Выполнено: Ученик 5\"А\" класса icon

Выполнено: Ученик 5"А" класса


Скачать 43.25 Kb.
НазваниеВыполнено: Ученик 5"А" класса
Размер43.25 Kb.
ТипДоклад



Доклад


"Мир и Добро"


Выполнено:

Ученик 5"А" класса

Давыдов Олег Павлович

Проверено:

Учитель природоведения

Федорова Ирина Владимировна.


г. Екатеринбург

2013 г.


Мир добро




ДОБРО И ЗЛО. Я хочу начать с добра - в каждом человеке есть добро и зло .Только в кино бывают люди которые не совершали зла в своей жизни зла , но нет таких людей на земле в каждом человеке есть зло .Вечная проблема добра и зла сегодня представляется очень актуальной в российском гуманитарном дискурсе. Связано это в первую очередь с тем, что не только политическая элита страны, но и значительная часть ее научного и экспертного сообщества постепенно впадают в этический релятивизм. […] На наш взгляд, превалирование такого типа взглядов в российской интеллектуальной элите может привести страну к еще большему кризису, нежели тот, в котором она пребывает на данный момент. Причем речь идет не столько о духовной деградации народа, сколько об опасности попадания в своего рода «эволюционный» тупик государственного развития.


Для того чтобы обосновать изложенный выше тезис, нам необходимо в первую очередь решить задачу теоретико-методологического раскрытия ключевых для исследования категорий – «добро», «зло», «воплощение добра», «воплощение зла». Наш подход к определению этих понятий в целом укладывается в рамки наиболее развитого течения в аналитической этике – этического объективизма. Действительно, сегодня эксперименты на стыке психологии, физики и нейрологии наносят серьезный удар по нравственному релятивизму, убедительно свидетельствуя в пользу реального, фиксируемого на различных уровнях существования этических норм. Так, например, в середине 1990-х гг. двумя российскими учеными – В.И. Ставицким и И.В. Прохорцевым – было установлено, что информация о нравственном настрое человека может быть отражена в энергетической модуляции электрического сигнала.


В экспериментах, проведенных с помощью прибора «Психрограф», было выявлено, что мысленная ориентация человека на «добродетельные» состояния вызывает рост фиксируемого потенциала поля, а на негативные – его падение. А в январе 2012 г. в ходе экспериментов, проводимых под патронажем Управления научных исследований ВМС США, была обнаружена особая область головного мозга, отвечающая за обработку таких глубоких убеждений человека, как религия, национальная идентичность и этический кодекс.


Однако в то время как для большинства ученых-объективистов достаточным является факт признания реального (либо трансцендентного, либо естественного посюстороннего) существования добра и зла, мы ставим перед собой цель не только доказать абсолютность этих понятий, но и определить четкий критерий, позволяющий разграничивать добро и зло. Итак, что есть добро и что есть зло? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, следует искать в решении другой фундаментальной задачи: что есть человек?


I. Что есть человек?


Даже в бытовом понимании категории добра и зла неотделимы от человека. Невозможно представить себе их наличие в мире, из которого мы в качестве мыслительного эксперимента уберем всех людей. Даже общепринятое в утилитарном подходе к нравственности понятие физического зла (землетрясения, цунами и т. п.) требует наличия человека в качестве объекта, благополучию которого вышеупомянутые явления приносят ощутимый вред. Поэтому, прежде чем раскрыть ключевые для исследования дефиниции «добра» и «зла», необходимо определиться с тем, что мы понимаем под человеком.


В общефилософском смысле человек есть некая сущность, т. е. нечто самодостаточное, устойчивое и отличное от всех прочих сущностей. Сущность – данность, материальное проявление предмета, процесса, явления, которое характеризуется устойчивыми, воспроизводимыми и классообразующими особенностями, отличающими эту сущность от иной. Сущность неотделима от собственных устойчивых и отличительных свойств, которые далее мы будем называть сущностными признаками.


Набор сущностных признаков формируется по двум ключевым принципам: необходимости и достаточности, т. е. наличие каждого из выделяемых сущностных признаков является непреложным условием для наличия самой сущности: СП ≠ 0.Исходя из вышесказанного, можно представить наш вопрос о том, что такое человек, в виде конкретной исследовательской задачи, а именно – определения набора сущностных признаков, характеризующих человека.


II. Сущностные признаки человека


Расположив человека на шкале биоэволюции, границы между этапами которой в действительности (и это подтверждается многочисленными экспериментами биопсихологов) не являются жесткими, мы обнаружим, что часть классообразующих для человека признаков роднит его с другими сущностями.


Наиболее очевидным из этих признаков является принадлежность человека к формам живой природы. Однако для нас более значимым является определение тех сущностных признаков, которые отличают человека от других форм жизни (в том числе высокоорганизованных животных, включая человекоподобных обезьян и т. п.). Ключевую роль в этом отношении наука традиционно отдает сознанию.


Под сознанием обычно понимают этап развития психики, в рамках которого становится возможным отражение действительности в ее отделенности от биологических потребностей субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. Иными словами, в то время как для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности, а значит отражается им лишь теми своими сторонами и свойствами, которые связаны с удовлетворением этих потребностей, человек способен не только сознавать действительность объективно, но и мыслить (на более высоких стадиях своего развития как вида).


Мышлением в собственном значении слова мы называем процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Основными следствиями выделения в сознании человека отражаемой реальности как объективной являются:


− выделение в качестве другой своей стороны мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения;

− появление человеческой деятельности, которая, в отличие от поведения животных, является не инстинктивно-биологической реакцией на изменения среды, а специфическим процессом, выражающим активное отношение субъекта к действительности.


Возвращаясь к нашей исследовательской задаче, следует задаться вопросом: отвечают ли найденные признаки (бытийность человека в форме жизни и наличие сознания) не только критерию необходимости, но и критерию достаточности для того, чтобы охарактеризовать человека как сущность. На первый взгляд представляется, что ответ должен быть утвердительным. Действительно, до сих пор наукой не зафиксировано наличие иного вида живых существ, обладающих сознанием (и тем более – мышлением); следовательно, всякая сущность, у которой имеются обозначенные сущностные признаки, с точки зрения формальной логики должна признаваться человеком (а не высшим млекопитающим – например, человекоподобной обезьяной).


Однако в отношении данной системы утверждений нам представляется необходимым сделать пару ремарок. Во-первых, отталкиваясь от традиционного понимания сознания как возможности для отражения действительности определенным образом, т. е. некоего потенциала, следует иметь в виду вероятность того, что этот потенциал может быть как раскрыт, так и абсолютно не развит у конкретного индивида. Ярким примером последнего являются не единожды фиксируемые наукой случаи «Маугли», т. е. истории человеческих особей, воспитанных зверьми в диких условиях и оказавшихся неспособными развить свою психику до уровня человеческого сознания после помещения в социальную среду, несмотря на значительные усилия, направленные на их воспитание и обучение.


Эти случаи находят в науке вполне удовлетворительное объяснение, согласно которому каждый индивид (в качестве представителя человечества как вида) получает и развивает свои специфические человеческие способности (сущностные признаки) в процессе социализации и накопления индивидуального человеческого опыта. Иными словами, по отношению к исконно человеческим психологическим новообразованиям «наследственные, прирожденные механизмы и процессы являются лишь необходимыми внутренними (субъективными) условиями, делающими возможным их возникновение; но они не определяют ни их состава, ни их специфического качества».


То есть человеком не рождаются, а становятся по мере усвоения человеческих способностей и функций в рамках процесса социализации.


Возвращаясь к случаям «Маугли», следует признать, что отсутствие своевременной социализации, повлекшее за собой их неспособность в дальнейшем развить свою психику до уровня человеческого сознания и мышления, вынуждает нас утверждать, что «Маугли» несмотря на свое человеческое происхождение, не могут вполне признаваться людьми с точки зрения категориального понимания этого слова.


Здесь же следует дать вторую ремарку к ответу на вопрос о том, являются ли жизнь и наличие сознания достаточными сущностными признаками человека. А именно, помимо крайне редких (в процентном отношении ко всему человечеству) случаев Маугли существуют гораздо более многочисленные примеры людей, которые, несмотря на успешное усвоение норм человеческого общежития, своими поступками демонстрируют, что во многих отношениях их восприятие и отношение к действительности напрямую подчиняются их биологическим потребностям. Конечно, мы не вправе отказывать этим людям в том, чтобы считать их людьми (а не представителями иного вида живых существ), однако это позволяет поставить наш исходный вопрос в несколько иной форме.


Если границы между людьми и не-людьми (например, обычным человеком и Маугли) являются достаточно размытыми (т. е. могут существовать не-люди человеческого происхождения), а переход от животного к человеку оказывается плавным (т. е. существуют люди в большей или меньшей степени приближенные к животным по своим признакам), то, очевидно, должен существовать противоположный животному состоянию полюс, на котором сущностные человеческие признаки являются максимально выраженными. Что же это за полюс, и какими свойствами он характеризуется?


III. Категориальный человек


Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо вновь вернуться к методологической части исследования, а именно – к понятию сущность. Выше мы уже говорили о том, что сущность представляет собой конъюнкцию (произведение) мер сущностных признаков. Это подразумевает не только необходимость фактического наличия каждого сущностного признака (СП≠0) для фиксации сущности, но и такое парадоксальное свойство сущностных признаков, которое можно выразить словами «чем больше, тем лучше».


Иными словами, чем больше количественное значение меры всех сущностных признаков (в идеале стремится к бесконечности), тем легче и надежней наблюдатель может выявить сущность. Отсюда следует, что идеальная категория (в нашем случае – категориальный человек) характеризуется максимальным выражением всех сущностных признаков.


Выходит, что если на одном из полюсов развития человека (в качестве человека) будет находиться биочеловек (человек, максимально приближенный к животному), то на другом будет находиться человек категориальный (в котором в максимально возможной степени выражены все сущностные признаки человека).


Однако мы ответили лишь на первую часть вопроса – какой полюс противоположен животному полюсу человеческого развития. Остается определить, какими признаками характеризуется этот полюс. Из вышесказанного становится очевидным, что бытийность в форме жизни и наличие сознания (как потенциала) в данном случае не являются достаточными.


Следуя предшествующей логике изложения, можно утверждать следующее:


− категориальный человек должен обладать признаками, означающими максимальную степень выраженности сознания, т. е. по своим характеристикам отстоять как можно дальше от животных с их инстинктивным поведением и биологически-потребительским отношением к окружающей действительности;

− как последний из фиксируемых нами на данный момент этапов эволюции природы, категориальный человек должен обладать набольшей бытийной способностью (т. е. способностью самосохраняться в своей идентичности) по сравнению с предшествующими этапами;

− и, наконец, сущностные признаки, отличающие категориального человека, должны фиксироваться в его деятельности, поскольку, согласно нашему представлению, именно благодаря усложнению деятельности в процессе эволюции появилась возможность и необходимость изменения органов и функций живых существ, которая вела к возникновению более высоких форм психического отражения. Иными словами, сущностные признаки категориального человека должны отвечать двум основным требованиям:

− максимально отличать его от животных – как с точки зрения его сознания, так и с точки зрения его деятельности;

− увеличивать его жизнеспособность по сравнению с предшествующими формами жизни.


Исходя из этих требований, представляется, что наилучшей формой выражения признаков категориального человека являются ценности; но не просто ценности, а ценности-мотиваторы, т. е. критически важные характеристики объекта человеческой деятельности, выраженные в трех ипостасях:


− в мнении (суждении, мировоззренческой установке);

− в намерении (устремленности к действию);

− и, наконец, в действии.


IV. Сущностные признаки категориального человека: ценности-мотиваторы


Каково же содержательное наполнение этих ценностей-мотиваторов? Для его выяснения независимо друг от друга в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования было применено три основных метода. Первый представлял собой аксиоматическое номинирование ценностей-мотиваторов категориального человека в соответствии с выявленными к ним требованиями.


Второй – историко-сравнительный метод – основывался на гипотезе о том, что в истории человеческой мысли должны существовать исторически и географически инвариантные представления о категориальном человеке и его сущностных признаках (ценностях-мотиваторах). Источниковой базой для исследования послужили тексты священных писаний основных религий – в силу их несомненного авторитета и приоритета в качестве свода ценностей, а также труды ряда этических школ. И, наконец, третий метод сводился к систематизации и анализу данных акмеологии с точки зрения интересующих нас критериев.


Следует отметить, что сравнение результатов, полученных тремя различными методами, дало нам картину, позволяющую подтвердить истинность нашей исходной гипотезы. Несмотря на незначительные количественные и стилистические различия в трех полученных независимым образом списках ценностей, все они характеризовались содержательным единством, что позволило нам провести дальнейшую работу по их корректировке и сведению в один конечный список. Он представлен ниже в виде пар, где в скобках указаны соответствующие состояния, при которых номинированная ценность-мотиватор как бы отсутствует:


1. Стремление к совершенству (уныние, равнодушие).

2. Потребность в творчестве и созидании (рутинность сознания).

3. Гибкость сознания и готовность к переменам (ригидность сознания, консерватизм).

4. Милосердие, отказ от насилия (агрессия, пренебрежение человеческой жизнью).

5. Любовь, гуманность (безразличие к ближнему).

6. Терпимость (нетерпимость, неприятие иного).

7. Самообладание, умеренность (гедонистическая и аффективная невоздержанность).

8. Приоритет духовного над материальным (алчность).

9. Усердие (ленность, праздность).

10. Благоразумие (легкомыслие).

11. Искренность (ложь).

12. Служение людям, социальность, альтруизм (индивидуализм).


Здесь представляется важным подчеркнуть одну деталь, а именно: этим списком мы выводим человека за грань его биологической обусловленности, в пространство воли. Христианским эквивалентом этому может послужить учение о свободе выбора, дарованной Богом человеку, в том числе свободе выбора между добром и злом.

МИР




мир 1. м. 1) Вселенная в ее совокупности; система ~оздания как целое. 2) Отдельная часть Вселенной; планета. 3) а) Земной шар, Земля со всем существующим на ней. б) Люди, населяющие Землю. в) Действительность, бытие с точки зрения порядка, строя жизни на Земле. 4) а) перен. Какая-л. сфера, область явлений в природе. б) Совокупность явлений, предметов, окружающих человека. 5) перен. Определенный круг явлений психической жизни (чувств, переживаний, представлений и т.п.). 6) перен. Человеческое общество, объединенное по социальным, культурно-историческим, этнографическим и т.п. признакам. 7) перен. Определенная общественная среда; круг людей, объединенных общностью профессий, занятий, интересов и т.п. 8) Земля как место - по религиозным представлениям - жизни человека до его смерти. 9) перен. Жизнь ~ян, светская жизнь (в отличие от монастырской жизни). 2. м. 1) а) Дружеские отношения между кем-л., отсутствие разногласий, вражды; согласие. б) Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами или народами. 2) Тишина, покой, спокойствие. 3) Соглашение между воюющими сторонами о прекращении войны.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "МИР"


, см. мирить. | Растение мир, Chenopodium bothrys, душистая лебеда, кудрявец.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "МИР"


, (мiръ) м. вселенная; вещество в пространстве и сила во времени (Хомяков). | Одна из земель вселенной; особ. | наша земля, земной шар, свет; | все люди, весь свет, род человеческий; | община, общество крестьян; | сходка. В последнем знач. мир бывает сельский и волостной. Класть на миру, давать приговор на сходке; на сельском миру бывает по мужику от дыма, на волостном миру или кругу по два хозяина от сотни. Миры, земли, планеты. Встарь считали годы от сотворения мира, нашей земли. Идти в мир или по миру, с сумою. На миру и смерть красна, на людях. Жить в миру, в мирских заботах, в суетности; вообще в свете; противопол. жизнь духовная, монашеская. Мир, Бог на помочь! оклик бурлаков. Волгою, при встрече судов; ответ: Вам Бог на-помочь! Мир волна. Мир золотая гора. В мире, что в море. В мире, что в омуте (ни дна, ни покрышки). Мир во зле (во лжи). На что мир ни зинет, то и гинет, о зависти. Глупый разум по-меру пускает.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "МИР"


мира, мн. нет, м. 1. Дружеские согласные отношения между кем-н., отсутствие разногласий, вражды или ссоры. Жить в мире с кем-н. Худой мир лучше доброй ссоры. Пословица. Нарушить мир в семъе. ? Отсутствие войны, вооруженной борьбы в международных отношениях. Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира. Сталин. Международный мир. Мир неделим. Иллюзия социального мира. 2. Тишина, покой, спокойствие. В душе мир и спокойствие. Прости, беспечный мир полей. Пушкин. , мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. ? Вся жизнь в бесконечности; всё, что Есть во вселенной. Хочется обнять весь мир от радости. Крылатою мыслью он мир облетел. Баратынский (о Гете). 2. Отдельная часть мироздания, вселенной; планета (книжн., поэт.). Бесконечность миров. Он умер..., но дел его объем превысил жизнь, и откровения его мирам мы понесем! Брюсов (о Ленине). 3. только ед. Какаян. отдельная сфера жизни или область предметов, явлений (книжн.). Звездный мир. Неорганический мир. Мир растений. Мир животных. Мир детской души. Чувственный мир. Умопостигаемый мир (термин кантовской философии). ? перен. Какой-н. отдельный круг или область понятий, чувств, переживаний, представлений (книжн, поэт.). Мир красок. Мир звуков. Есть целый мир в душе твоей таинственно-волшебных дум. Тютчев. В мире грез и сновидений. Чтенью предалася Татьяна жадною душой; и ей открылся мир иной. Пушкин. ? Одна из двух сфер бытия (реальное 4. земной шар вместе со всем существующим на нем; то же, что свет 2,...Конституция СССР является единственной в мире до конца демократической конституцией. Сталин. Живого социализма слова над миром зажглись впервые. Маяковский. Известие облетело весь мир. Он объездил почти весь мир. Первый в мире по своей мощности завод. ? Действительность, бытие с точки зрения порядка, строя жизни на земле (книжн.). Мы наш, мы новый мир построим. ''Интернационал''. Мир новый, общий океан, растет из бурь октябрьских. Брюсов. 5. собир., только ед. Люди, население земного шара. На нас весь мир смотрит. - голому рубашка. пословица. Мир за себя постоит. ? Сходка членов сельской общины (истор.). Созвать мир. Мир решил жаловаться. На миру и смерть красна (пословица) - не страшно умереть на людях, в кругу своих. Пустить по миру (разг.) - разорить, заставить нищенствовать. Пойти по миру (разг.) - обеднев, начать побираться. Ходить по миру (разг.) - нищенствовать. Не от мира сего - 1) принадлежащий не здешней, не земной действительности (книжн, устар.; евангельское выражение); 2) перен., говорится о человеке, не приспособленном к реальной жизни, мечтателе (разг.). Всем миром (разг.) - все сообща, скопом (первонач. о крестьянах, см. выше, 8 знач,).

Как ни странно, не существует общепринятого и ясного определения материального и идеального. Насколько я помню определение В.И. Ленина, материально все то, что дано нам в ощущениях. Однако и само это определение весьма расплывчато, да и ощущения могут быть субъективны. Кроме того, это определение ничего не говорит о материи в отсутствие ощущающих субъектов во Вселенной. Впрочем, такое определение очень близко к интуитивному бытовому пониманию: "материальное” можно каким-то образом "пощупать”...


Недавно мне довелось услышать такое определение: материально все то, что состоит из частиц. Однако возникают следующие вопросы: что такое частица, как быть с полями, и т.д.


Можно попытаться определить материальное через способность к взаимодействию в смысле обмена энергией и импульсом. Как мне кажется, это - шаг в правильном направлении, но я предлагаю начать с еще более фундаментального уровня. По всей видимости, наиболее полное определение материальности должно быть связано с наличием у объекта пространственновременных характеристик, которые, в свою очередь, как правило (но, как мы увидим позже, не всегда), влекут за собой наличие импульса и энергии и возможность взаимодействия с другими материальными объектами.


В самом деле, физическое описание любой материальной системы (будь то частица, поле или что-либо еще) начинается с записи основного уравнения, куда входят канонически сопряженные переменные - координаты и импульсы, время и энергия.


В своей публикации я отмечал, что все материальные объекты именно потому являются элементами универсального пространственновременного "сообщества” во Вселенной, что состоят из квантовых "кирпичиков” (электронов и пр.), каждый из которых характеризуется волной де Бройля. Ее длина порождает "встроенную” линейку этого кирпичика, а ее период - "встроенные часы”, поэтому соответствующий кирпичик входит в пространственно-временное сообщество так же, как каждый носитель языка входит в соответствующее лингвистическре сообщество, а каждый. обладатель произвольной суммы денег - в экономическое сообщество.


Далее я хотел бы остановиться еще на одном нетривиальном обстоятельстве. Дело в том, что в современной физике допускается идея о возможном существовании иных Вселенных, отличных от нашей. Каждая такая Вселенная существует в независимом пространственно-временном воплощении, так что вряд ли возможно сопоставлять пространственно-временные характеристики различных Вселенных. Тем не менее представляется, что все такие воплощения (возможно, совсем не похожие одно на другое) следовало бы также отнести к материальным сущностям.

Похожие:

Выполнено: Ученик 5\"А\" класса iconВыполнено: Ученик 5"А" класса
Причем речь идет не столько о духовной деградации народа, сколько об опасности попадания в своего рода «эволюционный» тупик государственного...
Выполнено: Ученик 5\"А\" класса iconПодготовил: ученик 10-а класса

Выполнено: Ученик 5\"А\" класса iconИнтарсия ученик 7 «Б» класса, Павел Подобный

Выполнено: Ученик 5\"А\" класса iconПрактическая работа по профподготовке по профессии «курьер» Ученик 10 «Г» класса Юдин Николай Старый Оскол
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных...
Выполнено: Ученик 5\"А\" класса iconУченик 10-а класса
Но чем сложнее изделие, тем интереснее, тем глубже удовлетворение от победы над собой. Изученный материал по курсу, математики, истории,...
Выполнено: Ученик 5\"А\" класса iconАнтон Павлович Чехов Детвора.0 — создание fb2 Ego
Играют дети на деньги. Ставка — копейка. Условие: если кто смошенничает, того немедленно вон. В столовой, кроме играющих, нет никого....
Выполнено: Ученик 5\"А\" класса iconТомас Пинчон выкрикивается лот 49 Занимательная «энтропология» Томаса Пинчона
«Неторопливый ученик» («Ученик-тугодум») и выпустил в свет только в 1984 г., уже будучи автором трех знаменитых романов и если не...
Выполнено: Ученик 5\"А\" класса iconДжозеф Дилейни Ученик Ведьмака (Ученик Ведьмака – 1)
После битвы вершину снова покрыло льдом, а когда он сошел, изменились все названия городов, долин и даже очертания холмов. Сейчас...
Выполнено: Ученик 5\"А\" класса iconБуква d d7-class / Боевой крейсер класса D7
Рабочая лошадка Клингонского Флота в 60-х годах XXIII века. Этот звездолет является предшественником класса K't'inga
Выполнено: Ученик 5\"А\" класса icon4. Виртуальные функции Указатели на производные классы
В этой короткой программе показано, как указатель базового класса может использоваться для доступа к объекту производного класса
Выполнено: Ученик 5\"А\" класса iconПоложение о муниципальном этапе всероссийского конкурса старшеклассников общеобразовательных учреждений "Ученик года 2013"
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи муниципального этапа всероссийского конкурса старшеклассников общеобразовательных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы