Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) icon

Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.)


Скачать 274.71 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.)
страница1/11
Размер274.71 Kb.
ТипВопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Примерные ответы на вопросы к экзамену

По курсу:

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

(IV курс, 2005/2006 уч.г.)


Лектор – проф. Спиваковская А.С.


«Неплохая игра…БЫТЬ ЖИВЫМ!!!»

А.С. Спиваковская

1. Определение психотерапии

Психологическое консультирование = психотерапия (от греч. therapéia – лечение).

Психотерапия – лучшее, что есть в психологии, это вершина психологии, это то, что может спасти психологию.

Мáстерская, идеальная психотерапия:

  1. Многие требования очень жесткие и серьезные.

  2. У каждого человека есть потенциал стать мастером психотерапии. Все преграды – внутренние преграды.

  3. Обучение психотерапии только непосредственное (как обучаются танцам, живописи т.п.).

  4. Нужно правильная точка опоры, правильная отправная точка.

Это точка – определение.

Психотерапия это всегда ^ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ (!!!). Исходя из этого можно дать огромное количество определений психотерапии. Любое определение психотерапии состоит из 2-х частей: 1) константа – «создание условий»; 2) вариата – цели и задачи психотерапии. Примеры таких определений:

  • Психотерапия – это создание условий для того, чтобы человек (клиент) изменил себя и свою жизнь (общее определение)

  • Психотерапия – это создание условий для того, чтобы человек осознал все свои путы, преграды, оковы, стоящие на пути к реализации его бытийного потенциала. Психотерапии – это создания условий для раскрытия бытийного потенциала человека (определения психотерапии в контексте экзистенциально-гуманистического подхода).

  • Психотерапия – это создание условий, чтобы человек изменил себя с целью устранения определенного симптома, синдрома, болезни (определение лечебной психотерапии).

  • Психотерапия – это создание условий, чтобы человек (в частности группы риска) изменил себя с целью предотвращения возникновения заболевания (определение профилактической психотерапии).

  • Психотерапия – это создание условий, чтобы человек изменил себя с целью улучшения качества своей жизни, совершения личностного роста, эволюции (определение психотерапии качества жизни). Психотерапия – это создание условий, чтобы человек так изменил себя, чтобы быть счастливым (определение беатотерапии).

Психотерапия – это интересно, это всегда интрига. В психотерапии мы всегда имеем дело с тайной: куда и как пойдут изменения (terra incognita).

Наше бытие может быть представлено в самой максимальной форме, но существует огромное количество внутренних ограничений. Таким образом, очень часто человек многое просто не осознает. Именно поэтому он страдает!

Важно понять основной бытийный закон и в этом как раз помогает психотерапия. Но действовать должен сам человек!

2. Принципы гуманистической психологии и психотерапии.

Экзистенциальные действия – идеи, которые уже создают условия для изменения человека. Это – гуманистические идеи (в обобщенном виде), которые принадлежат великим гуманистам, психологам и психотерапевтам (К. Роджерс, Р. Мэй, В. Сатир, Э. Фромм, В. Франкл, А. Швейцер, Я. Корчек, Дж. Бьюджентал, А. Менегетти и др.).

^ 1. Все люди разные, каждый человек уникален и неповторим и поэтому беспредельно ценен.

Когда мы слушаем этот текст, мы не особо поражены, т.к. думаем, что мы это знаем, т.к. оно так и есть и как может быть иначе. Проблема в том, что мы только знаем, но не используем этот принцип. Главное – научиться применять первый принцип к себе! Почему каждый человек ценен? Потому что он живет! Его Бытие.

Термины:

  • Существование (организмический уровень): от зачатия и до смерти (homo sapiens).

  • Жизнь: жизненный маршрут, биография.

  • Бытие: это глобальный и очень сложный процесс. Пример Бытия живых существ – человек.

Человек создан быть высшим и великим; его Бытие обладает характеристикой уникальности. Оно уникально и неповторимо! Квантовый (нелинейный) принцип работы Бытия – вспышки. Уникальность – я могу! Могущество – это только одна сторона. Другая сторона – одиночество.

Наше сознание стремится подменить реальное восприятие человека отнесением его к какой-то категории. Т.е. мы приписываем человеку качества, которыми обладает его ярлык. Поэтому мы работаем не с самим человеком, а с группой. Так мы делаем, потому что так проще, наше сознание упрощает задачу в силу привычки, подражания и т.д.

Мы уже не видим человека, а видим признаки, характеризующие группу.

Легче создавать условия для психотерапевтических техник, когда человек убежден практикой в этом принципе, насколько человек переменчив. Психотерапевту предстоит научиться иначе смотреть на людей, иначе, чем мы это делаем в силу привычек социальных привычек.

Развить в себе такой стиль общения не легко, т.к. надо пойти против того, к чему человек привыкал годами. Психотерапевту очень сложно в процессе работы удерживаться на этом уровне. Потому что это очень страшно. Когда перед психотерапевтом новый человек, перед ним оказывается целый космос. Захочется упростить: отказ происходит в том, что человеку отказывают в уникальности.

За очень правильными психологическими явлениями стоит обобщение, психотерапевт должен быть лишен возможности обобщать, т.к. он должен войти в ситуацию таким способом, которые имеются у клиента. Каждая психотерапевтическая ситуация уникальна и не может быть повторена в неизменном виде.

Поэтому в гуманистической психологии изменена интерпретация: ^ Человек уникален и неповторим, потому что каждый из нас проявление жизни, а каждый момент жизни уникален и неповторим.

Такое отношение к человеку практикуется редко. Это принцип важно применить не только на других, но и на себя. К себе мы относимся как к детям какой-то семьи, как представителю группы. Поэтому так снимается ответственность переживания уникальности каждого момента нашей жизни и каждого момента самого себя. Мы ценны сами по себе, т.к. мы есть. Но, как правило, мы относимся к себе как к группе, а переживание нашей ценности не требует никаких условий, она безусловна.

Жизнь не бывает более или менее ценной. Поэтому она прекрасна сама по себе и вся.

Для сохранения уникальности и неповторимости следует заботиться о природном в теле и духе. Это особо важно для психотерапевта (если он относится к себе не как ценному, т.е. если он отказывает в ценности самому себе, то он откажет и своим клиентам).

^ 2. Не следует смешивать человека и его поведение.

Поведение в психотерапии не так важно, психотерапия – это изменение, поэтому поведение может быть изменено. В поведении проявляется лишь часть человека (привычка, неправильное решение, неправильно научили), но весь человек в поведении не проявляется. И, слава богу, т.к. если не было бы этого зазора, не понятно было бы, что использовать для изменения и психотерапии. Главная характеристика Бытия: «всё течёт, всё изменяется» (Гераклит). Можно наблюдать поведение, но судить человека по его поведению нельзя!!! Поведение изменяется, всё будет изменено, всё будет изменено в лучшую сторону (в психотерапии, конечно).

Можно ли отрицательно относиться к поступкам человека – можно, но необходимо придерживаться первого принципа. Спиваковская может ругать и негодовать по поводу поступков человека, но она всегда видит лучшее!!! (Да!!! )

Поведение не характеризует человека, мы можем не применять к себе этот принцип, но мы часто используем жесткие убеждения по отношению к другим, жестко судим по поведению – так в психотерапии нельзя.

В гуманистической психотерапии не ставят диагноз, т.к. он считается обвинением, ярлыком и оценкой. Ко всем явлениям психотерапия относится наблюдательно и безоценочно.

^ 3. Каждый человек обладает беспредельным потенциалом роста, развития, трансформации, становления, эволюции, самоактуализации, самосозидания, преображения.

Можно использовать разные термины: душа (Аристотель), потенциал (К. Роджерс), самоактуализация (А. Маслоу), самоценность (В. Сатир), сущность (Г.И. Гурджиев), онто Ин-Се (А. Менегетти) и др. Увы! Человек несовершенен! Но в его потенциале заложено совершенство («Человек создан по образу и подобию божьему!»). Психотерапевт имеет дело не с возможностями, а с потенциалом. Люди удивляют, перекрывают ожидания психотерапевта.

Природа человека есть сила роста, потребность вырастать. Суть человека, как представителя живой жизни – рост. Внутри каждого есть необходимая информация, для становления, для роста, для самосозидания. Человек есть путь, есть лестницы, восхождения к самому себе, к тому, который он мог бы быть. Человек располагает горизонтами большего, даже чем он может себе о себе представить. Человек может овладеть искусством жизни, стать лидером, мастером.

Проблема в том, что мы не знаем своего потенциала, не верим в него, не знаем как его реализовать.

4. В процессе жизни в человеке формируются преграды, путы, оковы, экраны, мониторы, препятствующие реализации бытийного потенциала или искажающие реализацию потенциала человека.

Спиваковская: мы рождаемся не в рай, а в культуру, цивилизацию, в определенную семью, в определенное время. Это всё нас формирует, но не по законам Бытия, а по законам социума. Причины оков:

  • социальные стереотипы: наступает момент, когда человек пересматривает стандарты и стереотипы;

  • семья, именно в семье возникают стереотипы – серьезное обстоятельство, которое программирует всю нашу жизни (это не вполне наше);

  • привычки, стереотипы, которые сам человек несет в себе, которые он ценит больше всего, которые человек любит («знаю, что не надо что-то делать, но не могу»), наш мир наполнен психологическими зависимостями, но не в силах от этого отказаться. Видеть мир по-новому – это битва за реализацию потенциала.

Спиваковская (Вестник МГУ, сер. 14, 2004, № 4): в процессе социализации, семейного воспитания и собственного опыта у ребенка формируется особая когнитивно-личностная структура – ретроспективная сеть, которая опосредует сознание, определяет и формирует поведение, помогает усвоению правил и ценностей социального мира, но часто и затрудняет или искажает реализацию внутреннего потенциала (индивид приобретает чуждые Бытию качества и свойства, а негативная часть его бессознательного разрастается). Составляющие ретроспективной сети (= негативная часть бессознательного):

    • ^ Социокультурные и семейные стереотипы – это система стандартов, интериоризорованная психикой в процессе социализации и семейного воспитания. Она определяет сознательные выборы человека и воспринимается им как присущая его собственной природе, хотя не является таковой.

    • Ретромы – это бессознательно используемые взгляды, догмы, представления субкультуры, особые умственные констелляции, убеждения, которые, однажды возникнув, становятся неподконтрольными мышлению (и напротив, контролируют его!), делают неустойчивым внимание, отклоняют поведение от жизненно важных целей. Это «вирусы разума», стремящиеся «заразить» как можно большее количество умов. Заражению способствуют ретроспективные сценарии – копирование, облегчение, провокация, внедрение.

    • ^ Ретроспективная матрица – это система материнских оценок, предпочтений, ценностей, лежащая в основе первичного восприятия и отношения ребенка к миру. Будучи весьма сильно аффективно заряженной, она с раннего детства глубоко внедряется в бессознательное. Фактически все мы закрепощены этими основополагающими системами восприятия мира. Наше сознание строится по типу инкубации: в нас внедрены определенные штампы реагирования, которые функционируют в соответствии с логикой того человека, который обеспечил нам выживание. Ретроспективная матрица – это не конкретная мама (родитель), а основной контакт (закон), обеспечивающий выживание, родной (первичный) язык тела, усваиваемый в детстве.

    • Комплексы – это бессознательные содержания, возникающие в процессе жизни вследствие случайного сочетания различных обстоятельств (именно поэтому они так разнообразны). Это в сущности привычки и зависимости. Триада комплекса:

      • Сильно энергетически заряжен

      • Навязчивый характер: хочется еще и еще раз пережить это состояние, чтобы разобраться в своих чувствах; так возникает определенная инертность психических реакций

      • Амбивалентное содержание

Вывод: чтобы было возможно реализовать свой бытийный потенциал надо осознавать все свои путы, оковы, преграды, сети и т.п. Здесь поможет психотерапия как создание условий!!! Человек может всё взять в свои руки. Об этом следующий принцип:

^ 5. Психотерапия – это создание условий для реализации потенциала и ограничения действия пут, преград, оков, мешающих реализации потенциала человека.

6. Главная характеристика условий, создающихся в психотерапии – это особый (психотерапевтический) контакт между психотерапевтом и клиентом.

Установление контакта – это главное! Виды:

  1. Психоанализ: директивность

  2. Когнитивная психотерапия: партнерские отношения

  3. Гуманистическая психотерапия: сознательная любовь

Важно, чтобы контакт был сознательным! Надо понимать и знать зачем клиент молчим, зачем говорит. Это помогает созданию условий для того, чтобы человек менялся!!!

Психотерапевтический контакт – это общение на разных языках (речь, язык тела, язык образов, самоценности). + Эмпатия, сопротивление, трансфер и контртрансфер.


3. Три вида психотерапии.

Критерии разделения видов психотерапии:

  • Где оказывается услуга

  • Кто ее получает.

Не следует также забыть, что любое определение психотерапии состоит из 2-х частей: 1) константа – «создание условий»; 2) вариата – цели и задачи психотерапии.

Виды психотерапии:

  1. ^ Лечебная психотерапия. Это создание условий, чтобы человек изменил себя с целью устранения определенного симптома, синдрома, болезни.

  • Кто получает. Есть диагноз – есть болезнь. На какие болезни направлен данный вид психотерапии? Спиваковская: на все!!! Но это радикальная точка зрения. (Видимо имеется в виду, что в не во всякой психотерапии можно лечить ВСЕ заболевания, только в беатотерапии. С другой стороны, наши знания о болезнях неполны, и наши знания о возможностях психотерапии не полны.) Общепринятая позиция: лечебной психотерапии поддаются заболевания в этиологии и патогенезе которых есть психологические факторы. Пр.: неврозы, психосоматические расстройства и проч. Психотерапия направлена на психологическую причинность данного заболевания. Психотерапия универсальна, т.к. нет такого физического недуга, о котором с точностью можно было бы сказать, что на его появление никак не повлияла психика человека. Т.е. получается, что абсолютно в любой соматике можно найти психику, т.е. причиной любого физического недуга может являться психическое несовершенство, расстройство. Именно поэтому психотерапия является универсальным средством, которое можно применять к чему угодно.

  • Где и кем оказывается услуга. Лечебная психотерапия проводится в особых стационарах или клиниках и совершается особой командой (лечащий врач, психолог, психиатр, персонал и др.), где ответственность лежит на лечащем враче.

  1. ^ Профилактическая психотерапия. Др. название: психотерапия групп риска. Это создание условий, чтобы человек (в частности группы риска) изменил себя с целью предотвращения возникновения заболевания. Т.о., её получают люди групп риска.

  2. ^ Психотерапия качества жизни. Это создание условий, чтобы человек изменил себя с целью улучшения качества своей жизни, совершения личностного роста, эволюции. Это лидерская психотерапия. Часто бывает так, что прежде чем создавать условия для процветания и эволюции, клиенту необходимо избавится от симптомов (лечебная терапия) и быть уверенным, что эти симптомы не возникнут снова (профилактическая психотерапия); и только после всего этого (когда большая часть пути пройдена) человек легко начинает реализовывать свой бытийный потенциал. Короче, это всё очень сложно!!! Пример психотерапии качества жизни – беатотерапия.

Беатотерапия – это один из видов гуманистической психотерапии, которая нацелена на создание условий для осуществления клиентами изменений в себе и своей жизни. Цель беатотерапии – создание условий и изучение закономерностей процесса и действий, которые могут привести человека к ощущению счастья жизни.

Согласно представлениям многих мыслителей (от глубокой древности до наших дней), счастье – это:

  • состояние радости, блаженства, восторга, экстаза, освобождение от всех отрицательных эмоций;

  • чувство осуществления надежд и мечтаний, удовлетворения желаний и потребностей, решения проблем;

  • ощущение успеха, выполнения, реализации, достижения целей.

Счастье – это, с одной стороны, краткосрочное, острое состояние, с другой – благодатная аффективная основа продуктивного творчества в повседневной жизни, основа самосозидания.

Счастье – это результат сознательных усилий человека по изучению себя и своей жизни, поэтому в беатотерапии акцентируется не столько понимание психотерапевтом клиента, сколько понимание клиентом самого себя («Счастье – это когда себя понимают»). Следовательно, беатотерапия – это путь прогрессивного самонаблюдения, самоисследования и самосозидания человека, принявшего осознанное решение изменить себя и свою жизнь. Это специально организованная работа над собой, в процессе которой клиент может достичь счастья – стать таким, каким он хочет быть в жизни.

Беатотерапия – это практика насыщенной (сгущенной) жизнедеятельности, создающая условия для возникновения беатума.

Беатум – это особое состояние сознания, сопровождающееся специфическими переживаниями очевидности знания. Новизна деятельности!

Беатум – это проявление силы Бытия, дающее толчок, импульс, направление, побуждающее человека к становлению. В процессе беатотерапии человек идет от момента к моменту, от беатума к беатуму, постепенно притягивая все более эффективную, все более удовлетворяющую его – счастливую жизнь.

Корментация (от лат. cor – сердце; mente – ум; azio – действие) – это процесс обновления эмоциональных и когнитивных аспектов разума в деятельности. Это объединение аффекта и интеллекта, при котором устанавливаются пропорциональность и конгруэнтность между сознанием человеком и императивом Бытия. Корментация это:

  • Сознательный отказ от зависимостей и вредных привычек

  • Сознательный отказ от бессознательной жизни

  • Сознательный отказ от негативных навязчивых образов

  • Сознательный отказ от отрицательных эмоций

  • Сознательный отказ от неэффективных и неточных действий

Сознательные отказ – это очень сложно, но в беатотерапии создаются все условия, чтобы человек его выбрал!!!


4. Психотехническая система и психотехнические действия.

Какое чувство испытывает психотерапевт пред новым клиентом? Страх и растерянность! Пришёл новый невиданный мир, богоподобное существо, космос! Что же с ним делать? Да ничего не делать, твое дело – создание условий! Первое, что психотерапевт должен сказать: «Я вас слушаю!» 

Как же создавать эти самые условия для перемен? Главное условие – сам психотерапевт.

^ ПСИХОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА





ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Базисные

  • Специальные

  • Экзистенциальные

^ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

  • Процессуальные

  • Результирующие

  • Ядерные

  • Экзистенциальные






Психотерапия – система психотехнических действий.

Психотехника – это действие психическими средствами.

Психотерапия – это система действий, осуществляемые психическими ресурсами психотерапевта над психикой клиента (т.е., это создание условий).

^ Системный подход. Целый ряд объектов составят определенную общность (каждый элемент, входящий в систему, обладает качеством, которыми обладают все объекты, но каждый обладает своеобразными качествами, отличающими его от остальных). Система характеризуется паролем, по которому мы определим, входит ли субъект в систему. Внутри системы есть иерархия, т.е. группы (коалиции), правила, определенные качества движения (динамичность), границы от других систем и как-то взаимодействовать с другими системами.

^ Феноменология психотехнических действий. Психотерапия может выступать в форме лекции, обучения, или в форме просмотра фильмов, или в форме игр, люди рисуют, готовят, беседуют. В психотерапии нет ничего такого, чего бы не было в реальной жизни.

Если записать психотерапевтический сеанс и дать его посмотреть участнику, вам скажут, что все так, но не так, когда смотрю – все другое. Факт состоит в том, что каждое мгновение жизни уникально и неповторимо. Поэтому также психотерапевтические приемы уникальны и неповторимы – формула:

^ Опыт – жизнь – любовь

Это означает, что психотерапевтическая система создает определенный опыт, которые очень жизненен (уникален и неповторим), но искусственно создан с помощью терапии, т.е. является более сгущенным, насыщенным.

Психотерапия – искусственно созданные условия для приобретения клиентом опыта реальной, но насыщенной эмоционально сгущенной жизнедеятельности.

Когда человек выходит обратно в свою жизнь, он может воспроизвести этот опыт, насытить и обогатить его. В психотерапии люди оживают.

^ Психотехнические действия:

  1. Базисные психотехники. Это виды деятельности людей. Когда человек осуществляет ту или иную деятельность, с ним происходят перемены. Студия Спиваковской «13.60»: клиенты занимаются физкультурой, учатся (лекции по счастью, браку, любви и т.п.), смотрят кино (беатовидение), общаются в группе и проч. Нельзя сделать психотерапию вне реальной деятельности людей. Базисные психотехники – это так ткань любой психотерапии, на которой строится вся психотехническая система. Разные школы психотерапии – разная деятельность. Пр.: тренинг, где базисной психотехникой является общение. Арттерапия – создание/восприятие произведений искусства. Психотерапия – живое дело.

  2. ^ Специальные психотехники – это конкретные техники, разработанные различными психотерапевтическими направлениями и модифицированные в данном конкретном подходе (например, в беатотерапии):

    • Эмпатическое слушание

    • Анализ образов бессознательного

    • Техники самонаблюдения

    • Ведение отчетов и дневников

    • Специально организованные путешествия (беаторезиденс)

  3. Мировоззренческие (экзистенциальные) психотехники. Что делает психотерапевта мастером? Именно экзистенциальные психотехники. Это идеи, мысли, ответы на определенные вопросы (например, «в чём смысл человеческой жизни?»). Если у человека есть направления в поиске ответов на такие вопросы – он мастер психотерапии! Спиваковская: Чтобы решить самую низменную проблему, надо подняться к вершинам духа!

Важно понять, какие ответы мы даем на эти вопросы! В идеи нужно верить и проверять их на своем опыте, их надо «пропустить через себя».

Пример. Человек как капуста 

Психоанализ: слой за слоем листья убираются, пришли к кочерыжке и что мы там видим? Мерзкие и отвратительные гомункулусы эроса и танатоса.

Гуманистическая психотерапия: слой за слоем снимаем листья, а дойдя до кочерыжке видим СВЕТ!!!! СВЕТ!!!!! СВЕТ!!!!!!! Мы узрим богоподобное создание, божественное существо!!!

Задача: выбрать мировоззрение (ну, тут на самом деле выбора-то уже нет).

Самое главное, чтобы система психотехнических действий была в гармонии!


5. Эффекты и эффективность психотерапии.

Выбор правильного мировоззрения – первый и главный шаг к эффективности психотерапевта. Что ещё нужно, чтобы быть эффективным психотерапевтом? Ответы:

  1. Гармония во всей психотехнической системе и в психотехниках в частности. Не должно быть явных противоречий: позиционирую себя как когнитивный психотерапевт, а роюсь в детстве, толкую сновидения и свободные ассоциации (психоаналитические психотехники). Это плохо!!!

  2. Сознательность психотерапевта ВО ВСЁМ!!! (В частности, в применении психотехнической системы.)

Психотехнические эффекты. Эффекты, полученные в результате психотехнических действий. Это – результаты. Признаки эффектов:

    • Жизненность: не исчезают сразу

    • Целостность: результаты ВО ВСЁМ. (Не может быть психотерапии чего-то, например, психотерапии алкоголизма, психотерапии депрессии и т.п. Эффект должен быть во всем, целостность.)

    • Самодвижение: эффект живет вне психотерапии

Эффекты:

      1. ^ Процессуальные эффекты – это такие психологические новообразования (или качества), без которых невозможен процесс психотерапии. Беатотерапия: данная группа эффектов помогает выявить закономерности в корментации клиентов в ходе самопознания и самоисследования. Пр.: жить с дневником, безоценочно относиться к другим и т.п. Это само по себе ничего не дает, но без этого нельзя!!!

      2. Результирующие эффекты – это эффекты, отражающие реализацию главного запроса клиента. Пр.:

        • Разрешение проблем

        • Ликвидация симптомов

        • Преодоление кризисов и конфликтов

        • Личностный рост

Те самые знаменитые результирующие эффекты в беатотерапии:

          • Квадратные метры (м2)

          • Килограммы (кг)

          • Деньги ($)

      1. Ядерные эффекты – психологические «органы» в виде новых двигательных операций, обновленных ВПФ, более точных выборов, действий, поведения. Они же представлены как высшие формы психической организации, как преображение личности, как высшие формы духовности. Суть: извлечение из бессознательного новых содержаний, достижение глубинных внутренних изменений, новое осознание себя.

      2. ^ Экзистенциальные эффекты – это целостные состояния, включающие в себя чувства, переживания и мысли клиентов, характеризующие приобретение ими нового мироощущения – переживание победы Бытия, счастья. Т.е., происходит изменение того, как человек ставит вопрос о смысле жизни и как он на него отвечает. Это касается и других мировоззренческих вопросов и ответов на них. Ирвин Ялом (основные экзистенциальные проблемы):

  • Смерть (мы все умрем)

  • Свобода (мы не свободны)

  • Изоляция (мы бесконечно одиноки)

  • Смысл (жизнь бессмысленна).

Связь психотехнических действий и психотехнических эффектов:

Связь не прямая, не причинно-следственная. Доказательство – никогда невозможно знать, за счет какого психотехнического действия произведен какой-то эффект, поэтому связь сложна, она вероятностная (70-80% - эффективная психотерапия). Т.е., если мы эффективно, грамотно и точно создаем психотехническую систему, то мы сможем достичь всех этих эффектов!


6. Составляющие эффективного психотерапевтического контакта.

Молодые психотерапевты постоянно живут в страхе, что они что-нибудь не так сделают, что-нибудь не то скажут и т.п. Это – иллюзия! А на самом-то деле угроза существует не для клиента, а для самого психотерапевта!!!

Почему? Да потому что тенденция каждого клиента – это убить, уничтожить, разрушить психотерапевта (негативная часть бессознательного) . Клиент чего-то хочет, но не может, он хочет лучшей жизни (в беатотерапии – счастья); почему он этого не имеет? Потому что негативное бессознательное (= ретроспективная сеть, ложная личность) не хочет меняться! Отсюда и тенденции убить психотерапевта.

Психотерапевт одинок… Одиночество: если нет изменений – виноват терапевт, а если есть (счастье) – всё от клиента!

Моменты:

  1. Дистанция. Два смысла, два аспекта:

    1. Физическая дистанция: как вы сидите по отношению к клиенту. Слишком близко – излишняя интимность: клиент может испугаться. Слишком далеко – можно просто недослышать клиента. Важно, чтобы условия были так созданы, чтобы физическую дистанцию можно было легко менять. Пр.: в кабинете Спиваковской кресло для клиента на колёсиках, по просьбе психотерапевта, он может придвинуться, или отстраниться. Разные клиенты – разная дистанция.

    2. Психологическая дистанция. Нейтральность и сознательность. Клиенты (особенно противоположного пола) будут пытаться соблазнить психотерапевта!!! Не в коем случае нельзя поддаваться, поддались – зачеркнули себя как психотерапевта. Не давать своих телефонов, не дружить с клиентами, вне кабинета никаких встреч.

  2. ^ Плоскость контакта. Здесь много ложных точек зрения и заблуждений. Принцип партнёрства и равенства – ерунда! На первой консультации, в самом начале такого не бывает и быть не может. Виды плоскости контакта:

      • Вертикальная плоскость. Клиент всегда приходит с определенной установкой – или он выше психотерапевта, или он ниже его.

        • Когда клиент чувствует себя выше терапевта: «Я плачу вам деньги, я доверяю вашему авторитету, поработайте со мной и сделайте мне хорошо» (та же ситуация, когда мы идем к парикмахеру, т.е. клиент – заказчик, а терапевт - исполнитель).

        • Другой вариант, когда клиент чувствует себя ниже психотерапевта: «Вы – психотерапевт, вы знаете, как мне жить, вы дадите мне совет, вы даете мне указание, я их выполняю и мне будет хорошо».

Что делать с этими позициями? Да не надо особенно обращать на них внимание, надо спокойно перевести плоскость контакта из вертикальной в горизонтальную.

  • Горизонтальная плоскость. Это когда психотерапевт берет на себя профессиональную ответственность, а клиент берет на себя ответственность за свою жизнь. Психотерапевт не должен никогда до конца брать ответственность за жизнь клиента.

  1. ^ Пространство общения. Клиент приходит к психотерапевту и рассказывает о своей жизни. И он рассказывает о своем взгляде на свою жизнь. Это его взгляд, это его точка зрения. Даже его точка зрения крайне неверная, психотерапевт не должен торопиться показать свой взгляд! Определенное время в психотерапии терапевт должен находится в ситуации клиента, в его пространстве, какое бы ошибочное и неверное оно ни было. Человек сам должен перейти к новому ракурсу, не надо его грубо толкать в новый угол зрения!!! Всё течёт, всё развивается.


7. Общение как обмен посланиями.

8. Чистые и зашумленные послания.

Психотерапевтический контакт это есть общение.

Общение вообще очень сложная вещь, а человеческое общение – тем паче! Человеческое общение чрезвычайно сложно, т.к. в его процессе передается очень много информации (+ мы ее получаем, перерабатываем и снова передаем). У человеческого общения колоссальнейшие скорости!!!

Опыт: Спиваковская воображает яблоко – у всех в аудитории проявились изменения на клеточном уровне 

Состояние человека меняется в результате слова, взгляда и т.п. ААААгромные объемы!!!!

В общении затрагиваются все 3 мира (см. выше): организмический, психологический и духовный. («Говорим слово – меняется желудок»).

Общение знакомо каждому человеку. Бытие не мыслимо без общения, общение не оставляет человека ни на секунду (и с воображаемым собеседником, и во сне и т.д.).

Цель психотерапии – создание условий для перемен. Главное в психотерапии – контакт, а контакт – это общение! Но общение особое, такое общение, которое способствует созданию условий для перемен.

Психотерапевтическое общение – высшая форма доступного человеку общения. Чем же общение с психотерапевтом от обычного общения?

Общение психотерапевта характеризуется сознательностью (в отличие от эмоционального, бессознательного, стереотипного общения в обыденной жизни).

^ Общение как обмен посланиями (Вирджиния Сатир).

  1. Общение – это обмен посланиями. Сложность: послания пишутся на разных языках, на многих языках одновременно. Надо точно знать – что мы сообщаем и на каком языке!

  2. Все послания можно разделить на две группы:

    1. Чистые послания. Во-первых, в чистых посланиях информация на различных языках непротиворечива, и наоборот – языки дополняют друг друга. Во-вторых, это сознательные послания.

    2. ^ Нечистые послания. Тоже самое, только наоборот: информация на разных языках разная, контрастная, полярная, противоречивая и бессознательная.

Чтобы посылать только чистые послания нужно много тренироваться (психотерапия). Но для начала нужно изучить эти языки общения (см. ниже).


9. Речь в психотерапии. Монолог и диалог. Речевые жанры.

Речь – способность выразительности. Камни тоже имеют выразительность: горы, драгоценные камни и т.п. Другой пример – растения. Животные тоже общаются друг с другом и с человеком.

Речь – дар эволюции, дар богов, дар бытия!!! Что отличает человека от всего живого? Речь! «Вначале было слово! И слово было Бог».

Тенденции злоупотребления речью, т.к. мы недостаточно осознаем силу слова. А психотерапевт должен осознавать и овладеть силой слова. Слово – инструмент.

Во многих культурах слово уподоблялось мечу, кинжалу – оно может защитить от врагов, оно может и убить (К.К. Платонов «Слово как физиологический и лечебный фактор» + ятрогении).

Со словами нужно обращаться очень аккуратно! Нужно исключить злоупотребления и помнить, что наша цель – создание условий.

^ Основные ошибки:

  • Употребление множества неточных слов: резкие грубые оценочные суждения. Прямых оценок быть не должно! Надо использовать точные слова и никакой приблизительности – строгий отбор слов.

  • Бессознательность; мы говорим бессознательно. Вывод: исключение бессознательной речи!

В чём причины всех этих ошибок? Причины:

    1. Часто люди думают, когда говорят. Человек много говорит для того, чтобы обдумать ту или иную мысль.

    2. Желание произвести определенное впечатление.

    3. Эмоциональные причины (негативные эмоции в первую очередь). Пр.: обиделись и пошло поехало… . Другой пример – «психогенное (реактивное) резонерство» на экзамене.

    4. Не осознание людьми силы молчания.

«Пустая болтовня» – главное препятствие для сознательности. Надо уметь останавливать внутреннюю речь, внутреннюю «пустую болтовню».

^ Техники, основанные на речи.

Исток: Рациональная психотерапия (Французская школа): работа через сознание человека. Главный инструмент – слово.

  1. Разъяснение. Разъяснение клиенту (они должны быть очень сознательными). Человеку должно быть ясно! Речь должна быть адресована к тому, что может быть воспринято.

  2. Убеждение. Приходится делать что-то без лишних разъяснений. Спиваковская на лекции: «Прошу всех встать» (все встали ). Здесь слов должно быть не много, текст должен быть коротким. Другой вариант – внушение (суггестия). Слова очень важны, важно даже звучание.

  3. Интерпретирование. Это пересказ, но с другой точки зрения (главное – сознательность!!!). Интерпретирование позволяет пересказать всё «со своей колокольни». А цель может быть различна.

  4. Прямое послание. Рассказ психотерапевта О СЕБЕ.

  5. Отражение. Повторение того, что сказал клиент на его языке. Повторение «как попугай».

  6. Техника вопросов. Разные виды вопросов:

    • Прямые вопросы (относятся к процедуре консультации): «сколько вам лет?» и т.п.

    • Косвенные вопросы: «расскажите о ваших чувствах», «расскажите об отношениях с близкими».

    • Циркулярные вопросы???

^ Требования к речи психотерапевта.

Нужно точно и правильно говорить по-русски. (Кстати, психотерапевт, общающийся иностранным клиентом через переводчика повышает эффективность психотерапии.)

Психотерапия – длительное дело. Очень плохо, если терапевт наскучит клиенту. Должна быть новизна! Для этого существуют различные речевые жанры. Жанры:

  • Повествовательная прозаическая

  • Вопросы

  • Поэтическое слово

  • Пословицы, поговорки, анекдоты

  • Метафоры

  • Притчи

Главное: МОЛЧАНИЕ – ЗОЛОТО!!! Надо уметь молчать! Говорить должен клиент. Это не просто метафора, это – требование к сознательности речи. Сознательность речи – главное условие, фундамент эффективности психотерапии.

Вопрос: как сделать свою речь сознательной? Рецепт – изучать свою речь и своё речевое общение. Надо обращать внимание на то, когда мы начинам говорить бессознательно! Будем знать – изменим (Платон: «Невидимое не может быть изменено»).

Надо исследовать в себе тенденции лжи самому себе, тенденции самовосхваления, самопотакания, самооправдания.

Стать сознательным, значит стать мудрым. Притча (Халиль Джебран «Пророк»):

«И тогда ученых человек сказал: Скажи нам о Разговоре. И он ответил, говоря так: Вы разговариваете, когда перестаете быть в мире с вашими мыслями; И когда вы больше не можете жить в одиночестве вашего сердца, вы живете губами, а звук становится лишь развлечением. И во многом из того, что вы говорите, мысль наполовину убита. Потому что мысль – это птица открытых пространств, которая в клетке из слов может расправить крылья, но не может летать.

Если среди вас такие, кто ищет разговорчивого из страха остаться наедине с собой. Молчание одиночества обнажает глаза их собственного Я, и им хочется бежать от себя. И есть те, кто в разговоре неосознанно открывают правду, которую сами не понимают. И есть те, у кого правда в них самих, но они не говорят о ней словами. И в груди вот таких дух живет в ритмичном молчании.

Когда ты встретишь друга на дороге иль на базаре, пусть дух, что живет в тебе, движет твоими губами и управляет твоим языком. И пусть голос твоего голоса говорит уху его уха. Потому что его душа будет хранить правду твоего сердца, как хранится вкус вина, когда цвет его забыт и сосуда уже нет больше.»

Таким образом, важны два принципа:

  1. Все послания должны быть чистыми.

  2. Молчание золото.


10. Язык тела. Составляющие телесного языка.

Любое общение и любое послание характеризуется:

  • Целостностью (есть все языки и все всегда вместе, и это никак не зависит от чистоты, т.е. сознательности послания).

  • Единством (чистота – все языки передают одну информацию, это сознательно).

Пр.: мы не хотим разговаривать с человеком и мы отворачиваемся. Молчание говорить (речь) и спина говорит (язык тела).

Почему язык тела так значим? Потому что это язык эмоций и чувств! Владеем телесным языком – владеем эмоциональным миром.

Если злоупотребления в речи выглядят как многоречивость, то в контексте языка тела, людям свойственна его недооценка, недооценка тела.

Выразительность телесного языка: он никогда не бывает скучным! Многие формы искусства основаны на языке тела (скульптура, танец, театр и т.д.).

^ Тело – удивительный дар!!! Чтобы понять язык тела надо понять – зачем тело? С помощью тела мы воспринимаем и передаем информацию. Тело дано для воспроизведения рода. Тело – вместилище души (это главное).

Способность тела выражать себя и дает человеку возможность проявлять себя в 3-х мирах одновременно: и чувства, и отношения, и дух! Пр.: обувь жмет, и тело не позволяет духу проявляться.

У каждого человека свой язык тела, свой рисунок и он уникален!

Формирование ВПФ происходит на фундаменте тела: первые два года жизни ребенок общается миром только на телесном языке (+ тело ребенка как радар воспринимает эмоции).

^ Жанры телесного языка:

  1. Движения, позы, жесты и мимика. Мускулы и скелет – средства общения. Это ценнейшие возможности. По всему этому мы можем многое узнать о клиенте, можем многое прочесть: здоров, болен, влюблен.… А расположение тела в пространстве многое говорит о личности. Поза очень важна, в ней всё сказано (см. скульптуры античного мира, Роден и др.). Жесты и мимика человека – это просто поэма, чудо, ими можно выразить ВСЁ!

  2. ^ Окраска кожных покровов. Лицо, шея, руки. Клише: побелен от гнева, покраснел от злости, посинел от страха, позеленел от отвращения… Это всё эмоции (!), а значит этот параметр – хороший диагностический инструмент.

  3. ^ Дыхание. Тоже хороший индикатор эмоционального состояние. «Дыхание смерти».

  4. Запах. Работа эндокринной системы (тоже эмоциональные состояния ). Запах труда, здоровья, запах болезни, запах старости, запах смерти. Запах женщины, запах мужчины. Симпатии и антипатии также очень часто зависят от запахов. В беатотерапии меняется запах в результате работы 

  5. ^ Мускулы речедвигательного аппарата. Прошептать, пропеть, прошипеть, прокричать. Важна громкость, интонации, мелодика и кинетика речи, ее плавность и скоординированность.

  6. ^ Собственно телесный контакт.

Психотерапия – это создание условий для перехода бессознательного в сознание. Психотерапевт может играть роль переводчика (редко), а может играть роль зеркала (чаще). Последнее – самое эффективное. Зеркало должно показать бессознательное в его возможности осознания.

Говорит клиент, но также говорит и тело клиента! Из анализа этих двух языков можно многое понять. Психотерапевт должен анализировать нечистые послания: что клиент о себе знает (речь) и каким он по-настоящему себя являет (тело). Как только мы увидим разницу, мы многое уловим из бессознательного.

Люди искренни в телесном языке!

У психотерапевта тоже есть язык тела. Послания психотерапевта должны быть чистыми, следовательно, нужно работать над осознанием своего телесного языка, чтобы посылать клиенту только чистые послания.

Задачи:

  1. Прочитывать послания клиента, написанные на телесном языке: физиогномика, проксемика и т.д. (см. жанры). Нужно получать опыт наблюдения за поведением других людей.

  2. Обогащать опыт собственного телесного языка. Психотерапевт не должен впадать в отождествление, а если уж так случилось, то нужно послать чистое послание.

Бессознательное не желает перемен. Деньги – хороший рычаг для того, чтобы заставить клиента работать в психотерапии и сохранить профессиональный статус терапевта.

  1. Изучать телесный язык! И вот как:

    1. Расширять диапазон телесного опыта. Хорошие психотерапевты получаются из спортсменов, актеров и танцоров.

    2. В специальных упражнениях: релаксация, медитация, аутотренинг.

    3. Научиться устанавливать контакт с отдельными значимыми органами тела и соматическими системам: сердце, дыхание и т.д.

    4. Осознание. Называем телесный опыт словами для себя и для других. Нужно научиться словами выражать свои чувства, эмоции и переживания.

Психотехники, центрированные на теле.

      1. Телесно-ориентированная психотерапия. «Психогимнастика». Суть: осознание и выражение своих чувств.

      2. Танцевальная психотерапия. Собственно танцы + танцевальная арт-терапия. Варианты: создание спонтанных танцевальных композиций под ритмы барабанов; танец Амона (проекция в танце: люди сами выбирают мелодию и т.д.); психобалет (работали с детьми с двигательными нарушениями).

      3. Психологические скульптуры. В. Сатир. Люди не становятся друг напротив друга в определенные выразительные позы (сильный метод).

      4. Аромотерапия.

      5. Релаксация, медитация, аутогенная тренировка. В беатотерапии центрируются на самонаблюдении за своими телесными состояниями. «Тренинг ретроспекции детского опыта». Развитие и осознание телесного опыта – это на всю жизнь.

      6. Игровая психотерапия. Главный метод! Детская игротерапия вся на телесном языке. Самое главное – убрать социальные стереотипы, игротерапия, это как проективный тест – малоструктурированная ситуация.


11. Биография и анамнез. Кинетико-проксемический анализ.

Антонио Менегетти (основатель онтопсихологии и онтотерапии) выделяет 5 уровней, опираясь на которой можно поставить психологический диагноз:

  1. Лингвистический анамнез и историческая биография

  2. Анализ симптома или проблемы (подробнее см. вопрос № 12)

  3. Физиогномический кинетико-проксемический анализ

  4. Онейрический анализ (подробнее см. вопрос № 13)

  5. Анализ семантического поля.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) iconВопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.)
Психотерапия – лучшее, что есть в психологии, это вершина психологии, это то, что может спасти психологию
Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) iconР. С. Немов основы психологического консультирования рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник
Н50 Основы психологического консультирования: Учеб для студ педвузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1999. 394 с
Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) iconВопросы к итоговому экзамену по курсу «Основы творч деят-ти журналиста» (3 курс, 6 семестр)
Общее и различное в составе профессиональных обязанностей журналиста периодической печати, радио и телевидения
Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) iconОсновы психологического консультирования. Алла Семеновна Спиваковская
Психологическое консультирование и психотерапия употребляются в этом курсе как синонимы
Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) iconС. Т. Губина психологическое консультирование семьи в ситуации ненормативного кризиса
Теоретические и методологические основы психологического консультирования семьи
Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) iconВопросы к экзамену по курсу «Теоретические основы информатики»
Информация как мера неопределенности. Единицы измерения информации. Формулы Шеннона и Хартли
Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) iconВопросы к экзамену по курсу «Теоретические основы информатики»
Основные понятия информатики: информация, сообщение, информационные процессы, алгоритм, исполнитель
Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) iconТеоретико-методологические основы консультативной психологии
Целью психологического консультирования является помощь клиенту в исследовании собственной личности, в понимании своих отношений...
Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) iconВопросы к экзамену для заочного отделения по дисциплине: «Основы аудита»
Вопросы к экзамену для заочного отделения по дисциплине: «Основы аудита» для специальности: «Финансы и кредит» (5С)
Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) iconВопросы к экзамену по курсу «Управление качеством»

Вопросы к экзамену По курсу: «основы психологического консультирования» (IV курс, 2005/2006 уч г.) icon8 Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «основы специальной педагогики и специальной психологии»
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «основы специальной педагогики и специальной психологии»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы