ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ icon

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


НазваниеВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
страница1/21
М.А.Якунчева
Размер1.33 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
7968da.gif" ALIGN=LEFT HSPACE=12>



ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ


Под редакцией М.А.Якунчева УЧЕБНИК


Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Биология» и специальности «Биология»


academ'a

Москва

Издательский центр «Академия» 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ


В условиях преобразования работы общеобразова­тельной школы усложняются профессиональные функ­ции учителя. В практику обучения вводятся новые курсы, разрабатываются оригинальные программы и методические материалы. У учителя появилась возмож­ность не следовать строгим дидактическим предписа­ниям, а ориентироваться на творческий подход к орга­низации процесса обучения. Однако при этом он дол­жен уметь грамотно выбирать программы и учебники из нескольких альтернативных вариантов, оценивать их достоинства и недостатки с позиций теории мето­дики преподавания своего предмета, а в исключитель­ных случаях разрабатывать собственные программы и учебные пособия к ним.

В создавшейся ситуации остро встает вопрос о ме­тодическом мастерстве и способности учителя нестан­дартно подходить к организации процесса обучения. Такой подход, несомненно, требует от него глубоких и прочных знаний методики преподавания своего пред­мета и одновременно большого искусства в организа­ции деятельности учащихся.

Данный учебник раскрывает основы методики пре­подавания биологии как одной из отраслей педагоги­ческих наук. В нем с современных позиций изложены цели биологического образования, изменения, проис­ходящие в его содержании и структуре, формы, мето­ды и средства оптимального обучения учащихся. Учеб­ник включает десять глав, в которых отражены как классические методические положения, так и новые подходы к преподаванию биологии. Они раскрывают аспекты личностно-ориентированного, гуманитарно­го, ценностного и культурологического подходов к организации образовательного процесса. Содержание учебника построено таким образом, что позволяет учи­телю биологии разобраться в проблемах преподавания предмета — уметь обосновывать выбор программ, оп­ределять их достоинства и недостатки, отбирать фор­мы, методы и средства обучения, создавать поурочные и тематические планы и др.

Авторы полагают, что содержание учебника, адре­сованное студентам педагогических специальностей классических университетов, а также начинающим учителям, поможет им в меняющихся условиях рабо­ты школы приобрести новые профессиональные ка­чества и выработать необходимые методические уме­ния. В связи с этим в учебнике наряду с традицион­ными классическими положениями методики препо­давания биологии представлены материалы о вкладе школьной биологии в формирование личности уча­щегося.

Учебник подготовлен на основе многолетней педа­гогической и научной работы авторов в школе и вузе, а также по результатам диссертационных исследова­ний аспирантов и дипломных работ студентов по об­щей педагогике, теории и методике обучения и вос­питания (биология).


Глава 1

^ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА


1.1. Методика преподавания биологии как наука


Ключевые понятия. Методика преподавания биологии как наука; цели, предмет и объект методики преподавания биологии; методы и логика исследования в методике.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение методики преподавания биологии как науки. 2. Характеризовать цели, объект, предмет и методы исследования методики преподавания биоло­гии. 3. Знать последовательность выполнения научного исследования по методике преподавания биологии и использовать ее в учебной ситуации.

Каждый учебный предмет имеет свои особенности в педагоги­ческом воздействии на личность, в организации учебной деятель­ности, в формах, методах и средствах обучения. Особенности пре­подавания биологии связаны с познанием живых объектов — их структур, функций, взаимоотношений с факторами среды, эво­люционных изменений, а также способов сохранения для дли­тельного существования биосферы и общества. При этом важно реализовать экологическую, здоровьесберегающую и гигиениче­скую направленности организации научной и практической рабо­ты с использованием приоритетных методов — наблюдения, экс­перимента, описания, объяснения, моделирования и проектиро­вания. Следовательно, личность учащихся формируется на осно­ве восприятия, анализа, осмысления, оценки состояния и преоб­разования объектов живой природы. Возникает вопрос о сути методики преподавания биологии как науки.

По мнению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской (1983), мето­дика преподавания биологии изучает систему процесса обучения и воспитания учащихся, обусловленного особенностями школь­ного предмета. Стало быть, она ориентирована на получение объек­тивно нового знания, возникающего и обобщаемого в ходе и ре­зультате выполняемого методического исследования. Анализ со­держания методики преподавания биологии как научной области приводит к выводу о том, что она призвана ответить на вопросы: «Кого учить?», «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». Ответ на первый вопрос требует указания на возраст, с которого следует знакомить учащихся с элементарными представлениями о живых объектах, обучать систематическому курсу биологии и осуществлять профилизацию биологического образования. Воп­рос «Чему учить?» предполагает определение содержания биоло­гического образования — знаний в виде сведений, фактов, поня­тий, закономерностей, теорий и учений, интеллектуальных и прак­тических умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности. Ответ на вопрос «Как учить?» связан с выражением форм, методов и средств обучения биологии. И наконец, вопрос «Зачем учить?» требует от исследователей выяснения целей и за­дач обучения биологии.

Представление о методике преподавания биологии как науке будет более отчетливым, если выразить такие важные ее призна­ки, как цели, объект, предмет, методы и логика исследования.

^ С учетом современного состояния методической науки глав­ными целями методики преподавания биологии являются следу­ющие:

определение значения данного предмета в системе общего образования и его влияния на формирование у выпускников об­щеобразовательных учреждений культуры отношения к объектам живой природы;

разработка содержания биологического материала в соответ­ствии с Государственными образовательными стандартами, опти­мальное его отражение в школьных программах и учебниках с проверкой в практике преподавания предмета;

выяснение последовательности изучения определенного со­держания в различных общеобразовательных учреждениях — шко­лах, гимназиях, лицеях;

поиск новых форм, методов, приемов и средств эффектив­ного усвоения биологического материала.

^ Вопросы для актуализации материала. Вспомните и выразите цели дидактики. Как они соотносятся с целями методики преподавания био­логии?

Объект науки в общем виде представляется как часть действи­тельности, с которой имеет дело исследователь. Объект методики, очевидно, лежит в области целенаправленного образовательного процесса, охватывающего теорию и практику, содержание и прин­ципы, сложившиеся и возникающие новые формы, методы и сред­ства деятельности учителей и учащихся. Объект ориентирует ис­следователя на более полное и всестороннее отражение нового знания. К сожалению, в большинстве источников по общей мето­дике преподавания биологии объект не указывается совсем. Од­нако И.Д.Зверев (1978) в качестве объекта называет процесс обу­чения биологии, а И. Н. Пономарева с соавт. (2003) — учебно­воспитательный (образовательный) процесс, связанный с биоло­гией как с учебным предметом. Авторы пособий по другим пред­метным методикам также считают процесс обучения предмету объектом соответствующей области. Возникает вопрос: «Что же является объектом изучения методики преподавания биологии?». Для получения ответа на поставленный вопрос обратимся к умо­заключениям признанных отечественных педагогов В.В.Краев-ского и И.Я.Лернера (1989, с. 54). По их мнению, обучением на­зывают «особую коллективную социальную деятельность по орга­низации ускоренного усвоения молодым поколением накоплен­ного общественного опыта, воплощенного в соответствии с соци­альным заказом в содержании образования». Под обучением под­разумевают «целенаправленную последовательную смену учебных задач и изменение всех элементов обучения, происходящее по объективным законам и имеющее своим результатом формирова­ние свойств обучаемых в результате их деятельности по усвоению содержания социального опыта». В этих суждениях обнаружива­ется заданность содержания образования, а потому целеполага-ние, отбор и конструирование содержания вряд ли можно считать проблемами, относящимися только к категориям «обучение» и «процесс обучения».

Следовательно, в качестве объекта методики преподавания био­логии должны выступать обучение биологии, биологическое об­разование, воспитание. Утверждение о том, что объектом методи­ки преподавания биологии является процесс обучения биологии, можно считать правильным только при том условии, если пере­чень функций обучения будет расширен. Традиционные образо­вательная, воспитательная и развивающая функции должны до­полняться эвристической, информационной, корректирующей, контрольной, оценочной и гуманистической функциями.

Как видим, объект методики преподавания биологии сложный. Известно, что для изучения сложных явлений в науке используют системный метод. Его суть заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Этот метод позволяет выявить общие системные свойства и качественные характерис­тики, составляющие совокупность отдельных элементов.

^ Вопросы для актуализации материала. 1. Просмотрите по учебни­ку педагогики раздел дидактики. Что является объектом ее изучения? 2. Отличается ли объект изучения дидактики от объекта методики пре­подавания биологии? Да? Нет? Почему? Как?

Теперь возникает вопрос о предмете методики преподавания биологии. Ясно, что в качестве такового должны выступать от­дельные стороны, аспекты и точки зрения, с которых исследова­тель познает целостный объект, выделяя при этом его существенные признаки. По сути, предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект. В качестве предмета методики препо­давания биологии н. М.верзилин и в.м.корсунская (1983) оп­ределяют систему процесса обучения и воспитания, обусловлен­ного содержанием учебного предмета, методами, формами и сред­ствами. И.н.пономарева с соавт. (2003) утверждает, что предме­том методики преподавания биологии являются цели и содержа­ние образовательного процесса, методы, средства и формы обуче­ния,

воспитания и развития учащихся. Поддерживая их мнение и опираясь на работы г.и.саранцева (1999, 2001), можно уточнить предмет методики преподавания биологии. В качестве такового должна выступать идеализация объекта, его мысленное представ­ление в сознании исследователя. Подобной идеализацией, моде­лью объекта в данном случае является методическая система. Именно она охватывает наиболее важные элементы исследуемого объекта и позволяет выявлять закономерные отношения между ними для организации качественной биологической подготовки учащихся. Модель методической системы биологической подго­товки учащихся представлена на рис. 1.1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconГод рождения: какое у вас образование
Высшее профессиональное (в том числе два и более высших образования; аспирантура, ординатура; ученая степень)
ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconГод рождения: какое у вас образование
Высшее профессиональное (в том числе два и более высших образования; аспирантура, ординатура; ученая степень)
ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconКвалификационные требования
Образование: высшее техническое (предпочтительно), высшее экономическое. Наличие ученой степени либо зарубежное образование (на уровне...
ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconАналитическая справка по работе онпо и ппо за 1 квартал 2013 года
Фсин россии, 5 их филиалов, которые осуществляют начальное профессиональное образование осужденных по 51 профессии, а так же 2 профессиональных...
ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconПостановление От 18 ноября 2011 г. N 945 о порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования правительство Российской Федерации постановляет
Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов на совершенствование...
ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Охватывает наиболее важные элементы исследуемого объекта и позволяет выявлять закономерные отношения между ними для организации качественной...
ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconСПЕЦИАЛЬНОСТИ XXI ВЕКА В ОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ СЕРВИСА
Огис приглашает выпускников школ Омска, Омской области и других регионов получить высшее профессиональное образование по направлениям...
ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconВысшее образование сегодня: роскошь или необходимость?
Им образованием встречались редко: два-три учителя, редко специалист совхоза. В основном на различных должностях трудились люди со...
ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconПроект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее законопроект)
Законопроект закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения,...
ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconОбразование: Высшее
Высшее: 2007-2012, мгу им. М. В. Ломоносова, факультет журналистики, кафедра телевидения и радиовещания, отделение телевидения
ВЫСШЕЕ\nПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ\nОБРАЗОВАНИЕ iconИнформация о кандидатах является строго конфиденциальной
Образование: высшее неполное высшее среднее специальное среднее
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы