Тгп как наука и учебная icon

Тгп как наука и учебная


НазваниеТгп как наука и учебная
страница1/10
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ТГП как наука и учебная дисциплина.

96. Теория государства и права как наука: предмет, функции.

Теория государства и права – общетеоретическая юридическая наука, представляющая собой систему знаний о государстве и праве как общественных институтах, явлениях цивилизации и культуры, о закономерностях их развития, а также об их взаимодействии с другими социальными явлениями.

Признаки ТГП:

  1. ТГП является универсальной юридической наукой, т.к. она основана как на общефилософских, экономических, политических знаниях, так и на конкретно юридических знаниях. ТГП является одновременно абстрактной обобщающей наукой и в то же время исследует конкретные общественные явления, формирует конкретные юридические понятия и конструкции.

  2. ТГП является фундаментальной наукой. Она выступает основой для других юридических наук, т.к. формирует необходимую методологическую базу, общие понятия, термины, конструкции и принципы, которые используются отраслевыми юридическими науками.

Предмет ТГП.

  1. Государство и право как социальные явления, их сущность и место в обществе.

  2. Основные ценности государства и права.

  3. Принципы и закономерности существования и развития государства и права.

  4. Основные категории, понятия и юридические конструкции государства и права.

Функции ТГП.

1. Гносеологическая (познавательная) - освоение информации, выявление истины, добывание знаний, открытие нового.

2. Методологическая – теория государства и права выступает основой, базой для отраслевых юридических дисциплин, формирует для них понятия, принципы, конструкции, т.е. создает методологическую базу.

Например, в рамках теории государства и права разрабатываются понятие правового регулирования, методы, способы регулирования, стадии правового регулирования, а отраслевые юридические науки уже используют это понятие применительно к своей сфере (гражданско-правовое регулирование, уголовно-правовое регулирование, административно-правовое регулирование).

3. Прогностическая – функция прогнозов событий, закономерностей будущего развития государства и права.

4. Политико-управленческая функция - выработка рекомендаций для органов государственной власти, выработка идей и управленческих решений для практической деятельности органов государственной власти.

^ 95. Теория государства и права в системе юридических наук.

ТГП является гуманитарной наукой, входит в систему гуманитарных наук и взаимодействует с философией, экономикой, политологией, социологией, историей, психологией и другими гуманитарными науками.

Каждая из вышеперечисленных наук исследует определенную сторону человеческой жизнедеятельности, конкретные институты, которые так или иначе связаны с государством и правом как основными институтами управления и регулирования обществом.

В систему юридических наук включают:

  1. Историко-теоретические науки (ТГП, история государства и права, история политических и правовых учений).

  2. Отраслевые юридические науки (ГП, УП, АП, КП, ЗП, ТП и т.д.).

  3. Прикладные науки (юридическая психология, криминалистика, криминология, судебная медицина).

  4. Международно-правовые науки (МЧП, МПП).

У историко-юридических наук и у ТГП схожие предметы. Только юридические науки изучают конкретно исторические условия и факты развития государства и права, а ТГП изучает закономерности развития и сущности государства и права.

По отношению к отраслевым юридическим наукам и международно-правовым наукам ТГП выполняет методологическую функцию, то есть формирует категориальный аппарат, понятийную основу, методологическую базу.

С прикладными юридическими науками ТГП не связано, т.к. прикладные юридические науки – точные знания из естественных наук.

^ 25. Методология юридической науки (ТГП). Методы теоретического познания государственно-правовой действительности: понятие, классификация.

Методология юридической науки рассматривает условия и формы научного познания государства и права, разрабатывает принципы и методы научных исследований в области юриспруденции.

Методы юридической науки – приемы, средства и способы получения объективных данных, достоверных знаний о юридической действительности, о государстве и праве.

Методы делятся на общенаучные и частнонаучные (специальные).

        1. Общенаучные – те методы, которые применяются всеми науками.

  • Диалектический – он основывается на рассмотрении предмета (объекта) научного познания в его развитии и связи с другим предметом (например, государство как объект диалектического познания: с одной стороны, это анализ зарождения и формирования государства, с другой – анализ его взаимосвязей и взаимодействий с другими социальными явлениями и институтами – этнос, нации, политические партии, трудовые коллективы и т.д.).

  • Исторический – анализ развития и зарождения объекта, генезис государства и права.

  • Метод дедукции и индукции.

Дедукция – восхождение от абстрактного к конкретному (поскольку территория является основным признаком государства, то мы можем утверждать, что государство имеет территорию).

Индукция – восхождение от конкретного к абстрактному (РФ обладает аппаратом принуждения, то, вероятно, любое государство нуждается в средствах принуждения).

  • Системный – изучение элементов объекта исследования: то из чего состоит объект и как эти элементы взаимодействуют между собой (например, система государства — это система государственных органов).

            1. Частнонаучные (специальные) методы – методы, присущие именно юридическим наукам, ТГП:

  • специально-юридический – исследование с применением специальных юридических категорий, понятий, конструкций, изучение источников права (НПА, судебных прецедентов и т.д.);

  • метод сравнительного правоведения – анализ различных государственных, правовых систем в сопоставлении и сравнении их между собой;

  • метод государственного и правового моделирования – создание на основе имеющихся юридических знаний новых правовых конструкций и моделей.

^ 97. Теория государства и права как учебная дисциплина: структура, значение в юридическом образовании.

Теория государства и права - учебная дисциплина, основывающаяся на научных знаниях о государстве и праве, вырабатывающая и излагающая в системном и доступном виде (в виде учебного курса) основные знания о государстве и праве.

Структура. ТГП как учебная дисциплина делится на теорию государства и теорию права. Это деление условно, поскольку государство и право — это взаимодействующие и неразрывно связанные между собой институты, но в целях учебного курса сначала анализируются понятие государства, органы государства, механизм государства, государственное управление, а затем изучаются понятие права, правоотношение, правовое регулирование, правовое поведение, система права, правовые системы и т.д.

ТГП как учебная дисциплина.

  1. Она основывается на научных знаниях, на теории государства и права как науке.

  2. Не вырабатывает новые научные знания, а формирует новый учебный курс для изложения обучающимся.

  3. Методологическая, базовая учебная дисциплина. Она призвана, с одной стороны, подготовить обучающихся к изучению других юридических дисциплин (отраслевых), а с другой – имеет достаточно высокий уровень теоретической абстракции для обобщения и систематизации получаемых юридических знаний, в том числе и отраслевых, поэтому ТГП выступает как итоговая учебная дисциплина.

  4. Основывается на особых учебных методологических методиках преподавания, связана со специальными средствами системного и доступного преподавания материала.

Значение. Вводит студентов юр. Образование (знакомство с понятиями,положениями). Развивает у студентов абстрактное, аналитическое мышление, повышает полит правовую культуру.

Общество, происхождение государства и права.

^ 87. Социальное управление: сущность, значение, элементы.

Социальное управление - вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. Общие черты социального управления: существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей; обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности; направлено на достижение определенной управленческой цели; характеризуется наличием субъекта и объекта управления;субъект управления наделяется определенным властным ресурсом; объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта; реализуется в рамках определенного механизма.

 Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление. Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи). Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным. Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом). Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект. Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников. Стадии процесса управления: анализ управленческой ситуации; выработка и принятие решения; организация и исполнение решения; контроль выполнения решения; подведение итогов, внесение корректив.

^ 85. Социальная власть: понятие, свойства, виды.

– это отношения между людьми в обществе, выражающиеся возможностью и реальной способностью одного субъекта или группы воздействовать на поведение других с целью получения желаемого социально значимого результата.

Формула социальной власти при самоуправлении звучит как "власть авторитетных"

Авторитетные это:

1. Наиболее сильные воины.

2. Старейшины.

3. Главы наибольших родов.

При самоуправлении в целях решения общих дел и поддержания порядка в этих формах организации общества, рождаются первые средства и способы воздействия на поведение участников процесса.

Эти средства воздействия на поведение членов общества со стороны общины получили название средств социальногорегулирования . В дальнейшем сложится система социальногорегулирования.

Первыми рождаются индивидуальные социальные регуляторы:

1. Биофизиологические регуляторы (страх отлучения от рода, изгнание, голод, физическая боль, ласка, питание, тепло).

2. Информационные регуляторы (просмолённые факелы, колокола).

3. Директивные регуляторы (команды).

4. Ценностные регуляторы (важнейший регулятор, ценностью является отношение к чему-либо или к кому-либо).

С помощью этих групп индивидуальных социальных регуляторов зарождаются первые нормы права. Информационные нормы служат как диспозиции а директивные биофизические как санкции.

Потом появляются нормативные социальные регуляторы, первые из них это:

1. Мифы.

2. Табу.

3. Обычаи.

Появляются первые мононормы (одновременно и право и обязанность).

Появляются обычаи.

^ 79. Родовая (племенная) община: признаки, причины разложения и замены государственной организацией. Отличие государства от родоплеменной властеорганизации.

Возникновение государства происходило неравномерно в разных уголках земного шара. Кое-где, например, на территории Африки, некоторые племена продолжают жить как и во времена седой древности. Теорий возникновения государств выработано множество, но выделять какую-то одну как правильную - не следует. На возникновение государства влияло множество социально-экономических и даже духовных причин.

Какие же существуют основные отличия "государства" от родоплеменной (догосударственной) организации общества, рассмотрим:

1) Территория. Государство всегда имеет строго определенную территорию, на которую распространяется его юрисдикция. Племена же не ограничивают себя какими-либо территориальными рамками - если есть что собирать, есть на кого охотится, есть земля для выращивания пищи - туда и перекочуем. А как там все закончится - перекочуем куда-нибудь еще всей общиной;

2) В государстве власть не совпадает с волей всего народа, здесь есть только компромиссы, между определенными категориями населения. В племени же, учитывая небольшое количество народа, власть в лице вождя (старейшины) отражает интересы всего населения;

3) Власть в государстве отделена от народа и осуществляется специальной группой управленцев (политических деятелей, чиновников и прочих дармоедов). Власть в племени не отделяется от общины, и сосредотачивается в руках наиболее мудрых старейших. В племени существует власть авторитета, а в государстве - авторитет власти;

4) В государстве существует система налогов и сборов, на которые осуществляется содержание аппарата власти и осуществляются функции государства. Государство имеет денежную единицу - универсальный эквивалент стоимости чего-либо, а в племени все сделки осуществляются только по бартеру.

Постепенно, развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников. Вожди стали требовать себе подношений. Появились классы. Именно появление класса зажиточных и эксплуатируемых марксисты считают главной причиной возникновения государства. 

5) В государстве есть постоянная армия, в племени, в лучшем случае, ополчение, или же в случае опасности каждый вооружается палкой и бананом и бросается на врага.

^ 43. Основные теории происхождения государства (теологическая, насилия, договорная, марксистская).

Теологическая теория. Свое развитие получила в Средневековье Представители: Августин Аврелий, Фома Аквинский.

Суть теории в том, что государство и право возникли по воле божьей, т.е. Бог является творцом государства и права, а государственная власть, ее представители являются ставленниками Божьими.

Теория договорного происхождения. Представители: Гроций, Руссо, Монтескье, Гоббс, Спиноза, Радищев.

Согласно данной теории до возникновения государства в обществе царил хаос, люди враждовали между собой, не было порядка. Гоббс назвал это состоянием «войны всех против всех». Чтобы преодолеть данную ситуацию, был заключен общественный договор. Речь не идет о том, что в каком-то конкретном месте, в какое-то конкретное время люди собрались и заключили между собой договор. Речь идет о том, что на определенном этапе развития общества людьми была осознана необходимость в создании организованной общественной силы, государства.

Смысл общественного договора в том, что это, в первую очередь, соглашение между людьми и государством, в соответствии с которым люди, каждый конкретный человек, передают часть своих полномочий государству, чтобы оно надлежащим образом организовывало общественные отношения, справедливо управляло обществом и обеспечивало защиту и безопасность членов общества.

Таким образом, теория договорного происхождения видит в основе возникновения государства естественные начала, человеческую волю.

Люди «складывают в общий котел» часть своих прав, и из этих прав создается компетенция государства. Человек сознательно жертвует в пользу государства часть своих прав, сознательно подчиняет себя государству, с тем, чтобы государство могло правильно и справедливо принять общество.

Теория насилия.

Представители: Гумплович, Каутский.

В соответствии с этой теорией в догосударственное время существовали племена, которые воевали между собой. Государственные образования возникают в результате завоевания одними племенами других племен, т.е. в результате насилия. Как у племени завоевателей, так и у племени завоеванных было родовое общество, т.е. отсутствовал государственный строй. Но когда происходило завоевание, у завоевателей возникала необходимость управлять подчиненным племенем, а, следовательно, необходимость создания неродовых органов управления, которые со временем становятся государственными.

Марксистская теория.

(Наиболее научно обоснованная).

Представители: Маркс, Энгельс. Основной труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно данной теории государство возникло в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы. При разложении родоплеменного строя, когда в результате совершенствований орудий труда и разделения труда родовая община распадается на семьи и у семей появляется прибавочный продукт, тогда возникает частная собственность. А раз появляется собственность, то появляются люди, у которых она есть, и у которых ее нет, происходит разделение общества на классы: собственники и несобственники (имущие и неимущие).

Государство: понятие и сущность. Государственная власть.

^ 47. Определение и основные признаки государства.

Государство (Г) – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. (Марксистская т. – аппарат подавления одного класса другим; теологическая т. – порождение божьей воли, правитель - наместник; патриархальная т. – разросшаяся семья, правитель - отец).

Основные признаки.

  1. Народ – совокупность граждан, объединенных одной целью.

  2. Публичная Г власть. Г обладает властью, стоящей отдельно от народа, над народом и управляющая народом. В то же время Г пользуется властью, данной народом, выступающей от имени и в интересах народа. Аппарат Г. Аппарат принуждения.

3. Территория. Г обладает своей территорией и осуществляет суверенную публичную власть в пределах Г границ. Власть Г распространяется на всех, находящихся на его территории. Людей, проживающие в Г, институт гражданства (подданства) - в родовой власти кровное родство.

4. Суверенитет Г выражается в верховенстве и независимости Г власти.

Г суверенитет – присущее Г верховенство на всей территории и независимость в международных отношениях (много властей партийная, семейная, религиозная, но высшая Г; власть в пределах Г границ; независимо от др. Г).

5. Взаимодействие Г и права. Г обеспечивает право, право не может быть реализовано без Г власти. Но право создает рамки, в которых осуществляется Г власть.

Факультативные признаки.

-наличие системы налогов, сборов, займов;

-наличие собственной денежной единицы и бюджета;

- официальный язык (законы, суд);

- наличие символов власти (флаг, герб, гимн).

^ 93. Сущность государства, ее экономическая, социальная и духовная основы.

Существует несколько подходов к определению сущности государства.

В соответствии с марксистско-ленинской точкой зрения государство обладает классовой сущностью, поскольку служит интересам правящего класса, представляет собой машину для поддержания власти. Государство является орудием классовой борьбы. В технократической теории властвовать должны только префессионалы. Это антидемократично.

Демократическая теория первоисточник – народ.

Государство имеет общесоциальную сущность, поскольку представляет интересы всего народа, действует от имени народа, осуществляет деятельность во благо всего общества.

Государство как сложная политическая организация проявляется и в той и в другой сущности, поскольку управляют государством конкретные люди, имеющие личные интересы. Однако анализ исторического развития государства свидетельствует о постепенном переходе от классовой сущности к общесоциальной. В любой период своего развития государство имеет недостатки, связанные с классовой сущностью (Россия - олигархи).

Основное сущностное в государстве – это государственная власть. Именно через осуществление власти, управление в обществе государство проявляет себя.

^ 8. Государственная власть: понятие, признаки, структура, методы осуществления. Легитимность и легальность государственной власти.

Государственная власть – это публичная общественная власть, осуществляемая специальным аппаратом и выражающаяся в подчинении воли народа воле государства.

Признаки:

- существует для управления обществом, осуществляется в его интересах и от его имени;

- Г власть осуществляется специальным аппаратом, состоящим из людей;

- Г власть отделена от общества, стоит над обществом, но формируется обществом;

- опирается на принуждение, обеспечена специальными средствами: вооруженные отряды людей, военная техника, тюрьмы;

- распространяется на все общество;

- носит публ.-полит. характер (решает общие дела, упорядочивает процесс удовлетворения различных интересов);

- устанавливает систему налогов.

Структура. Гл. 11 Конституции РФ гласит: Г власть осущ. Президент, Фед. собрание (Совет Фед. И ГД), Правительство РФ, суды РФ.

Методы осуществления.

Основные – принуждение, убеждение.

Факультативные – рекомендации, стимулирование, надзор, инф. влияние, договорное и нормативное регулирование.

Легитимность и легальность Г власти.

Легитимность Г власти – (нрав. хар.) власть Г поддерживается народом, то есть народ считает эту власть справедливой, одобряет её решения.

Легальность власти – (юр. хар.) свойство законности государственной власти, то есть органы государственной власти сформировались в соответствии с действующим законодательством и действуют в пределах компетенции.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Тгп как наука и учебная iconТгп как наука и учебная
Теория государства и права – общетеоретическая юридическая наука, представляющая собой систему знаний о государстве и праве как общественных...
Тгп как наука и учебная iconКультурология как учебная дисциплина. Культура как объект познания. Историческая классификация культур
Культурология наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность,...
Тгп как наука и учебная iconВопросы к экзаменам по политологии для студентов всех факультетов
Политология как наука и учебная дисциплина: становление и развитие. Функции и методы политологии, ее связь с другими науками
Тгп как наука и учебная icon1. Тимфв как учебная и научная дисциплина, содержание, источники и этапы
Как наука тмфв относится к системе пед наук. Объектом научного исследования тмфв явл тот или иной изучаемый пед фактор(система физ-х...
Тгп как наука и учебная iconТеория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании
То- наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения орг., как явления, ее эволюции., механизмы функционирования,...
Тгп как наука и учебная iconТеория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании
То- наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения орг., как явления, ее эволюции., механизмы функционирования,...
Тгп как наука и учебная iconЭкономика и её роль в жизни общества. Экономика как наука возникла в глубокой древности. В переводе с греческого «экономика»
Экономика как наука возникла в глубокой древности. В переводе с греческого «экономика» наука о ведении домашнего хозяйства. Как самостоятельная...
Тгп как наука и учебная icon1. Социология как наука, факторы возникновения социологии как науки
С.—наука об общ-ве, системах, составляющих его, законом-тях его функц-вания и развития, соц институтах, отношениях и общностях
Тгп как наука и учебная iconКультурология как учебная дисциплина. Культура как объект познания. Историческая классификация культур

Тгп как наука и учебная iconОсн задачи
Юридическая психология находясь на стыке юриспруденции и психологии,призвана понимать свой предмет в юридической части так как его...
Тгп как наука и учебная iconРиторика как наука. Риторика
Риторика — классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы