Скачать 0.86 Mb.
|
Билет №1. Взаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство. В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:
Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:
Не менее существенно обратное влияние права на государство. Зависимость государства от права проявляется:
С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей. Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. ^ посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. ^ Действие нормативно-правовых актов имеет свои пределы, определяемые временными и территориальными границами такого действия, а также кругом адресатов соответствующих норм права. ^ определяется той территорией, на которую распространяется действие нормативно-правовых актов данного государства. В состав этой территории входят суша, включая недра и континентальный шельф; внутренние и территориальные воды государства (в пределах 12 морских миль); воздушное пространство над сушей и водной частью территории; а также территории посольств, военных кораблей, всех морских и воздушных судов, находящихся вне территории других государств, космических кораблей и станций, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих данному государству.Действие нормативных актов в пространстве зависит от: - уровня государственного органа, принявшего данный акт; - юридической силы акта. Нормативные акты распространяют свое действие: на территорию всей страны; на территорию субъекта Федерации; на территорию, указанную в самом нормативном акте; на локальную территорию (предприятия, организации, учреждения). Порядок и правила экстерриториального действия нормативно-правовых актов государства на территории его посольств в других государствах определяются международным правом. Нормативно-правовые акты высших и центральных государственных органов в унитарном и федеративном государстве действуют на всей территории государства, акты территориальных государственных органов – на соответствующих территориях, акты субъектов Федерации – на территории соответствующих субъектов, а акты органов местного самоуправления – на территории соответствующих муниципальных образований. Возможные исключения из этого общего правила устанавливаются в законодательном порядке. ^ определяется составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта (его норм). По общему правилу, под действие нормативно-правовых актов подпадают все лица (физические и юридические лица, должностные лица, граждане, иностранцы и лица без гражданства), находящиеся в пространстве действия соответствующего акта. ^ Так, субъектами соответствующих прав и обязанностей политического характера (например, права избирать и быть избранными в органы государственной власти, права участвовать в управлении делами государства, обязанности нести военную службу) могут быть только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства не входят в круг адресатов таких норм. Но они являются субъектами прав и обязанностей во всех других сферах правовой регуляции, и на них распространяется действие соответствующих норм (норм гражданского, уголовного права). ^ составляют иностранцы (главы иностранных государств и правительств, руководящие сотрудники иностранных посольств и консульств), которые в соответствии с положениями международного права обладают дипломатическим иммунитетом и в силу этого не подлежат уголовной и административной ответственности на территории и по законам других государств. Адресатами некоторых норм (и актов) являются специальные субъекты, т.е. не все лица, а лишь определенная категория лиц, характеризуемых особыми признаками (например, работники химической промышленности, ветераны труда, жители крайнего севера, субъекты налогообложения, должностные лица). ^ Юридическая ответственность – это мера правового принуждения за правонарушение, предусмотренная санкцией нарушенной нормы и применяемая к правонарушителям компетентным государственным органом или должностным лицом в надлежащем процессуально-правовом порядке. ^ – те условия, при совокупном наличии которых она может наступить. Основания юридической ответственности делятся на две группы:
Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности. ^ • наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность); • наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость); • отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности (например, если деяние перестало быть общественно опасным). • наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности. ^ - все те обстоятельства, наличие которых в соответствии с законом исключает возможность применения мер юридической ответственности. Правовые институты исключения юридической ответственности и освобождения от нее существенно отличаются друг от друга. У них разные основания. Если в первом случае мы имеем дело с правонарушениями, за которые ответственность не наступает в силу определенных юридических условий или физического состояния лица, то во втором – ответственность уже имеет место и речь идет исключительно о правовых основаниях возможного освобождения от нее. Такими основаниями могут быть: 1. Изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным. Под изменением обстановки понимаются значительные изменения жизненных условий по сравнению с теми, которые существовали к моменту совершения правонарушения. Это может быть связано с политическими, экономическими, организационно-хозяйственными изменениями в масштабе страны и т.д. 2. Деятельное раскаяние виновного. 3. Примирение с потерпевшим. 4. Освобождение от уголовной ответственности, особенно в отношении несовершеннолетних. Применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия. 5. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии. Освобождение от ответственности не тождественно освобождению от наказания. От ответственности может быть освобожден или подозреваемый, или обвиняемый, или подсудимый. Причем это делается и органом дознания, и предварительного следствия, и прокуратурой или судом, а от наказания освобождается уже осужденный, и только судом. Билет №2. ^ Термин гражданское общество приобрел в научной литературе особое содержание и выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Это более высокая ступень в развитии социальной общности. ^ можно кратко определить как систему негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. Сейчас между властью и бизнес-сообществом налаживается конструктивный диалог – они не антиподы. Происхождение этой идеи относится к далекому прошлому – к «Политике» Аристотеля, «Государству» Платона. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Гроция, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, но сам термин «гражданское общество» стал устойчиво употребляться лишь в 18 веке. До этого научная мысль им практически не пользовалась, так как государство и общество рассматривались как единое целое. Разделить эти понятия непросто, ведь государство- форма организации общества. Но уже Гумбольдт, Кант, Гегель разграничивали эти явления. Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, которые должны были находиться в независимости от государства. Гражданское общество не отождествлялось с официальной властью. Гегель противопоставлял гражданское общество дикости, неразвитости, нецивилизованности. Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек. Отдельная личность является для самой себя целью. Но без соотношения с другими человек не может достигнуть своих целей. Он также считал, что ключевую роль в гражданском обществе играет семья. Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Права человека Маркс анализировал как права члена гражданского общества. И Маркс, и Гегель особо выделяли право на индивидуальную свободу, право на частную собственность. Эта индивидуальная свобода и образует основу гражданского общества. Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Среди идей четко доминировал главный лейтмотив – собственность и отказ государства от претензий на роль единственного «организатора и координатора». Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать условия для беспрепятственной деятельности собственников, реализации ими своих прав и свобод. Государство должно выполнять функции по ведению общих дел. Его задача – не мешать нормальному течению экономической жизни. Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Составными элементами гражданского общества являются: 1)личность; 2)семья; 3)школа; 4)церковь; 5)собственность и предпринимательство; 6)социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан; 8)институты демократии; 9)общественные объединения, политические партии и движения; 10)независимое правосудие и т.д. Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок – таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. Для каждого должна сохраняться возможность стать собственником. Признаки гражданского общества:
Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. В президентском послании Федеральному Собранию 2004 г. Ставилась задача создания свободного общества свободных людей через развитие, укрепление институтов демократического государства и гражданского общества. В настоящий момент гражданское общество в РФ только формируется и находится на начальной стадии своего развития. Проблемы и трудности формирования гражданского общества в России обусловлены, прежде всего, историческими условиями. В отличие от западных демократий, выраставших «снизу» на основе исторически вызревавших субъективных и объективных предпосылок, в России гражданское общество формировалось «сверху». ^
С началом перехода к капитализму в России стали формироваться и структуры гражданского общества. Развивается публичная политика, когда программы органов власти и технологии их реализации вырабатываются на основе и с учетом ожиданий социальных групп общества через их представителей. Развитие многопартийности является завоеванием демократии. Развитие малого бизнеса является ключевым моментом в реализации идеи гражданского общества. На уровне руководства регионами и муниципалитетами наблюдается сопротивление становлению малого бизнеса. В подлинно демократической стране часть гражданского общества всегда находится в той или иной оппозиции к государству. В наличии сильной оппозиции значительное преимущество гражданского общества демократического типа от других. Собственно, общество может быть подлинно гражданским, если в нем есть сильная защищенная оппозиция, имеющая все возможности бороться за власть. ^
^ Принципы юридической ответственности выражают ее правовые начала, требования, смысл и назначение. Основные принципы:
Особенности нормативистского подхода к праву. Нормативизм, как направление правопонимания, получил развитие на основе юридического позитивизма, суть которого рассматривалась как совокупность властных велений, как сумма приказов, исходящих от государства. Юридический позитивизм развивался во второй половине 19 века, а в первой половине 20 века переродился в нормативизм, основные постулаты которого наиболее полно были сформулированы Г. Кельзеном, который свою теорию назвал «чистое учение о праве». Представителями этой теории также были Штаммлер и Новгородцев. |
![]() | Взаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права | ![]() | Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук Каждая из них познает государство и право, решая свои, специфические задачи, при использовании присущих им средств |
![]() | Теория права, конституционное и административное право вариант 1 Перерастание государства племени в государство класса характеризует теорию (теории) происхождения государства Перерастание государства племени в государство класса характеризует теорию (теории) происхождения государства | ![]() | Утверждено на заседании кафедры теории государства и права и конституционного права (протокол №6 от 22. 01. 10 г.) Дисциплина «история отечественного государства и права» Учебно-методический комплекс Челябинск 2010 Рассматривается круг проблем составляющих основу курса истории отечественного государства и права. Кроме того, содержит рабочую учебную... |
![]() | Iii. Право: основные категории. VIII. Понятие, функции, принципы, ценность права. Понятие и признаки права Право это сложное явление общественной жизни. С ним имеет дело каждый человек. В теории государства и права термин «право» употребляется... | ![]() | Экзаменационные вопросы по предмету «Теория государства и права» Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся |
![]() | Вопросы выходного контроля Развитие отечественной науки «Теория государства и права» и актуальные проблемы теории государства и права на современном этапе развития... | ![]() | Виды источников форм права Источники права — официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм,... |
![]() | Теория государства и права Теория государства и права это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной... | ![]() | История отечественного государства и права семинарские занятия для студентов очного и заочного обучения по специальности 030501 «Юриспруденция» Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. М.: Юристъ, 1995. 448с |
![]() | Теории происхождения государства Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят... |