Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча icon

Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча


НазваниеВладимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча
страница1/37
Размер1.5 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча

Аннотация


 

Роман «Чёрная свеча», написанный в соавторстве Владимиром Семёновичем Высоцким и Леонидом Мончинским, повествует о проблеме выживания заключённых в зоне, об их сложных взаимоотношениях.

По мотивам этого романа режисером Владимиром Яканиным был снят фильм "Фартовый"

 

О том, как писалась эта книга


 

В 1976 году Владимир Высоцкий прилетел в Иркутск с известным организатором старательского дела Вадимом Тумановым, у которого я в то время старался.

Они пригласили меня в свою компанию, и мы отправились в Бодайбо — центр золотодобычи Сибири.

Высоцкий знакомился с работой артели старателей «Лена», дал пару концертов на производственных участках.

Будучи человеком наблюдательным и любознательным, он никак не мог пройти мимо столь удивительного явления, каким в то время была Тумановская артель.

Среди бесцельного социалистического кипения она напоминала островок подлинной жизни, где люди располагали возможностью реализовать свои способности не ради звонкой пустоты лозунга, а для собственного благополучия. Они и душевно были сравнительно благополучны, несмотря на царившую в стране безрелигиозность. Конечно, даже самая тёплая забота о человеке не в состоянии заменить Веру, но при заботе он, согласитесь, куда больше человек, нежели на сто рядов обманутый ударник коммунистического труда из какого нибудь государственного предприятия «Красная синька».

Кроме того, интерес поющего поэта привлёк тот факт, что большинство путевых старателей в артели — бывшие зэки, отбывавшие наказание на Колыме. Перед ним они предстали как созидатели, люди дела и слова, не могущие творить зло, потому что им было чем дорожить, хватало сил устоять против самого себя, никчёмного и злого.

Воскресение личности произвело на Высоцкого сильное впечатление. Он сказал:

— Давай напишем сценарий фильма об их прошлом и настоящем.

Я охотно согласился, ибо меня самого увлекала задача постижения этого феномена, да и страницы моих дневников уже хранили истории многих потрясающих человеческих судеб.

То, что происходило с бывшими зэками, а ныне старателями, поначалу укладывалось в простую форму: сделайте человека свободным, хорошим он станет сам.

Но стоило нам оглянуться на их прошлое, как возникала мысль: «Возможно, перед нами просто отдельные экземпляры, счастливчики, получившие неполную дозу лагерной радиации?» Кстати, эта мысль не покидает меня по сей день. На человека обрушилась такая тяжесть притеснений, а ему как Бог помог, и он стоит не раздавлен. Странно… ведь другие становились под той тяжестью плоскими, не сумев сохранить в себе ничего, кроме зверовидных страстей и подлости.

Даже жаждущего исправления зэка — весь его срок зверство и подлость. Чтобы выжить, надо непременно обмануть, ответить ударом на удар или стерпеть унижение, сжав зубы, а при удобном случае поразить противника со спины. Надо действовать, всегда во имя зла, как вечное клеймо, неся на сердце негодование и гнев.

Печатая первый вариант книги, машинистка (она проживает в Иркутске) получила сильное нервное потрясение, работу продолжила её мама. Вероятно, прорыв сознания, прикосновение к другой, страшной жизни способны многое порушить в неподготовленном человеке. Каково же было тем, кто проживал эту жизнь?

Они — наши многомиллионные предшественники, подобно терпеливым каменщикам — масонам, по кирпичикам выкладывали крепость общественной морали, с башен которой мы нынче взираем на цивилизованный мир, а он нас презирает, но боится.

Не Господь создал нас апатичными, вороватыми, двуличными, грязно пьяными. Корни — в нашем недавнем прошлом, где властно простиралась империя насилия и комворы правили с подспудным осознанием своей никчёмности, неизбежного вырождения, с тем самым единственным желанием «рвануть клочину от жизни», впрочем, с ним живут и нонешние властные структуры обездоленной России.

Мы не собирались писать книгу ужасов, просто жили (и живём) в мире, где ничего не надо придумывать, ибо действительность превосходит наши фантазии. Однажды мы беседовали с человеком, который ел людей.

Так он сказал: «Противно только в самом начале, потом даже хочется…».

Хочется кушать людей, хочется их конвоировать, уничтожать за убеждения, оставлять на свободе растленных мерзавцев, чтобы они наводили ужас на рабочий люд, не позволяя ему думать о своём благополучии, хочется создавать условия народу для самопожирания…

Система довольно сложная. Но она работала и работает, будучи предварительно апробированной в лагерях.

Высоцкий остро ощущал влияние той зарешеченной жизни на общество Страны Советов, был убеждён — её создавали тонкие умы, способные проникать мыслью сквозь времена. Однако сказано: «И дело греховное приведено к концу, тогда сласть греховная исчезает и находит горькое жало покаяния».

Время покаяния, увы, не пришло, хотя оно, безусловно, ожидает наших потомков, коих поведёт по пути их земному желание жить, а не стремление с ним бороться. Очевидно и то — не следует подсказывать Господу, как нам помочь, про то Ему известно, но с Божьей помощью надлежит взяться за возведение на землях своих многострадальной родины — дома Добра.

Ещё хочу сказать — идея написания книги принадлежит Володе. Правда, он настаивал на сценарии, по которому мечтал поставить фильм в США и сыграть главную роль. Мне удалось его уговорить (затрудняюсь сказать — на пользу ли дела): вначале будет роман.

Совместно работали урывками. Иногда — неделю, иногда — ночь. Многое согласовывали по телефону. Поэт, конечно, он был замечательный, огромный поэт, в прозе слегка тороплив. Не по своей частенько воле. Популярность его росла стремительно, требовала присутствия во многих местах. Увы, мы — синтез плоти и духа. Наша плоть, однако, не может передвигаться одновременно в разных направлениях. Володя не успевал.

После того как на гастролях в Средней Азии у него горлом пошла кровь и друг Сева Абдулов сообщил по телефону: «Володя плохой», мы предприняли попытку ускорить написание книги. Затем ещё один рывок в 1979 году. Тогда он прилетел из Сочи, где его обокрали, вместе с поэтом Андреем Вознесенским. Высоцкий был возбуждён, внешне решителен, но внутренне трагично грустен. В последующие дни писалось трудно, хотя именно тогда мы нащупали основную нить романа.

Могучий организм поэта работал, как опытный самолёт, на саморазрушение. Земная жизнь становилась для него все прозрачней, сквозь неё виднелась иная, тамошняя жизнь, где можно будет спеть «представ перед Всевышним» и «оправдаться перед Ним». Душа жаждала спасения…

Володя ушёл, когда первая часть романа — «Побег» — была практически готова. Вторая часть — «Стреляйте, гражданин начальник!» — писалась в Бодайбо, Инте, Ухте, на Воркуте. Где старался, там и писал.

Первыми читателями тоже были старатели артели «Печора». Потом наша работа привлекла внимание «компетентных органов». Оставил книгу в библиотеке своего друга. Там она пролежала несколько лет.

Лично мне, не сочтите это хвастовством, интересен такой факт: каждый новый рецензент, а их было около двадцати, перед прочтением со вздохом произносил почти одно и то же: «Все уже было: Шаламов, Солженицын, Дьяков. Знакомо…».

Отношение круто менялось после прочтения. Жаль, что тех слов не услышит Володя…

Вот, пожалуй, и все.

^ Леонид Мончинский

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча iconВладимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча
Роман «Чёрная свеча», написанный в соавторстве Владимиром Семёновичем Высоцким и Леонидом Мончинским, повествует о проблеме выживания...
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча iconВладимир Семенович Высоцкий Роман о девочках Владимир Высоцкий Роман о девочках
Напротив… Очень даже любили, но давно, очень давно, нет, лет 6-7 назад. Например, одна из девочек – Тамара, которая тогда и вправду...
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча icon22 март четв «Владимир Высоцкий»
Поэтическое представление как диалог голоса В. Высоцкого и его друзей – актёров театра. Постановка Ю. Любимова
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча icon«Свеча памяти – свеча надежды»
«Современник». Акция направлена на возрождение традиций многодетности и признание ценности жизни человека с момента зачатия. Подобные...
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча iconВ Москва, СССР (Россия) Ушел из жизни
Владимир Семенович Высоцкий русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Трагически-исповедальные стихи, романтико-лирические,...
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча iconВысоцкий Владимир Дельфины и психи, Записки сумасшедшего
Только интересно, бред ли это сумасшедшего или записки сумасшедшего и имеет ли это отношение к сумасшествию?
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча iconЛеонид Николаевич Андреев Дневник Сатаны
Леонид Андреев – один из самых известных и все еще не прочитанных авторов начала XX века. В 1900–1910-х годах он был кумиром читающей...
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча iconЛеонид Николаевич Андреев Красный смех Русская классика XX века – Леонид Андреев
А иссушающий, палящий жар проникал в самую глубину тела, в кости, в мозг, и чудилось порою, что на плечах покачивается не голова,...
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча iconЛеонид Ильич Брежнев
Леонид Ильич Брежнев – руководитель кпсс, возглавлявший страну с 1964 по 1982 годы. Брежневский период получил название эпохи застоя....
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча iconВнимание: розыск
Разыскивается прищепа сергей владимирович, 1972 г р., гражданин республики Казахстан. Рост 182см, стрижка короткая, с сединой на...
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Черная свеча iconВнимание: розыск
Разыскивается прищепа сергей владимирович, 1972 г р., гражданин республики Казахстан. Рост 182см, стрижка короткая, с сединой на...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы