«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 icon

«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3


Название«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3
Студент 2 курса
Размер26 Kb.
ТипРеферат

Государственный Университет
Высшая Школа Экономики

Эссе по дисциплине «Социология»
на тему:
«Теории толпы»

Выполнил: Студент 2 курса
факультета менеджмента
группы № 226 Фатеев Стефан

Москва 2010

Содержание

Введение 3

Теория Лебона 4

Теория З. Фрейда 7

Частные теории 9

Бихевиористская концепция толпы 9

Симпатизирующая индукция эмоций 9

Концепция «возникающих» норм. 9

Список литературы. 11



Теории толпы.

Когда отдельные люди образуют массу,
то достоинство каждого из них в отдельности гибнет
под ногами толпы.

В. Швебель

Введение


Одним из ключевых вопросов в теме массовое поведение и проблема толпы является вопрос о причинах возникновения и о законах, которые действуют в данных типах взаимоотношений между людьми. Массовое поведение и толпы это объект изучения большого количества ученых, так как данный феномен часто можно наблюдать в жизни, и каждый раз поражаться: почему, как и зачем это происходит.
И в данной работе мы рассмотрим некоторые теории толпы, так как именно толпа является ярким примером массового поведения и на основанных теориях можно сделать некоторые выводы о массовом поведении.

Описания «народных беспорядков» встречались ещё в летописях и древних текстах, но изучению поддались только в конце XIX века. Одним из первых, кто подошел с научной точки зрения к данной проблеме является французский ученый
Г. Лебон. С его теории мы и начнём. Потом перейдем к теории такого известного ученого как Зигмунд Фрейд. Рассмотрим также некоторые частные теории включая бихевиористскую концепции толпы


^

Теория Лебона


Широко известен Лебон стал после публикации своей работы
«Психология толпы », которая была опубликована в 1985 году. В ней вошли первые статьи по проблемам толпы, напечатанные во французском журнале
«Научное обозрение».

Теория Лебона вытекает из его представлений о человеке и обществе. Так что для перехода к его теории давайте посмотрим, как Лебон видел человека. Лебон считал, что человек – «наиболее руководствуется в жизни представлениями двух родов: представлениями врожденными, т. е. биологически унаследованными от предков или возникшими под влиянием чувств, и представлениями, приобретенными или умственными» [1] Под врожденными представлениями Лебон подразумевает, то, что человек воспринимает бессознательно и не препятствует этому, другими словами это «наследство расы». Второй род не так важен при попадании в толпу, он становится интересен, когда переходит в сферу бессознательного, это происходит при сохранении этих представлений через несколько поколений.

Так же Лебон полагает, что человек является только пассивной частью толпы, из чего следует, что человек перестаёт быть личностью, он перестает быть носителем определенных общественных идеалов и ценностей. И толпа навязывает ему «дух расы», который сама и проповедует. От сюда и объясняется поведение человека, которое более похоже на инстинктивное. Но, не смотря на свою иррациональность, именно толпа, чаще всего, выражает интересы общества. Лебон приводит пример патриотизма, и чувства защищать общественные интересы, которые чаще всего выражает именно толпа, а не специалисты и аристократия.

Давайте теперь посмотрим, как Лебон видит процесс формирования топы и трансформации личности при попадании в толпу. Исследователь делает вывод, что человек претерпевает радикальные изменения, попадая в толпу, он теряет самоконтроль и перенимает «коллективный разум». Вот что пишет Лебон - «Кем бы ни были индивиды, составляющие толпу, как бы ни были они похожи или не похожи своим образом жизни, своими характерами, занятиями или разумом, факт превращения их в толпу ставит их во власть своего рода коллективного разума, заставляющего их чувствовать, думать и действовать таким образом, который совершенно отличен от их действий, чувств и того, как каждый индивид чувствовал бы, думал и действовал, если бы находился в одиночестве» [1]

В ходе своих рассуждений Лебон делает некоторые выводы о свойствах толпы:

  • Люди начинают действовать в толпе, полагаясь на бессознательные представления, которые у всех совпадают и выражают «дух расы», из-за чего происходит уравнивание всех в толпе и тем самым она становится однородной.

  • Из-за главенства бессознательного интеллект толпы становится гораздо ниже чем интеллект составляющих её частей по отдельности. От сюда и изменяется психология толпы она похожа на психологию дикарей, женщин и детей: неспособность обдумывать, отсутствие критики и рассуждения, сверх чувствительность, импульсивность и раздражительность. Рассуждения толпы чаще всего примитивны и основаны на ассоциациях.

  • Поведение толпы изменчиво, из-за того, что она реагирует на импульсы, при чем некатегорично.

  • Толпа развязывает руки участнику, и он может проявлять не свойственное ему поведение совершать асоциальные действия, наводить беспорядки, грабить, разрушать и насиловать. Так же Лебон делает из этого вывод, что массы уважают только силу.

  • В толпе нет сомнений. Любой слух или подозрение может превратиться в неоспоримую очевидность.

  • Толпа способна воспринимать только образы, причем, чем ярче образ, тем лучше восприятие. Чудесное и легендарное воспринимается лучше, чем логичное и рациональное. Так что, чем лучше лидер упакует свою формулу и украсит благозвучными словами (братство, равенство или демократия), тем лучше это будет воспринято толпой.

Но вопрос о механизмах, которые порождают данные свойства остается открытым. Давайте посмотрим, какие три механизма выводит Лебон в своей теории.

    1. Анонимность. Этот механизм позволяет участнику группы чувствовать себя безответственно, так как толпа является безликим образованием. Но с другой стороны толпа придает человеку силу и чувство непобедимости.

    2. Заражение. Лебон предположил, что толпа похоже на болезнь, и будучи врачом по образованию, перенёс данный механизм на толпу. Этим он объясняет распространение психического настроения на людей вне толпы, что способствует их подключению в деятельность данной группы.

    3. Внушаемость. Внушаемость объясняет некритичность членов толпы, из-за чего они готовы на нехарактерные для них поступки.

Несмотря на время написания этой работы выводы, сделанные Лебоном, и найденные им механизмы до сих пор остаются актуальными.

Теперь давайте перейдём к следующей теории толпы, которую представил миру З. Фрейд.
^

Теория З. Фрейда


Фрейд пишет свою работу «Групповая психология и анализ эго» в 1921г. В анализе поведения человека в толпе Фрейд уделяет особое внимание бессознательному «двигателю», и переносит свою теорию либидонозых отношений на теорию массового поведения [3]

Фрейд полагал, что все общественные отношения это всего лишь рационализация их бессознательного начала, которое носит либидонозный характер. То есть, другими словами, общественные отношения это всего лишь маска, за которой скрываются любовные чувства, такие как: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д.

Как уже говорилось выше, Фрейд применил эту теорию и к массовому поведению, объясняя механизмы толпы через либидонозные отношения. Важную роль Фрейд уделил лидеру толпы. Он полагал, что индивид, вступая в толпу, отказывается от своего супер-эго, которое отвечает за коммуникацию человека с обществом и передает его функцию лидеру, тем самым человек становится полностью от него зависимым.

Через передачу супер-эго, Фрейд объясняет такое явление, как уравнивание, однородность толпы. Так как теперь лидер теперь является их единым супер-эго. Так же из-за этого каждый участник, готов на неожиданные для него самого поступки, которые не характерны для него вне толпы.

Так же, Фрейд предложил идею, что лидер не обязательно должен быть реально существующим человеком. Это может быть какой-либо образ, на пример образ пророка Мухаммеда, или даже лозунг, призывающий к чему-либо. Тем самым Фрейд показал, что толпа может действовать без реального лидера.

Стоит рассмотреть так же некоторые механизмы которые объясняют некоторые явления происходящие в толпе. Фрейд определил 3 основных механизма:

  1. Рационализация (подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины). Данный механизм позволяет человеку найти предлог для совершения его бессознательных желаний, какие бы жестокие не были.

  2. Проекция (внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне). Данный механизм, как и следующий, объясняет явление жестокости к совершенно случайным людям, не имеющим отношения к проблемам.

  3. Перенос (бессознательный перенос ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявляемых к одному лицу совсем на другое лицо).

Важно отметить, что механизмы проекции и переноса в данном случае не несут либидонозный характер. А срабатываю из-за не понимания глубинных причин происходящего. Иными словами срабатываю рефлекторно.

Идеи Фрейда очень интересны и приковывают к себе внимание ученых и по сей день. Нельзя недооценивать важность работ этого ученого в рассмотрении теории толпы.

Дальше мы переходим к бихевиористской концепции толпы.
^

Частные теории

Бихевиористская концепция толпы


Бихейвиористский взгляд на теорию толпы был предложен Дж. Доллардом и Н. Миллером в 30-х годах. Ученые разработали концепцию фрустрации. Которая заключается в том, что из-за невозможности удовлетворить какую-либо потребность или желание возникает агрессия [2],[4]. Другими словами из-за фрустрации возникает агрессия. Эта теория работает и в другую сторону: за каждой агрессией скрывается фрустрация. Агрессия является достаточно сильным стимулом образования топы. Интересно, что объектом фрустрации может являться как реальный виновник данного явления, так и воображаемый, и достаточно часто бывает, что виновником фрустрации становится сам зачинщик, другими словами зачинщик сам является той преградой, которая не позволила удовлетворить какую-либо потребность.
^

Симпатизирующая индукция эмоций


Ученый В. Мак-Даугал создал эту теорию, дабы объяснить механизм заражения, который предложил Лебон. В итоге получилось, что мимическое и моторное выражение эмоций у одного человека инстинктивно порождает аналогичную эмоцию у другого лица. Но почему эмоции бешеного головореза не передаются его жертве? К сожалению эта теория является пока что несостоятельной.
^

Концепция «возникающих» норм.


Данная концепция предложена в 1957 году учеными Р. Тернером и Л. Киллианом [5]. Согласно этой концепции отвергаются понятие однородности толпы, и механизм заражения. По их мнению, в толпе всегда есть какая-то часть активно действующих лиц и масса «наблюдателей». И между этими группами возникают некоторые нормы диктующие правила поведения в данной «группе». А слухи являются попытками прояснить ситуацию. Эта теория мне достаточно интересна, и на её основе я хотел бы изложить свой взгляд на данную проблему, вероятно, это будет результатом обработки всех теорий и слияние их в одну концепцию.

Надо принять во внимание, что ученые раньше позиционировали себя от толпы и не считали себя её частью, из-за чего она являлась им монолитным соединение во главе с лидером. Но Тернер и Киллиан показывают, что толпа совсем не является таковой, помимо лидера и основного тела у толпы есть, как минимум, периферия менее активная часть или просто наблюдатели, которые тоже являются частью толпы. Так же ученые начинают рассматривать толпу, как уже сформировавшуюся систему и мало внимания уделяют моменту, из-за чего индивид вступает эту толпу (мы опускаем невольно туда попавших людей, которые позиционируют себя отдельно от толпы). По этому вопросу хочется вспомнить один из парадоксов Оскара Уайльда – «Человек меньше всего бывает самим собой, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду». Так вот, по моему мнению, толпа для каждого участника является всего лишь этой маской, которая позволяет ему добиться своих целей. Я считаю, что не вся толпа руководствуется бессознательномым и движется к единой цели. Так некоторые находятся в толпе или какой-нибудь организации ради денег, другие из-за славы, третьи из-за друзей некоторые из-за чувства мести. Но чтобы достигнуть данной цели им нужно играть по правилам толпы. Конечно основное «мясо» толпы составляют индивиды, которые попались на крючок лидера и их целепологания совпадают с целепологаниями толпы. Именно эту часть толпы описывал З. Фрейд. Всем этим я хотел только показать, что все таки толпа не является однородной внутри себя, но многим внутри неё выгодно быть внутри и играть по общим правилам.

В своем эссе я изложил основные теории толпы. Показал их основные черты. Так же рассказал свое мнение по данному вопросу. Как мы видим, в каждой теории (про свою я не берусь это утверждать) присутствует зерно здравого смысла. Но ни одна полностью не описывает механизмы появления функционирования и распада толпы. Скорее всего ответ где-нибудь по середине, что бы эту середину найти, нужно было все эти теории рассмотреть, что мы с вами и сделали, став на один шажочек ближе к решению вопроса толпы

.
^

Список литературы.


1) Г.Лебон // «ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ И МАСС» (В сокращении) // URL http://xpomo.com/ruskolan/tolpa/lebon.htm (дата обращения 16.2.2010)

2) Мир словарей // Фрустрация // URL http://mirslovarei.com/content_pol/FRUSTRACIJA-1549.html
(дата обращения 16.2.2010)

3) Зигмунд Фрейд // Психология масс и анализ человеческого «Я» // URL http://zigmund.ru/data/9.doc (дата обращения 16.2.2010)

4)Д.В. Жмуров // «Словарь терминов агрессии» // URL
http://vocabulum.ru/word/36/ (дата обращения 16.2.2010)

5) Нейл Смелзер // «Коллективное поведение и социальные движения» // http://scepsis.ru/library/id_640.html (дата обращения 16.2.2010)



Похожие:

«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 icon«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3
Массовое поведение и толпы это объект изучения большого количества ученых, так как данный феномен часто можно наблюдать в жизни,...
«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 iconХарактеристика (заполняется по окончании производственной практики) Студент (ка) 4 курса, группы кафедры стоматологии №2, стоматологического факультета Ростгму проходил(а) практику по ортопедической стоматологии На базе с по 200 г

«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 iconIv. Введение в философию физической культуры и спорта содержание
Столяров В. И. (2010). Философия науки: методические материалы для аспирантов. – Ч. IV: Введение в философию физической культуры...
«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 iconРостовский Государственный медицинский университет Стоматологический факультет Кафедра стоматологии №1 Дневник практической работы студента курса группы
Студента(ки) 4 курса группы,стоматологического факультета Ростгму
«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 iconХарактеристика на студент(а/ку) группы курса факультета фио
Фио студента/ки) является (перечисление должностей), а также является (перечисление заслуг: наград, дипломов, званий и т д.)
«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 iconIv. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение) Содержание
Столяров В. И. (2010). Философия науки: методические материалы для аспирантов. – Ч. IV.: Введение в философию физической культуры...
«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 iconСтефан Цвейг Двадцать четыре часа из жизни женщины
Стефан Цвейг. Магеллан. Америго. Новеллы. Издательство «Дружба народов». Москва. 1992
«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 iconСписок студентов 1 курса факультета менеджмента, получивших место для проживания в общежитии на 2013/2014
Список студентов 1 курса факультета менеджмента, получивших место для проживания в общежитии на 2013/2014 уч г
«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 iconКонтрольная работа по дисциплине: «Радиационная биофизика» студент курса группы

«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 iconОтчет по практике студента(ки) 4 курса, группы кафедры стоматологии №2, стоматологического факультета Ростгму
Студента(ки) 4 курса, группы кафедры стоматологии №2, стоматологического факультета Ростгму
«Теории толпы» Студент 2 курса факультета менеджмента группы №226 Фатеев Стефан Москва 2010 Содержание Введение 3 iconДана настоящая в том, что студент (ка)
Учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» курса факультета находился (лась) на
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы