Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании icon

Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании


Скачать 223.46 Kb.
НазваниеТеория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании
страница1/4
Размер223.46 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

  1. Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании.

ТО- наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения орг., как явления, ее эволюции., механизмы функционирования, взаимодействии я частей и элементов между собой, также с внеш. Средой, для достижения намеченных или проектирования новых целей.

Объект- то, на что направлена позновател. Деятельность исследователя.

Предмет- исслед-ие с определенной целью стороны, свойств, отношения объекта.

Объект в ТО- орг. Опыт окружающей действительности. Регулируемые и саморегулирующиеся процессы, происходящие в общ-х орг-х системах, сово-ть орг. Отношении как по горизонтали, так и по вертикали.

Предмет ТО- орг. Отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

Организацией как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология и другие науки. Каждая из этих дисциплин рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации.

Так, менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций.

Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства;

Психология изучает психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений.

Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как самостоятельной новой науки. Она призвана интегрированно подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.


^ 2) Основные зарубежные школы ТО.

Теория научного управления и развития теории организации (Ф. Тейлор, А. Файоль, Л. Гилберт). Теория научного управления. Основная идея теории научного управления состоит в том, что работа исполнителей может и должна быть изучена с помощью научных методов, основанных на объективном анализе фактов, дающих возможность выработать способ наиболее эффективной организации работы на конкретном рабочем месте.

Тейлор пришел к выводу, что причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Поэтому он разработал систему материальных (не только денежных) стимулов. как сдельная и сдельно-премиальная (Ф. Тейлор), а также повременно-премиальная . Файоль основатель классической (административной школы управления). Основа его концепции, разделение предприятия на 2 организма: материальный и социальный. Администрирование составляет часть управления и включает в себя 6 основных групп операций: техническая, коммерческая, финансовая, охранная, учетной и административная. Выделил 5 обязательных функций управления: Планирование Организация Мотивация Координация Контроль Так же сформулировал 14 принципов управления: Разделение труда ,Полномочия и ответственность, Дисциплина ,Единоначалие ,Единство действий ,Подчинённость интересов, Вознаграждение, Централизация, Скалярная цепь — «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна. М. Вебер разработал принципы построения идеального типа структуры организации, которая получила название бюрократической. Термин «бюрократия» М. Вебер использовал в его точном значении – «правление государственных служащих». По его мнению, бюрократию отличают точность, строгая дисциплина, стабильность и ответственность. Принципы построения бюрократической организации состоят в следующем:1) вся деятельность на основе разделения труда расчленяется на элементы, что позволяет определить задачи и обязанности каждого должностного лица; 2) организация строится на принципах иерархии3) деятельность организации регулируется на основе инструкций, стандартов, правил, определяющих ответственность каждого сотрудника и его обязанности;4) управление организацией осуществляется на основе формальной безличности5) отбор, назначение на должность и повышение по службе основываются на заслугах и достоинствах, а не на традициях и капризах.М. Вебер полагал, что предложенная им система принципов обеспечит удовлетворительное исполнение многих однообразных организационных задач, а иерархия, власть и бюрократия лежат в основе всех социальных организаций. ^ ПРИНЦИПЫ Э. МЭЙО И ХОТОРНСКИИ ЭКСПЕРИМЕНТ Результаты этих экспериментов существенно изменили в тот период представления о мотивах поведения работника в организации и послужили началом второго этапа в развитии теории организации. Хоторнскии эффект означает склонность людей к отклоняющемуся от нормы поведению, когда они понимают, что являются объектом эксперимента и чувствуют к себе особое внимание. Такого рода «специальное» обращение к испытуемым субъектам привело к возникновению в управлении новой научной школы, получившей название «школа человеческих отношений».Проведенные исследования позволили Э. Мэйо сделать ряд существенных выводов, противоречащих концепции «рационального работника». Главными из них являются следующие:1) четкое разделение и нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности;2) люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;3) менеджер должен быть хорошо подготовлен профессионально, чтобы быть настоящим руководителем. Мэйо сформулировал ряд руководящих принципов, которые могут быть полезны и использоваться в управлении любой организацией:1. Индивидуумы имеют уникальные потребности, цели и мотивы. Положительная мотивация требует, чтобы с рабочими обращались, как с личностями.2. Человеческие проблемы не могут быть простыми.3. Личные или семейные проблемы рабочего могут неблагоприятно повлиять на производительность труда.^ Д. МАКГРЕГОР И ТЕОРИЯ Х– ТЕОРИЯ Y. В соответствии с теорией X руководитель наиболее часто выражает свое отношение к подчиненным следующим образом:1) каждому человеку от природы присуще нежелание работать2) в силу того что люди не расположены к труду, их следует принуждать, контролировать, руководить ими или угрожать Теория У описывает противоположную идеализированную ситуацию, при которой субординация выглядит как партнерство и становление коллектива проходит в идеальной среде

^ 3)История развития отечественной организац. Науки.

Вклад отечественных ученых в разработку теории организации. Становление и развитие теории организации в нашей стране происходило особым путем. Главная заслуга российских исследователей – разработка фундаментальных методологических проблем теории организации. Одним из выдающихся ученых, внесших наиболее весомый вклад в разработку организационной науки, является А.А. Богданов (Малиновский) (1873–1928), по мнению которого предметом организационной науки должны стать общие организационные принципы и законы, в соответствии с которыми протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Они действуют в технике (организация вещей), экономике (организация людей), идеологии (организация идей). Анализируя сущность организации, А. Богданов высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показав, что организационное целое превосходит простую сумму его частей. А.А. Богданов выявил и сформулировал два ведущих закона, которые предопределяют функционирование и развитие организационных систем. Формулировка первого закона , по мнению А.А. Богданова, отражает организационный и дезорганизационный опыт и гласит: если система состоит из частей высшей и низшей организованности, то ее отношение к среде определяется низшей организованностью. Например, прочность цепи определяется наиболее слабым звеном, скорость эскадры – наименее быстроходным из ее судов, урожайность – тем из условий плодородия, которое имеется в относительно наименьшем количестве (агрономический закон Либиха) и т.п. Согласно этому закону расширение хозяйственного целого зависит от наиболее отстающей его части. Второй закон Богданов назвал законом расхождения . Комплексы (системы) расходятся, различаются между собой в силу первичной неоднородности (начальная разность), разности среды и под воздействием исходных изменений. В жизни закон расхождения играет важную, направляющую роль. Он указывает, что, во-первых, в отношениях и взаимосвязях между системами в большинстве случаев имеют место различные противоречия, во-вторых, за всяким многообразием надо видеть то сравнительное единообразие, из которого оно произошло, от сложного восходить к более простому, в-третьих, образовавшиеся части будут обладать прогрессирующими различиями, в-четвертых, эти различия будут направлены на создание дополнительных связей, стабилизирующих систему. Напрашивается еще один вывод: если посредством вмешательства в систему разорвать дополнительные связи, система распадется. Существенной чертой закона расхождения является его необратимость, т.е. если каким-либо образом соединить части в единое целое, получится новое системное образование, имеющее характерные черты, отличные от организационных признаков системы, имевшихся до расхождения. Нельзя не отметить, что в научной концепции А.А. Богданова не все положения и суждения достаточно обоснованы и прошли проверку социальной практикой (особенно механизм возникновения, функционирования и разрушения социосистем), поскольку в то время не было еще достаточного эмпирического и теоретического материала. Ныне разработаны концепции синергетики (Ф. Хакен, А. Пригожин), общего эволюционизма (Н. Моисеев), общей теории систем (А. Уемов, Ю. Урманцев) и др. Их теоретические установки способствуют дальнейшему развитию общей науки организаторской деятельности. В начале 20-х годов в СССР были сформулированы «Основные законы научной организации производства НОТ». А. Гастев, П. Керженцев и другие ученые внесли большой вклад в развитие организационной науки в прикладном плане, но в период сталинизма столь многообещающий процесс был прерван. Организационная наука очнулась от потрясения лишь в 60-х годах XX в. В 70-х годах в рамках Советской социологической ассоциации образовалась секция «Социология организаций». Ежемесячно в Москве стал работать научный семинар, на котором обсуждались проблемы организационной науки. Положительную роль в разработке проблем организации сыграл Д.М. Гвишиани, который довольно обстоятельно изложил зарубежный опыт исследования организационных систем. Определенное влияние на развитие теории организации оказала деятельность группы исследователей под руководством профессора Н.И. Лапина, которые разрабатывали вопросы социального планирования. Другим важным направлением в разработке теории организации стали исследования в области социального управления. Одним из первых начал разрабатывать эту проблематику в советской литературе Ю.Е. Волков. С его точки зрения, социальное управление включает в себя, во-первых, управление социальными процессами в коллективе, во-вторых, решение социальных проблем собственного производственного управления.Весьма плодотворными являются усилия А.И. Пригожина в разработке проблем социологии организации. Его монографии посвящены исследованию организации с использованием социологических методов. В постсоветский период особое внимание стало уделяться рассмотрению проблем совершенствования организационных структур на макро- и микроуровнях, определению методов и принципов социального управления применительно к современному этапу становления и развития российского общества.

^ Развитие теории организации в россии в 21 веке. 90-е годы в России убедительно показали, что организации, работающие только на получения прибыли оказались недолговечны и разорились.

Процессы стабилизации рыночных отношений, развитие конкуренции, устойчивое деление рынка на сегменты, стабилизация цен привели к самоликвидации таких организаций. В настоящее время организации такого типа могут существовать лишь достаточно короткое время и только на новых сегментах рынка. Основой борьбы за самосохранение является способность деловой организации не только приспосабливаться к внешней среде, но и уметь использовать происходящее в ней изменения в своих целях. главными характеристиками станут большая гибкость, приверженность организации индивидуумам, преимущественное использование (групп) команд, высокая внутренняя конкурентоспособность, стремление к диверсификации и др. Среди навыков все большее требование организация предъявляет к умению работать в группах, которые в перспективе начнут играть важную роль во всех видах деятельности. Для повышения деятельности организации следует отнести проведение мероприятий организационно-экономического характера и социально–психологического характера, повышающим устойчивость организации относятся.


^ 4) Понятие организации и его значения. Природа и сущность О. Организация - (лат.-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю):

1. внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Понятие О.

О-как структура, как свойство объекта быть организованным, упорядоченным.

О- как процесс организовывания, совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

О- как соц-я система

В исследовании организаций применяются системный, комплексный и аспектный подходы. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Системный подход предусматривает рассмотрение объекта в качестве системы, состоящей из многих взаимосвязанных подсистем (элементов), имеющих вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь. Комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов. Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организационных образований.

Система- целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающего новыми свойствами, отсутствующими у элементов частей, его образующих.

Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем.

Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы).

Большие системы (БС) – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.

Система обладает рядом свойств.

Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

Базовые свойства систем сводятся к следующему:

– система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения);

– система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);

– в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.


Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности.

Свойство эмерджентности – это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них.

Свойство синергичности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата.

Свойство мультипликативности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.

Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.


Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если..?

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации.

Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми(орг. Местн. Власти) и закрытыми(полит.партии, профсоюзы), полностью и частично предсказуемыми (детерминированные(предсказуемые) и стохастические(вероятностные), жесткими(церковь,автор.гос.режим) и мягкими(высокая чувствительность к внеш. Среде).


^ 5. Понятие соц. Организации. Общество как метоорганизация, как сверхсистема.

социальная организация- это социальная система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений. Выделяются; социально-экономических организаций главная цель - получение максимальной прибыли; для социально-культурных - достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных - достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью. Среди множества различных трактовок этого понятия в экономике и социологии (в меньшей степени) доминирует рационалистическая (целевая), заключающаяся в том, что организация рассматривается как рационально построенная система, действующая для достижения общей цели (или целей). В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий. Одна из трудностей определения этого понятия состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.«Социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении»

  1   2   3   4

Похожие:

Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании iconТеория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании
То- наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения орг., как явления, ее эволюции., механизмы функционирования,...
Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании iconТеория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании
То- наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения орг., как явления, ее эволюции., механизмы функционирования,...
Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании icon1. Теория организации и ее место в системе научных знаний. Эволюция взглядов на организацию
То – это управленческая дисциплина. От других дисциплин, таких как отраслевое управление, территориальное государственное управление,...
Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании iconДля направления подготовки «Менеджмент» 1 часть История управленческой мысли и Основы менеджмента
Цели и задачи менеджмента как науки, его место в системе научных знаний. Связь науки об управлении с практикой
Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании iconТема: Введение в менеджмент качества
Менеджмент качества как относительная область научных знаний появился в РФ в середине 20 века и явился продолжением научного управления,...
Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании iconАктуально до 15 августа 2013 года
Конкурс научных проектов организации российских и международных молодежных научных мероприятий в 2013 г
Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «зоология» (раздел зоология позвоночных)
Место зоологии в системе биологических наук. Зоология позвоночных как учебная дисциплина. Связь зоологии с другими учебными
Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании iconТгп как наука и учебная
Теория государства и права – общетеоретическая юридическая наука, представляющая собой систему знаний о государстве и праве как общественных...
Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании iconИ тема
Информационный Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ на 2013 г подготовлен Научно-организационным...
Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании iconЛекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками.
Связь методики с другими науками. Методы исследования языка: эмпирический/дедуктивный, пассивный/активный, интроспективный/аналитический/экспериментальный,...
Теория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании iconКонкурс научных изданий
Приглашаем Вас принять участие в международном конкурсе на выявление лучших авторских книг, монографий и других научных изданий по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы