Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике icon

Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике


Скачать 66.07 Kb.
НазваниеВозрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике
Размер66.07 Kb.
ТипДокументы

Возрастная Психология.

I.Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике.


Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Обычно ГкШ складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.

Сейчас детей учат считать, писать, читать еще в дошкольном детстве. Но обладание этими ЗУНами не всегда говорит о готовности ребенка к школе.

Психологическая готовность к школе (ПГШ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

^ Три аспекта ПГШ.

  1. Интеллектуальный. В существенной мере отражает функциональное созревание структур мозга. К конкретным признакам относятся:

  • Дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона.

  • Аналитическое мышление (способность устанавливать основные общие связи между явлениями)

  • Логическое запоминание.

  • Концентрацию внимания

  • Сенсомоторная координация

  • Развитие тонких движений рук

  • Умение воспроизводить образец.

  1. Личностная готовность. Включает в себя развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

  • Мотивационная готовность выражается в стремлении ребенка учиться. Ему интересно узнать, чему учат в школе.

  • Эмоциональная готовность выражается в

  • Разнообразии переживаний ребенка

  • Способности адекватно реагировать на похвалу и порицание.

  • Уменьшении импульсивных реакций.

  • Волевая готовность заключается в

  • Способности ребенка управлять и контролировать своим поведением и психическими процессами

  • Возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание и проявлять настойчивость в выполнении трудных заданий.

  • Умение доводить работу до конца.

  1. Социальная готовность.

  • Потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам группы.

  • Способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Божович выделяла одним из основных критериев ПГШ «внутреннюю позицию школьника» - новое отношение ребенка к окр-щей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.

Эльконин на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деят-тью. К наиболее важным предпосылкам он относил:

  1. Умение ребенка ориентироваться на сис-му правил в работе.

  2. Умение слушать и выполнять инструкции.

  3. Умение работать по образцу.

В работах Карцевой при хар-ке ПГШ основной упор делается на роль общений в развитии ребенка.

Выделяются три основные сферы: Отношение к взрослому; отношение к сверстнику и отношение к самому себе.

^ Уровень развития этих сфер определяет степень готовность к школе.

Во всех исследованиях не смотря на различность подходов, признается тот факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем у учебном процессе развиваются и совершенствуются.


В настоящее время существует большое количество программ диагностики ПГШ.

Их все можно условно разделить на 3 группы:

  1. Программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических ф-ций, используемых в УД.

Пример: Ориентационный школьный тест зрелости Керна – Йирасека. Стандартизованная методика, включающая в себя три этапа: 1) рисование по памяти мужской фигуры; 2) Срисовывание письменных букв; 3) срисовывание группы точек. Данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

  1. Программы диагностирующие сформированность предпосылок УД.

Предметом диагностики являются отдельные элементы деят-ти.

Пример: «Графический диктант» Эльконина, «Рисование по точкам» Венгера. Направлены на изучение сформированности у ребенка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия.

  1. Смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции и предпосылки УД.

Пример: Диагностическая программа по определению готовности к школьному обучению Нины Иосифовны Гуткиной.

^

II.Психологические особенности юношеского возраста. Проблема личностного и профессионального самоопределения.


Юность – период завершения физического созревания и бурного роста самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

Границы: по Слободчикову 13-14 – 18-19л.

Ведущая деят-ть: Учебно-профессиональная

Учение рассматривается как необходимая база, предпосылка будущей профессиональной деят-ти. Происходит существенное изменение самосознания: повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.

Характерной чертой нравственного развития – усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются такие качества личности, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, связанную с становлением процессов самоопределения (профессионального и личностного), рефлексии и способов самоорганизации в социальном пространстве.

Центральным новообразованием является самоопределение, предполагающее сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания и Я-концепции.

ССР: ребенок стоит на пороке вступления в самостоятельную жизнь. Характеризуется некоторой промежутностью социального положения: уже не ребенок, но и пока не взрослый.

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.


Важнейший психологический процесс юношества – становление самосознания и устойчивого образа я. Юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояния своего «Я», появляется чувство своей особенности, открытие собственного внутреннего мира. Юношеский возраст отличается большей (в сравнении с подростковым) дифференцированностью эмоциональных реакций, а так же повышением самоконтроля.

Самосознание – это целостное представление о самом себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных и волевых качеств, осознание собственных достоинств и недостатков. На основе этих изменений возникают возможности целенаправленного самосовершенствования и самовоспитания.

Задача профессионального и личностного самоопределения, встающая перед юношей, означает не столько получение автономии от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что значительный сдвиг в психическом развитии юноши во многом происходит благодаря формированию научного и морального мировоззрения.

Мировоззрение – целостная сис-ма взглядов, знаний и убеждений, которая опирается на усвоенную ранее значительную сис-му знаний и сформировавшуюся ранее способность к абстрактно-логическому мышлению, без которого разрозненные знания не складываются в единую сис-му.

Мировоззрение представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания чел-а о мире и отношении к нему. С его позиции чел вырабатывает целевые программы своей жизни, оценивает различные явления и события.

Развитие интеллекта и самосознания у юноши связано со стремлением выработать самостоятельные взгляды и суждения как об окружающих людях(в первую очередь родителях) так и о самом себе. Это определяет и новый уровень восприятия и оценивания юношами родителей и их отношение к ним. Стиль взаимоотношения с родителями оказывает значительное влияние на становление личности юноши.


^ Выбор профессии в данном возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Мотивы, связанные с будущим ученика, становятся не только доминирующими но и непосредственно побуждающими учебную деят-ть. Дубровина считает, что к моменту окончания школы о самом профессиональном самоопределении говорит еще рано, т.к. это только намерения, планы, еще не реализованные в действительности. В старших классах формируется готовность к самоопределению.

Готовность к самоопределению означает некоторую зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и мех-мов, обеспечивающих возможность роста личности и сейчас и в будущем.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но и направленный процесс поиска смысла выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деят-ти. При таком понимании профессиональное самоопределение – это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее следующие шаги на пути профессионального развития личности.

Решение о выборе профессии принимается на протяжении нескольких лет, проходя ряд стадий:

  1. Стадия фантастического выбора (до 11 лет) первичный выбор на данной стадии осуществляется в условиях малодифференцированного представления о профессиях при отсутствии выраженных интересов и склонностей.

  2. ^ Стадия пробного выбора (до 16 – 19 лет). По мере интеллектуального и личностного развития ребенок все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях. Из множества выборов постепенно выделяется несколько наиболее реальных и приемлемых, из которых и предстоит выбирать. Приходится не период подросткового и юношеского возраста.

  3. Стадия реалистичного выбора (после 19). Включает в себя обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликтов между способностями, ценностями и условиями современного мира.

Одной из особенностей самоопределения современных молодых людей является ориентация на престиж, элитность и самое лучшее, в том плане, в котором это понимается ими самими.


III.Основные закономерности психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.


^ ССР: характерно господство детского сообщества над взрослым.

Ведущий тип деят-ти: общение со сверстником. В общении со сверстником усваиваются и оттачиваются нормы социального поведения, нормы морали. Отношения со сверстниками строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию.

^ Основные новообразования:

  • Чувство взрослости – отношение к себе как к взрослому. Подросток хочет чтобы другие к нему тоже так относились.

  • Склонность к рефлексии – основной формой самопознания является сравнения себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками. Эта способность становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития.

  • Я-концепция – формирование идеала личности направленное на осознание человеком его личностных особенностей. Желательный образ я складывается из ценимых качеств и достоинств других людей.

^ Границы подросткового периода: от 11-12 до 14-15.

Божович отмечала, что в П.В. кардинальные изменения касаются мотивационной сферы ребенка.

Содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение, их планы на будущее. Структура характеризуется иерархической системой

Мех-м действия теперь осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения.

В П.В. формируется нравственное мировоззрение, представляющее собой синтез убеждений, что приводит к сдвигам во всей системе побуждений. Под влиянием развивающегося мировоззрения формируется иерархия в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы.

Установление такой иерархии приводит к становлению св-в личности, определяется ее направленность.

^ Кризис П.В. в З.П. и О.П.

В теории Эриксона П.В. занимает период с 12 до 18 лет. Задача этого возраста разрешить кризис идентичности. Перед подростком встает задача объединить все, что он знает о себе как о человеке, сыне, ученике и т.п. Все занимаемые им роли он должен собрать в единое целое, переосмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если успешно справляется с идентификацией, у него появляется ощущение того, кто он есть, где он находится, куда идет. Если не удается решить эту задачу, то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей. Острота кризиса зависит от разреженности ранних кризисов и от атмосферы общества.

В отечественной психологии Выготский подростковый период относит к числу стабильных возрастов и считает центральным новообразованием развитие самосознания. По мысли Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Именно с коренной перестройкой всей системы интересов, побуждающих чела к действию, связаны особенности поведения подростков.

^ П.В. разделяется на две фазы: негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Выготский полагает, что первая, длящаяся примерно около двух лет, связана с свертыванием и отмиранием прежде установленной сис-мы интересов (отсюда протестующий и отрицательных характер) и процессами вызревания первых органических влечений. Следующая фаза – ваза интересов – характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

Выготский перечислял некоторые группы наиболее ярких подростковых интересов, которые вслед за Залкиндом назвал доминантами:

  1. Эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности.

  2. Доминанта дали – установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние.

  3. Доминанта усилия.

  4. Доминанта романтики – тяга к приключениям, неизвестному, героизму, рискованному.

В концепции Выготского интеллектуальное развитие в П.В. определяет все без исключения изменения психики подростка, его личности и мировоззрения.

Психические функции в этом возрасте представляют собой сложную иерархическую сис-му, где ведущей функцией является функция образования памяти, в овладении кот-ой заключается главное в развитии мышления. Все остальные функции интеллектуализируются и перестраиваются под влиянием мышления.

^

IV.Роль общения в психическом развитии ребенка.


Общение – это сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деят-ти. Включает в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

В отечественной психологии общение рассматривается как один из основных видов деят-ти. Чел погружен в социум, который обеспечивает его жизнедеятельность и развитие через общение с себе подобным.

  • Общение влияет на развитие личностных и познавательных особенностей ребенка, помогает ему включиться в социум.

Роль общения в развитии ребенка наиболее существенно подчеркивает тезис Выготского, согласно которому все ВПФ чела первоначально формируются в совместной деят-ти, т.е. в их реализации участвует не один, а минимум двое субъектов, и лишь в процессе взаимодействия субъектов они постепенно становятся внутренними ф-циями ребенка.

Развитие ребенка понимается как процесс присвоения им общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Согласно Эльконину этот опыт овеществлен в продуктах материальной и духовной культуры людей, но он скрыт от людей таким образом, что непосредственно углядеть его невозможно. Поэтому новое поколение может его извлечь только при помощи старших, которые с этой точки зрения являются носителями общечеловеческого опыта.

Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает добытое людьми ранее.

Роль общения в развитии ребенка так же доказывают исследования связанные с изучением «детей-маугли», природы и причин госпитализма и изучения прямого влияния общения в формирующих экспериментах.

Исследования «детей-маугли» показали что они, выросшие в полной изоляции от взрослых, характеризуются глубоким и необратимым недоразвитием.

Дефицит общения со взрослым, так же сильно влияет на развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый ребенком в младенческом и раннем возрасте.

Щелованов вместе с Аксариной в советский период создали основы воспитания детей раннего возраста в яслях и домах ребенка. Поставленная во главу угла педагогическая работа с маленькими детьми и помещенная в центр этой работы общение персонала с воспитанниками, позволили практический искоренить проявления госпетализма в советских детских учреждениях закрытого типа.
^

V.Основные закономерности психического развития в младшем школьном возрасте. Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника.


ССР: в это возрасте формируется новая структура социальных отношений. Система «Ребенок – Взрослый» дифференцируется на две: Ребенок – Родитель и Ребенок – Учитель. Система Р-У становится центром жизни ребенка, начинает определять отношение ребенка к родителям и другим детям.

^ Закономерности развития: серьезные изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: переход от более примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение) к группировке и осмыслению разных частей материала. В сфере восприятия происходит переход к произвольному, целенаправленному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах. Учебная деят-ть способствует развитию воли, т.к. в школе вся деят-ть по своему хар-ру произвольная. Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. Происходит утрата детской непосредственности. Мышление приобретает абстрактный и теоретический хар-р.

У.Д способствует развитию познавательных способностей ребенка. В процессе школьного обучения происходят не только усвоение определенных ЗУНов, но и их обобщение, и вместе с тем формирование интеллектуальных операций анализа и синтеза.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития.

Интеллект опосредует развитие всех психических процессов; происходит их интеллектуализация, осознание и произвольность.

ВТД: учебная деят-ть. Она возникает у детей только в Ш.В.. Она не дана ребенку с самого начала, ее необходимо построить. На начальных этапах она осуществляется в совместной деятельности учителя и ученика. Процесс развития УД – это процесс передаче от учителя ученику отдельных звеньев. Большая роль в развитии УД отдельного индивида лежит в его совместной УД со сверстниками. Взаимные отношения при распределении деят-ти и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и является движущей силой в развитии собственной деят-ти индивида.

Цукерман выдвинула гипотезу, согласно которой сотрудничество со взрослым качественно отличается от сотрудничества со сверстниками. Последнее является необходимым условием психического развития ребенка. В Отношениях взрослого и ребенка: взрослый всегда ставит цели, контролирует и оценивает действия. Пока учитель – центр учебной ситуации, УД не интериоризируется учениками полностью. При кооперации со сверстниками наблюдается ситуация равноправного общения. Она дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний.

Рубцов на основе экспериментального исследования заключает, что кооперация со сверстниками, координация точек зрения – основа происхождения интеллектуальных структур ребенка.

^ Основные новообразования, возникающие в рамках учебной деят-ти:

  1. Возможность произвольной регуляции психических процессов.

  2. Построение внутреннего плана действия.

У Эриксона - психосоциальный параметр с одной стороны – чувство умелости, с другой – чувство неполноценности.

У Пиаже – стадия конкретных операций. Ребенок может мыслить логически об объектах и событиях. Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине. Хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, т. е. к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств.
^

VI.Предмет, основные понятия и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.


В.П. – это раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деят-ти.

Предмет: Изучение психологических закономерностей возрастных периодов. Возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны – они определяются действием общественно-исторических факторов.

^ Разделы В.П.: детская, подростковая, юношеская, взрослости и геронтопсихология.

Задачи В.П:

  1. Создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка.

  2. Организация оптимальных форм детской деят-ти и общения

  3. Организация психологической помощи в кризисные периоды.

^ Основные понятия:

Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются чел-ом, а так же качественно новыми типами деят-ти и соответствующими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание чел-а и его отношение к себе и к миру.

Психическое развитие – процесс изменения способов взаимодействия индивида с окр-щей средой.

Факторы развития – вся полнота феноменов, оказывающих влияние на психическое развитие. Наследственность, среда, обучение и т.п.

Условия развития – факторы, необходимые для реализации процесса развития.

Источники развития – факторы, определяющие потенциальную возможность развития.

Движущие силы развития – психические явления, благодаря которым происходит развитие психики, ее переход на следующий этап.

В рамках отечественного подхода наиболее значимые понятия В.П.:

Кризис – теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к качественно новому специфическому этапу. По мнению, Выготского, возрастные кризисы обусловлены переходом от одно ССР к другой. Наглядное проявление противоречий потребностей и возможностей ребенка – движущая сила развития.

ССР – особое сочетание внутренних процессов и внешних условий,, которые являются типичными для данного возраста. Обуславливает динамику психического развития на протяжении возраста и новые психологические новообразования, возникающие к его концу. В рамках ССР вызревает конфликт предстоящего кризиса.

ВТД – это деят-ть, в рамках которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований чел-а на данной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новому ВТД,

Психологические новообразования – это новые, качественные особенности психических процессов и личностной сферы ребенка, возникающие под влиянием ВТД на определенном возрастном этапе.

^ Теоретическое значение: раскрытие общих закономерностей развития, установление возрастных периодов, их особенностей, причин перехода от одного к другому.

Практическое значение: позволяет психологу фиксировать психическое развитие ребенка, своевременно выявлять отставание в развитии и при необходимости корректировать его. Совершенствовать процесс обучения, учитывая проблемы соотношения нормы и патологии.

^ Методы исследования в В.П.

Пути организации исследований возрастных изменений представлены следующим образом:

  1. Метод поперечных срезов – параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых.

  2. ^ Метод продольных срезов (лонгитюдный) - изучение одного чел-а или группы людей на протяжении длительного периода времени в разные этапы их жизни. Экспериментальные исследования проводятся через определенные промежутки времени и фиксируются изменения в развитии личности.

  3. ^ Когортно-последовательный метод – комбинация поперечных и продольных срезов. Сутью этого метода является систематическое наблюдение людей относящихся к разным возрастным когортам, осуществляемое на протяжении длительного времени.

  4. ^ Генетико-моделирующий (формирующий) эксперимент – целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.

  5. Констатирующий эксперимент – в процессе естественной, но специально организованной деят-ти выявляются определенные психические особенности и собирается предварительный материал об уровне развития соответствующей функции.

Так же в В.П. используются методы наблюдения и самонаблюдения, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью и т.п.), анализ процессов и продуктов деят-ти; биографические методы ( анализ событий жизненного пути чел-а; документации и т.п.)


VII.Психологические особенности дошкольного возраста. Социально-историческое происхождение, структура и функции игры. Значение игры в психологическом развитии ребенка.


Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных мех-мов.

В дошкольном детстве ребенку уже недостаточно простого взаимодействия и внимания взрослого. Содержание общения становится внеситуативным, имеющим познавательную и личностную направленность.

Главное противоречие дошкольного детства состоит в том, что ребенок очень хочет быть как взрослый, но реально им быть не может. Единственная деятельность, позволяющая разрушить это противоречие – сюжетно-ролевая игра. В игре ребенок на себя берет роль взрослого и вступает во взаимодействие с теми сторонами жизни, которые ему недоступны в реальной практике. В игре происходит усвоение норм общественных отношений, формирование мех-мов личностного поведения. Ведущий мотив игры – действовать как взрослый. В ССР начинает большую роль играть сверстник.

Ведущим психическим процессом является память. Мыслить для дошкольник значит вспоминать. Мышление у дошкольника переходит на наглядно-образный уровень, освобождается от конкретно воспринимаемой ситуации. Ребенок может устанавливать причинно следственные связи между явлениями.

Воображение одно из центральных новообразований дошкольного детства. Ребенок действует в плане образов и представлений. Он создает воображаемую ситуацию в игре, верит в воображаемый мир, этот мир для него эмоционально насыщен.

Еще одно новообразование дошкольного возраста Произвольность – поведение, опосредованное нормами и правилами. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением сравнивая его с поведением других людей.

Помимо этого Д.Д является периодом первоначального складывания личности. В дошкольном возрасте впервые обнаруживается соподчинение мотивом. К концу возраста формируется самосознание и самооценка. Самооценка является центральным личностным новообразованием возраста. Для этого возраста характерна половая идентификация. Начинает осознавать себя во времени. Ребенок помнит о прошлом и представляет себя в будущем. Самооценка первоначально проявляется на основе чисто эмоциональной и рациональной оценки чужого поведения. Она почти всегда совпадает с оценкой близких людей.

^ Социально-историческое происхождение игры.

В первобытном родовом обществе ребенок сразу подключался к труду взрослых и, как следствие, в ролевых играх не было необходимости. Труд был прост для понимания детей и они осваивали действия, смыслы и мотивы деят-ти во время работы (собирательство, капание и т.п.). в примитивном обществе дети только изредка воспроизводили какие-либо сферы жизни взрослых в игровом плане. В современном обществе трудовая деятельность смыслы и мотивы деят-ти людей не очевидны, ребенку необходим процесс, в котором он смог бы опробовать и осознать эти смыслы.

Функции:

Как следствие в современном обществе функции игры расширяются. Игра позволяет преодолеть разрыв между поколениями.

Игра позволяет усваивать и оттачивать навыки социального взаимодействия, создавая условия для активного экспериментирования с образцами социального поведения.

По мимо этого в игре могут отражаться общие принципы трудовой деят-ти взрослых Взаимодействуя с игрушками, ребенок развивает у себя некоторые общие способности, необходимые для дальнейшего овладения различными орудиями труда.

^ Структура игры.

Основные единицы игры – роль и связанные с ней действия, содержащие правила поведения внутри роли.

Игровые действия – способы осуществления роли, носят объективный хар-р и воспроизводят типичное для каждой роли поведение.

^ Сюжет – отраженная в игре область действительности. Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с миром взрослых.

Содержание – то, что ребенок выделяет как основной момент деят-ти и отношений взрослых. Содержание развивается и углубляется на протяжении всего возраста, зависит от глубины понимания ребенком сущности отношений внутри сис-мы «Чел-Чел» и деятельности взрослых.( вначале воспроизводят предметные действия, потом внешние социальные отношения и иерархии; наивысший уровень развития игры – отражение мотивов и морально-нравственных основ деятельности и отношений взрослых).


VIII.Психическое развитие ребенка раннего возраста. Качественное отличие орудийной деятельности человека от использования вспомогательных средств животными. Кризис трех лет.


ССР: возникает совместная деят-ть с взрослым, носящая предметный хар-р. Формируется система «Ребенок – Предмет – Вещь». Предмет выходит на первый план, но без взрослого ребенок не сможет овладеть никакими человеческими способами деят-ти.

Суть совместной деят-ти состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов.

Общение: Общение в этом возрасте приобретает форму организации совместной деятельности . Оно происходит в момент объяснения правильного способа употребления того или иного предмета. Общение носит ситуативно-деловой хар-р. В этот период общение развивается очень интенсивно и переходит на речевой уровень.

^ ВД.: предметная, направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

Развитие: В предметной деят-ти закладываются основы наглядно-образного мышления, т.к. ребенок начинает соотносить действие и предмет. В ней же формируется речь (одно из центральных новообразования данного возраста) Речь – становится средством общения, мышления и овладения поведением. Благодаря речи в процессуальной игре появляются замещения, что дает начало сюжетно-ролевой игре. Выполнение речевых инструкций можно оценивать как первую форму произвольного поведения.

Психические ф-ции определяются наглядной ситуацией. Память проявляется только при активном воспоминании, узнавании. Основная форма мышления наглядно-действенное. Формируется умение устанавливать связь между предметами и явлениями в наглядной ситуации.

^ Качественное отличие орудийной деят-ти чела от использования вспомогательных средств животными.

Для ребенка орудие носит в себе общественно выработанный способ действия. Для животного орудие является природной вещью, которая не несет в себе никакой логики и не имеет закрепленной сис-мы действий.

Для чел-а любые вещи всегда выступают в том или ином назначении, фиксированном в операциях общественного пользования ими.

Когда рука берется за орудие, реализуется одна из двух систем: либо рука включается в сис-му орудийных операций, либо орудие включается в сис-му операций руки.

В первом случае рука превращается в держатель и двигатель орудия = > используется орудие в своем историческом и психологическом плане.

Во втором случае орудие теряет свою специфическую логику; им действуют как продолжением руки.

Орудие используемое не только в качестве промежуточной вещи, но и в качестве определенного типа деят-ти является специфическим отличием чела.

^ Кризис 3х лет.

Успехи Р в предметной деятельности, в речевом развитии, символической игре качественно изменяют поведение ребенка. Несмотря на то, что роль взрослого остается пока еще ведущей, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. Это выражается в формуле «Я Сам». К 3м годам появляются желания непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых.

Симптомы: Негативизм – ребенок не слушается, делает все наоборот, отрицает все, что говорит взрослый, специально идет на конфликт.

Упрямство – настаивает на своем, потому что так потребовал, а не потому что так хочет.

Строптивость направлена против образа жизни.

Своеволие «Я Сам»

Бунт против окружающих. Сердится, конфликтует, ведет себя агрессивно

Обесценивание личности взрослого.

Диспотизм.

Формируется эмоциональная оценка самого себя. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. Появляется гордость за достижения.

Похожие:

Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconВозрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике
Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Обычно ГкШ складывается к концу первого...
Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconДобавил(а): Школьный психолог Дата: 2011-02-18 четкий анализ
Психологическая готовность к школьному обучению — одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит...
Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconЛекция №6 (4 часа) Подход к обучению как методическая категория. Существующие классификации подходов к обучению. Подходы с точки зрения объекта и способа обучения.
Существующие классификации подходов к обучению. Подходы с точки зрения объекта и способа обучения. Реализация современных подходов...
Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconВопросы государственного экзамена по направлению «лингвистика»
Возрастная психология как наука о закономерностях этапов психического развития и формирования личности в онтогенезе. Разделы возрастной...
Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconПсихологическая готовность ребенка к школе
Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная...
Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconОлимпиада по психологии «Психологическая культура в пространстве образования»
Психолого-педагогическое образование; 050706. 65 – Педагогика и психология; 540600. 62 – Педагогика; 050400. 68 Психолого-педагогическое...
Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconПреподаватель
...
Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconПсихология семьи Содержание
Психологическая совместимость — совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок брачных партнеров. Психологическая...
Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconОсн задачи
Юридическая психология находясь на стыке юриспруденции и психологии,призвана понимать свой предмет в юридической части так как его...
Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconАндреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. ''Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы''

Возрастная Психология. I. Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике iconВозрастная психология— отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления
Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы