Я вхожу в мир искусств icon

Я вхожу в мир искусств


Скачать 443.02 Kb.
НазваниеЯ вхожу в мир искусств
страница1/12
Размер443.02 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных вузов.

В книге систематизированы сведения по этикету, субординации, костюму и манерам поведения российских военных с XVII по начало XX века.

Я ВХОЖУ В МИР ИСКУССТВ

РЕПЕРТУАРНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕЧКА

11(135) '2008

Выходит ежемесячно Издается с 1997 года

Учредитель

Всероссийский Центр

художественного творчества

учащихся и работников

начального профессионального

образования

Директор В. Ростовский

Редакция:

Главный редактор М. Гааз Отв. секретарь И. Силаева Редактор А. Яковлева

Редакционная коллегия; ^ Бегунов В.К. Гааз МЛ Каппунова Е.Б. Морозова Г. В. Панфилов В.В.. Ростовский В.П.

Военный этикет в России

(XVII -начало XX вв.)

Пособие для актеров, режиссеров и студентов театральных школ

Свидетельство № 014849 от 29 апреля 1998 г. Роском печать

Подписка по Объединенному Каталогу "Пресса России" (зеленый) Т.1. Газеты и журналы" Подписной индекс 40910 (на полгода)

Подписка в Интернет: www. apr. ru/pressa Интернет-страница Http://www.vcht.m

E-mail: teatretekst@gmai 1. com Адрес редакции.

П5П4, Москва,Дербеневскаяул., 16 Тел./факс: (095) 235-2932

© Всероссийский центр художественного творчества Учащихся и работников начального профессионального образования.

^ Автор Г.Морозова -

профессор Театрального института

им. Б.В. Щукина, президент Гильдии режиссеров

и педагогов по сценической пластике

^ А. Румянцев

© Г.В. Морозова, автор, 2008 г. © А.С. Румянцев, автор, 2008 г.

Г. Морозова, А.Румянцев

Военный этикет в России (XVII-начало XX вв.): Пособие для актеров, режиссеров и студентов театральных школ. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, -128 с.

СОДЕРЖАНИЕ:


Вооруженные силы Московского государства в XVII веке 4

Военная реформа Петра Первого 7

^ Военный этикет в России XVIII-XIX вв. 9

Совет генералов и военный суд 11

Церемонии и чинопочитание 12

Система наказаний 13

Армия в годы царствования Павла I. 23

Офицерское сословие России в XIX веке 30

Быт и нравы в русской армии начала XIX века 33

Армейский быт после восстания декабристов 36

Военная реформа 1860-1870-х годов 37

Офицерские собрания 40

Воинское приветствие в русской армии XVIII-XIX веков 46

^ Военный этикет в России конца XIX - начала XX века 50

О порядке прибытия к месту службы 50

О правилах жизни в полку 51

Правила поведения в служебной обстановке 51

Правила поведения офицера в частной жизни 52

Об отношении к денщику и нижним чинам 52

Правила хорошего тона в обществе 53

О суде чести 54

О допускаемой обороне оружием 54

О строевых учениях на плацу и других занятиях с новобранцами 55

Тактические занятия 56

Заключение 57

Приложение 1
«Табель о рангах» 58

Приложение 2.
Ордена и медали в Российской империи XVIII-XIX вв 62
^

Вооруженные силы Московского государства в XVII веке



Русская армия, то есть вооруженные силы Московского государства, не могла возникнуть раньше, чем была преодолена феодальная раздробленность русских земель, длившаяся с XII по XIV век включительно. В каждом удельном княжестве была собственная вооруженная сила - дружина, которая находилась под командованием князя и осуществляла те боевые задачи, которые ставил перед ней князь - единоличный правитель удела. При возникновении общей для нескольких уделов опасности князья объединяли свои вооруженные силы, но после окончания военных действий снова замыкались в границах своих владений. Любопытно отметить, что в числе этих малых феодальных государств были не только «монархии», но и республики - Псковская, Вятская, Новгородская. Последняя вошла в состав русского государства лишь в 1478 году; до этого в ней высшим органом власти было вече - народное собрание, которое избирало верховного правителя республики - посадника - и предводителя военного ополчения - тысяцкого; в числе других вопросов республиканского значения вече решало вопросы войны и мира. Вече имело право пригласить по договору на должность военачальника кого-либо из князей; так был приглашен Александр Невский, носивший звание князя Новгородского с 1236 года по 1251 год. Как известно, это приглашение оказалось более чем удачным.

5

Были свои особенности в организации военного дела и в остальных удельных землях, вошедших в состав Русского государства - Владимиро-Суздальском княжестве, Галицко-Волынском и других.

Понятно, что объединение столь разных феодальных владений в одно государство происходило не очень быстро и с немалыми трудностями. Завершилось оно только к концу XV века, но провозглашенное в 1498 году единое государство еще долго не могло справиться с пережитками феодальных отношений, которые то и дело порождали внутренние конфликты и мешали противостоять внешним угрозам. В государстве сложилась служебная иерархия из восьми ступеней. Три высших ступени -бояре, окольничие и думные дворяне - входили в состав Боярской Думы, и по существовавшему тогда праву местничества заполняли наиболее важные должности в правительстве страны. На ступень ниже находились стольники, еще ниже - стряпчие, занимавшиеся судебными делами и делопроизводством в правительственных учреждениях - Приказах. Последние три ступени занимали дворяне, жильцы и боярские дети. Именно представители этих трех ступеней поставляли основной состав для воинских отрядов, созываемых в случае необходимости. Они являлись к месту сбора вооруженных сил со своим оружием и своими лошадьми, в сопровождении своих слуг и крестьян своей вотчины. Во главе армии стоял воевода из числа окольничьих -го звание можно приравнять к генеральскому. Такой порядок уществовал до 1685 года. В этих условиях создание единой армии как вооруженных сил государства растянулось почти на двести лет. В силу традиций каждый из князей сохранял при себе некоторое количество вооруженных слуг, с которыми он и являлся по призыву московского царя для отправления тех или иных воинских обязанностей. Со своей стороны глава государства не мог не иметь в своем распоряжении лично ему подчиненных военных сил. Собранные все вместе в минуты опасности для государства, эти воины составляли не столько армию, сколько ополчение, кото-

6

рое распускалось по окончании военных действий. Иначе говоря, это не была регулярная армия, существующая постоянно, на основе единых правил, с единой системой управления. Только к концу XVII века причины, мешавшие формированию армии как четко организованной структуры, были преодолены, и началась радикальная военная реформа, результатом которой стала новая организация вооруженных сил Русского государства.

Что же имелось к этому времени в распоряжении царя как верховного воеводы - главнокомандующего русскими вооруженными силами? С 1550 года в Москве имелись стрелковые части, лично подчиненные царю; как сообщают летописи, Иван Грозный вооружил пищалями три тысячи человек и поселил их в Воробьевой слободе. Таковы первые достоверные сведения о стрельцах, которые стали если не личной гвардией царя, то вооруженной силой, постоянно готовой к действиям по его приказу. К началу XVII века их количество возросло, а в последней четверти века в распоряжении царя было уже 14 стрелецких полков, всеми делами которых ведал Стрелецкий приказ. Стрельцы были вооружены пищалями - фитильными ружьями, саблями и бердышами. Бердыш служил не только холодным оружием ближнего боя, но и употреблялся в качестве подпорки для пищали, которую на него укладывали для выполнения выстрела. Штыка или багинета у пищали не было. Заряды для пищали висели на груди бойца, прикрепленные к перевязи, идущей от левого плеча к правому бедру; перевязь называлась берендейкой.

Стрельцы находились на государственном содержании: им выдавалось жалованье, от казны они получали оружие и обмундирование или материал для пошива одежды по утвержденному образцу. То есть, стрелецкие полки имели форменную одежду единого покроя; во всяком случае, об этом говорится в дошедших до нас документах семидесятых годов XVII века. В это время солдаты стрелецких полков носили длинный, до щиколоток, кафтан с воротником стойкой, застегнутый петлицами из цветного шнура; под кафтан надевали зипун того же цвета, что и кафтан, длиной до колен или чуть выше. Нижнюю часть тела

7

облекали порты длиной до середины голени, прямого покроя. Талию опоясывал кушак. На ногах были кожаные сапоги до колена, с каблуками. Шапка имела форму высокого колпака с меховым околышем - овчинным у рядовых, из меха соболя у начальных людей, каковыми были десятники, пятидесятники, сотники и полковники.

Начальные люди (иначе говоря, офицеры) были одеты таким же образом, но отличались от рядовых кистями на кушаке и изображением короны на шапке. Они не имели бердыша и ружья, а были вооружены только саблей, а в руках имели невысокую трость. Отдельные источники сообщают о наличии у начальных людей протазана - широкого копья с государственным гербом в виде орла у основания клинка и привязанной здесь же кистью. Судя по некоторым изображениям, начальные люди имели на руках перчатки с крагами вполне европейского вида.

По данным большинства источников, полки различались между собой цветом одежды, весьма ярким - от красного и оранжевого до светло-зеленого и синего. Но это касалось только парадной одежды; при исполнении повседневных обязанностей и в походе стрельцы носили одежду такого же покроя, но из сермяжной ткани серого, черного или коричневого цвета. Именовались стрелецкие части по фамилиям командиров: «сотня Иванова», «сотня Петрова», «сотня Федорова». Во время правления царя Михаила Федоровича в его распоряжении было пять таких сотен.

Таким образом, стрелецкие полки по форме приближались к представлениям о регулярной армии: они имели единообразное оружие, унифицированную одежду и общее управление со стороны государства. Официально они подчинялись Стрелецкому приказу на основе составленного в начале XVII века дьяком Михайловым «Устава ратных, пушечных и иных дел» и должны были всегда находиться под рукой у царя и Боярской думы. Во второй половине XVII века в рядах стрельцов числилось около двадцати тысяч человек. Кроме московских стрельцов, были подобного рода отряды и в других городах, где находились под

8

управлением местных князей. Были стрелецкие полки и в составе пограничной службы.

Но жизнь всегда вносит поправки в тот или иной сложившийся порядок. Московские стрельцы, обжившись в Воробьевой слободе, стали обзаводиться семьями, и их дети, вырастая, становились тоже стрельцами. Но для содержания семьи не хватало жалованья (которое к тому же не всегда выплачивалось вовремя и полностью), и стрельцы стали промышлять ремеслами, мелкой торговлей, браться за оказание частных услуг отдельным боярам и т.п. Так количественный рост стрелецкого сословия делал его все менее пригодным для охраны страны, и напротив, превращал его в силу, опасную для государства. Не раз в течение всего XVII века в рядах стрельцов происходили бунты, не раз целые полки принимали участие в междоусобной борьбе внутри боярского сословия, не раз выступали они в поддержку разных самозванцев, пока не завершили свои подвиги участием в попытке дворцового переворота в 1698 году. После подавления этого последнего восстания было распущено все стрелецкое войско, а в 1701 году ликвидирован и Стрелецкий приказ.

Был при дворе московского государя и отряд конной гвардии - так называемые жильцы. Это были уездные дворяне, жившие при дворе не постоянно, а лишь во время исполнения воинской службы. О жильцах известно, что они носили красные кафтаны особенного покроя, с чем-то вроде крыльев на спине, были вооружены саблями и использовались в качестве почетного конвоя - например, встречали у ворот Москвы и сопровождали по городу иностранных послов.

Наиболее упорядоченными были полки иноземного строя, набиравшиеся из иностранных наемников. Каждый полк состоял из людей разных национальностей: кроме представителей ближних стран (литовцев, поляков, шведов) служили в русской армии и англичане, и швейцарцы, и шотландцы; поэтому порядок в таком полку зависел от его командира, который устанавливал общие для всех правила по своему выбору. Обычно пол-

9

ковники ориентировались на среднеевропейские военные уставы, без экзотических особенностей, и все разноязычные солдаты обязаны были следовать правилам, установленным в полку. Офицерские чины в этих полках получались от Посольского приказа; командовал ротой ротмистр, его помощник носил чин поручика; более высоких званий в иноземных полках не было. Иностранные наемники получали жалованье: в военное время и в походе полное, во время гарнизонной службы в крепости - две трети ставки, а находясь за штатом - одну треть. Полки наемников славились хорошей дисциплиной и боевой выучкой, они имели постоянный состав и во многих случаях могли приносить пользу общеармейскому делу, хотя бы тем, что подавали пример хорошей организованности и дисциплины. Иноземные части были как пехотными, так и конными - были драгунские, рейтарские полки из иностранцев, но все же их было слишком мало, чтобы они могли определять собой образ всей армии. К тому же от наемников нельзя было ожидать той военной отваги, которая связана с чувством патриотизма: они выполняли свой долг, но не готовы были к самопожертвованию во имя чужой для них земли. Поэтому с середины шестидесятых годов XVII века стали заменять иностранных наемников русскими добровольцами, сохранив офицеров-иностранцев для обучения солдат и командования; с тех пор эти части стали называться полками нового строя.

Набранные из русских солдат и обученные по европейскому образцу полки были пешими и конными (роты драгун и рейтаров). Чины именовались по европейскому образцу: полковник, подполковник, майор, капитан, поручик, прапорщик. Ротой командовал капитан, на котором лежали основные служебные обязанности офицера. Жалованье в этих полках было почти такое же, как у иностранных наемников. В конце XVII века в русской армии было 48 пехотных и 26 конных рот «нового строя», а в 70-х годах в них появились и генеральские чины. Присвоение чинов в эти годы проводилось только на вакансии, освободив-

10

шиеся в связи со смертью того или иного офицера. Чинопроизводство в это время находилось в руках воевод. Кроме этих, относительно регулярных частей, в армии числились 100 тысяч конных ратников из дворян и боярских детей, а также казаки, составлявшие значительную часть пехоты, общая численность которой приближалась к цифре 25 000. В таком пестром составе русская армия подошла к концу XVII века, когда необходимость коренной реформы вооруженных сил страны стала очевидной.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Я вхожу в мир искусств iconЯ вхожу в мир искусств
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по...
Я вхожу в мир искусств iconДорогие друзья! Приглашает Ваш коллектив принять участие в Втором Международном фестивале искусств «сочи. Арт. Мир» («sochi. Art. World»)
Приглашает Ваш коллектив принять участие в Втором Международном фестивале искусств «сочи. Арт. Мир» («sochi. Art. World»)
Я вхожу в мир искусств iconКонкурс состязательных искусств «СПб арт»
Международный конкурс состязательных Искусств «Спб-Арт» (далее Конкурс) проводится в целях выявления и поддержки одаренных людей,...
Я вхожу в мир искусств iconКонкурс состязательных искусств «СПб арт»
Международный конкурс состязательных Искусств «Спб-Арт» (далее Конкурс) проводится в целях выявления и поддержки одаренных людей,...
Я вхожу в мир искусств iconСемейный лагерь «Пойми мир своего ребенка»
Домашнее задание! подготовить выступление для Фестиваля искусств: это может быть танец, песня, выставка работ и многое другое
Я вхожу в мир искусств iconКлиническая смерть Детских школ искусств?
Необходимость данного обращения вызвана ситуацией, в которой оказались Детские школы искусств
Я вхожу в мир искусств iconПрограмма XXXVI фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи – 2011»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» Н. В. Горина
Я вхожу в мир искусств iconViii олимпиада боевых искусств «Восток-Запад», дисциплина: Спортивный ножевой бой Санкт-Петербург, Россия, 9-10 мая 2014 года Руководство
«аймак», Федерация современных боевых искусств России при поддержке министерства спорта Российской Федерации, Российского союза боевых...
Я вхожу в мир искусств iconПриглашение принять участие в конкурсе визуальных искусств по направлениям: анимация, кинематограф, телевидение в рамках проведения Международного фестиваля искусств “Московские звезды”
Международного фестиваля искусств «Московские звезды» это объединение разных творческих направлений в одном арт-пространстве. Это...
Я вхожу в мир искусств iconМосковский государственный университет культуры и искусств
Московском государственном университете культуры и искусств состоится третий Московский международный форум культуры
Я вхожу в мир искусств iconАвтобиография
Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать Мария Александровна Мейн страстная музыкантша,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы