Учебник для тех, кто хочет быть эффективным icon

Учебник для тех, кто хочет быть эффективным


НазваниеУчебник для тех, кто хочет быть эффективным
страница1/25
Размер1.41 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

ПСИХОЛОГИЯ

ЗДОРОВЬЕ

НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА

ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ

САМООБРАЗОВАНИЕ

Стивен Р. КОВИ


СЕМЬ НАВЫКОВ

ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ

ВОЗВРАТ К ЭТИКЕ ХАРАКТЕРА

ОТЗЫВЫ НА КНИГУ СТИВЕНА КОВИ "СЕМЬ

НАВЫКОВ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ"

На пороге XXI век. И мы должны сделать все возможное, чтобы Россия вошла в него с

уверенностью и оптимизмом. Я верю, что ключом к этому является обращение к лучшим

традициям духовной жизни и честного предпринимательства. Книга Стивена Кови,

впитавшая мировой опыт достижения успеха, может послужить хорошей основой

возрождения культуры человеческих отношений. Сила Семи навыков и заложенных в них

принципов несомненна. Я от души приветствую появление этой книги.

^ Я. Н. Дубенецкий,

Председатель Правления

Промстройбанка России

"Семь Навыков" Стивена Кови – это учебник для тех, кто хочет быть эффективным.

Теория, предлагаемая этой книгой, органично связана с жизнью. Вы можете, поняв глубину

и жизненность выводов Стивена Кови, постараться применить Семь навыков на практике – и

получить поразительные результаты. Вы научитесь эффективно взаимодействовать с

другими людьми: с начальником, с подчиненными, с коллегой, с мужем или женой, с детьми

и друзьями. Но самое главное – вы научитесь эффективно управлять самими собой. Если вы

хотите улучшить свой бизнес или свою личную жизнь, если хотите повысить собственную

ценность, ПРОЧТИТЕ ЭТУ КНИГУ!

^ Михаил Краснов,

Управляющий директор

компании "Мерисел"

Недавно я подарил своему старшему сыну книгу Стивена Кови Семь Навыков

Высокоэффективных Людей. Мне кажется, что идеи, изложенные в этой книге, помогут

сыну построить свою жизнь на принципах эффективности, жить в ладу с самим собой и

лучше понимать других людей. В каком-то смысле Семь Навыков можно назвать учебником

жизни. Но эта книга нужна не только отдельным людям. В не меньшей степени она может

помочь целым коллективам обрести общую цель, улучшить взаимодействие между

отделами, построить стабильные отношения с партнерами и клиентами. Мне лично она

помогла посмотреть на многое другими глазами, и жаль, что в пору моей молодости мне не

удалось прочитать подобной книги.

^ Юрий Кириллов,

Президент АО

"Красный пролетарий"

Не так давно нам казалось, что за океаном живут совсем другие люди: они не мучаются

нашими проблемами, все у них легко и просто, поэтому они так улыбчивы и довольны. Но,

читая книгу Стивена Кови, я еще раз убедилась, что счастье – это всегда большой труд,

независимо от условий, в которых живешь. Важно не ждать хорошей погоды за окном, чтобы

начать жить по-новому, а носить эту погоду внутри себя.

В этой книге я нашла подтверждение многим своим мыслям, увидела, что вопросы,

которые я ношу в себе, волнуют и других. Можно ли плыть против течения, и нужно ли? Как

убедить своих детей следовать твоим советам? Как, оставаясь женщиной, быть хорошим

руководителем и все успевать?

Идеи, изложенные в этой книге, могут стать вашей жизненной философией, и

одновременно они помогут справляться с маленькими проблемами каждого дня. Постараюсь

применять 7 Навыков: я уверена, что они являются ключом к повышению эффективности.

И. Н. Ласкина,

Генеральный директор

^ ОАО "РОСФАРМАЦИЯ"

Я не знаю другого специалиста в области повышения личной эффективности, который

бы вызывал у людей такой мощный позитивный отклик... Эта книга великолепно отражает

философию принципов Стивена Кови. И я уверен, что любой читающий ее поймет, чем

обусловлено восхищение, которое я и другие люди испытывают в отношении заложенных в

ней идей.

^ Джон Пеппер,

Президент "Проктер энд

Гэмбл"

Мало кто из исследователей, занимающихся изучением человека в управлении и в

организации, так много и напряженно размышлял о главных принципах, как Стивен Кови. В

книге Семь Навыков Высокоэффективных Людей он предлагает нам возможность, а не

инструкцию, отвечающую на вопрос "Как?". Эта возможность заключается в том, чтобы,

используя мудрое учение Кови, лучше познать самих себя и свое влияние на других людей.

Это замечательная книга, способная изменить вашу жизнь.

^ Том Питере,

автор книги "В поисках

эффективного управления"

Чтение этой книги чрезвычайно вдохновляет. Предложенные Стивеном Кови принципы

видения, лидерства и человеческих отношений – это практический инструмент для обучения

сегодняшних лидеров бизнеса. Я очень рекомендую вам прочесть эту книгу.

Нолан Арчибальд,

Президент "Блэк энд

Деккер"

^ СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ

Взаимозависимость – ценность более высокая, чем независимость.

Эта книга является синергитическим результатом интеллекту-альных усилий многих

людей. Работа над ней началась в середине семидесятых годов, когда я, подготавливая

докторскую диссертацию, изучал литературу, посвященную успеху, которая была

опубликована в США за 200 лет. Я благодарен многим мыслителям за их вдохновение и

мудрость и тем корням и источникам их общей мудрости, которые пронизывают и

питают многие поколения.

^ Я также благодарен своим студентам, друзьям и коллегам из Университета Бригэма

Янга и компании Кови Лидершип Сентер. Я благодарен тысячам зрелых и молодых людей,

родителям и учителям, руководителям организаций и другим своим клиентам, которые,

ознакомившись с материалами этой книги, поделились со мной своими соображениями и

вдохновили на дальнейшую работу.

^ Постепенно развиваясь, содержание и структура книги привели всех, кто был вовлечен

в работу над ней к глубокому убеждению, что Семь Навыков представляют собой

интегрированный подход к повышению личной и межличностной эффективности, и что

ключом к достижению этой цели являются нестолько сами навыки по отдельности,

сколько их взаимосвязь и последовательность в единой системе.

^ Я глубоко признателен:

Сандре и каждому из наших детей с их семьями за то, что они живут цельной

жизнью и с пониманием и поддержкой относятся к моим частым командировкам и работе

вдали от дома. Легко проповедовать принципы, на которых основана жизнь твоих близких.

моему брату Джону за его любовь, интерес, проницательность и душевную

чистоту.

доброй памяти моего отца.

моей матери за ее преданность, заботу и любовь к более чем 87 живущим ныне ее

потомкам.

моим дорогим друзьям и коллегам по работе.

Биллу Мэрру, Рону МакМиллану и Лексу Уаттерсону за "обратную связь",

поддержку, рекомендации и помощь в публикации книги.

- Брэду Андерсону, который более года самоотверженно трудился над созданием

программы обучения Семи Навыкам с использованием видеокурса. Под его руководством

эти материалы были опробованы, усовершенствованы и использованы тысячами людей во

всем мире для обучения сотрудников самых разных организаций. Практически все наши

клиенты после первого знакомства с этими материалами стремились сделать их досто

янием как можно большего числа своих сотрудников, укрепляя нашу уверенность в том, что

идея, заложенная в них действительно работает.

– Бобу Тилу за помощь в организации деятельности нашей компании таким образом,

что я получил возможность целиком сфокусироваться на работе над книгой.

- Дэвиду Конли за информирование сотен организаций о ценности и могуществе Семи

^ Навыков, что позволило моим коллегам Блэайн Ли, Ройсу Крюгеру, Роджеру Мерриллу, Эллу

Суитцлеру и мне постоянно иметь возможность нести наши идеи в самые разные

аудитории.

–моему проактивному литературному агенту Яну Миллеру, моему коллеге Грегу

^ Линку, для которого не существует ничего невозможного, его помощнице Стефани Смит и

Ралин Бекхэм Уолин за их творческое и мужественное руководство маркетингом.

- редактору издательства "Саймон энд Шустер" за его профессиональную

компетентность и руководство проектом, за по великолепные советы и за то, что он

помог мне понять отличие устной речи от письменной.

- моим помощникам, как бывшим - Ширли и Хисер Смит, – так и нынешнему –

^ Мэрилин Эндрюс - за их необыкновенную преданность.

- редактору нашего журнала Экзекьютив Экселенс Кену Шелтону за его редакцию

первого манускрипта год назад, за его помощь по проверке и усовершенствованию

материала и за его честность и стремление к высокому качеству.

– Ребекке Меррилл за неоценимую помощь в редактировании опубликовании книги, за ее

приверженность идее и за мастерство, чуткость и тщательность при реализации этой

приверженности, и ее мужу Роджеру за мудрую синергитическую помощь.

- Кэй Суим и ее сыну Гэйлорду с признательностью за их видение, способствовавшее

быстрому росту нашей организации.

ЧАСТЬ 1

^ ПАРАДИГМЫ И ПРИНЦИПЫ

ИЗНУТРИ – НАРУЖУ

ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ В ЭТОМ МИРЕ

ВЫДАЮЩЕГОСЯ,

НЕПРЕМЕННО

ПРОИСТЕКАЕТ ОТ ПРАВИЛЬНОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ.

^ ДЭВИД СТАРР ДЖОРДАН

За более чем двадцатипятилетний период работы с представителями бизнеса и

научного мира, а также с теми, кто интересуется проблемами семьи и брака, я встретился с

большим количеством людей, которые, по внешним признакам, достигли огромного успеха,

но в то же время постоянно испытывали сильную потребность в обретении внутреннего

равновесия, в повышении персональной эффективности и развитии здоровых отношений с

другими людьми.

Подозреваю, что многие из проблем, которыми они со мной поделились, знакомы и

вам.

^ Я достиг всех целей, которые перед собой поставил, и добился огромного

профессионального успеха. Однако за это я поплатился своей личной и семейной жизнью.

^ Теперь я уже не знаю своей жены и своих детей. Я уже не уверен, понимаю ли я самого себя

и знаю ли, что для меня важно. Теперь я спрашиваю себя а стоила ли игра свеч?

Я принялась за новую диету – вот уже в пятый раз за этот год. Я знаю, что излишне

полна, и очень хочу изменить свой облик. Я читаю все новые публикации. Я ставлю перед

собой цель. Я даю себе позитивную установку. Говорю себе, что могу сделать это... И

ничего не получается. Больше, чем на пару недель, меня не хватает. Похоже, что я не могу

сдержать обещания, данного самой себе.

Я прошел столько курсов обучения эффективному руководству кадрами. Я хочу,

чтобы мои подчиненные работали с высокой отдачей, и изо всех сил стараюсь вести себя

по отношению к ним дружелюбно и обращаться с ними правильно. Однако с их стороны я

не чувствую никакой лояльности. По-моему, стоит мне заболеть и остаться на день дома,

они попросту будут бить баклуши. Почему мне не удается научить их быть

самостоятельными и ответственными? Или, может, стоит подыскать других, которые

обладают такими качествами?

^ Мой сын-подросток стал неуправляем, употребляет наркотики. Что ни пытаюсь

предпринять, он даже слушать меня не желает. Что делать?

Так много нужно сделать дел, а времени вечно в обрез. Я спешу и ощущаю прессинг

времени весь день. Каждый день. Семь дней в неделю. Я посещал семинары по управлению

временем и перепробовал с полдюжины всяких систем планирования. Кое в чем они мне

помогли, но, все же, я не могу сказать, что живу счастливой, плодотворной и спокойной

жизнью, как мне бы того хотелось.

^ Я хочу научить своих детей ценить труд. Но чтобы заставить их хоть что-нибудь

сделать, приходится все время их понукать... и то и дело на каждом шагу слышать

жалобы. Легче сделать самой. Отчего дети не выполняют свои обязанности легко и без

напоминания?

Я человек очень занятой. Но порой я спрашиваю себя, так ли уж важно в конечном

счете все то, чем я занимаюсь, По-честному, мне бы хотелось думать, что мое

существование не бессмысленно, что и я внес какую-то лепту в эту жизнь.

^ Когда я вижу, что мои друзья или близкие достигли какого-то успеха или добились

определенного признания окружающих, я улыбаюсь и горячо поздравляю их. Но в глубине

души меня что-то грызет. Почему так происходит?

^ Я – сильная личность. Я уверен, что, общаясь почти с кем-угодно, могу повести беседу

в нужном мне направлении. Зачастую мне даже удается побуждать других приходить к

решению, которое угодно мне. Продумывая каждую ситуацию, я убеждаюсь, что

предлагаемые мной идеи являются для всех наиболее предпочтительными. Но все же

полного удовлетворения нет. Мне всегда хочется знать, что на самом деле думают обо мне

и моих взглядах другие.

^ Наш брак стал не в радость. Не могу сказать, чтобы мы скандалили; просто мы

больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту, перепробовали разные

рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить прежние чувства.

Все эта проблемы глубоки и болезненны. С наскока их не решить.

Пару лет назад мы с моей женой Сандрой столкнулись с подобной проблемой. У

одного из наших сыновей никак не ладилось со школой. Он был хроническим отстающим; не

понимал даже условий задачи, не говоря уже о решении. В социальном плане он был

незрелым, вечно стеснялся разговаривать даже с близкими. Он был физически слабым,

низкорослым, щуплым, с плохо скоординированными движениями, например, он взмахивал

бейсбольной битой еще до того, как мяч оказывался в воздухе. Вызывал насмешки

окружающих.

Мы с Сандрой были преисполнены желанием помочь мальчику. Мы чувствовали, что

достижение успеха, важное в любой сфере жизни, приобретает особое значение при вы-

полнении нами нашей родительской роли. Поэтому мы принялись работать над своими

установками и поведением в отношении его, одновременно пытаясь повлиять и на его

поведение. Мы стремились подзарядить его психологически, используя технику позитивного

мышления:

– Давай-давай, сынок! Ты можешь сделать это! Мы знаем, что ты можешь! Возьмись за

биту чуть-чуть повыше и смотри на мяч. Не замахивайся, пока он не подлетит поближе.

И если у сына получалось чуточку лучше, мы что есть силы подбадривали его:

– Вот молодец, сынок, так и продолжай!

Если кто-то смеялся над ним, мы набрасывались на насмешника:

– Оставьте его в покое! Не мешайте! Он ведь только учится!

При этом наш сын заливался слезами и кричал, что у него никогда ничего не получится

и что он терпеть не может этот бейсбол.

Как мы ни старались, наши усилия ни к чему не приводили. И мы видели, насколько

болезненно это сказывается на самолюбии ребенка. Мы пытались подбадривать его,

помогать ему, вселять в него уверенность, однако после многократных фиаско мы решили

взглянуть на всю ситуацию под другим углом.

В ту пору я проводил большую работу по "развитию руководства"1 с различными

1 Leadership development – специальные программы обуче-ния, направленные на повышение

клиентами по всей стране. В частности, мне приходилось каждые два месяца готовить

презентации на тему о коммуникации и восприятии для участников программы развития

административного персонала IВМ.

Проводя необходимые исследования и готовя соответствующие материалы, я

чрезвычайно заинтересовался тем, как формируется восприятие, как оно воздействует на

наши взгляды и как наши взгляды воздействуют на наше поведение. Это привело меня к

изучению теории вероятности и самореализующихся предсказаний, или "эффекта

Пигмалиона", а также к осознанию того, насколько глубоко коренится в нас наше

восприятие. Я понял, что мы должны внимательно смотреть не только на мир вокруг нас, но

еще и на "призму", сквозь которую смотрим, и что сама эта "призма" определяет наше

восприятие мира.

Беседуя с Сандрой о тех концепциях, которым я обучал сотрудников IВМ, мы

постепенно осознали, что все, чем мы стремились помочь нашему сыну, не гармонировало с

тем, как мы на самом деле воспринимали, видели его. Когда мы честно признались себе в

наших глубоко скрытых чувствах, мы осознали, что на самом деле в глубине души мы

воспринимали нашего сына как "отсталого" ребенка с неадекватным развитием. Поэтому,

сколько бы мы ни трудились над своими установками и поведением, что бы ни делали и что

бы мы ни говорили, наши действия оставались малоэффективными, так как он неизменно

читал в них: "Ты не способен на это. Ты нуждаешься в помощи".

Мы начали понимать, что если мы хотим что-либо изменить, то начинать изменение

надо с себя. И для того, чтобы изменить себя эффективно, мы прежде всего должны

поменять свое восприятие.

^ ЭТИКА ЛИЧНОСТИ И ЭТИКА ХАРАКТЕРА

В то же самое время в дополнение к моему исследованию восприятия я глубоко

погрузился в изучение литературы, посвященной успеху, которая была опубликована в США

с 1776 года. Я читал и просматривал сотни книг, статей и очерков в таких областях, как

самосовершенствование, популярная психология и помощь самому себе. У меня в руках

оказалась выжимка, субстанция того, что свободные и демократически настроенные авторы

считали ключом к успеху в жизни.

Исследуя двухсотлетнюю историю сочинений на тему об успехе, я обнаружил одну

поразительную особенность, связанную с содержанием этой литературы. Анализ проблем, с

которыми мы столкнулись в нашей семье, и аналогичных проблем в жизни и отношениях

множества людей, с которыми я работал на протяжении многих лет, привел к тому, что я все

более отчетливо стал понимать, что последние пятьдесят лет литература об успехе носила

поверхностный характер. Она была наполнена техниками создания имиджа, специальными

приемами быстрого действия – своеобразным "социальным аспирином" или "пластырем",

которые предлагались для разрешения острейших проблем. Благодаря этим средствам

некоторые проблемы могли временно потерять свою остроту, однако глубинные,

хронические болячки оставались нетронутыми, воспалялись и давали о себе знать вновь и

вновь. Полной противоположностью сказанному была литература первых 150 лет. Почти вся

она была посвящена теме, которую мы назовем "Этика Характера как основа успеха", Здесь

речь шла о таких свойствах, как цельность личности, скромность, верность, умеренность,

мужество, справедливость, терпеливость, трудолюбие, простота, а также приверженность

Золотому Правилу. Образцом такой литературы является автобиография Бенджамина

Франклина2. В основе своей это история о том, как человек работал над собой с целью

квалификации руководителей. (Прим. ред.)

2 Франклин, Бенджамин (1706-1790), американский просветитель, государственный деятель, ученый,

один из авторов Декларации Независимости и Конституции США. (Прим. перев.)

интеграции внутри своей личности определенных принципов и навыков.

Этика Характера учит тому, что существуют основополагающие принципы

эффективной жизни и что человек может испытать в жизни истинный успех и счастье только

в том случае, если научится воплощать эти принципы в своем характере.

Однако вскоре после окончания Второй мировой войны ключевое представление об

успехе переместилось с Этики Характера на, так сказать. Этику Личности. Теперь успех стал

рассматриваться скорее как функция социального образа личности, поведения и поступков,

навыков и техник, служащих смазкой в механизме человеческого взаимодействия. Этика

Личности имеет два основных направления: первое – техника человеческих и общественных

связей, и второе – позитивная ментальная установка (ПМУ). Эта философия в определенной

степени отражена в таких вдохновляющих и мудрых изречениях, как "Ваше отношение

определяет ваше положение", "У улыбки больше друзей, чем у хмурости" и "Можешь

достичь всего, что понял и во что поверил".

Другие направления "личностного" подхода представляют собой явную манипуляцию

или даже обман. Они побуждают вас использовать специальные приемы, чтобы понравиться

другим людям, или проявлять ложный интерес к увлечениям других, чтобы вытянуть из них

то, что вам требуется, или же демонстрировать власть и запугивать, когда это отвечает

вашим целям.

Порой подобная литература признает значение характера в достижении успеха. Однако

чаще всего рассматривает его обособленно, не отводя ему основополагающей роли, роли

катализатора. Ссылки на Этику Характера в этом случае являются формальными пустыми

словами, а истинная ставка делается на быстродействующие техники влияния, стратегию

силы, навыки общения и позитивное мышление.

Я начал понимать, что именно Этика Личности подсознательно явилась источником

тактики, которую мы с Сандрой пытались использовать в отношении нашего сына.

Задумавшись более глубоко над различием между Этикой Личности и Этикой Характера, я

понял, что мы с Сандрой получали социальное удовлетворение от хорошего поведения

наших детей. Младший сын в этом смысле нам ничего не давал. Наше представление о самих

себе и своей роли как добрых, заботливых родителей оказалось более весомым, чем наше

представление о собственном сыне и, возможно, влияло на него. С нашей стороны было

гораздо больше заботы о том, как мы видели эту проблему и как боролись с ней, нежели

истинного беспокойства за судьбу своего ребенка.

Поговорив с Сандрой, мы пришли к прискорбному выводу о сильном влиянии на наши

поступки черт нашего собственного характера и наших мотивов, а также нашего

представления о своем ребенке. Мы поняли, что социальные мотивы, двигавшие нами,

совершенно не гармонируют

с нашими глубокими внутренними ценностями и могут привести нас к "условной"3

любви к сыну и к утрате им чувства собственного достоинства Поэтому мы решили

сконцентрировать свои усилия на самих себе – не на способах поведения, а на наших

глубинных мотивах и на нашем восприятии собственного сына. Вместо того, чтобы пытаться

изменить его, мы попытались взглянуть со стороны, – отделить себя от него, ощутить его

личность, индивидуальность и достоинство.

Путем глубоких раздумий, влекомые верой и поддерживаемые молитвой, мы пришли к

тому, что увидели в сыне самостоятельную, неповторимую личность. Мы увидели в нем

бесконечные пласты возможностей, которые следовало реализовывать в соответствии с его

собственным жизненным ритмом. Мы решили устраниться и прекратить волнения, дать его

индивидуальности проявиться без нашего вмешательства. Свою естественную роль мы

3 В отличие от "безусловной", о которой будет говориться дальше. (Прим. ред.)

увидели в том, чтобы утверждать индивидуальность сына, радоваться за него и ценить его.

Кроме того, мы сознательно поработали над своими мотивами и начали культивировать

"внутренние источники безопасности", позволяющие нам добиться того, чтобы наши

представления о собственной значимости не зависели от "приемлемости" поведения наших

детей.

Стоило нам избавиться от давления прежних представлений о сыне и выработать в себе

мотивы, основанные на ценностях, как у нас начали возникать новые чувства. Мы

обнаружили, что теперь радуемся за сына, а не сравниваем его с другими, не судим его. Мы

уже больше не пытались растить его по своему подобию или сравнивать его с социальными

ожиданиями. Мы оставили попытки мягко, но целенаправленно лепить из него приемлемую

социальную модель. Потому что теперь видели в нем полноценного в основе своей, вполне

жизнеспособного человека. Мы прекратили защищать его от насмешек окружающих.

Приученный к опеке, сын поначалу испытывал немало трудностей. Он говорил об этом

нам. Мы выслушивали его, однако совсем не обязательно на это реагировали. "Тебя не

нужно защищать, – говорило наше молчаливое послание. – У тебя все в порядке".

Проходили недели и месяцы, и мало-помалу сын обретал уверенность в себе. Он начал

развиваться в своем собственном жизненном ритме. Он стал делать выдающиеся по

социальным стандартам успехи – в учебе, в общении, в спорте, – продвигаться вперед

быстрыми темпами, значительно быстрее, чем требовал естественный, так сказать, процесс

развития. Шли годы, сына выбирали на руководящие посты в различные студенческие

организации, он стал чемпионом штата по атлетике, приносил домой только отличные

отметки. Он вырос обаятельным, открытым парнем, доброжелательно относящимся ко всем

окружающим.

Мы с Сандрой считаем, что впечатляющие достижения нашего сына в большей степени

явились следствием его чувств по отношению к самому себе и его восприятия самого себя, а

не просто откликом на социальные требования окружающего мира. Этот случай преподнес

нам с Сандрой поразительный урок, весьма полезный как для воспитания других наших

детей, так и для применения в иных жизненных ситуациях. Он привел нас к основанному на

личном опыте осознанию принципиального различия между Этикой Личности и Этикой

Характера. Наше убеждение хорошо выражено в словах Псалмопевца: "Ищите в сердце

своем с усердием, ибо из него вытекают реки жизни".

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconУчебник для тех, кто хочет быть эффективным
Охватывает пять взаимозависимых измерений жизни. Он начинается с
Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconМ. В. Ломоносова исторический факультет а. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина История России с древнейших времен до наших дней учебник
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, для всех интересующихся историей Отечества и тех, кто хочет успешно...
Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconСтатья для всех тех, кто хочет нормально зарабатывать! Я советую Вам дочитать этот текст до конца там есть полезная информация для тех, кто ищет дополнительный заработок в Интернете
Я предлагаю реально действующую систему заработка в интернете! (Проверено ! Работает!) Эта статья для всех тех, кто хочет нормально...
Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconУчебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех,...
Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconКнига для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым Издательство Института Психотерапии
И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым Пе-рев с нем. И. Д....
Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconКнига для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым Издательство Института Психотерапии
И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым Пе-рев с нем. И. Д....
Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconЯрославская государственная медицинская академия
Специально для тех, кто хочет быть причастным к благородному делу медицины, но не видит себя практикующим врачом, с 2013 г открыты...
Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconАрхимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» и другие рассказы
Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе — Он дает знаки,...
Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconАрхимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» идругие рассказы
Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе — Он дает знаки,...
Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconКонстантин Симонов
Для себя из них я вынес следующее наблюдение: споры не затронули главного, а именно быть или не быть памятнику. В том, что "быть",...
Учебник для тех, кто хочет быть эффективным iconМария Метлицкая Дневник свекрови
И вам непременно надо прочитать эту книгу, потому что это отличная психотерапия и для тех, кто сделался свекровью недавно, и для...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы