Теории происхождения государства icon

Теории происхождения государства


Скачать 62.52 Kb.
НазваниеТеории происхождения государства
Размер62.52 Kb.
ТипДокументы

Теории происхождения государства


Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. Вследствие этого различными мыслителями в разные времена и в разных странах были созданы теории, по-разному отвечающие на эти вопросы.

Рассмотрим наиболее известные из них.

Одной и/первых возникла теологическая теория. Ее осно­воположниками были религиозные деятели Востока и средне­вековой Европы VI—XIII веков. Одним из самых видных авто­ров этой теории был Фома Аквинский, сформулировавший основные ее положения в своем сочинении «О правлении вла­стителей» (XIII в.).

Смысл данной теории заключается следующем: государ­ство — это результат «божественного промысла»; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повеле­вать людьми и призван реализовывать волю Божью за Земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.

Не менее древней была и патриархальная теория, основа­ние которой принадлежит Аристотелю (387—322 гг. до Р. X.), написавшему работу «Политика». Окончательно ее развил Филмор в своей книге «Патриарх» (XVII в.).

Согласно патриархальной теории, государство — это про­дукт разросшейся семьи. Являясь первоначальной формой организованного общения, семья затем делится. Но поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влияни­ем экономических условий, семьи, уверенные в своем общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, на­родности, объединенные уже общностью исторического про­шлого. В этом ряду социальных превращений момент перехо­да к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семей­ной основы. Собственно, государственная власть государя, власть монарха.

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая широкое распространение в XVII—XVIII веках. Ее основоположниками являются Г. Гро-ций («О праве войны и мира»), Т. Гоббс («Левиафан»), Дж. Локк («Два трактата о правлении»), Ж^Ж. Руссо («Об общественном договоре»).

По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в правах, они ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Таким образом, был заключен договор всех со всеми, позволяющий установить мир.

Отказавшись быть единственным гарантом своих естествен­ных прав, люди передали эту обязанность, государству.

Сам по себе общественный договор понимался не как ис­торический факт подписания людьми конкретного докумен­та, который лег в основу появления государства, а как состоя­ние общества, когда люди добровольно объединились путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего .единого объединяющего всех центра.

В XIX веке появилась следующая весьма значительная теория происхождения государства, которую именуют по-разно­му: классовая, историко-материалистическая, марксистская. Наиболее полно она изложена в книге Ф. Энгельса «Проис­хождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно марксистской концепции государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и част­ной собственности, а затем раскола общества на классы с про­тивоположными экономическими интересами: Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменен государством.

Во второй половине XIX века появилась теория насилия. Ее авторами выступили К. Каутский («Материалистическое по­нимание истории»), Л. Гумплович («Расы и государство), Е. Дюринг («Ценность жизни»). Они объясняли возникнове­ние государства факторами внешнего и внутреннего насилия. Каутский и Гумплович объясняли возникновение государства через завоевание одного племени другим. Именно для подавле­ния порабощенного племени и создается государственный ап­парат. По мнению Дюринга, собственность, классы и государ­ство — результат насилия одной части общества над другой.

Тогда же Ж. Гобино в труде «Опыт о неравенстве челове­ческих рас» была создана расовая теория. Она основывалась на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и раз­личаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той при­чине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечис­ленных отношениях. Государство появляется для господства одних рас над другими. Гобино напоминал о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы.

Французский этнограф и социолог XX века Леви-Стросс в работе «Структурная антропология» выдвинул (по­ловую) теорию. Суть ее состояла в том, что особенности вос­производства человека, а именно введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в вы­делении человека из мира природы, приведшим к возникно­вению государства. Поддержание запрета инцеста требовало, в свою очередь, наличия особой группы людей, которые бы за­нимались, во-первых, контролем за соблюдением запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. В дальнейшем эта группа людей, специализировавшаяся на под­держании запрета инцеста, стала одновременно выполнять и другие общественные функции. Именно таким образом посте­пенно и происходило образование государственной структуры.

Другой французский ученый первой половины XIX века Галлер в своем труде «Реставрация политической науки» со­здал патримониальную теорию. Согласно ей государство вырос­ло из права собственника на землю (патримониум).

В первобытном обществе земля принадлежала общине, пле­мени в целом и находилась в коллективной собственности. За­тем происходит концентрация власти в руках вождей (они же становятся собственниками земли племени).

Постепенно власть вождей становится государственной. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и не­заметных изменений, преобразованная власть собственника над живущими на его земле.

Государственная территория выходит из государевой зем­ли. Государственное хозяйство, финансы образуются постеленно из частного хозяйства вождя. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы под­чиненного управления формируются из его частных слуг. Та­кова суть патримониальной теории.

На рубеже XIX—XX веков французским социологом Г. Тардом («Социальные законы») и русским юристом Л. Петражицким («Теория права и государства в связи с теорий нравствен­ности») была создана психологическая теория. Ее авторы исходили из того, что появление государства и права является результатом, проявлением свойств человеческой психики: по­требностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимо­сти от элиты первобытного общества, осознанием справедли­вости определенных вариантов действия и отношений и др.

Во второй половине XX века появляется ирригационная теория, которую связывают с именем немецкого ученого К.А. Виттофогеля, написавшего работу «Восточный деспотизм». В этой книге возникновение государства связывается с необходимос­тью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.

Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоемкими, требовали умелой организации., Ее стали осуще­ствлять специально на то поставленные люди, способные ох­ватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препят­ствия в ходе строительства. Кроме того, необходимо было эти гигантские ирригационные сооружения всегда держать в по­рядке и, в частности, защищать каналы от заиливания, обеспе­чивать по ним судоходство. Это было под силу лишь специаль­но поставленным людям, управленцам-чиновникам, которые в конечном итоге и поработили общество.










^

Признаки государства


Традиционно государство рассматривается как универсаль­ная политическая организация, в основе которой лежат терри­тория, народ и публичная власть. Именно они являются основ­ными признаками государства. Характерной чертой всех до государственных форм обще­ственного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административного или сеньориального деления. Становление такого деления обусловлено задачами управле­ния территорией государства, сбора дани, удержания в пови­новении население страны.

Государство — это прежде всего территориальная органи­зация населения. Именно над этой территорией и проживаю­щими на ней людьми распространяется государственная власть. Й здесь не важно, какую национальность, расовую и этничес­кую принадлежность имеют эти люди. Главным является гео­графическое место их проживания, что предопределяет их граж­данство или подданство, т. е. определенную политико-право­вую связь с конкретным государством.

Государство объединяет своей властью и защитой всех лю­дей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Это означает, во-первых, что государство имеет территорию, опреде­ляет и охраняет свои границы, защищает ее от нападения из­вне. Во-вторых, постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством и виде подданства или гражданства и пользуется защитой госу­дарства как внутри страны, так и за ее пределами. Территори­альные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих граж­данства (подданства) — апатридов. Следующим важным признаком государства, без которого немыслимо его существование, является население, т. е. чело­веческое сообщество, проживающее на данной территории. Для образования государства численность его населения, расовый или национальный состав не имеют решающего значения. Несколько тысяч или многомиллионное население одинаково могут являться человеческой базой для организации государ­ства (Ватикан, Монако, Люксембург, Лихтенштейн, Исландия и т. д., с одной стороны, и такие многомиллионные гиганты, как Китай или Индия, — с другой).

Определяющей роли для образования государства не игра­ет и его национальный состав. Население, проживающее на определенной территории, находящееся под юрисдикцией кон­кретного государства, может быть многонациональным, как Россия, США, Индия, Китай, или состоять в подавляющем большинстве из представителей одной нации (Польша, Германия, Венгрия и т. д.). Однако ни то, ни другое не мешает образованию государства в одних случаях с много­национальным составом, в других — почти мононациональным составом населения.

При родовом строе власть осуществлялась самими общин­никами, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении до­бывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особой группой людей, составляющей особый вид профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными чле­нами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли «должности», а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти ро­дового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказа­ние или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.

В отличие от этого устройства, для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Иначе говоря, государство, наряду с орга­нами, издающими законы, выносящими решения и отдающи­ми приказы, обязательно обладает особым аппаратом управ­ления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфическими государственных функций.

Воплощенная в государственных органах публичная власть трансформируется в государственную власть, и ее реализация обеспечивается всей мощью государственного аппарата.
Главными признаками государственной власти являются:

а) суверенность;

б)легитимность,

Суверенность государственной власти означает ее верховенство на территории конкретной страны, а также ее независимость в международных отношениях. В свою очередь, легитимность получает выражение в поло­жительной оценке, ее правомерности. Легитимная власть обыч­но характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан с консен­сусом общества в области основополагающих политических ценностей.


Понятие и классификация функций государства

Функциями государства являются стратегические направле­ния его деятельности, в которых выражаются сущность и назна­чение в обществе. Поскольку функции государства формиру­ются объективно, под определяющим воздействием. Целей и задач, обусловленных социально-экономическими структура­ми общества, постольку в функциях сущность государства по­лучает конкретное выражение.

В ходе развития государства одни функции возникают, дру­гие отмирают, третьи изменяют свое содержание. По времени действия могут быть выделены постоянные и временные фун­кции. Постоянными являются политические, социальные, эко­номические. Временные могут быть связаны с экстремальными ситуациями, например, ведение войны. По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри страны, внешние — за ее пределами. В связи с тем, что объектом воздействия функций государства являются сферы общественной жизни — экономика, социальная структура, ду­ховная жизнь общества, сложившийся общественный порядок, функции могут быть экономическими, идеологическими, ох­ранительными, политическими как во внешней, так и во внут­ренней деятельности государства.

В общем плане функции государства можно представить в виде следующей системы.

/. Функции внешнего суверенитета: национальная оборона (или безопасность); осуществление внешних сношений.

2. Функции внутреннего суверенитета: внутренняя безопасность; правосудие и регистрация актов гражданского состояния.

3. Собственно политические функции: обеспечение функционирования политических ин­ститутов; взаимоотношения с общественными организациями институтами; информирование общественности о политических целях.

//. ^ Экономические функции. Эмиссия денежных знаков. Общая координация экономической и финансовой по­литики, включая экономическое планирование (коор­динация может осуществляться с помощью государст­венного заказа, государственного кредитования, налого­обложения).

^ III. Социальные функции.

Деятельность в области здравоохранения

Деятельность в области жилищного и городского строительства.

Защита социальных и профессиональных прав и интересов.

Предоставление пособий «социально неполноценным» (инвалиды, матери-одиночки, сироты, люди пожилого возраста, учащаяся молодежь).

Сохранение или преобразование социальных слоев и структур (например, фермерство; предприятия, находя­щиеся в коллективной собственности).

^ IV. Культурно-воспитательные функции.

Организация проведения исследований проблем фундаментального или чисто научного значения. Образовательная функция (общее, профессиональное, художественное, спортивное образование и развитие детей, подростков и юношества).

Суммируя все вышесказанное, можно дать следующее оп­ределение.

Право — это система норм, выраженных в признаваемых го­сударством источниками являющихся общеобязательным «норма­тивно-государственным ^критерием правомерно-дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.

В заключение необходимо отметить, что сущность права получает свое развернутое выражение в его основных призна­ках. Ими являются:

  1. социальность (право регламентирует организацию про­изводства, распределение производимого продукта, рас­пределение социальных ролей в обществе и должностей в государстве, товарно-денежные отношения, отноше­ния собственности и т. д.);

  2. нормативность (право выступает как система норм, ха­рактеризуемых логической структурой, установлением масштаба и меры поведения);

  3. обязательность (право обеспечено возможностью госу­дарственного принуждения);

  4. формализм (право фиксируется в письменном виде, в специальной форме);

  5. процедурность (право включает в себя четкие процеду­ры создания, применения, защиты);

  6. неперсонифицированность (право адресовано не к конкретному лицу, а ко всему обществу);

  7. институциональность (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства, или этот про­цесс идет под их контролем, как, например, референ­дум);

  8. объективность (право закономерно появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как ес­тественный результат развития регулятивной системы).

В различных теоретико-юридических концепциях право наделяется иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе ука­занных признаков определить право.

Понятие права в объективном и субъективном смысле

Понятие права как система норм, установленных и санкционированных государством. Эти нормы реализуют общественные отношения между людьми. Поскольку такие регуляторы выступают

> отношению к каждому отдельному лицу или организации

> некий внешний фактор, то термин «право» в этом смысле
объективный характер, т. с. не принадлежит какому-либо
объекту, не составляет его личного, хотя бы и социального устройства. Поэтому нормы права, или право как систему норм, объективным правом.

Однако, существуют не сами по себе, а для людей и их организаций, в том числе и для государства. Они призваны регулировать их действия, предоставляя им свободу определенными рамками, предписаниями, ограничениями и п.

t Предоставленная нормами права свобода, возможность ведения в русском языке также именуется правом. Но это не норма, лежащая за рамками возможностей, лично при­надлежащих субъекту. Это то, что по объективному праву при­надлежит субъекту, составляющего личную свободу или возмож­ность поведения, пользования его вещами, способностями, знаниями и многими иными, в том числе и общественными бла­гами. Такая свобода и возможность поведения, установленная Объективным правом, носит название «субъективное право».

Таким образом, под правом в объективном смысле понимает­ся система юридических норм, выраженных в соответствующих источниках права и не зависящих от каждого отдельного индиви­да; а под правом субъективным — система наличных прав и сво­бод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из ука­занных выше источников или принадлежащие им от рождения.

Однако право в субъективном смысле охватывает собой не только права, вытекающие из норм объективного права, но так­же и систему юридических обязанностей, т. е. совокупность конкретных долженствований, необходимостей, императивов предусмотренных законами государства.

Понятия права в объективном и субъективном смысле со­вершенно необходимы в юридической науке и практике, они призваны выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные фун­кции. Объективное право не может быть реализовано без субъективного. В этом их неразрывная взаимосвязь и невоз­можность существования друг без друга.


^

Основные теории правопонимания


Следует отметить, что, несмотря на многочисленные тео­ретические изыскания, вопрос «что такое право?» остается от­крытым. И во всех ответах на этот фундаментальный вопрос с необходимостью присутствует такой определяющий для правопонимания момент, как отождествление или различение правa и закона. Собственно этот момент различения или отожде­ствления права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которые можно назвать соответственно юридическим.

«Что такое право?» является подлинным вопросом, действительной про­блемой. Для нормативисткого подхода такого вопроса в подлинном смысле не существует, поскольку для него право — это уже официально данное, действующее, позитив­ное право.

Основной тезис юснатурализма (теории естественного пра­ва — Г. Гроций, Д. Локк) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю­чает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от при­роды в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность. Государство не может посягать на эти естествен­ные и неотъемлемые права человека.

Согласно теории возрожденного естественного права (совре­менный юснатурализм), право, которое создается государством, шляется производным по отношению к высшему, естественно­му праву. Позитивное право, т. е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т. е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

Сторонники легистского, нормативистского подхода противопоставили право как «мир должного», т. е. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители нормативизма рас­сматривают их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т. д. Исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возник­новением и развитием не реальным отношениям, а либо фор­мальным установлениям государства, либо возвышающей себя над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма чер­пает свою юридическую силу в норме, занимающей более вы­сокую по сравнению с ней ступень пирамиды.

Возражая против теории естественного права, Кельзен ут­верждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государ­ство, права не существует, обязательность норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. Однако, казалось бы, вопреки этому само государство он выводит из права, понимая под государством не учреждение властвования, ^организацию и воплощение правопорядка. Поскольку право, по его мнению, также есть порядок должного поведения, фак­тически он приходит к отождествлению государства и права.

Главное достоинство нормативистского подхода состоит в том, что определение права через систему норм оказывается самым удобным на практике. Нормативное определение оце­нивается в качестве «рабочей» дефиниции, которая ориенти­рует практических работников на законодательные нормы. Достоинством так называемого узкого, собственно-норматив­ного подхода является разработка юридической догматики, которая выступает основой совершенствования законодатель­ства и правоприменительной практики.

Помимо разобранных двух главных подходов существуют и другие известные теории, такие как историческая, психоло­гическая, марксистская и социологическая.

^ Теория исторической школы права (Гюго, Савиньи, Пухта) утверждала, что право определяется исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление это­го народного духа. Результат исторического процесса. Пра­во само развивается и постепенно складывается, подобно язы­ку и нравам.

^ Психологическая теория была наиболее основательно раз­работана в дореволюционной России Л.И. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, офи­циально действующее в государстве, и интуитивное право, ис­токи которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как пра­во. Позитивное право, выраженное в законах и других актах, мало доступно гражданам.

Иное дело — интуитивное право, с которым человек в сво­их отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на пер­вый план выдвигаются эмоции. Из них и складывается интуи­тивное, психическое право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отноше­ний, постоянно возникающих в жизни людей.

Во второй половине XIX в. широкое распространение по­лучили теории утопического социализма. Одной из них был марксизм. В системе марксистского учения право стало пони­маться как возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса. Сама история, реальные события обнаружили ошибки, слабые места этого учения, несоответствие отдельных его положений действительности.

В первой трети XX века сложилась социологическая школа права (Дьюи, Паунд, Фрэнк). Представители этого направле­ния стали понимать под правом само правоотношение или пра­во в действии. Законы, по их мнению, представляют собой толь­ко часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властные отношения и семейные отношения исторически предше­ствуют правовым нормам.
^

Романо-германская правовая семья


Правовая семья — это совокупность правовых систем, объе­диненных общностью пути исторического формирования, общно­стью источников, форм закрепления и выражения норм права, структурным единством понятийно-категориального аппарата.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Евро­пе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям.

Особенности романо-германской правовой семьи проявля­ются в ряде моментов. Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила. Число казуистических норм неве­лико. Норма права очищена от казуистических деталей. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избегать пробелов. Однако последние полностью не исключаются. Суды уполномочены такие проблемы выполнять, за исключением случаев штрафной ответственности. Здесь действует принцип: нет преступления без указания о том в законе.

Основным источником права являются нормативные акты. Ведущее место среди них занимают законы как акты, приня­тые высшим законодательным органом и имеющие верховен­ство над другими актами. Среди законов высшей юридичес­кой силой обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают и нормативные договоры, а также в ограни­ченных случаях правовые обычаи.

Структура права, начиная с традиций римского права, харак­теризуется делением права на частное и публичное, а также на от­расли и отдельные институты. Многие институты права, и прежде всего частного, также покоятся на традициях права Древнего Рима.

Из стран континентальной Европы романо-германская се­мья распространилась на всю Латинскую Америку, значитель­ную часть Африки, некоторые страны Азии. Этот процесс объяснялся колонизаторской деятельностью многих европей­ских стран, а также высоким уровнем кодификации в этих стра­нах в XIX веке, которую можно было использовать как образец для создания собственного права.







Семья англо-саксонского общего права

Семья англо-саксонского общего права своими корнями уходит в правовую систему Англии. Эта система развивалась автономно, и связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Английские юристы любят под­черкивать историческую самобытность и преемственность сво­его права.

Наряду с английской правовой системой в данную семью входят системы США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и еще тридцати двух стран Британского содружества наций.

Историческими корнями английское право уходит в дале­кое прошлое. После норманнского завоевания Англии (1066 г.) основная нагрузка в осуществлении правосудия была возложе­на на королевские суды, находившиеся в Лондоне. В их дея­тельности постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем все суды (общее право). Од­нажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей — появился судеб­ный прецедент.

С течением времени возникла необходимость выйти за же­сткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая спорные дела, с которыми обращались к королю, он создал так называ­емое право справедливости. Оно также стало составной час­тью прецедентного права, но прецеденты здесь создавались иным путем и касались других отношений, чем общее право.

Реформа 1873—1875 годов слила общее право и право спра­ведливости в единую систему прецедентного права.

Сегодня английское право традиционно продолжает оста­ваться в основном судебным, разрабатываемым судьями в про­цессе рассмотрения конкретных дел. Такой подход делает нор­мы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем. Но одновременно при­дает праву большую казуистичность и меньшую определенность.

В английском праве отсутствует деление на публичное и частное. В нем значительно в меньшей степени восприняты категории и понятия римского права. Нет в Англии и кодексов европейского типа.

^

Понятие и признаки правовых норм


Норма права — это общеобязательное, формально определен­ное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государ­ством, направленное на урегулирование общественных отноше­ний. Норма права — это первичная клеточка права, исходный элемент его системы.

Генетически норма права появляется в итоге «неолитической революции» для регулирования общественных отношений связанных со становлением производящей экономики, развитием городов-государств и других видов государственности новых форм семейно-брачных отношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ и т. п. И по содержа­нию, и по форме норма права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей формальной определенностью, четко! письменной фиксацией и самое главное — возможностью го­сударственного принуждения для обеспечения исполнения.

Норма права создает социально-равновесное состояние, там как у каждого из индивидов формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, т. е. предсказуемой поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свои отношение к другому члену общества. Социальная ценность нормы права заключается именно в том, что, создавая эту установку индивида, она формирует социально устойчивое общественное состояние. Иными словами, норма; права еще и потому завоевание культурного развития человечества, что, регулируя поведение своих конкретных адресатов в типичных случаях, она также формирует у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества) их взаимоотношений.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм:

1. Норма права — это общеобязательное веление, выражен­ное в виде государственно-властного предписания, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необхо­димо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ дей­ствий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

  1. Норма права обладает неперсонифицированностью. В отличие от команд, велений, распоряжений по конкрет­ным вопросам норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц определяемых типичными признаками. В правовых, нормах для обозначения ее адресатов опери­руют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами.

  2. Это формально-определенное правило поведения: внут­ренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения (это точное, конкретное предписание). Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в официальных источниках (статье, главе, разделе официального документа —
    нормативно-правовом акте). В прецедентном праве дей­ствуют свои общие правила о прецедентном значении
    определенных судебных решений и их применении. Это придает формальную определенность нормам прецедент­ного характера.

  1. Норма права обладает качеством системности. Право не «сумма», не «совокупность» норм, а их система, основанная на взаимосвязи составляющих ее элементов; именно в этом качестве оно и реализуется в обществе, создавая стабильный правопорядок, в конечном счете соответствующий интересам социальных групп (классов, сословий, партий), способных воздействовать на возводимую в закон государственную волю. Норме права также присущ признак неоднократности
    (многократности)
    ее действия. Правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме.






Похожие:

Теории происхождения государства iconТеории происхождения государства
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят...
Теории происхождения государства iconТеория права, конституционное и административное право вариант 1 Перерастание государства племени в государство класса характеризует теорию (теории) происхождения государства
Перерастание государства племени в государство класса характеризует теорию (теории) происхождения государства
Теории происхождения государства iconТеории происхождения государства
Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. Вследствие этого различными...
Теории происхождения государства icon1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических дисциплин
Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических дисциплин
Теории происхождения государства iconПроисхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук
Каждая из них познает государство и право, решая свои, специфические задачи, при использовании присущих им средств
Теории происхождения государства iconЭкзаменационные вопросы по предмету «Теория государства и права»
Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся
Теории происхождения государства iconВопросы выходного контроля
Развитие отечественной науки «Теория государства и права» и актуальные проблемы теории государства и права на современном этапе развития...
Теории происхождения государства iconУтверждено на заседании кафедры теории государства и права и конституционного права (протокол №6 от 22. 01. 10 г.) Дисциплина «история отечественного государства и права» Учебно-методический комплекс Челябинск 2010
Рассматривается круг проблем составляющих основу курса истории отечественного государства и права. Кроме того, содержит рабочую учебную...
Теории происхождения государства iconЭкзаменационные вопросы по теории государства и права, 2012-2013 уч/г Признаки и определение государства
Государственный аппарат. Государственный орган. Принципы организации и деятельности государственного аппарата в современном обществе....
Теории происхождения государства iconУчебно-тематический план для студентов 1 курса дневного отделения 5
Охватывает вопросы теории государства, а второй предполагает обсуждение тем, касающихся теории права (юридической догматики, философии...
Теории происхождения государства iconЭкзаменационные вопросы к государственному экзамену по теории государства и права

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы