Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) icon

Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология)


Скачать 26.75 Kb.
НазваниеУчебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология)
Размер26.75 Kb.
ТипУчебник




ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.


1. Предмет, задачи и методы экономической психологии.

2. История возникновения экономической психологии.


Основная литература


  1. Дейнека О.С. Экономическая психология. Изд-во СПбГУ, 1999.

  2. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 3. С. 46-64.

  3. Проблемы экономической психологии. Том 1 / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004.
^

Дополнительная литература


  1. Автономов B. C. Модель человека в экономической науке. СПб: Экономическая школа, 1998.

  2. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. М., 1998.

  3. Психология. Учебник для экономических вузов // Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть 6. Экономическая психология).

  4. Спасенников В.В. Экономическая психология. М.: ПЕР СЭ, 2003.


1. Предмет, задачи и методы экономической психологии.


Экономическая психология – психологические установки, стереотипы экономического мышления людей, семей, социальных групп и слоев населения, оказывающие значительное влияние на восприятие ими экономической действительности и экономическое поведение.


^ Предметом экономической психологии является экономическое сознание, понимаемое как высший уровень психи­ческого отражения экономических отношений общественно развитым человеком; экономическое мышление, экономическое самосознание и экономическое поведение участников рыночных отношений.


Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организа­ция, государство или нация, т.е. объект исследования экономической пси­хологии может быть представлен на разных уровнях — микро, мезо и макроэкономическом.


Основными задачами курса «Основы экономической психологии» являются:

1. Определение концептуальных рамок экономической психологии как особого направления практической психологии в сфере экономических отношений.

2. Представление систематизированного материала по основам экономической психологии: истории ее создания, психологическим аспектам макроэкономики и микроэкономики, психологическим основам рынка и потребления, психологии доходов и сбережений, психологии экономического управления и предпринимательской способности.


Структура экономической психологии включает в себя три крупных раздела, рожденных тремя типами экономи­ческой реальности, а именно:

- рынок (психология потребителя и психология ве­дения хозяйства);

- бизнес (поведение и психологические особенности предпринимате­ля, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и пр.);

- отношения "общество — гражданин" (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической поли­тики).

Экономическая психология взаимодействует с общей, социальной, возрастной, экспериментальной, юридической психологией, а также с психологией менеджмента, маркетинга и рекламы.


Соотношение экономической теории и психологии



Микроэкономика

Макроэкономика

Микроэкономическая психология

Макроэкономическая психология

Психология

Рекомендации для оптимального экономического поведения в определенной стабильной экономической среде

Экономическая политика



Основные проблемы экономико-психологических исследований на макроэкономическом уровне

  • Рациональность принимаемых экономических решений и их мотивация;

  • Анализ экономической ситуации в той или иной стране с учетом менталитета, национальной психологии, традиций того или иного народа.

  • Проблема совместимости предлагаемых моделей экономического развития и поведения с традиционными, устоявшимися моделями хозяйственного поведения.

  • Выявление социальных ценностей и психосоциальных норм, определяющих особенности экономического поведения в данном обществе или большой социальной группе.

  • Прогнозирование социально-экономических процессов. Экспертиза принимаемых решений в хозяйственной политике.

  • Структура, пути ведения социальных инноваций, подготовка общественного мнения к их восприятию.

  • Изучение и прогнозирование экономического поведения людей в условиях перехода к рыночным отношениям с учетом исторических, культурологических, политических и других традиций, нравственных норм общества.


^ Соотношение экономической психологии с другими психологическими дисциплинами.

Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии – общая и дифференциальная психологии, социальная психология, этническая психология и социология.


^ Общая психология выявляет наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. К ним относятся познавательные (ощущения, восприятие, память воображение, мышление), волевые (мотивы, стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства).


^ Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами людей, а также их причины и последствия. Дифференциально-психологический подход оперирует понятием психологического типа – общности признаков для группы индивидов, характеристикой тех сторон сущности человека, которая делает его сравнимым с людьми, принадлежащими к данному типу.


^ Социальная психология изучает взаимоотношения и взаимодействия людей, а также групп.


Экономическая психология большей частью является описательной, поэтому не имеет собственного метода, широко используя методы смежных наук.


МЕТОД (метод исследования) —

1. Прием, способ, образ действия.

2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо.

3. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного.

4. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта.


^ Основные методы психологических исследований и их варианты,

применяемые для сбора первичных данных

^ Основной метод


Вариант основного метода


Наблюдение


Внешнее (наблюдение со стороны)





Внутреннее (самонаблюдение)





Свободное





Стандартизированное





Включенное





Стороннее


Опрос


Устный





Письменный





Свободный





Стандартизированный


Тесты


Тест-опросник





Тест-задание





Проективный тест


Эксперимент


Естественный





Лабораторный


Моделирование


Математическое





Логическое





Техническое





Кибернетическое

^ 2. История возникновения экономической психологии.


Истоки экономической психологии - в трудах знаменитых экономистов:

Адама Смита (1723-1790), признанного основателем экономики как самостоятельной науки,

Альфреда Маршалла (1842-1924)— создателя микроэкономиче­ской теории,

Джона Кейнса (1883-1946) — автора теории макроэкономи­ки.

В трудах этих авторов оформилась теория рационального "экономиче­ского человека", цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является "экономический эго­изм", т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды. Идея "экономического человека" длительное время доминировала в экономиче­ской психологии, принимая все новые формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.


Экономическая психология как область психологического знания начала формироваться в начале XX в. Источники возникновения:


1. Исследования в области психологии труда.

Объектом исследования было рабочее место, которое рассматривалось в психологии в виде механической системы – набора и компоновки инструментов и приспособлений, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Такой подход позволял накапливать психологические данные в целях со­вершенствования организации труда, профессионального обучения, отбора, адаптации, но не способствовал динамичному развитию этой отрасли психоло­гии.


2. Исследование субъекта труда, как активной составной части хо­зяйственной или экономической деятельности.


^ Экономическая психология как наука.


Впервые подход к рассмотрению проблем экономической психологии был намечен Г. Мюнстербергом, немецким ученым, инициатором психологического исследования микроэкономических отношений: организации труда, монотонности труда, степени справедливости получаемой оплаты), который решил использовать психологические факторы для то­го, чтобы оказать содействие осуществлению экономически ценных задач.


Первая волна исследований по экономической психологии связана с именем французского ученого ^ Г. Тарда. В 1902 году вышла его двухтомная работа «Экономическая психология», где впервые применялся новый для науки термин. В ней он рассмотрел некоторые основные категории этой дисциплины.


Вторая волна исследований развернулась в 40-50 гг ХХ века. Она связана с именами американского психолога ^ Дж. Катоны. Изучая поведение потребителей, он стал одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии.

Примерно в это же время французский исследователь ^ П. Рейнольд изучал проблемы предпринимательства, положения в мировой экономике развивающихся стран.

В 70-е гг создается Международная ассоциация по исследованиям в области экономической психологии.

В настоящее время в международной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:

  • Психология денег,

  • Психология занятости,

  • Психология потребления,

  • Психология накопления,

  • Психология экономического поведения,

  • Макроэкономическая психология,

  • Психология предпринимательской деятельности,

  • Психология принятия решений в хозяйственной деятельности.


В отечественной науке первые упоминания об экономической психологии прозвучали в работах отечественных ученых ^ А.И. Китова, В.П. Попова, А.В. Филлипова, опубликованных в 80-90 гг. В соответствии с запросами государственной экономической политики того периода основным направлением исследований было изыскание средств повышения эффективности хозяйственного механизма.


Однако интерес отечественных ученых длительное время был в ос­новном сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономи­ческой психологии в отличие от психологии труда, промышленной психо­логии и других отраслей психологического знания, исследующих произ­водителя, состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими связь двух неотъем­лемых сфер хозяйственной жизни— производства и потребления, явля­ются заработная плата и цена, налоги и доходы и другие экономические категории, которые тем не менее имеют психологический смысл, психоло­гическую составляющую.


^ А.И. Китов (1987) утверждает, что предметом экономической психологии являются закономер­ности психического отражения общественных отношений, складывающихся в процессе произ­водства. Он считает, что “руководитель не может не учитывать психологии людей. Следовательно, ему необходим такой тип знаний, в котором экономические механизмы хозяйствования опосредовались бы особенностями восприятия людей, психологической оценкой этих методов”.


^ Экономическая психология в основе своей предметна, т. е. является наукой, выделяемой по признаку наличия собственного, весьма специфического предмета. Психологическая экономика же в этом плане объект­на, ибо представляет собой не более чем своеобразное приложение психологи­ческих знаний к анализу экономических отношений, проекцию психологии на экономику.


Журнала экономической психологии” – регулярное издание, организованное по инициативе голландских, английских и скандинавских ученых, а также “Российского экономического журнала”.

Похожие:

Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconУчебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология)
Журавлев А. Л., Позняков В. П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология....
Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconУчебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям /Под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Тк велби, изд-во Проспект, 2004
...
Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconУчебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2006. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006
Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Юнити-дана, 2006
Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconУчебник для вузов. / Под ред. В. М. Семенова. Спб.: Питер, 2008. С. 222-249. Технические средства обучения
Iv эффективность хозяйственной деятельности предприятия, финансовые результаты
Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconУчебник для вузов. / Под ред. В. М. Семенова. Спб.: Питер, 2008. С. 222-249. Учебные вопросы
Тема №11. Доходы, прибыль и финансы предприятия, взаимосвязи с государством и учреждениями рыночной инфраструктуры
Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconУчебник для вузов. / Под ред. В. М. Семенова. Спб.: Питер, 2008. С. 380-410. Технические средства обучения
Тема №12. Эффективность производства: система показателей, действующие методики расчета, сферы применения
Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconУчебник для вузов в 2 книгах/ [А. Н. Острикова и др.]; под ред. А. Н. Острикова
Процессы и аппараты пищевых производств. Учебник для вузов в 2 книгах/ [А. Н. Острикова и др.]; под ред. А. Н. Острикова
Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconУчебник для вузов/Сост и отв ред. В. А. Утилов. М.: Прогресс-Традиция, 2005. История отечественного кино. Учебник для вузов/Отв ред. Л. М. Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 528 с
Особливість образів створених у німому кінематографі. «Рокова жінка», «жінка вамп». Теда Бара. Віра Холодна – зірка російського дореволюційного...
Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconУчебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер с англ под ред. Э. М. Короткова. М.: Юнити дана, 2006. 736 с. (Серия «Зарубежный учебник»)
Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л....
Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconГр.441-444 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Маркетинг: учебник для студ вузов / под ред. В. В. Герасименко. – 2 –ое изд, доп. И перераб. – М.: Инфра, 2010
Учебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология) iconУчебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 376 с. Андреева Г. М. Психология социального познания. 3-е изд., перераб и доп. М.: Аспект Пресс, 2005. 303 с
Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. –376 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы