Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности icon

Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности


Скачать 22.33 Kb.
НазваниеТема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности
Размер22.33 Kb.
ТипДокументы

Практическое занятие № 3


Тема:   Физиологические основы безопасности жизнедеятельности 

Цель: освоить доступные методы исследования физического развития и функционального состояния организма.

Задачи:

    1. Определить показатели физического развития организма.

    2. Определить основные параметры кардиореспираторной системы.

    3. Определить функциональное состояние кардиореспираторной системы.

    4. Определить частоту воздействия стресс-факторов на организм.

Оборудование: ростомер, весы, секундомер или часы с секундной стрелкой, калькулятор.

План занятия:

  1. Обсуждение понятия здоровья и важности физического компонента здоровья для безопасности жизнедеятельности человека.

  2. Определение собственных показателей физического развития и здоровья.




  1. ^ Информация для обсуждения.

Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий.

^ Физический компонент здоровья определяется по показателям физического развития, физической подготовленности, функциональных резервов, типу конституции, адаптационно-приспособительных возможностей, наличию или отсутствию заболеваний. В первую очередь физиологическое здоровье оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Оценка функциональных возможностей организма выявляет степень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В основу функциональных проб положен учет изменения частоты пульса и дыхания в зависимости от положения тела или определенного мышечного напряжения.

Для ориентировочной оценки антропометрических данных применяется метод индексов. Индексы представляют собой определенное арифметическое соотношение двух-трех показателей физического развития, принимаемое за норму.

Любой вид деятельности в организме человека достигается благодаря тесному взаимодействию органов, тканей и физиологических систем. Эта взаимосвязь формируется на основе интегральных механизмов регуляции и представляет единую функциональную систему. Организм человека обладает гомеостатическими адаптивными механизмами регуляции. Гомеостатические механизмы стремятся стабилизировать активность функциональных систем и не допускать отклонений физиологических параметров от заданной константы. Здоровье человека во многом определяется адаптационными возможностями организма.

Так как в течение жизни индивид подвергается действию самых различных раздражителей, вызывающих стресс и требующих адаптации, каждый человек должен знать и правильно оценивать возможности своего организма. Для оценки функционального состояния и степени тренированности сердечно-сосудистой системы применяют различные пробы. Функциональные пробы позволяют выяснить не только степень тренированности, но и состояние регуляторных систем организма.


2. Определение показателей физического развития.


2.1. Измерение длины тела (роста).

Антропометрические измерения лучше провести в первой половине дня, без верхней одежды и обуви. Студенты работают в парах. Измерьте рост с помощью ростомера. При измерении длины тела обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись, слегка выпятив грудь и втянув живот, руки по швам, пятки вместе, носки врозь, касаясь вертикальной стойки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью, а голову держать так, чтобы верхний край уха и нижний край глазницы находились на одном уровне.


2.2. Определение массы тела.

Определение массы тела производится путем взвешивания испытуемого на медицинских весах, которые перед началом взвешивания обязательно должны быть отрегулированы. При взвешивании испытуемый должен аккуратно встать на середину площадки весов.


2.3. Определение весо-ростового индекса Кетле.

В соответствие с рекомендацией Комитета экспертов ВОЗ, наиболее адекватным и наиболее распространенным в последнее время способом для определения нормальной массы тела, является индекс Кетле (индекс массы тела), где М- масса тела в кг, делится на рост в метрах, возведенных в квадрат.


I = _M_(кг)

Р2 (м)


Недостаточная масса тела (дефицит) – индекс менее 18,5

Норма – 18,5–24,9

Избыточная масса тела (предожирение) – 25,0–29,9

Ожирение 1 степени – 30,0–34,9

Выраженное ожирение 2 степени – 35,0–39,9

Очень выраженное ожирение 3 степени – 40,0 и более


^ Обработка результатов и выводы

Определить собственные показатели физического развития и занести их в тетрадь.

При оценке индекса Кетле следует учесть, что, согласно мнению Комитета экспертов ВОЗ, индекс Кетле не подходит для оценки массы тела людей с развитой мускулатурой, лиц моложе 18 лет или старше 65 лет, беременных и кормящих женщин. Ориентация только на массо-ростовые показатели может дать неверное представление о количестве жира в случае атрофии скелетной мускулатуры (в связи с возрастом или гиподинамией), нарушений водно-электролитного баланса и т.п.


^ 3. Определение основных параметров кардиореспираторной системы


3.1. Определение пульса и частоты сердечных сокращений (ЧСС).


Способы определения пульса представлены на рис. 3.1.





Основной способ определения пульса – пальпация у основания 1-го пальца (на лучевой артерии). Рука должна лежать свободно, чтобы напряжение мышц и сухожилий не мешало пальпации. Кисть необходимо свободно захватить правой рукой в области лучезапястного сустава. Большой палец расположить с локтевой стороны, а четыре других – непосредственно на лучевой артерии. Артерию прижать с умеренной силой к внутренней стороне лучевой кости. Сильно прижимать ее не следует, так как под давлением пульсовая волна может исчезнуть.


Подсчитайте количество ударов за 15 сек и умножьте полученное число на 4. Полученный результат сравните с данными таблицы.


^ Нормы пульса в разных возрастных группах

Возраст

(лет)

Среднее значение пульса (уд/мин)

Границы нормы пульса (уд/мин)

6-8

98

78-118

8-10

88

68-108

10-12

80

60-100

12-15

75

55-95

15-50

70

64-84

50-60

74

64-84

60-80

79

69-89



3.2. Определение частоты дыхания

В спокойном состоянии положить руку на грудную клетку и подсчитать количество циклов вдох-выдох за одну минуту. Полученный результат сравните с данными таблицы.


^ Частота дыхания в разных возрастных группах

Возраст

(лет)

Частота дыхания

(вдох/мин)

8

22

9

21

10

20

12-13

19

14

18


^ Обработка результатов и выводы

Полученные результаты занесите в тетрадь и сравните с нормативными данными. Определите соотношение частоты дыхания и ЧСС. Сделайте выводы.

Необходимо иметь в виду, что учащенный пульс в покое (тахикардия) может возникать при переутомлении и различных заболеваниях. Во время физических нагрузок или всплеска эмоций ЧСС в норме может увеличиваться в 3-3,5 раза. ЧСС в покое меньше 60 уд/мин (брадикардия) при нормальном самочувствии свидетельствует о хорошей тренированности организма. У высококвалифицированных спортсменов нормальная ЧСС может не превышать 40 уд/мин. Если пульс замедлен и при этом кружится голова, быстрая утомляемость, меняется артериальное давление – следует обратиться к врачу.

Частота дыхания обычно в 3-4 раза меньше, чем ЧСС, поскольку человек дышит в 3-4 раза реже, чем сокращается сердце. Следовательно, соотношение частоты дыхания к частоте сердечных сокращений в норме составляет от 1:3 до 1:4.


^ 4. Определение функционального состояния кардиореспираторной системы.


4.1. Определение функционального состояния системы дыхания помощью пробы Штанге.

Студенты работают в парах. Подсчитывается частота пульса в минуту в состоянии покоя (Р1). Затем в положении сидя после глубокого вдоха и выдоха делают вдох глубиной 80 % максимального. Затем, задержав дыхание на возможно долгий срок, закрывают рот, зажимают нос пальцами. В конце вдоха включают секундомер и измеряют время задержки дыхания на вдохе (ЗДВ). Сразу же после окончания задержки дыхания определяют частоту пульса (за 1 минуту) (Р2). Информативность этого теста можно увеличить, если сразу после задержки дыхания измерить частоту дыхания.

Оцените показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания:

ПР = Р2: Р1


^ Обработка результатов и выводы

ЗДВ 40-49 сек. – удовлетворительный кардиореспираторный резерв (здоровый),

ЗДВ 20-40 сек. – сниженный кардиореспираторный резерв (здоровье ослаблено),

ЗДВ меньше 20 сек. – неудовлетворительный кардиореспираторный резерв (заболевание).

Сделайте вывод о функциональном состоянии системы дыхания с учетом среднестатистических данных, согласно которым здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 30–55 с, тренированные – на 60–90 с. При утомлении, перетренированности, время задержки дыхания снижается. У хорошо тренированных людей дыхание не должно учащаться, так как возникшая кислородная задолженность у них погашается за счет углубления, а не учащения дыхания.

Показатель реакции ПР > 1,2 свидетельствует о снижении кардиореспираторного резерва.


4.2. Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью индекса Руфье.

После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 15 с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 15 с (Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты периода восстановления. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:




^ Обработка результатов и выводы

менее 0 – атлетическое сердце;

0,1 – 5 – «отлично» (очень хорошее сердце);

5,1 – 10 – «хорошо» (хорошее сердце);

10,1 – 15 – «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени);

15,1 – 20 – «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени).

Занесите свой результат в тетрадь, сделайте соответствующий вывод.


4.3. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

Подсчитать пульс в покое за 15 сек (Р1). Максимально быстро и правильно вслух решать какую-нибудь математическую задачу на протяжении 30 сек. Пример задачи: отнимать по целому непарному числу из целого непарного числа (например, по 3 из 777). Сразу же повторно подсчитать пульс за 15 сек (Р2).

Рассчитать ПР по формуле ПР = Р2: Р1


Обработка результатов и выводы

ПР > 1.3 свидетельствует о низкой стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы. Сделайте вывод.

Похожие:

Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности iconТема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности
Цель: освоить доступные методы исследования физического развития и функционального состояния организма
Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности iconПрограмма учебной дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности icon«Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда»
Рабочий журнал является методическим указанием при проведении практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Безопасность...
Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности iconПравовые основы безопасности
В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях...
Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности iconId = 464917578 Наименование нтз: Безопасность жизнедеятельности
Расположение нтз: R:\тесты\факультет физической культуры и спорта\кафедра безопасности жизнедеятельности\маламатов а х\бжд ast
Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности icon-
Поэтому эта тема всегда актуальна. Хотя в каждую историческую эпоху, в каждом обществе она имеет свою специфику, но есть в ней и...
Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности iconАнкета номинанта Номинация: Инновационный молодежный проект года Обучающие экстремально-спортивные соревнования по основам безопасности жизнедеятельности «Спас-Экстрим»
Обучающие экстремально-спортивные соревнования по основам безопасности жизнедеятельности «Спас-Экстрим» (Специалист по работе с молодежью...
Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности iconМетодические указания по управляемой самостоятельной работе по зчс. Занятие № Природные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации.
Тема имеет важное значение для обучения студентов в области безопасности жизнедеятельности и здоровья в процессе учебы и применения...
Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности iconПеречень контрольных вопросов к экзамену по «Технике безопасности» Тема I раздел 1 «Основы трудового законодательства»
Какова продолжительность рабочего времени в неделю для молодёжи в возрасте от 16 до 18 лет?
Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности iconА. С. Обручников 20. 07. 2012 г. Положение
Всероссийском молодежном конкурсе по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности
Тема: Физиологические основы безопасности жизнедеятельности iconТема: Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте Стр
Тема: Введение в геронтологию. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Медицинская...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы