Vii. Механизм государства icon

Vii. Механизм государства


НазваниеVii. Механизм государства
Размер47.5 Kb.
ТипДокументы

VII. Механизм государства.


  1. Понятие и структура механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.



Государственный аппарат - это система специальных государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его интересов. В качестве признаков государственного аппарата можно выделить следующие: 1) Государственный аппарат состоит из людей, специально занимающихся управлением. В этом проявляется выражение признака государства в целом - наличия публичной власти; 2) государственный аппарат призван гарантировать, защищать интересы как государства в целом, так и отдельных его граждан: 3) государственные органы и учреждения находятся в тесной связи и представляют собой единую систему; 4) функции государственного аппарата обеспечиваются организационными, финансовыми средствами и, если это необходимо, принудительной силой.

О государственном аппарате говорят в двух значениях: в широком и узком. В первом случае имеют ввиду весь государственный механизм, всю систему государственных органов, учреждений, организаций. В более узком, специальном значении под государственным аппаратом понимают лишь систему органов, наделенных властными полномочиями. К органам же, не имеющим властных полномочий. относятся учреждения культуры, науки.

Т.Н. Радько , который посвятил проблемам механизма государства отдельную работу1 указывает, что несмотря на различные акценты в понимании механизма государства, главное состоит в наличии государственного аппарата, системы органов государства, призванных решать стоящие перед государством задачи, реализовывать осуществляемые им функции.2 Таким образом, понятия «государственный аппарат» и «государственный механизм» являются, по существу, идентичными. Т.Н. Радько подчеркивает, что понятие «механизм государства» «характеризует прежде всего статическую сторону государства, но одновременно отражает его динамические свойства» поскольку такой сложный феномен как государства нельзя рассматривать как данное, застывшее.3 Характеризуя понятие «государственный аппарат» или «механизм государства» следует иметь ввиду, что он обладает статическими и динамическими характеристиками.

Содержание деятельности государственного аппарата едино, оно определено целями его создания - упорядочением, урегулированием жизни общества. Содержание деятельности государственного аппарата определено сущностью государства, которая состоит в урегулировании общественных отношений. Сущность, назначение государства реализуется через систему государственных органов.

Что касается форм деятельности государственного аппарата, то она протекает в форме оперативного управления, что включает в себя оказание помощи, рекомендации, разрешение текущих ситуаций, и в правовых формах, которые имеют правовой юридический характер.

Следует отметить, что правовая составляющая в механизме государства играет очень важную роль. «Право закрепляет основы и принципы построения механизма государства, определяет полномочия, формы, приемы и методы деятельности органов государства по реализации стоящих перед ним задач и функций».4 При этом, «право в механизме государства следует рассматривать с двух сторон: с одной стороны, оно выступает в качестве средства, используемого государственными органами в процессе своей деятельности, а с другой - определяет, закрепляет и обеспечивает построение и функционирование системы государственных органов»5.

В свою очередь, правовые формы деятельности государственного аппарата, которые используются им в процессе функционирования, можно разделить на правотворческую и правоприменительную. Первая состоит в принятии и издании нормативных актов, содержащих в себе нормы права. Правоприменительная деятельность заключается в разрешении юридических дел, применение права в отношении конкретной жизненной ситуации и по отношению к конкретным субъектам.

Раскрывая принципы деятельности государственного аппарата, следует отметить, что принципы представляют собой основные начала, базовые идеи в построении и деятельности государственного аппарата.6 Принципы отвечают на вопрос о том, что является главным в деятельности государственного аппарата, они отражают основу его организации и функционирования. В общем и целом, принципы можно подразделить на две большие группы: конституционные и организационно-функциональные. Первые закрепляются в Конституции и иных нормативных актах, вторые выражают механизм построения и функционирования государственного аппарата, вытекают из общих принципов права.

Среди конституционных можно выделить следующие принципы: 1) Законность. Он означает построение системы управления на законных основаниях, осуществление управленческих функций в соответствии с законом, осуществление контроля за исполнительной властью, законопослушность персонала управления. Принцип законности предполагает, что все непротиворечащие законодательству Российской Федерации и принятые в пределах полномочий нормативные акты обязательны к исполнению на определенной территории. Например, акты субъектов федерации обязательны к исполнению на территории федерации; 2) принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый вид государственных органов действует в рамках одной из ветвей государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. При этом, они ограничивают и уравновешивают друг друга; 3) принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Это означает, что не допускается установления при поступления на службу каких-либо ограничений в зависимости от пола, расы, происхождения и т.д. В то же время существуют и определенные ограничения доступа к работе в системе государственных органов. Не допускаются к работе в системе государственных органов лица, признанные судом недееспособными, лишенные права занимать определенные должности, лица, страдающие заболеваниями, препятствующими исполнению профессиональных обязанностей, лица, отказавшиеся от процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, родственники, занимающие соподчиненные и соподконтрольные должности, иностранцы, лица, которые отказались предоставить определенные сведения.

Ко второй группе принципов можно отнести следующие: 1) принцип обязательности для государственных органов решений, принятых вышестоящими органами. Иногда этот принцип называют принципом подконтрольности и подотчетности. Суть его состоит в том, что решения вышестоящих органов обязательны для исполнения со стороны нижестоящих органов. Решения эти должны быть законными, принятыми в пределах своей компетенции. Например, если государственный служащий считает решение неправильным, следовательно, он вправе обратиться к вышестоящему начальству с информацией о его незаконности, но он обязательно должен его исполнить, за исключением тех действий, которые могут повлечь уголовную или административную ответственность; 2) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Этот принцип заключается в том, что государственный служащий исполняет свои обязанности на профессиональной основе, то есть выполняет основную работу, за которую он получает денежное содержание. Он должен иметь соответствующее оборудование, что должно позволять ему качественно выполнять свою работу. Профессионализм должен пониматься как в узком, так и в широком смыслах. Государственный служащий должен иметь общее профессиональное образование и, одновременно, обладать компетентностью в выполнении конкретных специальных задач. Компетентность - это практическая реализация профессиональных способностей и деловых качеств работника. Это постоянная внутренняя готовность к осуществлению служебных полномочий, это обладание знаниями о предмете собственной служебной деятельности; 3) принцип гласности в осуществлении государственной службы. Этот принцип обеспечивает возможность получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих. Для средств массовой информации должны быть открыты важнейшие стороны деятельности государственного аппарата. Суть принципа гласности заключается также в участии граждан в деятельности органов власти местного самоуправления. Оно осуществляется через принесение жалобы на действия государственных органов, на референдумах, забастовках; 4) принцип ответственности государственных служащих за подготовляемые решения и принимаемые решения. Этот принцип означает, что причинение материального или иного ущерба юридическим или физическим лицам в результате злоупотребления, бюрократизма, недобросовестности влечет за собой уголовную, административную, дисциплинарную ответственность; 5) принцип стабильности кадров. Этому способствует система льгот, социальная защищенность, правовой иммунитет.


^ 2. Понятие и виды государственных органов.


Государственный орган - это организация, учреждение, выполняющие государственные задачи и наделенные для этого соответствующими властными полномочиями. Государственному органу свойственны определенные признаки: 1) организационное единство. То есть государственные органы имеют свою структуру, иерархию, разделение прав и обязанностей, подчиняются внутреннему трудовому распорядку; 2) обособленное имущество, что обладание имуществом государственными органами на праве оперативного управления. Государственные орган владеет, пользуется, распоряжается имуществом, однако собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое имущество, либо имущество, используемое не по назначению и распорядиться им по своему усмотрению; 3) каждый государственный орган образуется по воле государства, на основании определенного нормативного акта; 4) государственный орган обладает необходимым объемом властных полномочий, то есть определенной компетенцией.

Органы государственного аппарата многообразны, однако по различным основаниям они могут быть классифицированы и упорядочены.

1. По форме осуществления государственной деятельности, государственные органы могут подразделяться на законодательные, исполнительные, судебные.

Законодательные органы избираются населением, выражают полновластие народа, то есть народный суверенитет. Они составляют основу государственной власти на всех уровнях. Законодательные органы решают главные вопросы государственной жизни в пределах соответствующей территории путем издания нормативных актов, имеющих высшую юридическую силу - законов. В Российской Федерации законодательные органы представлены Федеральным собранием, которое имеет в своем составе две палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. На территории субъектов федерации действуют законодательные органы субъектов федерации.

Исполнительные органы выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах законодательных органов. Они могут издавать свои акты, осуществлять оперативное руководство. Исполнительные органы подразделяются на центральные и местные, чья деятельность ограничивается рамками одной административно-территориальной единицы. К центральным относятся, например, такие органы, как Правительство Российской федерации, федеральные министерства. К местным относятся Администрация субъектов федерации, финансовое управление и др.

Судебные органы призваны разрешать конфликтные ситуации на основе норм права, обеспечивают судебный контроль за деятельность других ветвей власти. Судебные органы независимы и подчиняются только закону. На территории Российской федерации действует система судов общей юрисдикции, арбитражных судов, военных судов.

  1. ^ По порядку образования государственные органы разделяются на выборные - Президент, главы администраций субъектов Федерации, законодательные органы и назначаемые - судьи, прокуроры. Выборные органы могут избираться как всем народом, например, Президент, так и определенными категориями избирателей, например, Спикер Государственной Думы.

  2. ^ По характеру компетенции государственные органы подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Органы общей компетенции рассматривают и принимают решения по любым вопросам, представляющими общественный и государственный интерес в пределах государства или соответствующего административно-территориального подразделения. К ним относятся Президент, Правительство, Администрация субъекта федерации. Органы специальной компетенции осуществляют свою деятельность в какой-либо строго определенной сфере - министерства, департаменты, управления и др.

  3. ^ По способу принятия решения все органы делятся на коллегиальные и единоначальные. В коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов лиц, составляющих этот коллегиальный орган. Например, голосование в Государственной Думе. В единоначальных органах решения принимаются единолично руководителем.

  4. ^ По срокам полномочий государственные органы делятся на постоянные, которых подавляющее большинство, и временные, которые создаются при чрезвычайных ситуациях.

  5. ^ По положению в иерархии структуры государственного аппарата и, следовательно, по объему полномочий, государственные органы делятся на центральные(высшие) и местные. Центральными органами являются те, с актами которых, изданными в пределах своей компетенции, не могут конкурировать никакие другие акты в пределах государственной территории.

В унитарных государствах к местным органам относятся все те органы, которые стоят в структуре государственного аппарата ниже центральных органов. В федеративных государствах существуют два вида высших органов - высшие федеральные органы и высшие органы субъектов федерации. Эти последние не могут быть отнесены к местным органам, так как члены федерации в целом могут являться носителями суверенитета.

К местным государственным органам относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких территориальных единиц.

Наряду с государственными органами функционируют органы местного самоуправления. Они избираются непосредственно населением, решают хозяйственно-бытовые вопросы. К ним относятся, например, городские Думы.


^ 3. Понятие и классификация должностных лиц.


Всех работников, занятых в государственных учреждениях, организациях, предприятиях называют государственными служащими - это объединяющая категория. Государственный служащий - это работник, выполняющий работу в государственных учреждениях, организациях, предприятиях , получающий вознаграждение и подчиненный служебной дисциплине. Когда речь идет о государственных служащих вообще, то под ними понимаются специалисты: экономист, юрисконсульт, технолог, инспектор. Действия специалистов не влекут правовых последствий.

Особое внимание в правовой науке и практике уделяется должностному лицу, так как оно непосредственно реализует государственную волю. Главный критерий, который отделяет должностное лицо от простого государственного служащего - это объем властных полномочий, повышенная юридическая ответственность за свои действия. Следовательно, можно выделить следующие характеристики должностного лица: 1) должностное лицо реализует властные полномочия, выполняя волю государства и общества, удовлетворяя государственные и общественные интересы; 2) должностное лицо может представлять вовне, то есть в отношениях с неподчиненными субъектами государство или государственный орган, в котором он служит; 3) оно может применять меры принуждения, например, дисциплинарные взыскания; 4) должностное лицо может издавать административные акты, разрабатывать и принимать управленческие решения; 5) должностное лицо осуществляет контрольно-надзорные полномочия; 6) должностное лицо может быть привлечено к юридической ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.7

Должностные лица - это лица, обладающие организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями. Должностное лицо, обладающее организационно-распорядительными полномочиями выполняет функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью работников, например, производит расстановку кадров, осуществляет поддержание служебной дисциплины. Административно-хозяйственные полномочия - это полномочия по распоряжению государственным или общественным имуществом: установление порядка его использования, документальное оформление движения имущества. Такими полномочиями обладают главный бухгалтер, контролер. Но все это относится к государственным учреждениям, предприятиям. В негосударственных организациях тоже могут быть работники, обладающие указанными полномочиями, но они не будут относится к категории должностных лиц.

Должностных лиц можно классифицировать 1) по объему служебных полномочий. Исходя из этого критерия должностных лиц можно разделить на тех, кто имеет полномочия внутриорганизационного характера , например, руководители организаций, их заместители, и должностных лиц, которые имеют полномочия публичного характера. К ним относятся должностные лица государственных органов, органов самоуправления, главы администраций; 2) по признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций - руководители, специалисты, чьи действия влекут правовые последствия для других субъектов права; 3) по видам государственной деятельности - должностные лица органов представительной власти, должностные лица органов исполнительной власти, должностные лица судебной власти.

Некоторые ученые представляют следующую классификацию: должностные лица, наделенные государственно-распорядительными полномочиями, например, глава администрации и должностные лица, наделенные государственно-охранительными полномочиями - судьи, прокуроры.

К правовому статусу должностных лиц приравниваются представители власти - работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявить требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности. К ним относятся судьи, милиционеры, государственные инспекторы и контролеры и др.


^ 4. Концепция разделение властей.


Любое общество заинтересовано в стабильности политической жизни, в укреплении законности, в нормальной человеческой жизни. Нет никаких сомнений в том, что только государство, поставленное на службу человеку и неуклонно следующее этому курсу, может быть легитимным и пользоваться поддержкой широких масс. Сегодня все признают, что легитимное государство должно быть демократическим, социальным и правовым. Главная и высшая ценность этого государства - человек, его неотъемлемые права и свободы.

Для достижения этой цели необходимо построить такой механизм государственной власти, который бы сам по себе препятствовал её узурпации и использованию во вред отдельной личности. Власть всегда стремится к расширению и усилению своего присутствия. Следовательно, необходим механизм сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Создание именно такого механизма предусматривает концепция разделения властей. Однако речь в данном случае идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей - исключение возможности концентрации всей полноты властных полномочий в руках одного лица или органа, который превратился бы в таком случае в самовластного повелителя, издающего законы, исполняющего их и наказывающего за непослушание.

Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое правовое обоснование. Эти ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная - три основные формы публично-властной деятельности государства. Деление государственной власти именно на эти три ветви является гарантией прав, свобод, безопасности человека. Вместе с тем, это деление обусловлено целесообразностью и логикой государственного управления.

Теория разделения властей была разработана и описана Шарлем Монтескье (1689-1755). Значительный вклад в её создание внес Джон Локк. «В каждом государстве, - писал Ш. Монтескье, есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, выдающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского».8 Эта формулировка несколько отличается от привычной нам, но сам автор далее поясняет, что первая власть призвана издавать законы, вторая ведает внешними сношениями, а посредством функционирования третьей караются преступники и разрешаются столкновения между частными лицами. Иначе, эту власть можно именовать судебной. Характеризуя концепцию разделения властей, необходимо помнить, что идея разделения властей была выдвинута как требование прежде всего против засилья королевского единовластия.9 Поэтому необходимо различать такие понятия, как «единство власти», например, с позиций её источника (народа,) и единовластие, как форму правления, как авторитаризм, как произвол власти, против которого, собственно и была направлена теория разделения властей».10

Осуществление функций законодательной, исполнительной и судебной власти не может быть соединено в одном лице или учреждении. Разделение властей означает, что органы исполнительной власти не вправе заниматься законотворчеством, то есть издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Нормативные акты, исходящие от них, имеют подзаконный характер. В то же время законодательный орган не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных органов, не вправе осуществлять правоприменение, издавать индивидуально-правовые акты.

Недопустимо также соединение законодательной и судебной власти. В этом случае законодатель получит возможность издавать такие законы, которые ему необходимы как судебному органу. Соединение судебной и исполнительной власти грозит соединением правосудия и принуждения, и тогда ни о каком правосудии речи идти не может.

Принцип разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. К элементам этой системы относятся: право вето на законопроекты, право роспуска парламента, порядок формирования правительства, право импичмента высших должностных лиц, участие законодательной власти в формировании правительства, право конституционного или иных судов давать правовую оценку принятым законам.

Законодательная власть принимает законы, то есть вырабатывает общие принципы общественной и государственной жизни в том числе правила, определяющие меру свободы человека, меры по обеспечению этой свободы, безопасности, собственности.

Исполнительная власть призвана воплощать законы в жизнь, осуществлять ежедневное управление, кроме того, принуждение также реализуется исполнительной властью.

Судебная власть разрешает споры, устанавливает права и обязанности на субъектов, применяет санкции за нарушение правовых норм.

Характеризуя разделение властей. Следует отметить, что не бывает власти президентской, как бы стоящей вне этого разделения. Иначе говоря, если проводить принцип разделения властей, то невозможно ставить в один ряд , например, власть исполнительную и президентскую. Президентская власть - это власть исполнительная, признание другого означает отказ от реализации принципа разделения властей.

Вместе с тем, следует признать, что принцип разделения властей претерпел значительные изменения, хотя основополагающей остается идея о недопустимости концентрации власти в одних руках. Современные ученые правоведы и политики предлагают свои новые способы разделения властей, свои трактовки «классического» варианта. Считается, что демонополизация власти может обеспечиваться и посредством её рассредоточения между центром и составляющими государство территориями. В этом смысл теории так называемого территориального разделения власти, в отличие от институционального.

Кроме того, возможен вариант - рассредоточение власти между партиями, попеременно находящимися у власти. В этом случае официальная оппозиция будет постоянно контролировать правящую партию, подвергая её и заставляя отчитываться перед обществом.

Конституционные доктрины ряда стран исходят из большего, чем три ветви власти. Дополнительно фигурируют избирательная власть, контрольная власть, политическая власть и другие. Называют также власть прессы.

Конечно, принцип разделения властей - это не панацея, спасающая от всех бед. Его действенность зависит от многих исторических слагаемых. В то же время, совершенно очевидно, что построение и функционирование демократического механизма власти без применения принципа разделения властей невозможно.11



1 Радько Т.Н. Механизм государства. М. 2002.

2 Там жею С. 5.

3 Там же.

4 Там же. С.6

5 Там же. С.6

6 Подробнее о принципах см. Радько Т.Н. Указ. Соч.. С. 43-50.

7 Старилов Ю.Н. Розенфельд В.Г. К вопросу о понятии и правовом статусе должностного лица // Правовая наука и реформа юридического образования / Сборник научных трудов Вып. 10. 1999.

8 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М. 1955. С. 290.

9 Радько Т.Н. Указ. Соч. С. 11.

10 Там же.

11 Т.Н. Радько указывает на слабые стороны теории разделения

властей. С. 11-13.

Похожие:

Vii. Механизм государства iconVii. Механизм государства
Понятие и структура механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Vii. Механизм государства iconТема №1 государство. Понятие и признаки государства. Механизм государства
По данным науки, наша планета образовалась примерно 4-5 млрд лет назад. Человек — разумный — появился 40 тысяч лет назад. Первые...
Vii. Механизм государства iconОбщая характеристика органов государственного управления
Механизм государства – система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление и...
Vii. Механизм государства iconТеории происхождения государства
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят...
Vii. Механизм государства iconРеформирование бюджетной сферы в российской федерации
Действовавший в течение многих десятилетий механизм управления общественными финансами в нашей стране в целом обеспечивал централизацию...
Vii. Механизм государства iconТема Финансы и финансовая деятельность государства Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы
Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи. Принципы, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства....
Vii. Механизм государства iconVii. Безопасность туризма Статья 14. Обеспечение безопасности туризма
Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при...
Vii. Механизм государства iconУчебное пособие по подготовке бакалавров по направлению
Охватывает определенную часть социального партнерства. Корпоративная модель социального государства предполагает механизм ответственности...
Vii. Механизм государства iconВзаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство
В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права
Vii. Механизм государства iconVii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Россия – XXI век: тихоокеанский вектор»
Приглашаем Вас принять участие в VII всероссийской научно-практической конференции, которая пройдет в кампусе двфу на о. Русский...
Vii. Механизм государства iconАрхитектура Древней Греции. Период архаики. VII — VI вв до н э
О древнейшем периоде эллинского зодчества — эпохе архаики, охватывающей VII — VI вв до н э., мы можем судить почти исключительно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы