Теория государства и права icon

Теория государства и права


Скачать 98.49 Kb.
НазваниеТеория государства и права
Размер98.49 Kb.
ТипДокументы

Теория государства и права - это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства.

Под предметом понимается то, что изучает данная наука. Предметом теории государства и права выступает юриспруденция в целом:

- система основных понятий юриспруденции;

- государство и право как взаимосвязанные явления (их зарождение, развитие, современное состояние).

Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:

- Метод сравнения - позволяет выявить с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, степени и тенденции их развития.

- Метод анализа - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

- Метод синтеза - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.

- Метод абстрагирования - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

- Метод системного подхода - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

- Метод диалектики - позволяет выявить наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

^ 2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:

- Социологический метод - исследование государства и права на основе фактических данных.

- Статистический метод - позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений.

- Математический метод - систематизация и использование статистических данных для научных и практических выводов.

- Кибернетический метод - позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

^ 3. Частные методы - разрабатываются и используются ТГП:

- Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию вне связи с другими сферами.

- Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях изучения их общих и особенных свойств.

- Правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

^ Структура первобытного общества

Если государственный строй существует примерно 5 тысячелетий, то первобытно-общинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества и продолжался более 1 млн. лет. В то время люди жили родами численностью 20—30 человек. Лишь для крупной охоты они собирались небольшими отрядами, по несколько десятков человек. В каменном веке сообщества людей увеличиваются. Люди стали жить уже поселками или племенами. Скотоводы составляли большие лагеря. Когда истощался корм в округе, весь лагерь передвигался на новое место. Земледельцы объединялись в общину и разделяли между собой большую поляну, окруженную лесом, или часть речной долины. Люди, одни для нападения, другие для защиты, соединялись в союзы племен. Вступавшие в союзы выбирали предводителя. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами нашего времени.

^ Органы управления первобытного общества. В первобытном обществе существовало шесть органов управления.

  1. Старейшины. Это предводители, главы родов. Старейшиной становился человек, обладавший жизненным опытом и мудростью, которая приходит с годами, умением предвидеть события хотя бы на шаг вперед, организаторским талантом, волей. Старейшину не выбирали: сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его уважали и слушались. Старейшина организовывал жизнь рода повседневно. Он также рассматривал споры между сородичами

  2. ^ Совет старейшин. Когда надо было обдумать важное решение, затрагивающее жизнь всего поселка или общины, собирали предводителей всех родов. Вопросы, которые решал этот коллегиальный орган, были достаточно важными. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйст-венных работ, решал санитарно-гигиенические вопросы для того, чтобы уменьшить опасность инфекций.



  3. 3. Вожди. Ими становились люди, отличавшиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью, сильной волей, умением предвидеть наступление врага и организовывать защиту племени практически; Если старейшина главенствовал в мирное время и в основном в земледельческих районах, то роль вождя резко возрастала в период войны.



  4. 4. Советы вождей. Они собирались для решения вопроса о том, продолжать затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.



  5. 5. Собрание всех взрослых членов (воинов). В Средиземноморье собирали всех взрослых, у северных племен практиковался созыв всех воинов. Собравшийся народ садился рядами, а на особом возвышении рассаживались старейшины (вожди). Вождь сам или через вестника объявлял свое решение или общее решение вождей.



  6. Вопросы, выносимые на собрание, всегда отличались особой важностью: о начале войны, о заключении мира, о передислокации с места стоянки, осуждение соплеменника, бросившего поле боя, и др. 6. Жрецы (колдуны, ведуны, шаманы, священники). Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в том, как могущественны силы природы, люди приписывали природе божественную силу. Жрецы помогали путем совершения культовых обрядов и жертвоприношений уверовать в то, что силы природы будут милостивы к человеку.

Постепенно на более поздней стадии первобытного общества происходит возвышение вождей над обществом. Положение старейшин (вождей) и простых людей существенно различалось. Это проявлялось не только в большем материальном продукте, который они потребляли. Их выделяли также жилище, одежда и другие внешние атрибуты власти, а также особое психологическое отношение к ним людей.

Общество постепенно отходит от принципа равенства в работе и в быту. Причиной тому являются совершенствование орудий труда и появление все более сложных и разнообразных видов труда и, в частности, выделение в особую категорию управленческого труда. Помимо разницы в занятиях возникает различие и в состояниях людей. В силу этих причин на смену органам управления первобытного общества приходит государство.

^ Общие черты первобытного права

Для права, действовавшего в первобытном обществе, характерны две особенности, которые частично будут унаследованы и на стадии перехода от правового обычая к законоустановлениям государственной власти. Это, во-первых, казуистичность права, или регулирование по принципу "если — то — иначе", и, во-вторых, объективизм, или стремление к точному уяснению того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений. Эволюция (изменение) права совершает движение в следующих направлениях и в следующих формах правового регулирования и контроля: от неписаного права к писаному, от патриархальной семьи к индивидуальной и моногамной, от судейского посреднического миротворчества к стадии законодательной и судебной ак­тивности государственной власти или правителей племен и протогосударственных властных образований. Преемственными эле­ментами в переходе от обычного права к закону можно считать нацеленность того и другого на поддержание мирного социального общежития, порядка и справедливое разрешение возникающих конфликтов личного или имущественного характера, наказание за нарушение запретов различного назначения — бытового, обрядового и т.д.

Обычное право поначалу — это орудие поддержания порядка без участия государственно-властного администрирования.

К основным мерам и санкциям в первобытном обществе можно отнести осуждение со стороны общественного мнения рода-племени в лице соплеменников. В случае измены человек превращался в изгоя, в "вольную птицу" (Fogelfrei), однако в человека "без роду, без племени", и потому его можно было убить, как дикого зверя, по собственной воле и безнаказанно. Существовали также месть и примирительные процедуры и, наконец, штрафы ("тариф поранений").


обычаи – исторически сложившееся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле;

мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и бытие;

- табу – запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, влекущее за собой какую-либо кару.


^ Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами. Ее представители (в Средние века – Фома Аквинский, в наше время – Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является Божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в Бога, Божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы, храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Цель и оправдание государства – предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.


Одной из известных с древних времен является патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, о которых он должен проявлять отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате объединения родов в племена, племен в общности, государства.


^ Договорная теория, как и предыдущие теории, зародилась в глубокой древности. Ее родоначальником является древнегреческий философ Эпикур, по мнению которого, государство покоится на общественном договоре. Люди создали государство на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Теории «общественного договора» (XVII–XVIII вв.) (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо) акцентируют внимание на роли психологических, рациональных и эмоциональных факторов в процессе возникновения государства. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, являлся страх перед агрессией других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Дж. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека (на жизнь, свободу и частную собственность), чем традиционные, догосударственные формы общежития («естественное состояние»).


^ Ирригационная теория обращает особое внимание на то обстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т.п.). Для этого и был создан специальный аппарат – государство.


По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, создали специальный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.


^ Согласно марксистской теории происхождения государства, на определенном этапе формирования общества вследствие развития его производительных сил (отделения скотоводства от земледелия, возникновения ремесел, торговли) появляются излишки продуктов сверх необходимого для личного потребления минимума и накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность, что, в свою очередь, приводит к расколу общества на классы с противоречивыми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, «машина», с помощью которой можно удерживать в повиновении угнетенный класс. Происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Государство возникает как следствие непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев.


^ Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:


углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;


демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории.


В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические и т.п. Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых различные концепции выделяют, как правило, какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, как форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.


Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти

Признаки гос-ва: 1)террит.(пространств. основа гос-ва, вкл .сушу, недра, водное и воздушное простр-во. На своей террит. гос-во осущ-ет независимую власть, защищается от вторжения др гос-в. Внутри админ. -террит. деление); 2)население (люди, жив. на террит. гос-ва, возм-ны разные национ-ти); 3)публичная власть(совок-ть аппарата подавления и управления; ап-т подавления - спец органы, кот. имеют силы и ср-ва для принуд-го испол-я гос. власти (армия, полиция, прокур-ра, суды, сист. исполнит. учр-й); ап-т управления - органы законодат.и исполинт.власти); 4)прав.сист.(юрид.скелет гос-ва; институты гос-ва, кот.действуют и опир-ся на право - судебные, милиция, орг-ы безопас-ти, внешняя разведка, налоговая пол-я, таможня); 5)налоги- обязат. платежи с получаемых доходов граж-н, размер и срок уплаты устан-т гос-во, это матер. основа функц-я гос-ва);6)госуд. суверенитет -независимость власти данного гос-ва, от всякой др власти(внут,внеш); 7)гражд-во- устойчивая правовая связь лиц, проживающих на данной террит., выр-ся в наличии прав, обяз-тей и ответ-ти). Сущность гос-ва: оно призвано осущ-ть управление общ-вом на основе демократ. принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспеч-я общ. согласия. Соц. назначение гос-ва закл-ся в том, оно призвано представлять общие интересы населения. Деят-ть гос-ва направлена на реш-е общесоц. проблем. Управляя делами общ-ва, гос-во стремится к стабил-ти и гармонич. развитию общества, к обеспеч-ю соц. компромисса и правопорядка.

^ Выделяют три основных элемента в форме государства:

форму правления,


форму территориального (государственного) устройства


политический (государственный) режим.


Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.


Монархия обладает следующими юридическими признаками:


1) это, как правило, единоличное правление;


2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;


Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.


^ В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.


^ В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.


В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.


^ Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:


1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.


2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.


Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).


Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.


^ В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.


^ В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.


К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.


В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).


Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.


^ Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.


Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.


^ Унитарное государство имеет следующие признаки:


1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;


2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;


3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;


4) единая система законодательства для всего государства;


5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.


Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).


^ Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:


1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;


2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;


3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;


4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;


5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.


В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.


По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.


По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.


Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).


Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.


^ Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.


Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.


^ К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.


Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.


^ Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.


^ Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.


^ Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.


^ Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.


^ Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.


^ Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.


^ Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.


^ Внутренние функции:


1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;


2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;


3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;


4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.


^ Внешние функции:


1) экономическое сотрудничество с другими странами;


2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;


3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;


4) борьба за мир и мирное существование;


5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;


6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.


^ Партийные системы


Осуществляя взаимосвязь между гражданами и государством, партии вступают в контакт не только с органами власти, но и друг с другом. Для обозначения образа этой взаимосвязи партий используется термин "партийная система". В наиболее общем виде партийная система - это совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране. Для определения типа партийной системы нередко используется количественный критерий (одно-, двух-и многопартийные системы). К количественному критерию часто добавляют такие показатели, как наличие или отсутствие доминирующей партии или способность к заключению союзов, уровень всеобщности между партиями.


В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем.


^ Однопартийные системы исключают возможность существования каких других партий и предусматривают слияние партийного и государственного руководства. Подобная модель характерна для тоталитарных и частично авторитарных режимов.


"Мнимая" многопартийность (квазибагатопартийнисть) . Это означает, что реальная власть сосредоточена в руках одной партии при формальном разрешении деятельности других партий. Так, несмотря на то, что в Китае, кроме коммунистической партии, существует еще восемь партий, все они признают руководящую роль КПК. Другое название этой системы - "система с партией-гегемоном" .


^ Бипартизм или двухпартийная система (США, Великобритания). Для нее характерно наличие двух партий, постоянных лидеров избирательных кампаний, с которыми не в состоянии конкурировать другие партии. Партия, победившая на выборах (например, президентских в США и парламентских в Британии), получает право формировать свой кабинет министров. При этом возможно возникновение ситуации (такое часто наблюдается в США), когда исполнительную власть выражает одна партия, а парламентское большинство выражено другой партией. Сами американцы рассматривают эту ситуацию как дополнительный разделение властей.


Система "двух с половиной партий" . От предыдущей она отличается тем, что одна из двух ведущих партий страны, победив на выборах, может сформировать правительство, только блокируясь с третьей, менее сильной партией. Такая модель существует в Германии. Главными конкурентами на выборах являются Христианско-демократический союз и социалисты (СДПГ). Долгое время в качестве третьей партии выступали свободные демократы, которые объединялись то с СДПГ (1969-1982), то с ХДС (1982-1998). После 1998 г. Социалисты стали правящей партией, вступив в коалицию с "зелеными" ("Союз к зелени").


^ Многопартийные системы с объемом четырех и более партий.


В зависимости от характера соперничества между партиями многопартийные системы, в свою очередь, подразделяются на:

умеренно многопартийные системы (Бельгия, Нидерланды), которые отличаются от других ориентированностью всех иснуючюс партий на сотрудничество, небольшими идеологическими различиями между партиями;

поляризованные многопартийные системы , для которых характерно значительное идеологическое размежевание между партиями по шкале "левые - правые", отсутствие сильных центристских партий, а также стремление к заключению недолговечных партийных союзов, которые позволяют формировать правительство;

атомизированные системы (Боливия, Малайзия), которые предусматривают наличие значительного количества слабо связанных между собой и с населением партий (от тридцати до двухсот), изолированность партий от власти и отсутствие у них рычагов влияния на власть.


Кроме того, в зависимости от характера союзов, заключаемых между партиями, многопартийность может быть:

Блочной , когда близкие по идеологии партии объединяются в блоки и идут на выборы с общими кандидатами и общей программе. Например, для Франции характерна двоблоковисть, когда на президентских выборах партии идут двумя блоками - левым и правым.

Коалиционным , близкой к поляризованной многопартийности. Ни одна из партий не имеет большинства в парламенте, достаточной для того, чтобы самостоятельно влиять на состав кабинета министров, который формируется. Только союз с другим партийными фракциями позволяет сформировать коалиционное правительство.


Наконец, в зависимости от реальной политической веса партии и количества депутатских мест, полученных ею на выборах, принято выделять следующие партийные системы:

системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием , подобная модель партийной системы характеризуется тем, что при равных возможностях, создаваемых государством для всех партий, населения в течение долгого времени отдает предпочтение только одной партии (например, партия Индийского национального конгресса, либерально-демократическая партия Японии , социал-демократическая в Швеции);

система с доминирующей партией , которая пытается набрать не менее 30% голосов на выборах, но вынуждена искать союзников для формирования правительства;

система, опирающаяся на коалицию миноритарных партий , которая функционирует, как и описанная выше коалиционное многопартийность.


В демократических странах доминируют двух-и многопартийные системы. Внимание политологов привлекает вопрос о преимуществах и недостатках каждой из системы.


С одной стороны, многопартийная система отражает широкий политический спектр общества, демонстрирует реальные отношения состязательности, но с другой - для нее характерны существенные минусы:

приводит к чрезмерной сегментации электорального поля во время выборов. Большое количество партий и блоков, участвующих в выборах, еще не является гарантией более широкого представительства интересов различных групп в парламенте. Так, например, результаты выборов в Верховную Раду показывают обратную зависимость: чем больше партий и блоков были представлены для голосования, тем меньшее их количество сумела преодолеть избирательный порог, необходимый для получения депутатских мест;

чрезмерная фрагментация политических сил в парламенте осложняет проблему формирования стабильного и эффективного кабинета министров;

способствует появлению феномена "безответственной оппозиции", не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии могут раздавать популистские обещания, зная, что отвечать за них не придется. Тем самым подобные партии способствуют радикализации настроений в обществе.


В свою очередь двухпартийная система обеспечивает большую устойчивость политической жизни: стабильный однопартийное правительство, доминирование в течение долгого времени единого политического курса. Но и практика функционирования этой системы вызывает критику со стороны общественности тех стран, где она распространена. Ее негативными моментами являются практически монопольное положение двух партий на политическом пространстве (в структурах власти, в избирательной политике), делая практически невозможными серьезные претензии на власть со стороны третьей партии. Например, начиная с 1856 г. все президенты США были республиканцы или демократы, после 1998 г. в Конгрессе был только один депутат, который выбирался как независимый кандидат. Ведущие партии могут способствовать принятию таких избирательных правил, которые бы "работали" только на эти партии.


Среди факторов, которые определяют тип партийной системы (исторические традиции, особенности социальной структуры, степень фрагментарности политических ориентаций, законодательство, регламентирующее регистрацию и деятельность партий, президентская или парламентская форма правления) наибольшее значение имеет избирательная система. Влияние мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на характер партийной системы будет рассмотрен в лекции "Избирательные системы".


^ Права́ челове́ка — это его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности.

Личные


Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

Наказуемость только по суду - запрет чрезвычайных судов

Неприкосновенность личности

Неприкосновенность жилища

Неприкосновенность переписки

Неприкосновенность собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции)

Политические

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

Равенство перед законом - отсутствие сословий

Свобода совести — право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

Свобода слова и печати — запрет цензуры;

Свобода собраний - право проводить собрания как в закрытом помещении так и под открытым небом

Свобода союзов - право создавать союзы не спрашивая разрешения

Свобода стачек

Право петиций

Социальные

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. [источник не указан 356 дней] К социально-экономическим правам относятся:

^ Трудовые права

Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

Право на социальное обеспечение

Право на жилище

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д

Экономические

Свобода передвижения

Свобода труда

Свобода промышленности и торговли

Свобода приобретения собственности и распоряжения ею

Культурные

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

Свобода языка - право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях

Право на образование

Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

Свобода преподавания


^ Правовое государство -это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.


Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством


^ Основные признаки правового государства:


1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).


2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.


3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.


4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.


5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.


6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.


7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.


8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).


^ Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия[1]) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся

^ Признаки социального государства

Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

Социально ориентированная структура экономики;

Формирование гражданского общества;

Разработка государством разнообразных социальных программ;

Развитое социальное законодательство;

Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

Социальная ответственность перед гражданами.

^ Функции социального государства

Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

Охрана труда и здоровья людей;

Поддержка семьи, материнства, детства;

Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;

Поощрение благотворительной деятельности;

Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

Борьба с безработицей.


Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.


В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это: теологическая (божественная), патриархальная, договорная, насилия, психологическая, расовая, материалистическая (классовая) теории.


Основные пути возникновения права: восточный и западный.


^ Признаки права.

1. нормативность- означающая установление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определяют границы дозволенного, запрещенного, обязательного;

2. системность - право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения. Основу этой системности составляет Конституция или Основной закон, которым не должны противоречить все иные нормы права, например нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, то есть нормы гражданского права общеобезательный характер норм права, который выражается в том, что все члены общества обязаны добровольно соблюдать и исполнять их требования:

1) формальная определеность права, означающая, что нормы права закреплены в нормативных правовых актах государства, т. е. формально оформлены;

2) процедурность права предполагает порядок принятия законов, механизм их реализации, средства контроля за их исполнением;

3) неперсонифицированность и неотнакратность права. Нормы права не имеют конкретного объекта, они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае, когда любой субъект совершает противоправное деяние, он попадает под сферу действия соответствующей нормы и становится его адресатом;

4) связь права с государством. Нормы права создаются государством и оно само обеспечивает их реализацию с помощью правоохранительных органов;

5) волевой характер, то есть, в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса;

6) регулятивность, то есть право является критерием правомерного и неправомёрного должного и возможного поведения субъектов


^ Общесоциальные функции права


Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические.


Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:


1. экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;


2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.


3. культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);


4. воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;


5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

^ Специально-юридические функции права


Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.


1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.


Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.


2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.


В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Похожие:

Теория государства и права iconТеория государства и права
Теория государства и права это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной...
Теория государства и права iconПроисхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук
Каждая из них познает государство и право, решая свои, специфические задачи, при использовании присущих им средств
Теория государства и права iconЭкзаменационные вопросы по предмету «Теория государства и права»
Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся
Теория государства и права iconВопросы выходного контроля
Развитие отечественной науки «Теория государства и права» и актуальные проблемы теории государства и права на современном этапе развития...
Теория государства и права iconТеории происхождения государства
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят...
Теория государства и права iconВзаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство
В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права
Теория государства и права iconУтверждено на заседании кафедры теории государства и права и конституционного права (протокол №6 от 22. 01. 10 г.) Дисциплина «история отечественного государства и права» Учебно-методический комплекс Челябинск 2010
Рассматривается круг проблем составляющих основу курса истории отечественного государства и права. Кроме того, содержит рабочую учебную...
Теория государства и права iconПрограмма курса «Теория государства и права»
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Теория государства и права iconТеория права, конституционное и административное право вариант 1 Перерастание государства племени в государство класса характеризует теорию (теории) происхождения государства
Перерастание государства племени в государство класса характеризует теорию (теории) происхождения государства
Теория государства и права iconЛитература : Алексеенко В. А. Правоведение. М., Кнорус. 2010
Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристь, 2007
Теория государства и права iconПрограмма вступительного экзамена «Теория права, конституционное и административное право»
Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное пособие / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – Минск, 2003
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы