Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 icon

Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44


Скачать 368.48 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44
страница1/6
Размер368.48 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Украины


Университет экономики и управления


Акуличев Ю.Ф., Глухенко Н.В.


ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА


Учебное пособие


для студентов экономических специальностей


г. Симферополь, 2005

УДК – 331.45

ББК – 65.247

А - 44


Акуличев Ю.Ф., Глухенко Н.В. Основы охраны труда: учебное пособие для студентов экономической специальности. // Под общей редакцией Узунова В.Н., доктора экономических наук, профессора. – Симферополь, Университет экономики и управления, 2005. – 102с.


В учебном пособии, написанном в соответствии с программой дисциплины «Основы охраны труда», утвержденной МОН Украины, изложены основные сведения по основам физиологии, гигиены труда и производственной санитарии, по технике безопасности и пожарной безопасности, по правовым и организационным вопросам, а также вопросы финансирования охраны труда, гигиенической классификации труда и др.

Содержание учебного пособия отражает современное состояние законодательной и нормативной базы Украины по вопросам охраны труда.

Материал, изложенный в пособии, дает возможность будущим специалистам содействовать улучшению условий труда, повышению его производительности, предотвращению профессиональных заболеваний, производственного травматизма и аварий.


Акуличев Ю.Ф., Глухенко М.В. Основи охорони праці: учбовий посібник для студентів економічної спеціальності. // Під загальною редакцією Узунова В.М., доктора економічних наук, професора. – Сімферополь, Університет економіки і управління, 2005. – 102с.


У навчальному посібнику, написаному відповідно до програми дисципліни «Основи охорони праці», затвердженої МОН України, викладені основні відомості з основ фізіології, гігієни праці і виробничої санітарії, з техніки безпеки і пожежної безпеки, з правових і організаційних питань, а також питання фінансування охорони праці, гігієнічної класифікації праці та ін.

Зміст навчального посібника відображає сучасний стан законодавчої і нормативної бази України з питань охорони праці.

Матеріал, викладений в посібнику, дає можливість майбутнім фахівцям сприяти поліпшенню умов праці, підвищенню його продуктивності, запобіганню професійним захворюванням, виробничому травматизму й аваріям.


© Сімферополь, 2005


ВВЕДЕНИЕ


Охрана труда как самостоятельная специальная дисциплина сформировалась на протяжении последних почти семидесяти лет XX века. До 1966 г. охрана труда преподавалась как составная часть отдельных специальных и инженерных дисциплин, а как самостоятельная дисциплина существовала только в отдельных вузах. С 1966 г. этот курс был введен в программы всех инженерных специальностей, а всем техническим высшим учебным заведениям было предложено создать кафедры охраны труда. С 1999 г. во всех вузах Украины при подготовке специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней изучаются дисциплины "Основы охраны труда", а также "Охрана труда в отрасли".

Безусловно, важным в деле охраны труда является подготовка специалистов. В Советском Союзе подготовка специалистов по охране труда с вручением соответствующего диплома отсутствовала. В последние годы в некоторых вузах Донецка, Днепропетровска, Одессы начали готовить специалистов по охране труда. Специалистов же по пожарной безопасности готовят вузы Министерства внутренних дел в Харькове, Черкассах и Львове.

Уместно отметить, что гигиена труда, которую принято сейчас рассматривать как составную часть охраны труда, изучалась в учебных заведениях Украины еще в конце XIX века. Кафедра гигиены была создана в 1871 г. в Киевском университете, а в 1899 г. - на медицинском факультете Львовского университета. Сейчас кафедры общей гигиены созданы в Тернополе, Ивано-Франковске, Ужгороде, Черновцах, Одессе, Виннице, Запорожье, Днепропетровске, Донецке, Луганске, Полтаве и Симферополе.


Тема 1. Производственная среда и ее влияние на человека


1.1. Состояние охраны труда в Украине и других странах


По статистическим данным МОТ количество несчастных случаев на производстве в мире за последние годы возросло и составляет 125 млн. чел. ежегодно, из них около 220 тыс. погибает. Динамика несчастных случаев в разных странах неодинакова. Уровень травматизма и профзаболеваемости значительно выше в развивающихся странах, по сравнению с промышленно-развитыми государствами. Так, в странах Европейского Союза ежегодно жертвами несчастных случаев и профзаболеваний становятся около 10 млн. чел., из них почти 8 тыс. погибает. В Украине в 1998 г. на производстве травмировано 47 тыс. чел. (из них 1551 - смертельно), получили профессиональные заболевания 3,7 тыс. чел.

Статистические данные свидетельствуют, что:

- каждые 3 минуты вследствие производственной травмы или профессионального заболевания в мире умирает один человек;

- в Украине вследствие травм каждые 5 часов умирает один человек;

- каждую секунду в мире на производстве травмируется 4 человека;

- в Украине каждые 8 минут травмируется один человек;

- ежемесячно в мире на работе травмируется столько людей, сколько проживает в Париже.

Международное бюро труда установило, что в среднем на 100 тыс. работающих ежегодно приходится приблизительно 6 несчастных случаев со смертельным исходом. В Украине этот показатель почти вдвое больше (11 погибших на 100 тыс. работающих) и наивысший среди стран СНГ. Во Франции, которая имеет приблизительно одинаковую с Украиной территорию и население, уровень производственного травматизма в 10 раз ниже, чем у нас. Однако, следует отметить, что показатели состояния охраны труда существенно отличаются по отдельным отраслям промышленности. Наиболее травмоопасной в нашей стране является угольная промышленность. Так, на каждый миллион тонн угля погибает 5 шахтеров. В США этот показатель в 100 раз ниже, в России - в 3,8 раза. 11 марта 2000 г. на шахте им. М. Баракова (г. Суходольск Луганской области) произошла самая большая за всю историю существования независимой Украины авария, в результате которой погибло 80 шахтеров.

По мнению иностранных специалистов, которые по программе МОТ работали в Украине, большое количество несчастных случаев со смертельным исходом объясняется пятью основными причинами: неудовлетворительной подготовкой рабочих и работодателей по вопросам охраны труда; отсутствием надлежащего контроля за состоянием безопасности на рабочих местах и выполнением установленных норм; недостаточным обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты; медленным внедрением средств и приборов коллективной безопасности на предприятиях; изношенностью (в некоторых отраслях до 80%) средств производства.

По данным журнала „Охрана труда" (разных лет) можно составить такую статистику травматизма в Украине за 6 лет (табл. 1):


Таблица 1


Статистика травматизма в Украине за каких-то шесть лет

Год

Травмировано, чел.

Всего*

Со смертельным

исходом (тыс. чел.)

1994

90000

2439

1995

78000

2195

1996

65000

1900

1997

52000

1646

1998

47000

1552

1999

41000

1388


* цифры округлены


Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что наметилась положительная тенденция к снижению производственного травматизма, в том числе (что очень важно) со смертельным исходом. Частично это связано с падением объемов производства, а значит - уменьшением неблагоприятных производственных факторов, которые влияют на работающих, и сокращением численности последних.

Расходы, связанные с несчастными случаями, составляют значительные суммы. Так, каждый случай производственного травматизма в индустриальном государстве (например, европейском) обходится приблизительно в 500-1000 швейцарских франков в день. В какую сумму точно обходится несчастный случай в Украине - пока что не известно (нет статистического учета всех расходов и методики их определения). Однако известно, что в 1996 году в Украине на мероприятия по охране труда было израсходовано 52 грн. на одного работающего, в то же время расходы на возмещение ущерба потерпевшим на производстве и ликвидацию последствий несчастных случаев составили 268,3 млн. грн., или 950 грн. в расчете на одного потерпевшего. В 1998 году выплаты в связи с возмещением ущерба, причиненного жизни и здоровью работающих, достигли почти 400 млн. грн.

За границей предприниматели подсчитали и давно пришли к выводу, что экономически более выгодно вкладывать средства в охрану труда, чем обрекать людей на гибель, а себе доставлять хлопоты и расходы по ликвидации последствий несчастных случаев и аварий на производстве.

Сохранение жизни и здоровья человека не только на производстве, но и за его пределами, учитывая социально-экономические и демографические аспекты современного развития нашего государства, приобретает особое значение. Так, за период 1991-1998 гг. в Украине от несчастных случаев непроизводственного характера погибло 567,5 тыс. человек, что в 38 раз превышает количество погибших на производстве, сотни тысяч людей стали инвалидами. На транспорте смертельно травмировано около 76 тыс. чел., почти 82 тыс. чел. погибло от отравлений, 108 тыс. чел. покончили жизнь самоубийством, насильственной смертью погибло 50,8 тыс. чел., 37,3 тыс. чел. утонуло и 12,7 тыс. чел. погибло при пожарах.

Только в 1998 г. получили травмы около 2 млн. чел., из них 200 тыс. детей возрастом до 14 лет, 68,2 тыс. чел. погибло.

Больше всего смертельных случаев на 1000 жителей зарегистрировано в Днепропетровской (1,69), Донецкой (1,67), Запорожской (1,66), Херсонской (1.64), Кировоградской (1,61), Черниговской (1,60), Луганской, Харьковской (по 1,57) и Одесской (1,53) областях. В этих регионах погибло более 37,2 тыс. чел., что составляет большую половину (54,5%) от общего количества травмированных со смертельным исходом в Украине.

1.2. Основные понятия и термины охраны труда, их характеристика


В ДСТУ 2293-93 „Охрана труда. Термины и определения" и других стандартах приведены определения основных понятий и терминов по охране труда.

Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигие-нических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работо­способность человека в процессе труда.

Вредный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 опасные и вредные факторы по природе действия разделяются на такие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов или воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума, вибрации, инфразвуковых колебаний, ультразвука, ионизирующих излучений, статического электричества, электромагнитных излучений, ультрафиолетовой или инфракрасной радиации; повышенное или пониженное барометрическое давление, влажность, ионизация и подвижность воздуха; опасное значение напряжения в электрической цепи; повышенная напряженность электрического или магнитного полей; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенная яркость света; прямые и отраженные излучения, создающие блеск, и другие.

К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на: общетоксичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, микроскопические грибы и др.), продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).

К психофизиологическим опасным и вредным произ-водственным факторам относятся перегрузки организма: физические (статические и динамичные) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение органов чувств, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего воздействия может относиться одновременно к различным группам.

Действие отдельных неблагоприятных факторов произ-водственной среды может привести к производственной травме - нарушению анатомической целостности организма человека или его функций в результате воздействия производственных факторов.

Производственные травмы классифицируют:

- по виду травмирующего агента - механические, термические, химические, лучевые, электрические, комбинированные и др.;

- по производственным материальным причинам (носителям) травмы - подвижные части оборудования, готовая продукция, отходы производства;

- по локализации травмы - травмы глаз, головы, рук, ног, туловища;

- по степени тяжести повреждений - легкие, тяжелые, смертельные;

- по технологическим операциям - грузоподъемные работы, перевозка грузов и другие.

Часто травма является следствием несчастного случая. Несчастный случай на производстве - внезапное влияние на работника опасного производственного фактора или среды, вследствие которых причинен вред здоровью или наступила смерть.

Следствием действия неблагоприятных производственных факторов может быть и профессиональное заболевание - патологическое состояние человека, обусловленное работой и связанное с чрезмерным напряжением организма или неблагоприятным воздействием вредных производственных факторов.

Диагноз профессионального заболевания ставится в каждом случае с учетом характеристики условий труда, длительности работы работающего по данной профессии, профессионального „маршрута" рабочего, данных предыдущих периодических медицинских осмотров, результатов клинико-лабораторных и диагностических исследований. Этот диагноз устанавливается только тогда, когда именно условия труда обусловили развитие данного заболевания, то есть являются его безусловной причиной.

Кроме профессиональных, на производстве сейчас выделяют группу так называемых, производственно обусловленных заболеваний - заболеваний, течение которых усугубляется условиями труда, а частота их превышает таковую у работающих вне воздействия определенных профессиональных вредных факторов.


1.3. Предмет, структура, содержание, цель дисциплины «Основы охраны труда», связь с другими дисциплинами


Необходимость обеспечения здоровых и безопасных условий труда, формирование ценностных ориентаций приоритетности жизни и здоровья людей по отношению к результатам производственной деятельности предопределяет потребность надлежащей подготовки специалистов всех образовательно-квалификационных уровней по вопросам охраны труда. „Основы охраны труда" - это комплексная дисциплина, которая базируется как на общеобразовательных (физика, химия, математика), так и на общетехнических и специальных дисциплинах (сопротивление материала, электротехника, технология и оборудование производства). Особенно тесно дисциплина „Основы охраны труда" связана с безопасностью жизнедеятельности, научной организацией труда, эргономикой, инженерной психологией и технической эстетикой. Все вышеупомянутые дисциплины относятся к комплексу наук, которые изучают человека в процессе труда. У этих дисциплин единая цель - содействовать повышению производительности труда, сохранению здоровья, уменьшению влияния неблагоприятных факторов. В то же время все они подходят к этой цели с разных сторон и на различных уровнях.

Безопасность жизнедеятельности - это дисциплина, которая изучает общие закономерности возникновения опасностей, их свойства, последствия влияния на организм человека, способы и средства защиты здоровья и жизни человека, а также среды его проживания от опасностей.

Целью научной организации труда является разработка и внедрение в практику рационального построения трудового процесса, при котором обеспечивается высокая производительность труда, создаются условия для сохранения здоровья работников, увеличивается период их трудовой деятельности.

Эргономика исследует, разрабатывает и дает рекомендации относительно конструирования, изготовления и эксплуатации технических средств, которые обеспечивают человеку в процессе труда необходимые удобства, сохраняют его силы, работоспособность и здоровье.

Инженерная психология изучает взаимодействие человека с новой техникой и устанавливает функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, при которых сохраняются высокие психофизиологические возможности человека.

Техническая эстетика устанавливает зависимость условий и результатов труда от архитектурного, конструктивного и худо­жественного решения орудий труда, рабочих мест, участков, цехов, санитарно-бытовых и других вспомогательных помещений - всего, что окружает человека на производстве.

Методологической основой курса „Основы охраны труда" является научный анализ условий труда, технологических процессов, производственного оборудования, рабочих мест, трудовых операций, организации производства с целью выявления вредных и опасных производственных факторов, возникновения возможных аварийных ситуаций. На основании такого анализа разрабатываются мероприятия по устранению неблагоприятных производственных факторов, созданию безопасных и безвредных условий труда.

Курс „Основы охраны труда" состоит из четырех разделов:

- правовые и организационные вопросы охраны труда;

- основы физиологии, гигиены труда и производственной санитарии;

- основы техники безопасности;

- пожарная безопасность.

Главная цель курса - вооружить будущих специалистов знаниями по основам охраны труда, реализация которых на практике будет способствовать улучшению условий труда, повышению производительности, предотвращению профессиональных заболеваний, производственного травматизма, аварий.

Вопросам охраны труда отводится определенное место в общетехнических и специальных дисциплинах. Однако с такими общими вопросами охраны труда, которые объединены в систему законодательных, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств студент знакомится только во время изучения самос­тоятельной дисциплины «Основы охраны труда».


Тема 2. Условия труда на производстве, их классификация и нормирование


2.1. Гигиеническая классификация труда


Гигиеническая классификация труда необходима для оценки конкретных условий и характера труда на рабочих местах. На основании такой оценки принимаются решения, направленные на предотвращение или максимальное ограничение влияния неблагоприятных производственных факторов.

Оценка условий труда проводится на основании "Гигиенической классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса". Исходя из принципов Гигиенической классификации, условия труда подраспределяют на 4 класса:

1 класс - оптимальные условия труда - такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, а создаются предпосылки для поддерживания высокого уровня работоспособности.

2 класс - допустимые условия труда - характеризуются такими уровнями факторов производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются за время регламентированного отдыха или до начала следующей смены и не оказывают неблагоприятного влияния на состояние здоровья работающих и их потомство в ближайшем и отдаленном периодах.

3 класс - вредные условия труда - характеризуются наличием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны вызвать неблагоприятное влияние на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов подразделяются на четыре ступени (3.1-3.4).

4 класс - опасные (экстремальные) - условия труда, которые характеризуются такими уровнями факторов производственной среды, влияние которых в течение рабочего времени (или же ее части) создает высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, отравлений, увечий, угрозу для жизни.

Определение общей оценки условий труда базируется на дифференцированном анализе определения условий труда для отдельных факторов производственной среды и трудового процесса. Факторы производственной среды включают: параметры микроклимата; содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны; уровень шума, вибрации, инфра- и ультразвука, освещенности и т.д. Трудовой процесс определяется показателями тяжести и напряженности труда. Под термином "тяжесть труда" понимают степень вовлечения в работу мышц и физиологические затраты вследствие преимущественной физической нагрузки. Напряженность труда отражает нагрузку на центральную нервную систему и оценивается по 16 показателям, характеризующим интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность и режимы труда.

Адекватная оценка конкретных условий и характера труда будет содействовать обоснованной разработке и внедрению комплекса мероприятий и технических средств по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в частности за счет улучшения параметров производственной среды, уменьшения тяжести и напряженности трудового процесса.


2.2. Законодательство в области гигиены труда


В системе законодательства относительно гигиены труда ключевое место занимает Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения". Положения, которые имеют прямое отношение к защите здоровья рабочих и служащих, наиболее полно освещены в ст. 7 "Обязанности предприятий, учреждений и организаций". Эта статья предусматривает разработку и осуществление администрацией предприятий санитарных и противоэпидемических мероприятий; осуществление в необходимых случаях лабораторного контроля за соблюдением требований санитарных норм относительно уровней вредных факторов производственной среды: информирование органов и учреждений государственной санэпидемиологической службы при чрезвычайном событии и ситуации, которые представляют опасность для здоровья населения; возмещение в установленном порядке работникам и гражданам убытков, которые нанесены их здоровью в результате нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с вышеупомянутым Законом обеспечение сани­тарного благополучия достигается такими основными мероприятиями:

- гигиенической регламентацией и государственной регистрацией опасных факторов окружающей и производственной среды;

- государственной санитарно-гигиенической экспертизой проектов, технологических регламентов, инвестиционных программ и действующих объектов и обусловленных ими опасных факторов на соответствие требованиям санитарных норм;

- включением требований безопасности для здоровья и жизни в государственные стандарты и другую нормативно-техническую документацию;

- лицензированием видов деятельности, связанных с потенциальной опасностью для здоровья людей;

- предъявлением гигиенически обоснованных требований к проек­тированию, строительству, разработке, изготовлению и использованию новых средств производства и технологий; к жилищным и производственным помещениям, территориям, действующим средствам производства и технологиям;

- обязательными медицинскими осмотрами определенных кате­горий населения.

Составной частью законодательства в отрасли гигиены труда являются постановления и положения (нормы), утвержденные Министерством здравоохранения Украины (например, "Положение о медицинском осмотре работников определенных категорий", "Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено применение труда несовер-шеннолетних"), санитарные правила и нормы (СанПиН), касающиеся отдельных факторов производственной среды, определенных технологических процессов и конкретных производств и другие нормативные документы.


2.3. Физиологические особенности различных видов деятельности


Исходной методологической базой охраны труда как научной дисциплины является концепция деятельности. Деятельность - специфическая, присущая человеку, форма активного отношения к окружающему миру. Любая деятельность состоит из цели, средств, результата и собственно процесса деятельности.

В историческом аспекте в трудовой деятельности человека можно выделить три основных этапа: ручной труд, механизированный и автоматизированный.

В течение длительного времени, почти до начала XX века, функции человека, относительно техники, оставались, в основном, энергетическими, то есть человек использовал, как правило, свою мускульную силу. Для такого труда характерны сложные двигательные процессы, которые требовали значительных затрат физической силы, высокой координации движений, ловкости. Оптимизация взаимодействия техники и человека сводилось только к учету анатомических и физиологических особенностей последнего.

С появлением в начале XX века новых видов техники (автомобиль, самолет и др.) возникла необходимость учитывать психологические возможности человека, такие как скорость реакции, особенности памяти и внимания, эмоциональное состояние и др. Широкое внедрение автоматизированных систем управления, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов вызвали изменения в профессиональной структуре труда, обусловленные появлением операторской деятельности.

Особенности операторской деятельности значительно изменили труд человека. Увеличилась напряженность труда, так как перед оператором ставится задача управлять все большим количеством объектов и параметров. Человек имеет дело не с прямым наб­людением, а с информационным отображением. Растут требования к точности, скорости и надежности действий человека, к скорости психологических процессов. Трудовая деятельность сопровождается значительными расходами нервно-эмоциональной и умственной энергии.

Компьютеризация и роботизация, с одной стороны, расширили возможности человека, а с другой, в значительной степени изменили требования к его деятельности. Уже не нужен примитивный труд с использованием монотонных физических операций, с шаблонной умственной деятельностью. Увеличилась потребность в творческом высококвалифицированном труде. Усложнилась проблема согласования условий труда, конструкции оборудования с психологическими и физиологическими возможностями человека.

Таким образом, ручной, механизированный и автоматизированный труд отличается величиной физической нагрузки и нервно-эмоционального напряжения, которые влияют на физическое и пси­хическое состояние человека.

Важное значение с точки зрения физиологии труда имеет изучение протекания психических и физиологических процессов во время трудовой деятельности человека, которую можно условно разделить на физическую и умственную.

Физическая деятельность определяется в основном работой мышц, к которым в процессе работы усиленно приливает кровь, обеспечивая поступление кислорода и изъятие продуктов окисления. Этому содействует активная работа сердца и органов дыхания. В процессе работы происходит расход энергии. По величине энергозатрат работы подразделяют на три категории: легкие, средней тяжести и тяжелые (табл. 2.1).

Таблица 2.1


Категории работ по степени тяжести (ГОСТ 12.1.005-88)



Категория работ

Энергозатраты

Ватт

Ккал/час

Легкие:









До 139

До 120



140-174

121-150

Средней тяжести:







IIа

175-232

151-200

IIб

233-290

201-250

Тяжелые III

Более 290

Более 250


К категории Iа относятся работы, выполняемые сидя и сопро­вождающиеся незначительным физическим напряжением (профессии сферы управления, швейного и часового производства).

К категории Iб относятся работы, выполняемые сидя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (ряд профессий на предприятиях связи, контролеры, мастера).

К категориям IIа относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие незначительного физического напряжения (ряд профессий в прядильно-ткацком производстве, механосборочных цехах).

К категории IIб относятся работы, связанные с ходьбой и пере­мещением грузов массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (ряд профессий машиностроения, металлургии).

К категории III относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей и требующие значительных физических усилий (ряд профессий с выполнением ручных операций металлургических, машиностроительных, горнодобывающих предприятий).

Чем выше категория выполняемой работы, тем больше нагрузка на опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Так частота сердечных сокращений, которая в состоянии покоя составляет 65-70 сокращений в минуту, при выполнении тяжелых работ может возрасти до 150-170. Легочная вентиляция так же, как и частота сердечных сокращений, повышается пропорционально увеличению интенсивности выполняемой работы. Вентиляция легких, которая составляет 6-8 литров воздуха в минуту в состоянии покоя, во время тяжелой физической работы может достигать - 100 и больше литров в минуту. Во время интенсивной работы происходят изменения и некоторых других функций организма.

Умственная деятельность человека определяется в основном участием в трудовом процессе центральной нервной системы и органов чувств. При умственной работе уменьшается частота сердечных сокращений, повышается кровяное давление, ослабляются обменные процессы, уменьшается обеспечение кровью конечностей и брюшной полости, в то же время увеличивается поступление крови в мозг (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя). Умственная деятельность очень тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь органов зрения и слуха. По сравнению с физической деятельностью в отдельных видах умственной деятельности (работа конструкторов, операторов ЭВМ, учащихся и учителей) напряженность органов чувств увеличивается в 5-10 раз. Это предопределяет более жесткие требования к нормированию уровней шума, вибрации, освещенности именно при умственной деятельности.

Невзирая на существенные отличия, разделение трудовой деятельности на физическую и умственную достаточно условно. С развитием науки и техники, автоматизации и механизации трудовых процессов, граница между ними все больше сглаживается.

При интенсивной и продолжительной работе может наступить утомление, для которого характерным является снижение работо­способности. Под утомлением понимают совокупность временных изменений в физиологическом и психическом состоянии человека, развивающихся в результате напряженной и продолжительной деятельности и ведущих к ухудшению ее количественных и ка­чественных показателей. Утомление является защитной реакцией, которая направлена против истощения функционального потенциала организма человека. После отдыха утомление исчезает, а работо­способность восстанавливается. Утомление может возникнуть как при интенсивной физической, так и при умственной деятельности, хотя при последней оно менее заметно.

Важно, чтобы утомление, накапливаясь, не перешло в переутомление, поскольку при последнем возможны патологические изменения в организме человека и развитие заболеваний центральной нервной системы.


2.4. Оценка условий и состояния охраны труда


В системе мероприятий по переходу от контроля к управлению безопасностью труда в строительстве центральное место принадлежит комплексной оценке условий и состояния охраны труда. Ее значимость возрастает в условиях широкого привлечения трудовых коллективов в управление произ­водством и повсеместного внедрения хозяйственного расчета и бригадного подряда.

Система управления охраной труда в строительно-монтажной организа­ции (на предприятии) предназначена для создания и обеспечения безопас­ных и безвредных условий труда на основе соблюдения правил техники без­опасности, производственной санитарии.

Оценка условий труда осуществляется по результатам паспортизации санитарно-технического состояния участков работ (цехов) путем сравнения фактических значений факторов с нормативными (минимальные или предельно-допустимые). При этом оценку по i-му фактору (xi) определяют как отношение количества рабочих мест, на которых значение фактора превышает нормативное значение, к их общему количеству. При отсутствии вредного воздействия фактора его оценку принимают равной нулю. Если фактическое значение фактора превышает нормативное, его оценка по исследуемым рабочим местам изменяется от 0 до 1 (Хmax = 1). Если значение фактора равно норме, его оценку (XH) принимают равной 0,1.

Комплексная оценка условий труда осуществляется по формуле:





Кф - коэффициент условий труда по фактической оценке фактора;

Кmax - то же, по максимальной оценке.


Уровень безопасности труда (Кб.т.) оценивают как среднеарифметическое значение коэффициентов, характеризующих подготовку по вопросам безопасности труда инженерно-технических работников и рабочих (Х1), соответствие требованиям безопасности труда техники и технологии ведения работ (Х2), соблюдение требований техники безопасности рабочими при выполнении работ (X3).

Для оценки коэффициентов безопасности труда применяют классифика­тор, в котором по Х1 учитывают соответствие профессии и квалификации выполняемой работе, инструктажу, обучению, аттестации работников, соблюдению правил допуска к работам, режима труда и отдыха, санитарно-бытовое обеспечение; по Х2 - наличие и качество организационно-технологической документации, наличие, исправность машин, механизмов, технологической оснастки и ручного механизированного инструмента, средств коллективной и индивидуальной защиты; по Х3 - соблюдение ра­ботниками требований и правил охраны труда, функциональных обязан­ностей, инструкций по безопасному ведению работ, применение средств защиты, соблюдение личной безопасности.

Значение коэффициентов безопасности Х1; Х2; Х3 определяют как отношение числа требований классификатора, не удовлетворяющих нормам, к общему числу требований классификатора:




Уровень безопасности труда определяют следующим образом:





Для оценки трудового вклада рабочих, ИТР и руководителей в результа­ты работы строительной организации (предприятия) в условиях коллектив­ного подряда применяют коэффициент трудового участия (КТУ) в пределах О...1,5, определяемый ежемесячно по установленным производственным показателям с учетом Кб.т.

Коэффициент безопасности труда учитывает уровень обеспечения безопасных условий труда руководителями и ИТР согласно их должностных обязанностей и уровень соблюдения требований охраны труда рабочими согласно инструкций по безопасному ведению работ. В зависимости от значения Кб.т. (0...1) или частоты нарушений требований безопасности труда установлен повышающий или понижающий КТУ показатель (0,1...0,3) для рабочих, ИТР и руководителей. Эти показатели влияют ежемесячно на размер премирования или депремирования работающих.

Конкретные значения КТУ для каждого работающего на объекте (пред­приятии) ежемесячно устанавливает совет трудового коллектива по результатам оперативного контроля.

Натурные обследования состояния охраны труда осуществляют с целью профилактики производственного травматизма и заболеваемости работаю­щих, планирования эффективных мероприятий по оптимизации условий труда. Натурные обследования различают по видам (комплексные или специальные), исполнителям (обследования органами Государственного над­зора, администра-тивными органами или общественными организациями), характеру и назначению.

Комплексные обследования заключаются в проверке контролирующими органами (министерство, комбинат, трест, техническая инспекция труда профсоюзов) всех сторон деятельности предприятия или строительной организации, прямо или косвенно связанных с обеспечением безопасных и здоровых условий труда.

Контролирующий орган, возглавляющий комплексное обследование, предварительно определяет состав, объем и содержание проводимых работ, устанавливает круг организаций, которые должны принять участие в обсле­довании, уточняет сроки и возможности проведения обследования в намечен­ном объеме. Окончательно согласованный срок письменно сообщается всем организациям - участникам обследования.

Каждый участник комплексного обследования (представитель министер­ства, технический инспектор труда, представитель Государственной инспекции, юрист, санитарный врач и бухгалтер-ревизор, председатель комиссии по охране труда, инженер по тех­нике безопасности и др.) до начала проверки на основании общего плана составляет свой план проведения обследования. До начала комплексного обследования рекомендуется провести собрание рабочих, ИТР, служащих отдельных цехов, участков строящихся объектов для ознакомления их с предстоящей работой и привлечения членов коллектива к комплексной проверке.

В ходе обследования необходимо проверить правильность оформления больничных листов по производственным травмам и профзаболеваниям;

наличие и состояние учета актов по форме Н-1; отсутствие скрытых производственных травм; расход и учет денежных средств и материальных ресурсов, выделяемых на номенклатурные мероприятия по охране труда; порядок выдачи, учета и списания спецодежды и т. д.

Для выявления всех случаев травматизма и его фактического состояния следует устанавливать контакты с травматологическими пунктами больниц, поликлиники и других медицинских учреждений, регистрирующих все слу­чаи травматизма перед выдачей больничных листов.

Чтобы в процессе обследования охватить все стороны работы админист­рации и коллектива ив области охраны труда, необходимо всем участникам комплексной проверки разработать единый вопросник по технике безопас­ности, производственной санитарии, трудовому законодательству и собирать необходимые данные об участии общественности в создании безопасных и здоровых условий труда.

В вопроснике следует, в первую очередь, обратить внимание на общие организационно-технические вопросы охраны труда:

наличие организационно-технологической документации;

выполнение соглашения по охране труда и соответствующего раздела коллективного договора;

выполнение мероприятий по улучшению условий труда в текущем году в соответствии с постановлениями Кабинета министров Украины и отрас­левых комитетов профсоюзов, приказами министров;

соблюдение требований ССБТ при инструктаже и обучении работающих безопасным методам труда;

проведение обучения и аттестации рабочих, работающих в условиях повышенной опасности (крановщики, стропальщики, электрики, газо­электросварщики, бульдозеристы и др.);

обеспечение рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, организацию ремонта и стирки спецодежды, работу комиссии по приемке и контролю за выдачей, хра­нением, списанием средств индивидуальной защиты;

оформление допуска рабочих к работе с повышенной опасностью, наличие удостоверений и допусков;

состояние производственного травматизма, расследования и учета производственных травм и профессиональных заболеваний, проведение разбора производственных травм на собраниях и принятие мер администра­цией;

внедрение стандартов безопасности труда и соблюдение их требований на строящихся объектах;

выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных в комплекс­ном плане улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;

состояние пропаганды охраны труда, наличие кабинетов и уголков по охране труда;

проведение лекций по трудовому законодательству, гигиене труда и др.;

состояние воспитательной работы по охране труда;

состояние вредных производственных факторов на рабочих местах (вибрация, шум, запыленность и загазованность воздуха, освещенность рабочих мест);

наличие и эффективность работы вентиляционных систем, организацию технического обслуживания и состояние машин, механизмов, техноло­гической оснастки, механизированного инструмента;

санитарно-бытовое обеспечение рабочих на строящихся объектах;

состояние технической эстетики и культуры производства (окраска ограждающих конструкций и производственных помещений, технологичес­кого оборудования и оснастки, состояние рабочих мест, ограждение опасных зон);

организацию медицинского обслуживания рабочих, ИТР, служащих (профилактическая работа медпунктов, соблюдение сроков медицинских обследований, организация учета, общих и профессиональных заболеваний и т. д.);

соблюдение трудового законодательства, режима труда и отдыха женщин и подростков, а также применение сверхурочных работ и работ в выход­ные дни.

После обследования представители министерств, органов Государствен­ного надзора и контроля подготавливают справки по соответствующим разделам и в назначенный планом срок сдают их председателю комиссии, который готовит акт комплексного обследования. В акте должна быть дана объективная оценка состояния охраны труда, отражающая основные недостатки и нарушения, выявленные в процессе проверки.

Одновременно со справками представители ведомственного контроля или государственного надзора выдают администрации предписания по устранению нарушений правил техники безопасности, норм производст­венной санитарии и трудового законодательства. В предписании также устанавливаются сроки выполнения отдельных мероприятий.

Если комплексное обследование проводят совместно с профсоюзным комитетом, с привлечением отдельных служб Государственного надзора, о результатах обследования составляют акт и выдают предписание прорабу или начальнику цеха.

При проведении специальных целевых проверок комиссия детально изуча­ет выполнение определенных мероприятий или положений по охране труда в целом по строительному управлению (предприятию): техническое состоя­ние грузоподъемных машин и механизмов, обеспечение рабочих средствами индивидуальной защиты, состояние санитарно-бытового обеспечения, внедрение стандартов ССБТ в производство и др.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44
Акуличев Ю. Ф., Глухенко Н. В. Основы охраны труда: учебное пособие для студентов экономической специальности. // Под общей редакцией...
Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconУчебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2013 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2009 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconУчебное пособие для студентов направления 551700, специальностей 100400, 100500, 100700 Саратов 2005 удк 621. 316. 542
При написании пособия использованы материалы, опубликованные в учебной и справочной литературе, а также каталоги и рекламно-информационные...
Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconУчебное пособие 3-е издание издательство
Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей
Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconУчебное пособие по курсу «Общая химическая технология» для студентов специальностей 240701, 240702, 240706, 240901
Данное учебное пособие предназначено для того, чтобы обеспечить методическое руководство самостоятельной работой студентов, изучающих...
Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconУчебное пособие для студентов педагогических специальностей Тула 2013 Радченко, С. А
Охрана труда в образовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / С. А. Радченко, М. С. Петрова,...
Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconУчебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88
Охватывает экосистемы, различные по величине и сложности, от биосферы в целом (экосистема биосферы) и кончая конкретной экосистемой,...
Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconС. А. Бартенев история экономических учений в вопросах и ответах
Учебное пособие предназначено для студентов, изу­чающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный...
Учебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44 iconУчебное пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения строительных специальностей
Учебное пособие предназначено для студентов очно-заочной и заочной форм обучения строительных специальностей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы