Учебник сержанта войсковой разведки icon

Учебник сержанта войсковой разведки


НазваниеУчебник сержанта войсковой разведки
страница1/21
Размер0.9 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Для служебного пользования

Учебник

сержанта войсковой разведки

Утверж^^н главнокомандующем Сухопутными войсками

Редактор В. М. Чайка

Учебник предназначен для изучения основ войсковой разведки коман­дирами разведывательных отделений мотострелковых (танковых) войск. Он разработан в соответствии с требованиями уставов, наставлений, Про­граммы боевой подготовки с учетом опыта действий разведывательных под­разделений в боевой обстановке и на учениях.

Учебник содержит краткий материал по предметам командирской подготовки сержантов войсковой разведки. Он может быть использован военнос.-.-у^^Д"^ Других специальностей кпк пособие по разведыватель­ной подготовке'. Рекомендации, изложенные в учебнике, следует применять творчески в зависимости от конкретных условий.

Учебник разработан авторским коллективом в составе полковников Г. А. Иванова, А. П. Олейника, В. С. Новосада, В. М. Дудина; подполков­ников Ф. М. Шепкунова, А. М. Внсловуха, М. С. Терезюка, Н. И. Зубка, В. Б. Соломатннс', Н. В. Ризуна, Г. А. Головко, Ф. Ф. Гасюнаса, А. А. Кле-' кова, С. Н. Фсдько, В. В. Берчунз, В. Ф. Аксенова; майора С. В. Лысенко.

Глава I

основы воинского обучения

^ И ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ

1. СОВЕТСКАЯ АРМИЯ—АРМИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Становление, развитие и дальнейшее совершенствование Советских Вооруженных Сил неразрывно связаны с револю­ционными свершениями нашего народа, с деятельностью В. И. Ленина, Коммунистической партии. История советско­го военного строительства—это конкретное выражение на практике одной из общих закономерностей социализма — объективной необходимости вооруженной защиты революци­онных завоеваний от посягательств классовых врагов.

•Созданная -под руководством В. И. Ленина Советская Ар­мия прошла героический путь. На всех этапах своего разви­тия она беззаветно служит Родине, советскому народу, идеа­лам коммунизма, достойно выполняет возложенные на нее Коммунистической партией и Советским правительством важ­ные и ответственные задачи.

В борьбе с ударнымк отрядами мирового империализма советские воины проявили беззаветную преданность Отчиз­не, мужество и боевое мастерство, массовый героизм, свои высочайшие нравственные качества. В огненных сражениях широко раскрылся талант наших полководцев, военачальни­ков, генералов и офицеров, младших командиров. Сотни ты­сяч сержантов и старшин в годы минувшей войны награж­дены орденами и медалями СССР, 2802 из них удостоены звания Героя Советского Союза. Ими гордятся Вооруженные Силы, все советские люди. Их подвиг не ушел в прошлое. Он жив, обращен в настоящее и будущее, в дела сегодняш­них воинов.

Сегодня с точки зрения внутренних условий наше общест­во не нуждается в армии. Однако пока существует опасность развязывания империализмом агрессивных войн и военных конфликтов, партия будет уделять неослабное внимание уси­лению оборонного могущества СССР, укреплению его безо­пасности, готовности Вооруженных Сил к разгрому любого агрессора.

Социальная роль и историческое предназначение Совет­ской Армии состоят в проявлении высокой бдительности, го-

С) Глава I ^

ювностп к пресечению происков империализма против СССР-и его союзников. Это армия нового типа, опирающаяся на ко­ренные преимущества социализма, на могучую экономичес­кую мощь страны, прочный союз рабочего класса, крестьян­ства и интеллигенции.

Основы могущества Советской Армии—в руководстве КПСС. Коммунистическая партия вырабатывает военную по­литику, заботится о материально-техническом обеспечении, совершенствовании организационной структуры войск и спо­собов ведения боевых действий.

Особое внимание придается военно-патриотическому вос­питанию молодежи, подготовке ее к службе в армии.

Значительное место в системе воспитания военнослужа­щих отводится продуманной организации индивидуальной воспитательной работы, изучению настроений и запросов -ли­чного состава, заботе о военнослужащих. На XXVII съезде КПСС подчеркивалось, что партия и государство стремились и стремятся к тому, чтобы советский воин-солдат и офицер, неся свою нелегкую службу, всегда чувствовал заботу и вни­мание общества.

^ 2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

Сержанты относятся к младшему звену командных кад­ров и представляют самый многочисленный их отряд. Они несут всю полноту ответственности за обучение и воспитание подчиненных. Отмечая их'роль, М. В. Фрунзе подчеркивал, что младший комсостав образует ту основу, на которой зиж­дется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части.

В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, с изменением социального облика сол­дата, с сокращением сроков службы, с совершенствованием техники и вооружения. Требования к обучению и воспитанию возросли, а сроки подготовки не увеличились. Это вызвало необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую оче­редь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества советского воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной воинской службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад воинской службы воспитывал у личного состава верность воинскому долгу, военной при­сяге.

Одной из важнейших задач сержантов является воспита­ние солдат в духе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических убеждений, классовой ненависти к импе­риализму, нравственных принципов поведения, патриотизма и интернационализма, готовности отдать все силы, а если потребуется и жизнь, для защиты интересов социалистиче­ской Родины. Для этого они сами должны быть беспредель­но преданными делу КПСС, социалистической Родине и сво­ему народу, готовыми к самоотверженным действиям во имя интересов социалистического Отечества, к выполнению интер­национального долга.

Сержанты помогают подчиненным изучать оружие и бое­вую технику, уставы и руководства, организуют и несут вме­сте с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную ра-

боту по укреплению воинской дисциплины, формируют уме­ние подчинять свои действия и поступки требованиям воинс­ких уставов, приказам командиров. Они отвечают за строе­вую выправку и физическую подготовку, за сохранность здо­ровья и обеспеченность всем необходимым подчиненных.

Здесь особенно важен личный пример сержантов, их ав­торитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность. В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению сво­их педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта—быть умелым учителем и воспитателем. Без это­го нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к процессу обучения и воспита­ния—знать и учитывать национальные особенности, тради­ции и обычаи тех народов, представителями которых явля­ются подчиненные. В руководстве многонациональным кол­лективом сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами ленинской национальной политики, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, за­боту об укреплении дружбы и братства между воинами раз­личных национальностей.

Говоря о командирских качествах сержантов, следует иметь в виду их умение уверенно командовать подчиненны­ми как в мирное время, так и в бою, прививать им любовь к воинской службе, проявлять уставную требовательность к солдатам.

Высокая требовательность—неотъемлемое качество ко­мандира, основа дисциплины и организованности в подчинен­ном подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненно-' го, что, как правило, обижает, отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовать уважения — значит помогать солдату осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчинен­ных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного тру­да, с заботой о подчиненных,, с внимательным отношением к их нуждам.

Успех в работе сержантов во многом зависит от того, на­сколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им во­инскими уставами. Много также значит стремление сержан­та проверить свои действия оценкой офицера, умение пра­

вильно распорядиться его советом, помощью, неукоснитель­но выполнить приказ, упрочить авторитет.

Часть (подразделение) становится боеготовой, если хоро­шо подготовлены и слажены отделения, если каждый воен­нослужащий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдат воинскому мастерству, растит отличников уче­бы классных специалистов, организует и руководит социали­стическим соревнованием в своем подразделении, распрост­раняет передовой опыт.

^ Сущность и основные принципы обучения советских воинов

Обучение—двусторонний педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) солдаты приобретают необходимые знания, навыки и умения, из чего в конечном счете складывается воинское мастерство.

Знания—это закрепленные в памяти различные сведе­ния в виде систематизированных понятий и образов. Это мо­гут быть правила, законы, конкретные факты, формулы, тер­мины. Процесс овладения знаниями завершается их приме­нением на практике. Обучение военному делу отличается осо­бой практической направленностью. Ведь в бою мало знать, как надо действовать, необходимо на основе этих знаний уметь действовать. Путем применения полученных знаний в ходе тренировок и упражнений у солдат формируются разно­образные навыки и умения.

Навыки—это практические действия, выполняемые не только правильно, но и быстро, точно, автоматически, с ми­нимальным, напряжением сил и наивысшим результатом. В военной области значение навыков трудно переоценить. Действие, которое стало навыком, должно выполняться лег­ко, быстро, как бы машинально, без осмысления (перезаря­жание, прицеливание из автомата, отдание чести и т. п.).

Умения— как конечный результат процесса обучения за­ключаются в способности правильно использовать знания для решения практических задач в различных условиях обстанов­ки. Они формируются на основе знаний и навыков разными путями. В процессе их формирования воин переходит от ра­боты с чужой помощью к работе самостоятельной. Умение не сводится к сумме навыков, в нем всегда есть элементы твор­чества, которые позволяют разведчику умело действовать в различной обстановке, исключают шаблон и натаскивание. На формирование умений направлена вся полевая выучка войск.

Г Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последующей тренировкой—таков основной метод формиро­вания у солдат необходимых им навыков и умений.

Важно помнить, что знания, навыки и умения при дли­тельных перерывах в учебе постепенно ослабевают, а в ряде случаев совсем утрачиваются. В связи с этим для поддержа­ния высокого профессионального мастерства личного состава необходимы систематические упражнения и тренировки, про­водимые в условиях, максимально приближенных к боевым.

Весь процесс обучения советских воинов строится в соот­ветствии с такими принципами, как коммунистическая пар­тийность и научность обучения; обучение войск тому, что не­обходимо на войне; сознательность, активность и самостоя­тельность обучаемых; наглядность в обучении; систематич­ность, последовательность и комплексность обучения; обуче­ние па высоком уровне трудностей; прочность овладения зна­ниями, навыками и умениями; коллективизм и индивидуаль­ный подход в обучении.

Взятые в единстве и взаимозависимости они определяют систему требований к цели, содержанию, организации-и ме­тодике обучения личного состава.

Принцип коммунистической партийности и научности обу­чения определяет политическую направленность, классовый характер обучения личного состава. Он отражает зависи­мость содержания, методов и организации обучения от иде­ологии и политики КПСС, задач воспитания, уровня разви­тия науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал фор­мировал научное мировоззрение, коммунистическую убежден­ность и мораль, твердые классовые позиции, вооружал вои­нов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задача­ми личного состава, показывал несостоятельность буржуаз­ной идеологии, военной теории и практики империализма. В этом главный смысл принципа партийности и научности.

Принцип обучения войск тому, что необходимо на войне, отражает объективную необходимость готовить личный со­став в строгом соответствии с требованиями современной войны, максимально приближать каждое занятие к боевой действительности, проводить с полной нагрузкой, без послаб­лений и упрощений.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности обучаемых требует такой постановки обучения, при которой солдаты ясно понимают свои задачи, осмысленно приобрета­ют знания, сознательно применяют их, проявляя при этом высокую активность, самостоятельность и инициативу. Соз­нательности и актчности В. И. Ленин придавал первосте­

пенное значение, подчеркивая, что без инициативного, созна­тельного солдата и матроса невозможен ^епех в современной

войне.

Принцип наглядности в обучении исходит из того, что бо­евая учеба требует такой организации, когда воин усваива­ет знания и формирует навыки и умения на основе работы органов чувств, особенно слуха и зрения. Средства нагляд­ности классифицируются на натуралы;не (показ практиче­ских действий, образцов оружия и техники), изобразитель­ные (схемы, плакаты, кино4)ильмы, ср?;'.;-^ агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов,^ событий, срав­нения и т. п.).

В работе со средствами нагля"' ости надо соблюдать сле­дующие правила: отбирать для них самый существенный и сложный материал; демонстрировать наглядные пособия не все сразу, а постепенно по ходу изложения устного матери­ала; в ходе демонстрации замедлять темп объяснения; не перегружать занятия средствами наглядности; давать время обучаемым поработать с пособиями, особенно с образцами оружия, техники, приборов, макетами и тренажерами.

Систематичность, последовательность и комплексность оз­начают, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком по­рядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретен­ные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы солдат к усвоению последующих.

Обучение на высоком уровне трудностей предполагает, чтобы учебный материал по своему содержанию и объему, с одной стороны, был доступен обучаемым с учетом их опыта и знаний, а с другой—обучаемые сознательно преодолевали бы трудности учебы, прилагали значительные усилия в до­стижении замеченной цели. Обучение на высоком уровне трудностей предполагает доступность обучения, т. е. соблю­дение проверенного жизнью правила: от известного к неиз­вестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.

^ Прочность овладения знаниями, навыками и умениями. Этот принцип означает, что независимо от сложной обстанов­ки современного боя солдат обязан помнить все то, чему его обучали, быстро и умело применять свои знания и навыки при выполнении поставленных задач.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Воинская деятельность по своему характеру коллективна. Основой развития коллективизма является организация кол­лективных действий на занятиях, а также в процессе всей службы воинов. Для этого сержант должен знать и понимать психологию коллектива, уметь управлять коллективными на-угроениями на фоне состязательности и ежедневного подведе-

.« Глава I

ния итогов коллективных действий. Наряду с этим важно знать и учитывать при обучении индивидуальные особенности каждого солдата, умело направляя его усилия на решение задач подразделения.

^ Основные формы и методы обучения подчиненных

Успех обучения во многом зависит от того, какими прие­мами и способами достигается усвоение знаний, формирова­ние навыков и умений, т. е. от методов и форм обучения.

Основные формы обучения: теоретические (лекция, семи­нар, беседа) и практические (тактико-строевое, тактическое занятие, стрелковая тренировка, з.анятие по вождению бое­вых машин и др.) занятия; боевые стрельбы, тактические учения; парковые дни; самостоятельная подготовка. Много­образие форм обучения позволяет осуществлять как одиноч­ную подготовку солдат, так и подготовку в составе подраз­деления, давать им глубокие знания и вырабатывать необхо­димые навыки и умения, предусмотренные программой боевой подготовки.

Основными методами обучения являются: устное изложе­ние материала (рассказ, объяснение), обсуждение изучаемого материала (беседа, семинар), показ (демонстрация), трени­ровка (упражнение), практическая и самостоятельная ра­бота.

^ Устное Наложение (рассказ, объяснение) применяется при ознакомлении солдат с основными положениями уставов и других документов, с тактико-техническими данными и уст­ройством оружия и техники, с организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника.

^ Беседа практикуется в целях углубления, закрепления или проверки знаний и носит обычно вопросно-ответный характер.

Тренировка (упражнение) играет определяющую роль в формировании у солдат навыков и умений, учит их приме­нять знания на практике, является главным методом обуче­ния солдат. Тренировка должна быть систематической и за­ключается в сознательном многократном повторении изуча­емых приемов и действий с постоянным усложнением усло­вий.

^ Практическая работа проводится в целях закрепления приобретенных знаний и совершенствования имеющихся на­выков и умений. К ней приступают после того, как обучае­мые усвоят максимум необходимых знаний и приобретут оп­ределенные навыки и умения.

^ Самостоятельная работа служит для закрепления уже приобретенных знаний, навыков и умений. Командир отде­ления определяет объем заданий на самоподготовку, дает ме­

тодические советы, оказывает конкретную помощь и контро­лирует ее ход, а также обеспечивает солдат учебными места­ми литературой и наглядными пособиями.

учебных соединениях и частях подготовка младших ко­мандиров и специалистов проводится по методу планомер­ного и поэтапного привития знаний и навыков. Этот метод обучения основан на теории планомерного формирования ум­ственных понятий и практических действий. Учебный про­цесс организуется с учетом трех основных принципов:

— содержание учебно-тренировочных карт (УТК) должно усваиваться в процессе обучения курсантов;

— цели и содержание подготовки обучаемых должны со­ответствовать их профессиональному предназначению;

— профессиональная подготовка возможна лишь при строго последовательном построении учебного процесса.

Суть метода обучения—работа с УТК, при которой обу­чаемые не заучивают ее, а сразу с ее помощью изучают устройство агрегатов, узлов и практически выполняют опе­рации (настройка радиостанции, подготовка вооружения к стрельбе и т. п.). Взвод разбивается на учебные группы по 3 человека. Из них первый читает УТК, второй показывает названное на макете или реальном объекте, третий контро­лирует его действия. В последующем они меняются местами. Таким образом, обучаемый трижды в течение отведенного времени изучает материал. Обучение курсантов ведется сна­чала с использованием полных УТК, отражающих весь объ­ем действий, а в последующем—сокращенных УТК, в кото­рых указываются только основные (узловые) действия.

Руководитель занятия должен непосредственно участво­вать в изучении обучаемыми материала, быть готовым дать ответ на вопросы, помочь разобраться с содержанием УТК, добиться высокой активности обучаемых при изучении учеб­ного материала.

^ Сущность, принципы, формы и методы работы по воспитанию солдат

По своей сущности и направленности обучение тесно свя­зано о воспитанием—определенным, целеустремленным и систематическим воздействием на ум, чувства и волю воинов в целях формирования у них высоких политических и боевых качеств, дисциплинированности, сплочения воинских коллек­тивов, подготовки в соответствии с требованиями современ­ной войны.

Существенными особенностями воспитательной работы в современных условиях являются: обеспечение единства сло-ра и-дела; максимальная конкретность; преимущественно ин-

дивидуальные формы; обстановка острого идейного противо­борства.

Принципы—это основные руководящие положения воспи­тательной работы. В них выражены требования, определя­ющие содержание, методы и организационные формы воспи­тания личного состава. Принципами воспитания советских воинов являются: коммунистическая целеустремленность и партийность; воспитание в процессе воинской деятельности;

воспитание в коллективе и через коллектив; индивидуальный подход к воинам; сочетание требовательности к воинам с уважением их личного достоинства и заботой о них; единство, согласованность и преемственность в воспитании.

^ Коммунистическая целеустремленность и партийность во­спитания—ведущий принцип во всей системе воспитания во­инов. Он обусловливает идейную направленность всей воспи­тательной работы и требует от сержанта прежде всего хо­рошо знать цели воспитания, отчетливо представлять себе качества, которые должны быть сформированы у каждого из подчиненных.

Очень важным требованием принципа является настойчи­вость в достижении воспитательной цели. Нельзя, как это де­лают отдельные сержанты, отступаться от недисциплиниро­ванного солдата, оправдываясь тем, что он не поддается вос­питанию. Хорошие человеческие качества рождаются годами. Поэтому воспитание—долгое и трудное дело. Здесь нельзя ограничиться декретом, а надо вести кропотливую работу, проявляя при этом упорство и терпение.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Учебник сержанта войсковой разведки iconУчебник сержанта войсковой разведки
...
Учебник сержанта войсковой разведки iconЗадачи войсковой разведки и способы их решения 3
Ориентирование определение координат обнаруженных объектов. Целеуказание 88
Учебник сержанта войсковой разведки iconЗадачи войсковой разведки и способы их решения 3
Ориентирование определение координат обнаруженных объектов. Целеуказание 87
Учебник сержанта войсковой разведки iconУчебник сержанта мотострелковых войск
Учебник предназначен для командиров отделений мотострелковых подразделений. В нем изложены материалы в объеме программы боевой подготовки,...
Учебник сержанта войсковой разведки iconУчебник сержанта воздушно-десантных войск часть вторая Под общей редакцией генерал-лейтеиаита П. В. Чаплыгина утвержден командующим Воздушно-десантными войсками в качестве учебника для курсантов и сержантов парашютно
Учебник предназначен для курсантов и сержантов Воздушно-десантных войск. Он содержнт основные вопросы в объеме программы боевой подготовки...
Учебник сержанта войсковой разведки iconУчебник по психологии том 1 Е. Е. Соколова введение в психологию москва academ'a 2005
Этот учебник высшей в то время государственной — Сталинской премии, в 1946 г учебник выходит вторым — дополненным и переработанным...
Учебник сержанта войсковой разведки iconросил он, — почему хозяин взялся ему покровительствовать?— Этого я не знаю. Прошел слух, что Зарс ухаживал за племянницей босса, но так или нет — не ведаю. Хозяин не обязан отчитываться, да и какая мне разница, — ответил старик.Поблагодарив за беседу и предупредив, что бывшего финансиста возможно пр
Автор аргументированно доказывает непрофессионализм тех сотрудников советской разведки, которые пришли на смену ее кадрам, уничтоженным...
Учебник сержанта войсковой разведки iconУчебник для 9-10 класов средней обшеобразовательной школы москва-троицк 2014 удк 14
Этот учебник и направ лен на то, чтобы преодолели
Учебник сержанта войсковой разведки iconОбщая психология серия «Учебник нового века»
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений
Учебник сержанта войсковой разведки iconУчебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех,...
Учебник сержанта войсковой разведки iconАлесинская Татьяна Владимировна библиографический список веснин В. Р. Менеджмент: учебник
Менеджмент: теория и практика в России: учебник. /Под ред. Поршнева А. Г., Разу М. Л., Тихомировой А. В.– Ид фбк-пресс, 2003. – 528...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы