Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 icon

Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008


Скачать 23.71 Kb.
НазваниеУчебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008
Размер23.71 Kb.
ТипУчебник


Дисциплина: Гигиена и экология человека

  • Аудиторная нагрузка (48 часов): 18 лекций (36 часов) + 6 практических занятий (12 часов)

  • Самостоятельная работа (24 часа)

  • Итог: дифференцированный зачет по рейтинговой системе

  • Для занятий необходимо: 4 тетради: 1) лекционная 2) практические работы 3) самостоятельная работа 4) контрольные работы (тонкая)


Рейтинговая система

  • Всего можно набрать 100 баллов

  • Оценка от 70 до 80 баллов – 3 (удовлетворительно) от 81 до 90 баллов – 4 (хорошо) от 91 до 100 баллов – 5 (отлично)

  • В оценке учитывается: - присутствие на занятии - наличие конспекта - устные ответы - выполненная домашняя работа - самостоятельная работа - контрольные работы



Учебники:

  • Гигиена и экология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под ред. Н.А. Матвеевой. - М.:Академия, 2008

  • Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001



Дисциплина: Гигиена и экология человека Лекция 1 Тема: Предмет гигиены и экологии человека

  • Преподаватель:

  • к.м.н. Сизова Валентина Владимировна



Источники

  • Гигиена под ред. Н.А.Матвеевой стр.4-28

  • Гигиена Трушкина Л.Ю. и др. стр.5-40



Факторы окружающей среды делят на 4 группы:

  • химические

  • физические

  • биологические

  • психогенные



Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и долголетие человека .

  • Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдельный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допустимый для нормальной жизнедеятельности организма.



Гигиена как отрасль профилактической медицины призвана решать следующие актуальные задачи, стоящие перед современным обществом.

  • Мониторинг объектов природной и социальной среды обитания

  • Гигиеническое нормирование

  • Мониторинг здоровья населения

  • динамическое слежение за медико-демографическими показателями

  • первичная диспансеризация населения

  • Утверждение здорового образа жизни каждого человека



Отличие гигиены:

  • Отличие гигиены:

  • в центре внимания гигиены здоровый человек (лечебная медицина – больной человек);

  • гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам, объединённых общими условиями работы или учёбы (лечебная медицина – помощь индивидуальна).



К основным методам гигиены можно отнести:

  • метод гигиенического наблюдения

  • метод гигиенического эксперимента



История гигиены

  • Гигиея - богиня здоровья - проводила мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний и укрепления здоровья.

  • О развитии гигиены в античном мире свидетельствует трактат основоположника научной медицины Гиппократа (460—377 гг. до н. э.) «О воздухах, водах и местностях», в котором излагаются наблюдения и теоретические рассуждения о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека и о связи их с болезнями.



Основатели гигиенической науки в России



С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

  • С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

  • Согласно закону

  • санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.



гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей среды, а экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье.

  • гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей среды, а экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье.



Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

  • Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).



^ Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы.

  • Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы.

  • Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой



Структура экологии





Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.).



Антропогенные факторы – это проявления деятельности человеческого общества, изменяющие среду обитания для разнообразных организмов.

  • Деятельность человечества, ничтожного по своей биомассе, оказывает влияние на состав земных океанов и атмосферы.



Виды антропогенного воздействия

  • 1. Разрушительное (деструктивное) - приводит к утрате, часто невосполнимой, богатств и качеств природной среды.

  • а) неосознанное (охота, вырубка и выжигание лесов древним человеком,…) - Сахара вместо леса

  • б) осознанное (хищническое)

  • 2. Стабилизирующее - это воздействие целенаправленное. Ему предшествует осознание экологической угрозы конкретному ландшафту - полю, лесу, пляжу, зеленому наряду городов. Действия направляются на замедление деструкции (разрушения)..

  • 3. Конструктивное (например, рекультивация)- действие целенаправленное, его результатом должно стать восстановление нарушенного ландшафта, например лесовосстановительные работы либо воссоздание искусственного ландшафта на месте безвозвратно утраченного.



Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями:

  • изменение климата планеты вследствие изменения баланса газов в атмосфере;

  • разрушение биосферного озонового экрана;

  • загрязнение Мирового океана тяжелыми металлами и вод суши;

  • разрыв естественных экологических связей между океаном и водами суши в результате строительства плотин на реках;

  • загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков;

  • опустынивание планеты;

  • деградация почвенного слоя, уменьшение площади плодородных земель;



Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями:

  • радиоактивное загрязнение отдельных территорий в связи с захоронением радиоактивных отходов;

  • накопление на суше бытового мусора и промышленных отходов;

  • сокращение площадей тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу газов атмосферы;

  • загрязнение подземного пространства, включая подземные воды;

  • массовое и быстрое, лавинообразное исчезновение видов живого вещества;

  • ухудшение среды жизни в населенных местах, прежде всего урбанизированных территориях;

  • нарушение иерархии экосистем, увеличение системного однообразия на планете.



Динамика концентрации CO2 и среднегодовой температуры атмосферы Земли



Экологический риск - это вероятность причинения вреда любым объектам природной среды ради достижения какого-либо эффекта, чаще всего экономического.

  • риск оказывается минимальным, если антропогенное вмешательство в биосферу основано на познании и правильном использовании законов развития природы при сохранении реальной возможности самовоспроизводства использованных природных ресурсов

  • По определению ВОЗ риск - это ожидаемая частота нежелательных эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя.



Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбнадзор)

  • История

  • Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, как система мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния страны, берет начало с Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от «О санитарных органах Республики» 15 сентября 1922 г.

  • В это временя создается сеть санитарно-эпидемиологических станций.



Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

  • Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

  • В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Впервые на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  • Санитарно-эпидемиологический надзор стал основным средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.



Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбнадзор)

  • образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314  «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

  • Сайт: http://rospotrebnadzor.ru/federal_service



структура

  • Управление санитарного надзора

  • Управление эпидемиологического надзора

  • Управление защиты прав потребителей

  • Управление научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности

  • Управление организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и реализации административной реформы

  • Правовое управление

  • Финансово-экономическое управление

  • Управление делами

  • Управление имущественного комплекса

  • Управление кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения



Структура управления



Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

  • Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Похожие:

Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconУчебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008
Аудиторная нагрузка (48 часов): 18 лекций (36 часов) + 6 практических занятий (12 часов)
Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconУчебник подготовлен в соответствии с программой курса «Невро­патология»
Невропатология. Естественнонаучные основы специаль­ной педагогики: Учеб для студ высш учеб заведений / Под ред. В. И. Селиверстова....
Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconУчебное пособие для студ высш учеб заведений/ Каспина Т. И, Лямина Н. Н. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 240 с
Гражданский кодекс РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. 511. (Серия «Кодексы и Законы»)
Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Социальная педагогика: Учеб для студ пед вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр и доп. М.: Издательский центр «Академия»,...
Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconУчебник для ин-тов и фак-тов иностр яз. / Р. З. Гинзбург [и др.]; под общ ред. Р. З. Гинзбург. 2-е изд., испр и доп. М.: Высш школа, 1979. С. 46-47, 51-63
Антрушина, Г. Б. Лексикология английского языка: учеб пособие для студ. / Г. Б. Антрушина, О. В. Афанасьева, Н. Н. Морозова; под...
Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconМетодика экологического воспитания дошкольников Николаева С. Н
Н 631 Методика экологического воспитания дошкольников Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений. — 2-е изд., испр. — М
Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconКатаева А. А., Стребелева Е. А
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб для студ высш учеб, заведений. — М.: Гуманит изд центр в л...
Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconГр.441-444 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Маркетинг: учебник для студ вузов / под ред. В. В. Герасименко. – 2 –ое изд, доп. И перераб. – М.: Инфра, 2010
Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconУчебник для студ пед ин-тов по спец. №2103 "Иностр яз." / Г. Б. Антрушина, О. В. Афанасьева, Н. Н. Морозова; под ред. Г. Б. Антрушиной. М.: Высш школа, 1985. С. 128-135
Антрушина, Г. Б. Лексикология английского языка: учебник для студ пед ин-тов по спец. №2103 "Иностр яз." / Г. Б. Антрушина, О. В....
Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconВыполнить самостоятельную работу и принести для обсуждения на занятии
Введение в педагогическую деятельность: Учеб пособие для студ высш пед учееб заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова...
Учебник для студ сред проф учеб заведений / Под ред. Н. А. Матвеевой. М.: Академия, 2008 iconУчебник для вузов. М., 2010. С. 323-357. Экономика организации (предприятия): Учебник 3-е изд.,перераб и доп. (Гриф) / Под ред проф. Сафронова Н. А., М., 2009. С. 217-234
Уметь определять оптовые и розничные цены на продукцию промышленности, точку безубыточности, максимальную сумму издержек производства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы