Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий icon

Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий


Скачать 465.9 Kb.
НазваниеУчебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий
страница1/10
Размер465.9 Kb.
ТипУчебно-методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал


Кафедра теории и истории государства и права


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских (практических) занятий


Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция

Квалификация выпускника: бакалавр


Ростов-на-Дону

2011


Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал


Кафедра теории и истории государства и права


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «___»_______2011г.

№________)

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских (практических) занятий


Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция

Квалификация выпускника: бакалавр


Ростов-на-Дону

2011


Автор:

С.В. Рыбак, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент


^ Ответственный за выпуск

Н.В. Киселева, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, доктор исторических наук, профессор


Рецензенты:

И.А. Крыгина, доцент кафедры международных и экономических отношений СКАГС, кандидат юридических наук, доцент

Ю.И. Блохин, доцент кафедры уголовного права Ростовского филиала РТА, кандидат юридических наук, доцент


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Раздел (Модуль) 1. Древние цивилизации: особенности генезиса и эволюции

Тема 1.1. Введение. «История государства и права зарубежных стран» как наука и учебная дисциплина


  1. Задания для самостоятельной работы


1) Дайте определение следующим понятиям:

Наука ИГП ЗС - __________________________________________

________________________________________________________

Объект науки ИГП ЗС - ___________________________________

________________________________________________________

Предмет учебной дисциплины ИГП ЗС - _____________________

________________________________________________________

Методы науки ИГП ЗС - ___________________________________


^ 2) Заполните пробелы в схемах.


1.
Историко-правовые науки




История государства и права зарубежных стран


2.


функции историко-правовой науки






Гносеологическая







^ 3) Соотнесите парадигмы (школы) историко-правовой науки и их авторов:


1

Г. Пухта, Ф. Савиньи, Г. Гуго

1

географическая

2

Л. Февр, М. Блок

2

историческая школа права

3

Н. Макиавелли

3

теологическая

4

Ж. Боден, Г. Маккиндер, С. Хантингтон

4

школа коллективной психологии

5

Цицерон,

Г. Кельзен

5

школа политической интерпретации

6

А. Августин,

Ф. Аквинский

6

юридическая


^ 4) Предмет истории государства и права зарубежных стран – это:

а) развития государства и права отдельных стран в хронологической
последовательности и в конкретной исторической обстановке;

б) развития государства и права в рамках абстрагированного исторического процесса, без учета исторических случайностей;

в) развития правовых норм, регулирующих те или иные стороны общественной жизни;

г) развития теоретических представлений о возникновении и разви­тии государства и права.


^ II. Рекомендации по выполнению заданий

При изучении данной темы необходимо акцентировать внимание на общих особенностях изучаемого курса, специфике и направленности изучаемого предмета в рамках данного учебного заведения, о месте и роли истории государства и права зарубежных стран в системе научного знания и предстоящей практической деятельности.

Рассматривая данную тему необходимо осмыслить такие понятия как «система юридической науки», «государственный строй», «правовая система», «общественный строй»; содержание и соотношение понятий «объект» и «предмет» науки; раскрыть их особенности и основополагающее значение для дальнейшего изучения юридических дисциплин. Следует обратить внимание на многообразие формулировок предмета истории государства и права зарубежных стран, объективность существования го­сударства и права, их самостоятельность, и взаимосвязь с другими явлениями и процессами. Целесообразно в целях конкретизации предмета истории государства и права зарубежных стран как историко-юридической науки, сравнить ее с другими общественными (гуманитарными) науками.

Следует также обратить внимание на разнообразные школы (парадигмы) историко-правовой науки, функции истории государства и права зарубежных стран, которые свойственны ей как науке вообще (гносеологической, прогностической, прикладной, функции рационализации и политической и правовой социализации).

Раскрывать содержание понятия «методология» следует через философско-мировоззренческие аспекты, на которых основывается любое гуманитарное знание. Особое внимание следует уделить классификации методов истории государства и права зарубежных стран. Значительное внимание должно быть уделено проблеме периодизации учебного курса и многообразию подходов к обозначенной проблеме.

Важно учесть, что история государства и права зарубежных стран соотносится с другими общественными (философия, социология, политология, экономика) и юридическими науками, как теоретическими и историко-правовыми (теория государства и права, история отечественного государства и права, история политических и правовых учений), отраслевыми (конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право и др.), а также специальными (правоохранительные органы, организация самоуправления и др.) Задания по содержательной линии «Введение. История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина» определяют уровень владения студентами основными понятиями, к которым относятся следующие: «государство», «право», «методология», «функции науки», «хронология» и др.


III. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы


  1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. Черниловского З.М. - М., 2002.

  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т./ отв. ред. Н.А. Крашенинникова. Т. 1 Древний мир и Средние века/ Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. – М., 2003.


Основная литература


  1. Графский, В.Г. Всеобщая история государства и права: учебник/ В.Г. Графский. - М.: НОРМА, 2010.

  2. История государства и права зарубежных стран/ под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. - Ч.1, 2. – М. , 2007.

  3. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник/ М.Н. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  4. Рыбак, С.В. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. Государственно-правовое развитие древних цивилизаций: учебное пособие/ С.В. Рыбак. Ростов-на-Дону: РТА, Ростовский филиал, 2011.


Дополнительная литература


1. Андреева, О.А. Проблемы методологии истории государства и права // История государства и права. - 2004. - №3.

2. Ермошин, В.В. Философия истории и государство // Государство и право. - 2005. - № 10.

3. Косарев, А.И. О закономерностях развития в истории государства и права // Государство и право. - 2007. - № 4.

4. Смыкалин, А.С. Проблемы российской историко-правовой науки // История государства и права. - 2005. - № 5.

5. Сигалов, К.Е. Право и история: методологические функции исторической науки// История государства и права. – 2011. - № 7.


^ IV. Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Что изучает история государства и права зарубежных стран?

  2. Какие методы используются при изучении истории государства и права зарубежных стран?

  3. Что такое «цивилизационная культура», и какое отношение к ней имеет исторически сложившаяся правовая и политическая культура?

  4. Что представляет собой историко-хронологический подход относительно проблемы периодизации?



Тема 1.2. Древневосточные цивилизации: особенности государственно-правового развития


^ I. Задания для самостоятельной работы


* 1) И учение Конфуция, и законы Ману предполагали строгую иерархичность общества. Чем социальные отношения, по Конфуцию, отличались от кастового деления индийского общества?


* 2) Установите правильное соответствие:

1) восточные цивилизации

2) западные цивилизации

а) преобразовательное отношение к природе и формирование удобного для человека окружающего мира

б) приспособление к окружающей среде и поиск гармонии с природой


* 3) Впишите вместо пропусков.

В древних восточных обществах главными силами, оспаривавшими власть у деспотов, были: __________, ___________, ___________.

^ 4) Расположите в правильной хронологической последовательности следующие события:

а) правление Хаммурапи;

б) вступление Кира в Вавилон;

в) возникновение первых государств в Двуречье;

г) подчинение Северного Египта правителям Южного царства;

д) возникновение на берегах Нила около 40 государств;

ж) появление Законов Ману.


^ 5) Заполните таблицу, используя материалы учебников (учебных пособий) и источников по проблеме суд и процесс:



Содержание/источники

Законы царя Хаммурапи

^ Законы Ману

Судебные органы







Основания возбуждения про­цесса







Характер судебного процесса







Доказательства







Возможность обжалования судебного решения







Ответственность судьи за не­правосудное решение








* 6) Внимательно прочитайте предложенные отрывки из Законов Ману и ответьте на следующие вопросы и выполните задания:


  1. В чем на ваш взгляд состояли причины появления варн в древнеиндийском обществе?

  2. Охарактеризуйте правовое положение каждой варны.

  3. Почему брахманы имели наиболее привилегированное положение среди иных Варн?

  4. Почему каждая из варн имела собственную дхарму?

  5. Что представлял собой обряд посвящения — «второго рождения», который проходили члены первых трех варн при достижении определенного возраста?

  6. Почему неприкасаемые были выведены за рамки варнового строя в Древней Индии?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconУчебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий
Охватывает последние десятилетия XIX и первые десятилетия ХХ в
Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconУчебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий
В. В. Русских, доцент кафедры теории и истории государства и права, к ю н., доцент
Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconУчебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских занятий
Н. В. Киселева, профессор кафедры теории и истории государства и права, доктор исторических наук, профессор
Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconМетодические указания по проведению практических занятий и организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» (профиль «Мировая экономика»)

Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconМетодические указания по проведению практических занятий для студентов всех форм обучения
Целью выполнения практических работ является закрепление теоретических знаний, получаемых при изучении дисциплины «Базы данных»,...
Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconМетодические указания к проведению практических занятий для студентов специальности
Методические указания содержат контрольные вопросы и практические задания по основным темам курса «Теория бухгалтерского учета» для...
Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconОбщие методические указания по изучению курса, тематический план, учебная программа курса, планы семинарских и практических занятий, рекомендации по организации самостоятельной работы слушателей,
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарам, планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов,
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы в рк» для студентов юридического факультета / Сост. Сухотерин...
Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconМетодические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "Социология физической культуры и спорта"
Амостоятельной подготовки студентам необходимо ознакомится с материалами лекционных занятий, основной и дополнительной литературой...
Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconМетодические указания для студентов дневной и заочной формы обучения Специальности "Юриспруденция" Издательство "Самарский госуниверситет"
Методические указания содержат программу курса, список литературы и источников, планы семинарских занятий, примерную тематику дипломных...
Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов, подготовки и проведения лабораторно-практических занятий по оку «Специалист» иоку «Магистр» агрономического факультета специальности тпх и пппв
Южный филиал национального университета биоресурсов и природопользования украины «крымский агротехнологический университет»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы