Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания icon

Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания


Скачать 39.53 Kb.
НазваниеТреть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания
Размер39.53 Kb.
ТипДокументы

02.08.11
Σ Стерлигов Иван

Инновации: Вузовская наука • Инновации в России 

http://www.strf.ru/

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450

Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге


С момента подписания Федерального закона №217 2 августа 2009 г., разрешившего бюджетным вузам и НИИ создавать малые инновационные предприятия, прошло два года. Оправдались ли надежды Правительства России на то, что закон создаст «инновационный пояс» вокруг учреждений российской государственной науки и высшей школы, STRF выяснил у Андрея Колесникова из Центра исследований и статистики науки, который сейчас перешел на другую работу и является победителем конкурса в Агентстве стратегических инициатив (http://www.asi.ru/topics/2), но все эти 2 года отвечал за систему сбора информации и МИПах, учет уведомлений в БД, отбор МИПов в федеральный реестр, ведение «горячей линии» по 217-ФЗ (fz217@mail.ru), проведение мониторинга и консультаций.



Справка STRF: Андрей Николаевич Колесников – 2009-2011 г.г. заведующий сектором мониторинга и анализа взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнес-структур Центра исследований и статистики науки Минобрнауки России (ЦИСН), в прошлом – проректор Государственной академии инноваций, директор Центра поддержки малого бизнеса Академии народного хозяйства. На ЦИСН с 2009 г. министерством возложены функции по ведению базы данных инновационных компаний при вузах и НИИ и их проверку на предмет соответствия 217-ФЗ.


Принятие 217-ФЗ сопровождалось громкими выступлениями Дмитрия Медведева и Андрея Фурсенко, призывавших вузы дружно создавать малые инновационные предприятия (МИП). В России подобное давление начальства часто приводит лишь к «бумажным» успехам на местах, оторванным от реальной экономики и науки. Насколько это справедливо в случае с МИП при вузах?


По моему мнению, министерство особого давления не оказывало, чего не скажешь о Федеральном агентстве по образованию. Начался прессинг с сентября 2009 года и продолжался фактически до ликвидации агентства в марте 2010 года. Действительно, руководству Рособразования была нужна красивая цифра, и многие из ХО, зарегистрированных в то время, были созданы для галочки, но пожелание учредителя - это приказ, а Рособразование было в то время учредителем вузов.

Отчасти поэтому реальные успехи скромнее, чем планировалось. К тому же, вузам и МИПам не оказывалось реальной методической и информационной поддержки, что приводило к большому количеству неточных действий вузов и ошибок. Созданные предприятия можно разделить на три примерно равные группы: треть работает, треть существует лишь на бумаге, треть находится в промежуточном состоянии. Среди тех, кто работает, можно выделить примерно 20 компаний, у которых уставной капитал больше миллиона рублей, а значит, у учредителей есть серьезная заинтересованность в успехе.


^ За счет чего сейчас может формироваться уставной капитал МИП, соответствующих требованиям 217-ФЗ?


С 1 августа 2009 года – за счет права на использование интеллектуальной собственности вуза. С 1 января 2011 года – дополнительно за счет денежных средств. С 1 марта 2011 года можно также вносить оборудование и не особо ценное имущество (до 500 т.р.).


^ Получается, реальную возможность создавать нормальные капитализированные предприятия вузы и НИИ получили только недавно?


Фактически да, с начала этого года, после вступления в силу 83-ФЗ от 8.05.2011, позволившего всем бюджетным учреждениям создавать коммерческие предприятия в уведомительном, а не разрешительном порядке. До этого можно было создавать хозяйственные общества (ООО, АО) по 217-ФЗ в целях коммерциализации РИД только вузам и НИИ. Вносить в УК денежные средства и имущество разрешил 83-ФЗ как для компаний, созданных по 217-ФЗ, так и для компаний и некоммерческих организаций, созданных по 83-ФЗ. Ранее это было возможно только при наличии разрешения Правительства России, иначе это запрещал Бюджетный кодекс.

В результате сейчас сложилась следующая ситуация: вуз имеет право учредить компанию по 217-ФЗ, где его минимальная доля в уставном капитале - треть (33,4 процента). Эта треть может делиться в любой пропорции между правом на использование интеллектуальной собственности, денежными средствами и оборудованием. Но оборудование должно быть не особо ценным: для вузов Минобрнауки стоимостью до 500 тыс. рублей.

При этом требование 33,4 процентов актуально, только если учредители хотят, чтобы их предприятие было зарегистрировано как соответствующее требованиям 217-ФЗ и получило налоговые льготы. В первую очередь, это сниженная с 34 до 14 процентов ставка страховых взносов, введенная 272-ФЗ от 16.10.2010., что очень привлекательно для МИПов, использующих УСНО по 310-ФЗ от 27.11.2010.

В принципе, согласно 83-ФЗ, доля вуза в уставном капитале может быть и меньше трети, а право на использование интеллектуальной собственности вуз может не передавать, но тогда на специальные налоговые льготы для таких инновационных МИП можно не рассчитывать.


^ Сколько компаний получает налоговую льготу?


С 1 апреля – 78, с 1 июля – 137. Это те хозяйственные общества, которые вошли в специальный реестр (в базе БД уведомлений в графе «статус соответствия 217-ФЗ» у них стоит «да»).


^ Есть ли еще какие-то льготы для МИПов, соответствующих 217-ФЗ? Предполагалось, что МИП смогут арендовать площади в вузах по нерыночным ценам…


Пока с 1 марта они могут лишь арендовать помещения у вуза или НИИ вне конкурса по обычной цене, определенной независимым оценщиком. Видимо, в августе появится постановление Правительства России, которое позволит МИП платить гораздо меньше: 40 процентов от базовой цены в первый год, 60 - во второй и 80 - в третий.

Но есть еще одна важная «льгота», появившаяся в этом году в результате изменения 94-ФЗ о госзакупках. Теперь закупка любыми бюджетными организациями НИОКР может осуществляться при проведении конкурса с одним участником.

Вуз может объявить конкурс на проведение НИОКР, а малые предприятия могут его выиграть. Допустим, вуз получает большой бюджетный грант и отдает часть работ малому инновационному предприятию на аутсорсинг. Обычно в лотах Минобрнауки на аутсорсинг можно направить до 40% стоимости госконтракта.


^ Сколько всего МИП внесено в вашу базу и сколько из них соответствует 217-ФЗ?


На прошлой неделе в базе было 1048 предприятий. Это компании, которые, как считают сами вузы, соответствуют 217-ФЗ. После проверки нами представленных сведений оказывается, что реально подпадает под действие закона около трети из них.


^ В чем проблема с остальными?


Здесь огромное количество причин. Первая мелкая ошибка: не соблюдены 33,4 процента. Многие вузы не справились с делением сотни на три, и их доля составляла 33, 30, 29 процентов. Эта ошибка исправляется при перерегистрации, на это нужно примерно 4 тысячи рублей и две недели времени.

Вторая ошибка, которая нас поражала и удивляет до сих пор: вуз вносит в уставной капитал право использования интеллектуальной собственности, которая ему не принадлежит. Она или принадлежит другому физическому или юридическому лицу, или перешла в общенародное достояние, так как вуз три года не оплачивал пошлину за поддержание патента. Некоторые вузы считают, что если патент принадлежит сотруднику вуза, то он принадлежит и вузу. Фактически это так и должно быть, ведь по нашим законам исключительные права на интеллектуальную собственность принадлежат организации, проводившей исследования, предоставившей средства и инфраструктуру для ее создания. Но в случае, если вуз своевременно не оформил свои исключительные права на РИД и не обеспечил свой приоритет, они ему не принадлежит.

Но в 90-е гг. многие сотрудники начали регистрировать права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы на себя лично. Вузам тогда было всё равно, потому что учёта РИД и конкуренции вузов по количеству патентов и прочих свидетельств не было. Более того, если вуз продавал права на использование интеллектуальной собственности, деньги уходили в доход государству. Полностью эта проблема не решена до сих пор. Особенно тяжелая ситуация с интеллектуальной собственностью сложилась в НИИ.


^ Кстати, какую долю от предприятий в вашей базе составляют компании, созданные НИИ, а не вузами?


Мы говорим о НИИ в форме государственных бюджетных учреждений в отличие от НИИ в форме ФГУП и ОАО. Бюджетные НИИ в основном находятся в ведении РАН, РАМН и РАСХН. В них создано всего лишь 26 хозяйственных обществ из 1048, а это практически ничего. Видимо, проблема больше лежит в сфере научной политики. Директора институтов, которые составляют костяк управления госакадемиями, имеют примерно такое консолидированное интуитивное мнение: «Не пользоваться этим законом. Не пущать!».

Полагаю, причина в том, что здесь возможно определённое размывание границ между властью и собственностью. Если мы имеем организацию, у которой миллиард идёт на НИР, и создаём сеть малых предприятий, то тут уже останется не миллиард, а, например, 500 миллионов. Так как через сеть хозяйственных обществ уйдут деньги и результативное время сотрудников, после чего эти хозяйственные общества начнут расти и на себя регистрировать интеллектуальную собственность, получать доход от ее продажи и использования. Для фирм всё проще и с передачей лицензии, и с использованием этих денег. Для сотрудника НИИ схема с МИП также предпочтительней, так как выплаты за сделанную работу проводятся быстро, без традиционных задержек. Также значительно быстрее идут все дела: документооборот, система закупок и платежей, поскольку нет двух существенных барьеров бизнеса: 94-ФЗ и казначейства.


Вокруг части вузов и НИИ подобные малые предприятия работают уже многие годы, формально не будучи никак связанными с организациями-«прародителями». Можно ли вузу или НИИ войти в состав учредителей такой компании, чтобы она получила льготную ставку по социальным платежам и смогла в дальнейшем получать легальную скидку по аренде?


К сожалению, нет, хотя характер деятельности у таких компаний может быть также инновационным. Согласно 217-ФЗ и 272-ФЗ вуз/НИИ должен войти в состав учредителей компании с самого начала ее существования. К нам поступило довольно много уведомлений о перерегистрации уже существующих хозяйственных обществ, о вхождении вузов туда соучредителями. Предприятие может сменить почти все – наименование, юридический адрес, директора и т.д. Но нельзя изменить ИНН и дату его регистрации. Поэтому льготный режим социальных отчислений и льготная аренда для таких компаний недоступны.


^ Что в таком случае представляют из себя вновь создаваемые предприятия? Насколько велики они по размеру?


Постоянно идёт снижение среднего уставного капитала регистрируемых в нашей базе предприятий. Если в декабре 2010 г. средний уставной капитал составлял 315 тысяч рублей, то сейчас – 270. Увеличивается количество мелких предприятий. Конечно, с таким уставным капиталом ничего сделать нельзя, если не идти на инвестиционный кредит, в фонд Бортника и т.д. Тогда еще можно попытаться выжить. Но без быстрого и активного привлечения внешнего финансирования весь этот капитал «проедается» очень быстро. МИП с уставным капиталом более 1 млн.руб. всего 11 (1%). А уж если 100 % капитала внёс вуз, то понятно, что там ни копейки на счету нет.


^ Много ли таких «стопроцентных»?



Да, 40 компаний из 1048. Даже когда у вуза не 100%в УК, а более 75% процентов в УК ( таких МИПов 64) , или более 50% процентов в УК ( таких МИПов 188) , это уже полное доминирование, то есть не нужно собирать других учредителей для решения ключевых вопросов.


^ Как же такие МИП планируют развиваться без внешних инвесторов?


Скажу больше: некоторые инвесторы и на 33,4 процента УК для вуза не согласны. Их можно понять, у них свои представления о рисках, тем более, что вкладывают они не бумаги об интеллектуальной собственности (право использования РИД на основании лицензионного договора), которые вуз может и отозвать, а реальные деньги.

Сейчас для тех компаний при вузах без внешних инвесторов, реально нацеленных на работу, есть хорошая возможность участвовать в программе «СТАРТ» Фонда содействия малым предприятиям компаниям в научно-технической сфере (Фонд Бортника). В этом году по программе «СТАРТ» МИП (35 компаний), созданные по 217-ФЗ, выигрывали в 3,5 раза чаще, чем остальные.


^ Видимо, было негласное указание?

Указания никакого не было. Скажу больше. Я заметил, что Фонд является независимой организацией и не любит подсказок, как тратить их деньги. Хотя очень важна именно позиция этого Фонда по отношению к финансированию МИП по 217-ФЗ, так других источников целевого финансирования университетских предприятий нет. Целесообразен был бы и венчурный фонд университетских инноваций.


А как связано создание МИП по 217-ФЗ с реализацией вузами программ создания инновационной инфраструктуры на деньги Минобрнауки, гораздо более значительные, чем в программе «СТАРТ»?


Некоторые вузы сообщают, что создали множество предприятий в рамках этих инфраструктурных программ, причём очень часто «замешивают» туда и те предприятия, которые были созданы сотрудниками, и те, которые были созданы до 2009 г., и те что они создают только в этом году.

Получилось так, что в министерстве за реализацию постановления Правительства №219 по инновационной инфраструктуре и 217-ФЗ по МИП отвечают разные подразделения. Отсюда и некоторая несогласованность. Часто возникает такая ситуация: у нас в базе данных по вузу 5 уведомлений о создании МИП, а вуз сообщает в отчетности по созданию инновационной инфраструктуры, что у него 10 МИП. Получается, еще пять они включили в общий список в соответствии со своими видением и критериями.

Постановление № 219 прямо требует от вузов создания МИП. При этом у 10 вузов из 56, выигравших лоты на инновационную инфраструктуру, никаких предприятий пока и вовсе нет. Их создание они откладывают на последующие годы реализации программ.


^ Почему во всех госпрограммах фигурирует количество предприятий, а не их оборот?


Оборотные показатели – коммерческая тайна. Нам доступны лишь сведения о числе студентов, аспирантов и сотрудников, работающих в МИП. Причем, похоже, вузы массово искажают эти показатели в сторону увеличения. Поскольку четко эти показатели не определены. Скажем, если 100 сотрудников работают в МИП целый год на четверть ставки, стоит указывать 25 приведенных сотрудников, а можно написать и 100, так как было сто договоров. А если считать число вовлеченных по кратким трудовым договорам, получаются совсем «красивые» цифры и проверить их не просто.

На деле стоит опираться лишь на приведенную штатную численность по данным Фонда социального страхования. Еще важный показатель неактивности предприятий – число МИП, сдающих нулевой или ничтожно малый баланс менее 1000 руб. за налоговый период.


^ Насколько снизится число МИП, если отсечь таким образом созданные лишь на бумаге?


По экспертной оценке останется треть. Треть вообще не работает, еще треть – «в долине смерти». Это, например, компании, создатели которых предполагали, что их родной вуз, в котором они проработали всю жизнь, будет также и их инвестором. Обычно это не так. Такие предприятия и их интеллектуальная собственность чаще всего не интересны никаким бизнес-ангелам, фондам, институтам развития, которым нужен уже прототип или опытное производство. Когда грамотный инвестор начинает смотреть уставные документы большинства МИП, он и там видит существенные упущения.


^ Что с такими компаниями делать?


Во-первых, развивать службы коммерциализации РИД, отделы ИС при вузах. Во-вторых, строить систему государственного посевного финансирования университетских компаний, специализированных венчурных фондов для таких компаний. К этой системе многие успешные страны – США, Израиль, Финляндия – шли не один десяток лет.


^ Государственная Российская венчурная компания год назад создала Фонд посевных инвестиций. Вкладывается ли он в компании, созданные по 217-ФЗ?


Нет, пока активность его очень низка. Одна из компаний в нашей базе получила статус резидента Инновационного центра фонда «Сколково» с соответствующими льготами.


^ А региональные венчурные фонды, созданные Минэкономразвития в партнерстве с местными властями? Их вроде бы больше 20


Нет, об их инвестициях в компании по 217-ФЗ я не слышал, но таких фондов было создано около 40.


^ Получается, большинство компаний создано за счет средств вуза и сотрудников?


Не только. Но в общем – да. При этом, если нет мощного внешнего инвестора, заинтересованного в коммерциализации и результате, а также долгих десятилетий успешной практической работы вуза, выживаемость близка к нулевой. Но вуз не ключевой инвестор, скорее вынужденный.


^ Какие тематики наиболее популярны у создаваемых МИП?


Заполняя наши анкеты и выбирая приоритеты из числа официально утвержденных (ранее 5 приоритетных направлений и 34 критических технологий, а после Указа от 07.07.2011 соответственно 8 и 27), МИПы больше всего отмечают энергоэффективность и сферу IT.


^ А какую интеллектуальную собственность вносят чаще всего? Патенты?


Да, на них приходится примерно половина. Остальное - почти поровну - делится между программами и базами данных ЭВМ с одной стороны и ноу-хау - с другой. Причем популярность ноу-хау удивительна, поскольку, как правило, этот РИД сопровождает в пакете патент и использование в формировании УК отдельно такого РИД сопряжено с рядом существенных рисков. Но его вузы выбирают из-за преимущества в скорости оформления документов. В этом случае можно использовать такой РИД как программа для ЭВМ или БД для ЭВМ.


^ Какие вузы наиболее успешны в выращивании жизнеспособных компаний по 217-ФЗ?


Прежде всего, инженерно-технические университеты, сохранившие потенциал с советских времен. Например, у МИТХТ им. Ломоносова – небольшого профильного вуза – патентная активность в расчете на одного сотрудника в несколько раз выше, чем у МГУ им. Ломоносова. Такие вузы не обязательно расположены в Москве. Скажем, я недавно был в Рыбинске и оценил успешную инновационную деятельность местной Авиационной технологической академии. Отличные показатели у ТУСУРа и у ряда других технических вузов, но рассматривать инновационную активность вузов надо по удельным показателям, а не абсолютным. Вот у таких компактных инженерных вузов очень хороший потенциал коммерциализации именно по 217-ФЗ. Крупные многопрофильные университеты он интересует гораздо слабее.

Кстати, замечу: на вузы в форме автономных учреждений действие 217-ФЗ пока не распространяется. Над соответствующими поправками работают, они будут приняты осенью (в числе прочих в форме АУ существуют федеральные университеты, Высшая школа экономики, Белгородский госуниверситет, в эту форму переходит Физтех - STRF).


^ Это одна из причин, почему крупным вузам не очень интересен 217-ФЗ. Есть ли другие?


Почти все крупные вузы поглощены деятельностью по реализации мегагрантов в соответствии с постановлениями Правительства 218, 219, 220 по кооперации с бизнесом, по развитию инфраструктуры, по привлечению ведущих ученых, и по крупным министерским лотам. У них, видимо, в данный период развития нет экономического резона создавать себе «инновационный пояс» МИПов, а существенное увеличение объема финансирования последние годы опережало рост мощности системы закупок, научной и инновационной систем этих вузов.

Кроме того, мощное реальное развитие научно-инновационной деятельности в вузе означает изменение структуры власти внутри него, условно от «образовательного» направления к «научному и инновационному». Так, за последние полгода в ректоратах многих вузов появилась должность проректора по инновационной деятельности. Эта проблема инновационный изменений в ближайшие годы будет становиться все острее по мере изменений структуры доходов вузов.


Интервью было взято 12.07.2011

Похожие:

Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания iconТреть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания
Нии создавать малые инновационные предприятия, прошло два года. Оправдались ли надежды Правительства России на то, что закон создаст...
Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания iconИнформационное сообщение 7-9 ноября 2012 года в спбгэту будет работать I всероссийский научно-практический форум «Стратегическое партнерство вузов и предприятий высокотехнологичных отраслей (Наука. Образование. Инновации)»
Ится отборочный этап конкурса научно-инновационных проектов студентов, аспирантов, молодых ученых и сотрудников вузов и промышленных...
Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания iconОдаряемому, далее именуем как "вещь"
Вещь считается переданной с момента подписания указанного акта и фактической передачи
Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания iconПроектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта
В основе проектирования предприятий автомобильного транспорта лежат проектные решения по технологии и организации производства технического...
Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания iconФонд содействия принимает заявки на участие в открытых конкурсах по программе «старт-2013»
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания iconПациент: Малых, Александр
В03А – оперативные вмешательства на позвоночнике и спинном мозге при злокачественных новообразованиях, или вмешательства при параличах,...
Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания iconПредприятие и предпринимательство. Виды предприятий. Объединения предприятий
Ключевые слова: предприятие; предпринимательство; виды предприятий по форме собственности; малые предприятия; объединения предприятий;...
Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания icon32. Поступления ос и организация их аналитического и синтетического уч
Ос поступают на предприятие в результате капитальных вложений или инвестиций, приобретения за плату у других предприятий и лиц, получения...
Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания iconУважаемые господа! В рамках дцп «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае»
Министерство инвестиций и инноваций Красноярского края организовало бесплатное обучение для руководителей и специалистов действующих...
Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания iconУважаемые коллеги, приглашаем Вас принять участие в совещании. Повестка заседания секции проректоров по внеучебной работе при Совете ректоров вузов Пермского
Тема ««Наркоситуация в Пермском крае: риски и организация профилактической антинаркотической работы в вузах»
Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге с момента подписания icon6 Добро и зло в аспекте соотношения действительности и возможности
В качестве примера можно привести то, как трактуют некоторые моралисты и ученые извечную проблему добра изла. Утверждая неустранимость...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы