Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) icon

Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4)


Скачать 480.41 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4)
страница1/9
Размер480.41 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ


ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

В. Н. КАРАЗИНА


ПОЛИТОЛОГИЯ


Учебное пособие для студентов

заочной и дистанционной форм обучения


Харьков – 2009


УДК 32:001.891.3(075.4)

ББК 66.0я73

Н19

Назаренко С. И. Политология. Учебное пособие для студентов

заочной и дистанционной форм обучения. Изд-е 2-е доп. – Х.:

Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2009. –

116 с.


Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по заочной и дистанционной формам. В доступной и хорошо структурированной форме в нем раскрыт основной программный материал по курсу «политология». Кроме того, пособие имеет контрольные вопросы и рефераты по каждой теме. Схемы, здесь помещенные, дают наглядное представление об основных понятиях и категориях данного учебного курса. В конце прилагается список рекомендуемой литературы.


Рецензенты:

д. филос. наук., профессор кафедры политологии философского факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина И. Д. Денисенко;

к. филос.н., доцент кафедры политологии философского

факультета Харьковского национального университета

имени В. Н. Каразина ^ А. Н. Довбня


Рекомендовано к печати советом Научно-методического центра Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, протокол № ______от __________ 2009 г.


© Харьковский национальный университет

имени В.Н. Каразина, 2009.

© Назаренко С. И., 2009.


^ ПОЛИТОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов заочной и дистанционной формы обучения


СОДЕРЖАНИЕ


Вступление


1. Политология как наука и учебная дисциплина

2. Основные вехи истории политической мысли

^ 3. Развитие политической мысли в Украине

4. Политика как социальное явление

5. Власть

6. Политический режим

7. Политическая система общества

8. Государство – основной институт политической системы

^ 9. Гражданское общество и правовое государство

10. Политическая культура и политическая социализация

личности

11. Политическое лидерство

12. Политические элиты

13. Группы интересов и общественные движения

^ 14. Политические партии и партийные системы

15. Избирательные системы и политический процесс

16. Политический конфликт

17. Политические идеологии





ВСТУПЛЕНИЕ



Демократическое переустройство современного мирового сообщества связано с политизацией широких слоев населения. На пути политической трансформации выдвигаются задачи духовного обновления общества, введения взаимосвязанной системы новых ценностных ориентаций, формирования гуманистической политической культуры, новой личности, принимающей активное участие в политике.

«Качество» политического участия, способность к принятию рациональных решений в политической жизни не складываются спонтанно, они формируются в ходе систематического приобретения знаний и опыта. Общество нуждается в таких знаниях, которые позволяли бы людям разбираться в сложных политических явлениях и событиях, сознательно действовали бы в направлении реализации своих интересов. На приобретение таких знаний и направлено изучение политологии – обязательного предмета в программе вузовского обучения. В результате изучения политологии студент получает знания о предмете и методах политической науки, ее месте в системе социально-гуманитарных наук, познает сущность политики и власти, принципы деятельности политических институтов, эволюции политических систем и политической культуры, а также многое другое.

Содержательная часть пособия рассчитана на помощь в изучении политологии студентам дистанционного обучения. В пособии кратко рассматриваются вопросы 17 основных тем курса. По каждой теме рекомендованы реферативные доклады. Их подготовка требует углубленного теоретического анализа той или иной политической проблемы. Реферат готовится на основе изучения нескольких источников: монографий, журнальных статей и др. Реферат содержит собственные оценки и выводы студента.

Данное пособие подготовлено с таким расчетом, чтобы максимально облегчить усвоение учебной дисциплины «политология». Для контроля (и самоконтроля) за степенью овладения темой выделены контрольные вопросы и задания. При изучении курса должны быть использованы схемы, в которых наглядно отражаются политические явления в структурно-логической форме. Рассмотрение схем в совокупности с текстовым материалом, рекомендуемой литературой поможет разобраться и глубже осмыслить внутреннюю сущность сложных политических вопросов.


Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина


  1. Возникновение и развитие политической науки.

  2. Понятие политического. Предмет и язык политологии.

  3. Методы политической науки и ее функции.

С момента возникновения человеческой цивилизации политика непрерывно вторгалась в жизнь даже далёких от неё людей, изменяла облик и условия существования целых народов.

Подчинение политики интересам человека и человечества невозможно без её научного осознания. Наука о политике помогает глубоко познавать политическую реальность, контролировать ход политических событий, строить отношения между людьми на принципах разума и гуманизма. Если проведение политических исследований и получение научных знаний – дело главным образом учёных-профессионалов, то овладение основами политологии, нормами и ценностями цивилизованного политического общения – задача каждого гражданина и всего общества.


1. Политическая наука и политическая мысль – это близкие, но не тождественные понятия. Политическая мысль существует столько, сколько существует политика. Она возникла в глубокой древности и продолжает развиваться и сегодня. Политические учения прошлого в строгом смысле слова нельзя отождествлять с современной политической наукой, хотя и нельзя отрицать факта преемственности, генетической связи между ними.

Что же представляет собой политическая наука, когда и как возникла и какие познавательные способы и средства использует?

Политическая наука («политология») – это научное выражение политической мысли. Она существует в виде научных исследований, специально посвященных политической проблематике. Ещё в ХVI веке Никколо Макиавелли выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и её удержание.

Своё дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Токвиля, Вебера, Маркса, Энгельса и других мыслителей. Однако, несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины ХIX века политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социально-гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX и начало ХХ века.

В качестве учебного предмета политология впервые появилась в XIX в. в крупнейших университетах США. Так, в 1857 г. в Колумбийском колледже создается кафедра истории и политической науки во главе с Ф. Либером. В 1880 г. в этом же колледже открывается первая школа политической науки. Включая в учебные планы курс политической науки, руководство американских университетов удовлетворяло возросший спрос на специалистов по государственно-административному управлению и на политологов-аналитиков. Политическую науку стали рассматривать как средство формирования новой политической элиты, для которой политика стала основной профессией. В последующие годы в Америке создаётся целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце ХIX – начале ХХ в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В Германии этот процесс связан с формированием и развитием так называемой «правовой школы». В Великобритании наиболее серьезный импульс формирования политологии придало основание в конце ХIХ в. Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете. Во Франции политология родилась на стыке государствоведения, политической истории и социологии. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

В начале ХХ в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки (МАПН), которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня. С 1955 г. в МАПН входит советская Ассоциация политических наук. Только в конце 80-х гг. политология стала преподаваться в вузах Восточной Европы и СССР. В Украине политология как новый учебный курс появилась в Киевском, Харьковском, Одесском, Днепропетровском университетах, а также (несколько позже) в других вузах. Сейчас в Украине осуществляется подготовка специалистов- политологов, защищаются кандидатские и докторские диссертации, издаётся научная и учебная литература, специальные журналы и политологические сборники.


2. Рассмотрим конкретно, что же представляет собой политология как наука. Сначала уясним этимологию этого слова. Сам термин “политология” производно от двух древнегреческих слов – politika – политика и logos – слово, учение, наука. Следовательно, этимологически политология переводится на русский язык как наука о политике. (К такой трактовке политологии склоняются авторы многих учебников.)

Каждая наука имеет свой объект и предмет. Поэтому, чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, необходимо установить объект и предмет изучения политологии. Cреди учёных существуют на этот счёт различные точки зрения. Выделим только две из них. Часть учёных считает, что объектом политологии является сфера политики, политическая действительность, политическая жизнь личности и общества. А предметом политологии есть закономерности конкретных проявлений, процессов и отношений политической действительности, которые исследуются политологами. Многие учёные-политологи согласны с тем, что в общем плане объектом и предметом политологии является политическая сфера со всеми её явлениями и процессами, политическая жизнь общества, её сущность, формы и закономерности. Так, например, К. С. Гаджиев считает, что в современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная (экономико-хозяйственная), социальная, духовная и политическая (см. схему № 1). Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру. Социальная и духовная сфера в совокупности составляют гражданское общество, которое можно обозначить как единую подсистему (эта проблема будет рассмотрена в соответствующей теме). А задача политической подсистемы обеспечить механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных элементов системы.

Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно сгруппировать в 3 крупных раздела:

  1. социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду;

  2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, политические режимы и условия их изменения и смены;

  3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

Причем речь идет не об иерархической соподчиненности этих трех блоков, а о большей или меньшей значимости того или иного из них. Идейно-теоретические основания политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее в свою очередь – без конкретных политических институтов. Политологические исследования включают три важнейших аспекта: 1) исторический, 2) конкретно-эмпирический и 3) теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие стержень политического. Но изучение этих явлений невозможно без комплексного подхода к анализу экономического, социокультурного, философского и социально-политического аспектов жизни общества. Каждый из них обладает своими функциональными и структурными особенностями. Поэтому задача политологии в этом плане гораздо шире проблем государственно-правовых дисциплин. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений прежде всего как к социальным феноменам, как к институтам политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса.

Таким образом, политология – наука о политике, о формах и закономерностях функционирования политической власти; о формировании и развитии политических отношений, процессов и систем.

^ Основные категории политологии: политика, политические интересы, политическая власть, политический режим, политическая система, политические отношения, политическая культура (см. схему № 2).

Политические феномены, несомненно, представляют интерес, прежде всего, в том состоянии, в котором они находятся в данный момент времени, и задача политологии состоит в выяснении структуры политического феномена, его элементов и функций, условий для нормального функционирования.

К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история, политическая география и т. д. Столь широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признаётся многими учёными, в том числе и политологами. Разногласия начинаются при решении вопроса о месте политологии среди других наук о политике. При решении этого вопроса в литературе отчётливо выделяются две позиции. Первая исходит из того, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Вторая позиция заключается в том, что политология должна представлять собой общую интеграционную науку о политике во всех её проявлениях.

В соответствии со вторым подходом политология рассматривается как целостная, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, то есть её структура включает: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию и т. д.


^ Политический язык

Политические феномены невозможно понять вне системы общения и механизмов политической коммуникации. Язык можно рассматривать и как средство, и как среду общения. По своей значимости в качестве предмета политического исследования политический язык можно поставить рядом с такими проблемами как процесс принятия решений, избирательный процесс.

В наибольшей степени политический язык отражён в категориях, которыми оперирует политология как научная дисциплина. Именно в процессе изучения политологии возможно получить наиболее полное представление о том, что собой представляет политический язык.

Составной частью политического языка является политическая жестикуляция. Те или иные индивидуальные либо коллективные жесты играют существенную роль в общественно-политической жизни. К подобным жестам, например, относят: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариантах, активная демонстрация различных политических символов во время политических акций; выражения неодобрения и протеста посредством свиста, топота и т. п.; демонстративный уход в знак протеста с политического мероприятия; демонстративное сожжение в знак протеста каких-либо политических символов (флагов, партбилетов, портретов и т. д.) и многое другое.

Возросло значение так называемой символической коммуникации в обеспечении жизнеспособности и регулировании политических систем современности. Язык действует как связующее звено политического общества, как инструмент поддержания необходимого информационного уровня общества. Особо подчеркнём, что политический язык является своеобразным “индикатором” уровня политической культуры конкретного общества.

3. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет и во многом характеризуют уровень ее развития.

«Методы в наиболее общем виде – это приемы и способы достижения определенного результата в практической и познавательной деятельности людей» [ПЭС – с. 177].

Какие же методы использует политическая наука? Большинство авторов говорит о трех группах методов: первая – всеобщие философские методы, используемые политологией как одной из социально-гуманитарных наук, наряду с философией, социологией и др. (материалистическая диалектика, позитивистский и прагматический методы).

Вторая группа – методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся: использование статистики (прежде всего электоральной), контент-анализ, который предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законов, партийных программ, выступлений в СМИ политических лидеров и т. д.); факторный анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического поведения. Определенное значение имеет также такие методы сбора информации как наблюдение и опрос.

Третья группа методов – собственно методы политологии. К ним относятся:

  1. cоциологический метод – предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры;

  2. бихевиористский – суть которого заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп;

  3. нормативно-ценностныйд – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п.;

  4. функциональный – требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем;

  5. системный – состоит в рассмотрении политики как целостного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы (50-60-е годы ХХ века – Д. Истон, Т. Парсонс);

  6. антропологический – во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа;

  7. психологический – сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет особенностей индивидуального развития. Важнейшее место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр исследования бессознательные психические процессы и мотивации;

  8. сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т. д. Применение этого метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов (развитие специальной отрасли знания – сравнительной политологии).

Существуют и другие методы исследования (индукция, дедукция, моделирование, интервьюирование и т. д.), которые помогают более полно раскрыть содержание политической науки. В силу сложности и многомерности политических объектов при их изучении, как правило, применяется не какой-то один, а определенное сочетание, комбинация различного рода методов.


Политология, как уже отмечалось выше, тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определённых общественных потребностей и поэтому всё её развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этих потребностей. Общественное предназначение политической науки определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества в целом.


Ф у н к ц и и:

  • теоретико-познавательная (позволяет вскрыть объективные тенденции политического развития, реально оценивать политические ситуации);

  • методологическая (раскрывая общие закономерности политики, создает базу для других общественных наук);

  • воспитательная (способствует политической социализации личности, формированию политического сознания и политической культуры);

  • регулятивная (обеспечивает воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях);

  • аналитическая (анализ, оценка результатов политических действий),

  • прогностическая (позволяет прогнозировать развитие политических процессов и своевременно корректировать политику);

  • мировоззренческая (позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, классовых, национальных, групповых и личных интересов и определить свое место в политической жизни общества).


^ Вопросы и задания к теме:

  1. Что вы понимаете под политической наукой? Каковы ее место и роль среди

других социально-гуманитарных наук.

2. Что изучает современная политология? В чем состоит различие

существующих точек зрения на предмет политологии?

3. Чем можно объяснить существование в рамках одной политической науки

множества частных политических дисциплин?

4. Назовите основные этапы формирования и эволюции политической науки.

5. Что дает для понимания природы политики социологический метод?

6. Раскройте значение бихевиористского метода политологии.

7. В чем недостатки ценностно-нормативного подхода?


Темы рефератов:


  1. Содержание предмета политологии.

  2. Политология и другие социально-гуманитарные науки.



^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА


Политические потребности, интересы




Политические идеи






Политическая культура



экономи-


Политические традиции, нормы, принципы
ческая

социаль-

ная
Объекты политики





Субъекты политики






Политическая деятельность






духовная


Политические структуры



экологическая

Политические отношения



Политическая власть



Политические процессы



Таблица 2



Основные категории, используемые политологией







Категории других социально-эко-

номических и гуманитарных наук

Собственные категории

Общество

Политика





Свобода
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconУчебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4)
Охватывают весь спектр политического позиционирования
Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconУчебное пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения строительных специальностей
Учебное пособие предназначено для студентов очно-заочной и заочной форм обучения строительных специальностей
Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2009 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconУчебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения факультета психологии Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии
Учебное пособие разработано кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Л. И. Габдулиной
Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconВысшего профессионального образования «вятский государственный университет»
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 280201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных...
Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconУчебное пособие Утверждено учебно-методическим советом Сыктывкарского лесного института в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки 080000 «Экономика и управление» всех форм обучения
Данное учебное пособие преследует цель: познакомить с философией разработки стратегии
Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconУчебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconТребования к офоромлению выпускной квалификационной работы для студентов очной, заочной и дистанционной форм обучения по специальности 130503 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Вкр (ДП) состоит из пояснительной записки (ПЗ) и графического демонстрационного материала
Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconРасчет опор лэп учебное пособие Омск 2005 удк 621. 315. 66. 001. 24(075) ббк 31. 279-04-022я73 п 44 Рецензенты: Щвецов В. Т, д-р техн наук, проф.
Приведены сведения об опорах воздушных линий электропередачи, их классификация. Дана расчетная модель металлической опоры. Рассмотрены...
Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44
Акуличев Ю. Ф., Глухенко Н. В. Основы охраны труда: учебное пособие для студентов экономической специальности. // Под общей редакцией...
Учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4) iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2013 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы