

1. «Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием
оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим
напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов,
обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов,
проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при
одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении
способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот
период преобладало чувство отчаяния, сопровождавшееся ощущениями
головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и
затрудненным дыханием. Также отмечается и увеличение работоспособности. В
качестве примера можно привести случай, когда мужчина обнаружил свою жену
и дочь на крыше 9-этажного дома (лестничные пролеты нижних этажей были
разрушены), используя металлическую оградку клумбы и веревку, в течение часа
смог забраться на крышу и спасти семью.

2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для
абсолютного большинства наступление этой стадии связано с первыми
контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием
масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется наиболее
существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с
преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко -
иррациональной направленности), понижением моральной нормативности
поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней,
депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и
памяти (как правило, не могли достаточно четко вспомнить, что они делали в этидни). Большинство людей жалуются на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.

3. «Стадия разрешения» - 3 - 12 суток после землетрясения. По данным
субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие.
Однако по результатам наблюдений у абсолютного большинства обследованных
сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с
окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной
окраски речи, замедленность движений. К концу периода появляется желание
«выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущество на лиц,
которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся
некоторой ажитацией. Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух
предшествующих фазах, в том числе с тревожными и кошмарными
сновидениями, в различных вариантах трансформирующих впечатления
трагических событий. Например: «Снилась драка и перестрелка с покойниками, и
не только погибшими здесь, но и с теми, которые умерли раньше».

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечалось дальнейшее снижение физиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастали явления переутомления. В среднем на 30 % уменьшилась умственная работоспособность, появились признаки синдрома пирамидной межполушарной асимметрии.

4. «Стадия восстановления». Началась с 12-го дня после землетрясения и
наиболее отчетливо в исследованный период проявлялась в поведенческих
реакциях: активизировалось межличностное общение, начала нормализоваться
эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после
землетрясения было отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у

окружающих, восстановились сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой фазе выявлено не было.

Клинических форм психиатрической патологии в изученный период времени после стихийного бедствия не наблюдалось, однако это не исключает высокой вероятности их развития в более поздние сроки («отставленное реагирование»).

^ Этапы оказания помощи человеку, пережившему экстремальную ситуацию


1. Установления продуктивного контакта с потерпевшими - дать
возможность проговорить переживания (излить душу). Использовать технику
нерефлексивного слушания.

2. Обработка аффекту - использовать на данном этапе методы артерапии,
гештальттерапии, танцевальной терапии, телесноориентированной терапии,
библиотерапии.

3. Формирование умений аутотренингу - «визуализация образа»,
«расслабление мышц». Использования медицинских методов: массаж, самомасаж.

4. Методы коррекции направлены на будущее. Цель: изыскать резервы
человека. Используются когнитивная терапия Бека, Эллиса.

5. Формирование умений психопрофилактики. Используются методы
снижения уровня стресса.

6. Робота с семьею - используется семейная терапия.

7. Эффективны группы поддержки, группы взаимопомощи в работе с
потерпевшими при стихийных катаклизмах.


Бтавными принципами оказания помощи перенесшим психо­логическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

  • безотлагательность;

  • приближенность к месту событий;

  • ожидание, что нормальное состояние восстановится;

  • единство и простота психологического воздействия.

^ ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

В целом служба экстренной психологической помощи выпол­няет следующие базовые функции:

  • практическую: непосредственное оказание скорой психоло­
    гической и (при необходимости) доврачебной медицинской по­
    мощи населению;

  • координационную: обеспечение связей и взаимодействия со
    специализированными психологическими службами.

Ситуация работы психолога в экстремальных условиях отли­чается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами (Ловелле, Малимонова, 2003).

  • Работа с группами. Часто приходится работать с группами
    жертв, и эти группы не создаются психологом (психотерапевтом)
    искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса,
    они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации
    катастрофы.

  • Пациенты часто пребывают в остром аффективном состо­
    янии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще
    под воздействием травмирующей ситуации, что не совсем обыч­
    но для нормальной психотерапевтической работы.

  • Нередко низкий социальный и образовательный статус
    многих жертв. Среди жертв можно встретить большое количество

людей, которые по своему социальному и образовательному ста­тусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта.

  • Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия
    часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, пси­
    хозами, расстройствами характера и, что особенно важно для про­
    фессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем,
    вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуа­
    цией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существо­
    ванию, отсутствие работы и пр.

  • Наличие почти у всех пациентов чувства потери, посколь­
    ку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места
    проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую
    картину травматического стресса, особенно в депрессивную со­
    ставляющую данного синдрома.

  • Отличие посттравматической психопатологии от невроти­
    ческой патологии. Можно утверждать, что психопатологический
    механизм травматического стресса принципиально отличается от
    патологических механизмов невроза. Таким образом, необходимо
    выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и
    те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и те
    случаи, когда имеет место сложное переплетение травматическо­
    го стресса с другими патогенными факторами внутреннего или
    внешнего происхождения.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают:

  • профилактику острых панических реакций, психогенных
    нервно-психических нарушений;

  • повышение адаптационных возможностей индивида;

  • психотерапию возникших пограничных нервно-психиче­
    ских нарушений.

«Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

  1. информация о том, что окружающий мир идет к ним на
    помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно
    быстрее;


  2. находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокой­
    ствие, так как это одно из главных средств к их спасению;


  3. необходимо оказывать себе самопомощь;

  4. в случае завалов пострадавшие не должны предпринимать
    каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может при­
    вести к опасному для них смещению обломков;


  5. следует максимально экономить свои силы;

  6. находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить
    себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физиче­
    ских сил;


  7. дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит эко­
    номить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем
    воздухе;


  8. мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5—
    6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15—20, что
    позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации
    пульса и артериального давления, а также самодисциплины;


  9. высвобождение из «плена» может занять больше времени,
    чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливы­
    ми. Помощь идет к вам».


Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществля­ют в двух направлениях. Первое — со здоровой частью населе­ния — в виде профилактики:

а) острых панических реакций;

б) отсроченных «отставленных» нервно-психических нарушений.
Второе направление — психотерапия и психопрофилактика

лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Техни-

Еще одной группой людей, к которым применяется психоте­рапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящих­ся под завалами, живых и погибших. Для них применим весь ком­плекс психотерапевтических мероприятий:

  • поведенческие приемы и методы, направленные на снятие
    психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций;


  • экзистенциальные техники и методы, направленные на
    принятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск
    ресурсных психологических возможностей.


Правила для сотрудников спасательных служб 1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже прини­маются меры по спасению.

3. Осторожно устанавливайте телесный контакт.

Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по пле­чу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

^ 4. Говорите и слушайте.

Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокой­ным тоном, даже если

пострадавший теряет сознание. Не прояв­ляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите пострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы испытываете чув­ство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.

^ Правила первой помощи для психологов

  1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в
    состоянии психического возбуждения. Это нормально. Опти­
    мальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите
    пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится
    работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх не­
    успеха.


  2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите,
    какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пост­
    радавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите
    этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при
    нескольких пострадавших.


  3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Уз­частям тела не рекомендуется. Займите
    положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачи­
    вайтесь к пострадавшему спиной.


  4. уЗнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что
    помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.


Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим.
Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прика­
саться к голове или иным 23


^ Пострадавший должен чувствовать, что в

создавшейся ситу­ации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, на­пример: «Я останусь с вами, пока не приедет скорая помощь». Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: «Скорая помощь уже в пути».

  1. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие
    меры требуется принять для оказания помощи в его случае.


  2. Профессиональная компетентность успокаивает. Расска­



  3. жите о вашей квалификации и опыте.

  4. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компе­
    тентность. Дайте ему поручение, с которым он справится.


  5. Исполь­
    зуйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы
    у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.


  6. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его актив­
    но, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывай­
    те позитивное.


  7. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При рас­
    ставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том,
    что нужно делать с пострадавшим.


  8. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадав­
    шего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им


  9. про­
    стые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у
    кого-либо чувство вины.


  10. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего вни­
    мания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.


  11. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога.
    Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл сни­
    мать с помощью релаксационных упражнений и профессиональ­
    ной супервизии. Группы супервизии должен вести профессиональ­
    но подготовленный модератор.


^ Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних
взглядов.


Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места происшествия.

  1   2   3

Похожие:

Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) iconСтрадают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993)
Экстремальная ситуация это ситуация, яка виходить за межі звичайного досвіду, яка которая субъективно или объективно несут угрозу...
Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) iconОднако посттравматическое стрессовое расстройство возникает далеко не у всех участников той или иной экстремальной ситуации. Это зависит от ряда факторов: • особенностей личности, значимости для человека ситуации;
Это вторичная, проявляющаяся через определенное время после окончания самой экстремальной ситуации реакция организма на травмирующее...
Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) iconЦентр экстремальной
Уважаемый господин министр, вынуждены к вам обратиться в связи с ситуацией, возникшей вокруг возможного закрытия киноцентра «Рекорд»,...
Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) icon1. Хозяйственный учет как функция управления. Измерители, применяемые в хозяйственном учете. Виды хозяйственного учета
Поэтому для руководства и управления хозяйственными процессами надо иметь необходимую всестороннюю экономическую информацию, получаемую...
Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) iconПриложение 2 Заявка на участие в экстремальной бизнес-игре «Деловой десант»
Я согласен(а) с условиями экстремальной бизнес- игры «Путь к успеху – Деловой десант», определенными в Положении о ней
Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) iconРоссийская федерация федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Ер 0527593 А2, 17. 02. 1993. Ru 2159494 С1, 20. 11. 2000. Ru 2275732 С2, 29. 04. 2004. Ru 2265944 С1, 10. 12. 2005. Su 1387128 А1,...
Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) iconШкольное здание: основные помещения
Гигиена детей и подростков – это наука, изучающая влияние на организм ребенка факторов внешней среды, с целью выявления вредных и...
Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) iconБизнесс проект Propagandaline на ближайшие 2 года
Отличие Бизнес-модели «3d-Опт» заключается в том в что находясь в центральном офисе Propagandaline ru в Москве или в Гуанджоу, вы...
Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) iconА. Б. Карлину 656035, Барнаул, пр. Ленина, 59 Уважаемый Александр Богданович! Мы, нижеподписавшиеся, крайне обеспокоены ситуацией, сложившейся вокруг Залесовского заказника в связи с разрешение
Мы, нижеподписавшиеся, крайне обеспокоены ситуацией, сложившейся вокруг Залесовского заказника в связи с разрешением на охраняемой...
Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) iconКлише для написания части с I. Формулировка темы (проблемы) исходного текста
«В тексе автор касается следующих вопросов/останавливается на следующих проблемах …»
Страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993) iconВнимание!! 01. 2012г потерялся карликовый пудель- девочка, персикового цвета, 9 лет, в районе ул. Лермонтова. Видевших или нашедших просьба позвонить по телефону: 63-72-35. Страдают дети. Вознаграждение
Лермонтова. Видевших или нашедших просьба позвонить по телефону: 63-72-35. Страдают дети. Вознаграждение
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы