Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник icon

Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник


Скачать 219.46 Kb.
НазваниеЮрий Миранович Артонян, пишущий в учебник
страница1/3
Размер219.46 Kb.
ТипУчебник
  1   2   3

Тема: «Личность преступника».


1. О понятии «личность преступника».

2. О понятии «криминологическая характеристика личности преступника»

3. Типология преступников.

4. Соотношение социального и биологического в личности преступника.


1. О понятии «личность преступника».


Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебнике 1995 года – это личность со значительно более высоким уровнем тревожности, неуверенности в себе, импульсивности, агрессивности, отчуждённости от общественных ценностей и полезного общения.

Но всё это – относительно. И вообще, любой признак личности преступника характерен и другим людям, не являющимися преступниками.

Ретритизм – уход от мирской суеты в себя, когда становятся безразличны те цели и стандарты, которые ценятся в обществе. Здесь либо алкоголь может быть, либо наркомания, может быть и уход в монастырь. Это тоже – отчуждённость от общественных ценностей.

Единственное, что отличает преступника от не преступника – это факт совершения преступления. Только получается, что все мы потенциальные преступники – ведь предосудительное поведение у каждого бывает, те же оскорбления и побои…

Говоря о понятии личности преступника лектор единственное что рекомендует – это пользоваться своеобразным рабочим понятием, которое просто-напросто ориентирует нас во всём многообразии человеческих черт, свойств, качеств для того, чтобы нарисовать этот обобщённый портрет тех, кто наиболее часто совершает преступление.

Но даже выработать этот общий портрет личности преступника чрезвычайно сложно да и занятие неблагодарное – ведь здесь портрет и насильника, и убийцы, и вора, и браконьера. Сложно и, наверно, не нужно.

Личность преступника (рабочее понятие) – это совокупность социально значимых черт, свойств и качеств человека, которые во взаимодействии с внешними факторами с наибольшей степенью вероятности могут привести к совершению преступления.

Важно: социально значимые, а не разрез глаз, цвет кожи и прочее (это может учитываться, но чаще по жертвам); важно взаимодействие с внешними факторами; с необходимостью не следует, отсутствует фатальная неизбежность – здесь только наибольшая степень вероятности.

Личность преступника изучается на нескольких уровнях:

Общий уровень. Личность общая всех преступников.

Групповой уровень. Личность насильника, личность убийцы, личность браконьера…

Индивидуальный уровень. Уровень конкретного лица.

Чем ниже уровень – тем явственнее портрет личности преступника.


Вообще имеет ли право на существование термин «личность преступника». Можно ли на кого-то наклеить этот ярлык – вот он, этот кто-то, личность преступника, отличающаяся от нас. Но тут лицо, виновное в совершении преступления, а виновность устанавливает вступивший в законную силу приговор.

Возможность ретроспективности – для нас важно посмотреть, что предшествовало, что можно было сделать для того, чтобы предотвратить становление антиобщественной направленности личности и что нужно было сделать, чтобы эта направленность не вылилась в конкретное преступление.


^ 2. О понятии «криминологическая характеристика личности преступника»


Это те черты, свойства и качества, которые, по существу, присуще каждому, но именно они статистически чаще характерны для лиц, совершающих преступление.

Да, жадность, зависть, корыстолюбие, агрессивность, наличие антиобщественной направленности, правовой нигилизм, асоциальность, аморальность, импульсивный характер и так далее – это те черты, свойства и качества, которые статистически чаще встречаются у тех лиц, которые совершают преступления.

Криминологическая характеристика и позволяет нам классифицировать, обобщить то многообразие черт, свойств и качеств, которые статистически чаще характерны для лиц, совершающих преступления.

Группы признаков, черт, свойств и качеств, характеристики:

1) Социально-демографические характеристики. Пол, возраст, место жительства, принадлежность к той или иной группе, образовательные признаки, отношение к миграционным потокам…

В генеральной совокупности статистически чаще мужчины совершают преступления. Чаще это городской, а не сельский житель. Отставание уровня образования от средне статического характерно для общего уровня и на уровне отдельных групп (причинение тяжкого вреда здоровью, убийство и ряд других). Чаще среди преступников встречаются лица, занимающиеся неквалифицированным трудом. Чаще те, которые относятся к категории мигрантов, статистически чаще совершают преступления.

2) Функционально-отношенческие характеристики. Какие функции в этой жизни, в этом мире выполняют граждане. В сфере семьи – глава семьи, иждивенец… В общественной и политической жизни – с активной гражданской позицией, скажем. В неформальных коллективах – лидер или рядовой член той или иной группировке.

На общем уровне характерна чаще отчуждённость от общественных ценностей, пассивность в гражданской позиции, неудовлетворительное исполнение своих общественных функций.

3) Нравственно-психологические характеристики личности. Речь идёт об общих ценностных ориентациях лиц, совершающих преступление. Мы оцениваем отношение к тем или иным социальным и моральным ценностям, к иным сторонам действительности, мы интересуемся кругом потребностей и интересов личности, интересуемся наиболее приемлемыми и распространёнными способами удовлетворения этих потребностей и интересов. Мы попутно интересуемся эмоциональной и волевой сферой личности.

На среднестатистическом уровне чаще встречаются среди преступников те, у которых уровень и круг потребностей и притязаний сформировался примитивно – в первую очередь удовлетворения витальных (биологических) потребностей, чуть меньше – в экзистенциальных, социальных потребностей (реже испытывают потребность попасть в театр, заняться музыкой, рисованием…). Чаще желание одеваться, как в гламурных журналах, какие-то изыски поесть, алкоголь, наркотики, подраться с кем-нибудь…

4) Уголовно-правовые характеристики личности. Преступление совершено в одиночку или в соучастие, длящееся или продолжаемое преступление, рецидивы…

5) Психиатрические характеристики личности. Данные о состоянии здоровья лиц, совершающих преступление. Среди подростков наиболее распространены определённые виды преступлений и чаще всего они носят групповой характер. Достаточно высок удельный вес тех лиц, которые совершают преступления и характеризуются теми или иными психиатрическими аномалии (шизофрения, алкоголизация, психопатия, наркомания…).

Иногда эту криминологическую характеристику называют ещё и структурой личности.

Криминологическая характеристика и выявленные на основе анализа их свойства – они, их сгусток, их обобщённость, и составляет антиобщественную направленность личности, в которой в концентрате выражены все антисоциальные черты.


^ 3. Типология преступников.


Критерии, по которым выделяют те или иные типы преступников (самые разнообразные).

Отечественная криминология чаще всего в попытках выделить типы преступников ориентируется на степень криминогенной искажённости личностных характеристик, ориентируется на характер и содержание такой криминогенной искажённости личностных характеристик.

По степени криминогенного искажения личностных характеристик выделяют типы: случайный преступник, ситуационный преступник, неустойчивый преступник, злостный преступник, особо опасный преступник. Из самого названия можно понять, насколько он испорчен, насколько искажены его личностные характеристики в сторону негативного.

Случайный преступник – тот, кто впервые совершил преступления небольшой или средней тяжести в результате случайного стечения обстоятельств и у которого его личностные характеристики находятся в противоречии с совершённым преступлением.

Ситуационный преступник – тоже впервые, но тяжкие преступления, под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств. Тоже личностные характеристики положительны, за исключением этого факта совершения преступления.

В зависимости от характера и содержания криминогенных характеристик личности тоже можно выделить типы. Принято в отечественной криминологии выделять такие типы, как:

Тип с негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности, её важнейшим благам (жизнь, честь, достоинство, спокойствие…).

Тип преступников с корыстной направленности. Корыстно-насильственная направленность, корыстно-хозяйственная направленность, служебно-корыстная направленность.

Служебно-корыстная – там выборочная отчуждённость от общественных ценностей, корыстная направленность…

Тип с эгоцентрически-индивидуалистическим отношением к своим служебным и иным обязанностям.


Об этих типологиях у нас в учебниках достаточно подробно – почитаем там.


По состоянию психического здоровью предлагается типология. Психопатизированный тип, алкоголизированный тип и интеллектуально-ограниченный (или умственно отсталый).


^ 4. Соотношение социального и биологического в личности преступника.


Соотношение социального и биологического в преступном поведении.

Физические стигматы – внешне различимые особенности, которые характерны для отдельных типов личностей преступников.

Корыстный тип: небольшие, зачастую раскосые глаза, быстро бегающие. Мешки под глазами. Характерны ранние морщины, нос вздёрнутый к верху, небольшой. Редкая растительность на лице. Уши оттопыренные. Зубы мелкие и частые.

Для насильников характерны: холодные неподвижные глаза, бледное лицо, выдающиеся надбровные дуги, тяжёлая нижняя челюсть. У них ширина головы больше 0,8 длины головы. Густые, как правило, сросшиеся на переносицы брови, значительная растительность на лице и теле. Нос как правило с горбинкой, достаточно длинный. Хорошо развиты клыки. Характерны приросшие мочки ушей. Узкий лоб. Короткие руки. Аномалии половых органов.

Раньше эти стигматы были перечнем прилагаемым, это означало, что тип врождённый преступник.

Чезаре Ломброзе – тюремный врач. Он первым это выдвинул и утверждал, что преступление – это явление столь же естественное и необходимое, как и рождение, смерть, зачатие…


^ Соотношение социального и биологического.

Исследование их проблем в следующих направления:

1) Направление исследование на стыке криминологии и генетике, криминологии и физиологии и на стыке криминологии и психиатрии.

Генетика и криминология – существуют некоторые данные, которые нельзя проигнорировать в размышления о роли биологических факторов в преступном поведении. Проблема, связанная с близнецовой преступностью. Есть такая проблема, в основе которой лежит анализ статистики совпадения преступлений однояйцевых и вообще близнецов (тут что-то с зиготами связанное: монозиготные и дизиготные).

Оказывается, двуяйцевые (дизиготные) близнецы у них лишь около 23% случаев совпадения преступлений у них. Сопоставляем с преступностью монозиготных близнецов – 63% (а по некоторым данным и выше процент), когда один близнец совершал преступление и другой совершал схожее, нередко даже совпадающее по фабуле, преступление.

Отсюда напрашивается предположение, что именно генетический код предопределяет наше социальной поведение во многом, в том числе и преступное поведение.

Также, как информация о лишней (47) Y (игрик) хромосоме. Около двух тысяч хромосомных аномалий открыты, две из них привлекли внимание и криминологов (нормальный набор – сорок шесть XY хромосом). Примерно с частотой 1:500 рождается человек с аномалией – либо лишняя X, либо лишняя Y хромосома.

Лишняя женская хромосома – это не столь страшно, хотя и улавливают некоторую статистическую связь в совершении мошенничестве и других, многих «чисто женских» преступлений.

Лишняя Y хромосома, лишняя мужская хромосома. Эти люди, как правило, физически хорошо развиты, атлетически сложены, чрезвычайно агрессивны, импульсивны, прожорливы – и появилось мнение, что чего мудрить, когда генетика даёт материал зависимость статистической.

Есть аргументы и за, и против – и на семинарских занятиях мы будем обсуждать проблемы соотношения социального и биологического в поведении. Заранее готовимся отстаивать одну из позиций.


На стыке физиологии и криминологии.

Перспективно использование исследований в данных направлениях для предупредительной деятельности.

В плане физиологии нельзя забывать о проблемах алкоголизации и наркотизации населения – это и физиологическая, и психологическая, и психиатрическая, и криминологическая проблема. На стыке этих наук можно найти пути противодействия этим проблемам, поиск лекарств и препаратов, которые способствуют отвыканию от алкоголя.

Есть эксперименты на крысах – они быстро привыкают к алкоголю, а потом в них вводили нетоксичные соли хлористого лития (они тогда бросались на того, кто предлагал им алкоголь ещё раз – типа, отказался; если человеку такое ввести – наверное, собутыльнику не поздоровится).

Нельзя оставить без внимание и явление акселерации – ускоренное физическое развитие и отстающая социализация личности. Потребности уже взрослые, а ответственности ещё нет, и сознание достаточно детское.

Кроме того, появились подростки, которые отчётливо идут на преступления, даже на тяжкие и особо тяжкие, так как знают, что их не привлекут и ничего им за это не будут – им ещё нет 14 лет.


Кроме того, хронобиология или биоритмология. Нас интересует, в частности, поведенческая биоритмология.

Леонид Чижевский в 20-е годы изучал это. Он обратил внимание на зависимость нашего поведения от процессов, происходящих на солнце (катаклизмы на солнце, к примеру). Всё это сказывается и на наших поведенческих реакциях.

В 70-е годы появились данные о влиянии солнечных бурь на динамику неосторожных преступлений – в частности, автотранспортные и производственные происшествия. Более чем в 4 раза из-за солнечных бурь реактивные способности человека замедляются.

У каждого из нас есть и эмоциональные, и физические циклы. То вдохновение, то бессилие, то взлёт, то падение – у каждого из нас есть эти многодневные циклы.

Лица, связанные с источниками повышенной опсности, в этой фазе становятся более рассеянными и это приводит к большему количеству аварий.

В середине каждого такого цикла сменяется одна фаза на другую (положительная и отрицательная).


Исследования на стыке криминологии и психиатрии.

Проблема влияния психиатрических расстройств на поведение всё более актуализируется.

Статистика свидетельствует о росте психических заболеваний среди населения.

Эта проблема беспокоит криминологию, поскольку по ряду выборочных исследований среди лиц, совершивших убийство, хулиганство, изнасилование, кражи, грабежи, разбои, а также нанесение вреда здоровья различной степени тяжести более 50% имеют не лишающие их вменяемости расстройства психики.

Нас интересуют психические аномалии, не исключающие вменяемости – ибо криминологию именно это и интересует.

Если посмотреть статистику лиц, виновных в тяжких преступлениях против личности, то около 68% из них имеют проблемы с психикой, не исключающих вменяемости. 30% - чисто аномалии психики. Кстати, по решению какой-то международной организации, алкоголизм и наркомания – тоже психическая аномалия.

Некоторые психические аномалии, которые нас интересуют в первую очередь:

1) Алкоголизм и наркомания;

2) Психопатия (психическая аномалия в рамках вменяемости, на втором месте по степени встречаемости);

3) Остаточные явления черепно-мозговых травм;

4) Олигофрения в форме дебильности;

5) Шизофрения в состоянии стойкой ремиссии;

6) И некоторые другие психические аномалии.

Наиболее важные аспекты проблемы психических аномалий, нуждающиеся в дальнейшем исследовании:

1. Нет серьёзного труда, исследования, посвящённые влиянию психических аномалий на формирование криминогенных взглядов, стремлений, побуждений, привычек, влечений и так далее. То есть нет серьёзного исследования, посвящённому влиянию психических аномалий на формирование направленности личности.

Иногда наличие той или иной аномалии затрудняет социализацию личности, снижает болевые процессы, повышает внушаемости, ослабляет сдерживающие контрольные механизмы (а это – характеристика трудных подростков, всё у них может начинаться с лёгкой психической аномалии).

Зачастую эти процессы протекают скрытно, явно не проявляются и воспринимаются окружающими как особенности характера, особенности личности – хотя в основе лежит какая-то психическая аномалия.

Чтобы не пошёл процесс стигматизации личности – когда мы навешиваем ярлык, ставим клеймо, чтобы не пошёл процесс девиации личности.

2. Исследование роли психических аномалий в качестве благоприятного фона совершения преступления в определённых ситуациях.

Отмечается, что психические аномалии в определённых ситуациях снижают сопротивляемость к воздействию тех или иных ситуаций, сопротивляемость к воздействию конфликтных ситуаций, сужают возможности выбора контроля, ослабляют самоконтроль, облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуманных, в том числе и противоправных поступков.

Нуждаются в исследовании взаимосвязи между отдельными разновидностями психических аномалий и теми или иными видами преступлений. Подмечено, что психопаты чаще одни категории преступлений совершают, олигофрены – другие, у них разные роли (организаторы или исполнители)…

Опять же, для создания психологических портретов преступников это важно.

Уголовно-правовые характеристики, демографические, нравственные характеристики – надо посмотреть, как они кореллируют с теми или иными психическими аномалиями.

Ограниченная или уменьшенная вменяемость – есть такие понятия, но они ещё недостаточно расшифрованы в УК и в теории уголовного права. Понятия ввели, но особо они не раскрыты.

Уголовно-процессуальный аспект исследования этой проблемы на стыке криминологии и психиатрии. Этот аспект связан с необходимостью более чёткой регламентацией особенностей судопроизводства – проблемы экспертизы, защиты, усиления консультативной роли врачей и психиатров по делам с участием людей с проблемами психики.

Пенитенциарный аспект важен – преступники с отклонениями в психике в период отбывания наказания нередко оказывают негативное влияние на других лиц, содержащихся с ними вместе. Проблемы в ресоциализиации личности. Проблема и для исправления этого больного лица, и для содержащихся вместе с ним.


^ Тема: «Механизм индивидуального преступного поведения».


В основе лежит та или иная потребность, интерес – и поэтому совершаются преступления.

Тут нельзя забывать процесс мотивации. Сами по себе чувства, ценностные ориентации, потребности и прочее мотивами ещё не являются – до тех пор, пока они не приобретут значения побуждения к конкретным поступкам.

Существуют «теория опасного состоянии», что уже в этот момент, при обнаружении этих мотивов, при возникновении побуждения к определённого рода поступкам, уже надо вмешиваться – человек находится в опасном состоянии, которое неизбежно приведёт к преступления. В отечественной криминологии эта теория воспринята не была.

Мотивация – это взаимодействие конкретных потребностей, интересов личности, его ценностной ориентации, направленности с внешней средой, порождающее мотивы преступного поведения.

Результаты процесса мотивации – мотивы (мотивы – это побуждение человека к деятельности).

Мотив преступного поведения – это осознанное побуждение (стремление) к совершению противоправного поступка.

По пути преступления надо ещё элемент механизма индивидуального преступного поведения – принятие решение (конкретизация мотивов в план совершаемого преступления; определение цели, объекта, средств, времени, способа…).

Механизм индивидуального преступного поведения – он в данном случае характеризует процесс совершения предумышленного, надуманного преступления. Скажем, преступлению, совершённому в состоянии аффекта эта схема не применима, условно она применима к неосторожным преступлениям.

Последний элемент, который можно выделить в этой схеме – это исполнение решения, воплощения принятого решения в жизнь.

Упрощённое понимание причинных связей – это взаимодействие внутренних и внешних факторов.

Кроме того, здесь важна сама личность человека, важны личностные факторы, внешние факторы (только подумал совершить – а тут мигалка, и он резко передумал; или сигнализация сработала).

Процесс предупреждения преступности может быть реализован и на самой ранней стадии (на стадии формирования направленности личности), и на самой поздней – пресечение уже преступления.

Конкретная жизненная ситуация – её роль огромна в совершении преступлений. Её роль огромна в криминогенных и виктимогенных факторах.


Механизм индивидуального преступного поведения – это связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних психологических процессов и состояний, которые обусловливают решение совершить преступление, которые направляют и контролируют процесс исполнения этого решения.

Элементы механизма индивидуального преступного поведения, которые целесообразно проанализировать (выделяют их в познавательных целях):

1) Обстоятельства (или факторы) нравственного формирования личности – то есть процесс социализации. Факторы, обусловливающие негативное формирование личности – должна нас интересовать, так как один из элементов механизма – процесс социализации.

2) Мотивация.

3) Принятие решения.

4) Исполнение решения.

5) Конкретная жизненная ситуация.


Механизм индивидуального преступного поведения.

Обстоятельства нравственного формирования личности (прежде всего, именно эти обстоятельства имеют первоочередное значение для объяснения в рамках криминологии механизма индивидуального преступного поведения).

Что является источниками нравственного формирования личности? Три уровня: уровень общего, особенного и единичного.

Безусловно, одним из источников нравственного формирования любой личности является общечеловеческий опыт в различных сферах (труда, культуры, общественных отношений, взаимоотношений между людьми, опыт социального поведения и т.д.).

Другим источником формирования личности является тот конкретный социальный строй, те материальные и духовные черты, которые характерны для современного нам социального и политического строя, для той социальной группы, к которой мы принадлежим.

Наиболее ощутимым и влиятельным источником для нравственного формирования личности являются конкретное содержание тех семейных, бытовых, производственных и иных отношений, которые даны нам с рождения. Здесь выделяются сферы микроуровня – семьи, учебного и трудового коллектива, ближайшего бытового окружения – досуговая сфера.

Процесс социализации начинается в семье – поэтому особое внимание традиционно криминология уделяет анализу тех обстоятельств, которые благоприятствуют или препятствуют нравственному формированию личности.


Теория социальной аномии. Эмиль Дюркгейм. С помощью этой теории многое можно объяснить в нашей сегодняшней действительности.

Одно из положений этой теории сводится к тому, что Эмиль Дюркгейм считает преступность не только нормальным, но и в некоторых случаях даже полезным явлением. Причём как нормальное оно рассматривается не только в плане статистическом (поскольку везде существовала и существует преступность), а он считает, что преступность является нормальным явлением и с функциональной точки зрения.

По мнению Эмиля Дюркгейма преступность выполняет две основные функции.

Во-первых, отклонение индивидуального сознания от коллективного представляет собой условия изменений и прогресса.

Преступник – как и гении, талантливые люди – является залогом прогресса, так как любые гении и талантливые люди отличаются от нормальных среднестатистических людей. Если все одинаковые – это показатель загнивания, отставания общества.

Во-вторых, преступность, преступление может быть и фактором интеграции общества, фактором, укрепляющим социальные связи. Он полагает, что негативная реакция на преступление, на преступное деяние, усиливает коллективное сознание, делает наглядной границу между добром и злом, между законопослушным и преступным, противоправным поведением.

Сам генезис преступности Эмиль Дюркгейм связывает с социальной структурой. Стремления индивида никогда не бывают удовлетворены – «чем больше человек имеет, тем более он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности».

Нормально функционирующему обществу границу этим индивидуальным стремлениям устанавливает социальный, общественный, внешний контроль. Именно такой контроль в нормально функционирующем обществе позволяет согласовывать и нейтрализовать противоречия между постоянно растущими потребностями и отставания возможностей к его удовлетворению, между доходами богатых и бедных слоёв населения.

В период резких социальных изменений (в основном изменений экономического характера; независимо от того, бурный подъём или бурный спад) этот внешний, социальный контроль резко ослабляется. Всегда, ослабляется социальный контроль, индивид в своих стремлениях уже не чувствует себя связанным требованиями права, не чувствует себя связанным теми нормами культуры, которые раньше соблюдались – в силу традиции, обычаев или просто было правилом поведения.

Состояние отсутствия или ослабления социального контроля над обществом – это состояние Эмиль Дюркгейм именует «состоянием социальной аномии».

Таковое состояние может переживаться большими или меньшими группами общества, но всегда – в резких переменах.

Характеризуется разрывом социальных связей, отсутствие ориентиров, правил поведения, дезориентация людей относительно норм поведения, продуцирует эгоистические тенденции, таящиеся в каждом человеке – и в результате рост отклоняющегося поведения, в том числе и преступного поведения.


Роберт Мертон.

В каждом обществе, в каждом государстве существуют определённые жизненные стандарты, определённые идеи и цели – то, что провозглашено в этом обществе (достойное место в обществе, определённое образование, хорошо оплачиваемая должность…).

Небольшая схема:

1. Цели, стандарты, провозглашённые в том или ином государстве.

2. Способы, средства, возможности достижения цели (есть платное и бесплатное образование, возможность баллотироваться в органы власти, за счёт своего труда можно добиться определённого уровня благосостояния – то есть, есть легальные возможности для достижения этих целей).

Роберт Мертон несколько типов поведения в таких ситуациях обрисовывает (формы поведения, формы адаптации к общественным стандартам).

1) Конформизм. Это способ, форма адаптация человека – она характерна для представителей тех слоёв населения, которые вполне реально в рамках закона могут достигать стандартов благополучия. Такой человек согласен и с тем, какие цели и стандарты провозглашены, и способы и средства, которые для этого есть.

Здесь плюсик и в целях, и в способах.

2) Ритуализм. Минус в целях и плюс в способах. Для человека стало ритуалом – достижение провозглашённых ценностей. Он соблюдает эти установленные правила игры, но ему в принципе либо уже безразличны провозглашённые престижными ценности, либо сознательно принижает планку своих притязаний (не построит дворец и не станет президентом – да и не очень-то и надо). По привычке, как ритуал, соблюдает правила и требования общества. Никакой фрустрации и никакой нервозности по поводу того, что до уровень олигархов недостижим.

3) Инновация. Плюс в целях и стандартах и минус в способах достижения целей и стандартов. Эта форма поведения далеко не безразлична для криминологии. Эта форма поведения характерна для тех, кто принимает ценности и стандарты, которые провозглашает общество, но не имеет возможности законным путём достичь этого уровня существования, то есть продвинуться по службе, получить нормальное образование, достичь определённого уровня благосостояния. В легальных рамках возможностей нет, а желание непреодолимо – и в этих случаях идёт поиск иных, нелегальных путей достижения тех или иных целей и стандартов.

Таковая, третья, форма адаптации сейчас наиболее распространена. Направление противодействии преступности – надо сокращать численность слоёв, когда недоступны средства и способы достижения того, что провозглашено в обществе как ценности и стандарты.

4) Ретритизм. Это ещё форма адаптация. Можно обозначить двумя минусами. Это такая форма адаптации, когда безразличны и провозглашённые цели, и средства и возможности, которые предоставляются обществом. Человек как бы убывает из игры – типа, это не для него.

В лучшем случае это уход в монастырь – когда иные, духовные, ценности.

Либо это пьянство, это наркомания и иные способы ухода от действительности.

5) Мятеж. И ещё одна форма адаптации, форма поведения. Схематично это можно изобразить как и в целях, и в способах – минус и тут же плюс. Для тех характерно, кто отрицают провозглашённые стандарты и цели – считают, что это глубочайшее заблуждение – ориентироваться на определённый уровень достатка или престижность поста. Они говорят, что это не ценности, а иллюзии – и что реальные ценности состоят в другом, и они стремятся заменить провозглашённые стандарты и цели на другие. Точно также и способы – существующие способы и порядки не то, что нужно в правовом и демократическом государстве, он рекомендует свои способы, свои средства для достижения – но не тех, а реальных ценностей.

Редкая форма. Характерна для реформаторов, революционеров…


Опускаясь на уровень единичного, индивидуального, мы опять вернёмся к сферам, которые уже обозначали – семья, трудовой и учебный коллектив…

Применительно к каждой из этих сфер мы сами найдём перечисление тех или иных факторов. Скажем, неполная семья, отсутствие педагогического опыта воспитания детей, эмоциональное отторжение детей от родителей, психическое отторжение детей от родителей.

Но нет ничего, что фатально определяло бы преступное поведение – но на статистическом уровне вероятность выше.


Теория стигматизации.

Стигма – это ярмо, клеймо, ярлык.

Основная парадигма этой теории была сформулирована ещё нашим соотечественником Юрием Михайловичем Лермонтовым. «Герой нашего времени», там «все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали – и они родились».

Некоторые тезисы этой теории.

Основателем этой теории считают Эдвина Лемента. Исходный пункт его суждений сводится к тому, что не девиантное поведение, отклоняющееся поведение порождает потребность в социальном контроле, и даже не ослабление этого социального внешнего контроля приводит к отклоняющемуся поведению, а скорее наоборот – социальный контроль, а иногда и чересчур жёсткий контроль, во многом предопределяет и порождает девиантное поведение.

Подтверждение – законодательный опыт значительного числа государств. Скажем, ответственность за гомосексуализм – её не было, а в советское время ввели. Сейчас нет такой ответственности – нету и девиантного поведения (а некоторые даже и нормой считают).

Спекуляция была преступлением за счёт того, что социальный контроль закрепил уголовную ответственность за него. Теперь же декриминализировали это преступление – всё, стало нормальное, а не отклоняющееся поведение.

Некоторые тезисы этой теории:

1) Ни одно действие не преступно само по себе – оно является таковым в силу закона.

2) Определение того, что является преступным, применяется в интересах власть имущих, представителями этих групп, в том числе полицией.

3) Человек становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации, в ходе которого власти присваивают ему этот статус – преступника.

4) Разделение всех людей на две категории – преступников и не преступников – противоречит здравому смыслу и очевидным фактам.

5) В нарушении закона уличают лишь немногих, тогда как очень многие, быть может, виновны не в меньшей степени.

6) Поскольку санкции, используемые в правоприменительной деятельности, направлены против человека, а не против преступного деяния, характеристики преступника влияют на последствия и суровость наказания.

Уголовные санкции варьируются в зависимости от ряды иных характеристик преступника – принадлежность к определённой группе населения, к какой-либо группе меньшинство, проживание в определённых районах (городской бедноты), к социальной группе, национальности.

7) Уголовная юстиция уходит из стереотипа преступника как злоумышленника, порочная личность и так далее.

8) Тем, кто однажды уже был заклеймён как преступник от этого клейма весьма и весьма сложно, весьма и весьма сложно восстановить своё прежнее положение.


Тезисы, касающиеся процесса стигматизации (а также термины «первичная» и «вторичная девиация»).

Первичная девиация. Начинается нередко в самом раннем детстве. Для ребёнка вполне нормально разбить окно, залезть на шкаф – пошалить, побеситься… Это естественная реакция в процессе взросления у детей. Со стороны взрослых выдвигается требование прекратить такое поведение. В результате такой реакции со стороны взрослых ребёнок считает, что с ним обошлись несправедливо и в самый неподходящий момент прекратили эти весёлые игры. И самое важное для ребёнка мнение здесь не соседей, а мнение родителей.

И родители, и полиция с некоторым подозрением относятся к энергичным, озорным подросткам – и причисляют их к «трудным» подросткам. И относятся к подозрениям к нему, к его действиям, к действиям его друзей.

В общем, отношение к нему как к плохому мальчику или плохой девочке.

Нередко его попытки стать хорошим расцениваются как доказательство того, что он плохой.

Как правило, такие подростки становятся более предрасположенными к отклоняющемуся поведению – он начинает соответствовать тому типу поведения, что ему приписывают.

Далее – отторжение родителями, отчуждение от школы. Куда – у среду таких же незаслуженно оскоблённых, несправедливо наказанных. В неформальную досуговую группу, где никто не осуждает таковую форму поведения и даже нормально.

Вот здесь уже пошла вторичная девиация. Поскольку последовала официальная реакция со стороны официальных органов – постановка на учёт в милиции, это иногда уголовное преследование официальное, это кульминация – осуждение. То есть официальное объявление данного лица преступником, публичное объявление данного лица отщепенцем, изгоем…

Если и дальше продолжается это клеймение, известны этапы – направление в места лишения свободы, в исправительные учреждения. А там, по существу, продолжаются клеймение, стигматизация этого лица. Воздействие в таких учреждениях, направленных на дальнейшую деградацию.


Прикладное значение теории стигматизации – это предостережение правоохранительным органам, по ошибке навязав ту или иную роль, то мы невольно привлекаем подростка в машину правосудия, втягиваем его туда – и создаём себе преступника, создаём себе трудности.


Особенности мотивы и прочее – мы не рассматриваем с лектором.


Ещё среди элементов механизма индивидуального преступления называли конкретную жизненную ситуацию.

Конкретная жизненная ситуация – совокупность обстоятельств, которая способствует совершению преступления, которая предшествовала ему.

Неблагоприятные обстоятельства – погодные условия неблагоприятные (ДТП), толкучка во очередях (легче ворам-карманникам красть).

Зависимость остроты конкретной обстановки, жизненной ситуации и степени криминогенной искажённости личностных характеристик.


Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

Конкретная жизненная ситуация – совокупность обстоятельств внешнего характера, которые могут послужить поводом совершения преступления или фактором, облегчающим совершение преступления.

Среди видов жизненной ситуации можно выделить:

1) Ситуации, созданные самим виновным для облегчения совершения преступления (чиновник дополнительные трудности создаёт для того, чтобы ему дали взятку).

2) Ситуации, создаваемые самим виновным, но без цели совершения преступления, хотя в результате совершается преступление (виновный довёл себя до состояния алкогольного опьянения и в таковом состоянии совершает преступление в виде хулиганства).

3) Ситуации, возникающие помимо воли виновного в результате действий других лиц (систематическое издевательство над кем-либо из членов семьи, в результате чего совершается преступление против лица, которое систематически издевалось).

4) Ситуации, возникающие в связи с действием сил природы (характерно для ДТП).

Возможны смешанные ситуации – которые сочетают все или несколько видов.


По степени влияния на действия преступника:

Ситуации провоцирующие;

Ситуации, способствующие совершению преступлению.

Ситуации, препятствующие совершению преступления.

Некоторые ещё выделяют нейтральные ситуации, лектор не видит смысла их выделять.


Факторы, входящие в содержание конкретной жизненной ситуации, которые могут повлиять на механизм совершения преступления… Определённый интерес среди этих факторов представляет жертва преступления.

Ряд криминологических исследований показывает, что созданию обстановки, благоприятствующих совершению преступления, способствует нередко и поведение потерпевшего – которое своими неосторожными, аморальными или противоправными действиями создаёт обстановку для совершения преступления, или подаёт идею совершения преступления в отношении него, или провоцирует…

Исследование под руководством Валентины Сергеевны Минской. 27% всех преступлений против личности оказались либо спровоцированы поведением преступления, либо при содействии жертвы были совершены.

Следующее исследование – доля потерпевших, которые вели себя недолжны образом в общей массе потерпевших составила около 25%.

Как научное направление исследований виктимология (виктима – жертва, логос – учение, то есть учение о жертве) стала формироваться в 40-е годы прошлого столения.

В 1948 году Ханс фон Хентинг издал работу «Преступник и его жертва». Впервые в обобщённом виде представил исследования в этом направлении.

С середины 60-х годов стало формироваться самостоятельное направление криминологии – виктимология.

Лев Владимирович Франк – основоположник виктимологии.

Относительная самостоятельность обусловлена тем, что самостоятельный предмет изучения – жертва, её личность, поведение, причины, связанные с преступлением, с его поведением, роль потерпевшего в генезисе преступления…

Виктимология – это самостоятельное направление отечественной криминологии, изучающее преступное поведение под углом зрения обусловленности его качествами потерпевшего, взаимоотношениями с преступником и характером его поведения.

Потерпевший изучается в виктимологии на индивидуальном уровне и именно как фактор, который может повлиять на зарождение и развитие намерения совершить преступление у преступника. Фактор, который может повлиять на мотивацию преступного поведения и фактор, могущий повлиять на выбор способа совершения преступления, времени совершения преступления и так далее.

Конечная (итоговая) цель изучения потерпевшего и его поведения, по существу, является ничем иным, как повышением эффективности предупреждения преступности путём воздействия непосредственно на потерпевших – прежде всего, предупреждение так называемого «рецидива виктимного поведения», а также ориентации предупредительной деятельности на потенциальных жертв.


Виктимность – достаточно распространённый термин.

Виктимность – это совокупность личностных характеристик потерпевшего, его типических свойств и поведенческих проявлений, способствующих совершению в отношении жертвы преступлений.

Виктимизация – это сам процесс превращения в жертву конкретного лица либо даже определённых общностей людей.

Виктимное поведение – это то поведение (аморальное, неосторожное, провоцирующее…), которое благоприятствовало виктимизации – то есть превращению этого лица в жертву преступления.

Виктимогенная ситуация – это та самая конкретная жизненная ситуация, которая сложилась неблагоприятно именно в связи с виктимным поведением жертвы.


Изучая роль потерпевшего в механизме преступного поведения виктимология обязана установить (цели виктимологии):

1) В какой мере криминогенная ситуация сложилась за счёт потерпевшего (какова степень виктимогенности конкретной жизненной ситуации).

2) Какого было объективное давление ситуации на преступника.

3) Каков был вклад потерпевшего в формирование намерений преступника на совершение преступления.

4) Какие свойства личности потерпевшего делали его в большей или в меньшей степени уязвимым для преступника.


Основная цель всех виктимологических исследований – это разработка мер противодействия преступности, разработка профилактических мер, возможностях воздействия на потенциальных и фактических жертв преступления.


Виды виктимного поведения.

Три вида (три типа) виктимного поведения, которое может стать предметом интереса со стороны виктимологии.

Во-первых, поведение, носящее провоцирующий характер. Может быть пассивная и может быть активная провокация.

Пассивная провокация – недостаточная разборчивость в знакомствах, создание двусмысленных ситуаций в межличностном общении.

Активная провокация – угрозы, насилие со стороны жертвы.

В 33% случаев именно угрозы, насилие, оскорбление в отношении преступника послужили поводом совершения преступления против жертвы. 34,7% убийств и 20% причинения вреда здоровью различной степени тяжести также были совершены в связи с этими активными провокационными действиями жертвы.


Во-вторых, неосторожный характер поведения.

Если именно поведение потерпевшего способствовало совершению преступления.

Принято выделять случайную и постоянную неосторожность.

Случайная неосторожность – это, скажем, сообщении посторонним о наличии у вас крупной суммы денег, обращение к незнакомым лицам с просьбой присмотреть за вашими вещами на время вашего отсутствия.

Постоянная неосторожность – лихачество за рулём, посещение некоторых заведений подпольных, общение с опасным кругом лиц.


Третья форма. Правомерное поведение, вызывающее противоправную реакцию со стороны преступника.

Замечание в общественном транспорте хулигану, который пристаёт к пассажирам, нецензурно выражается…

Здесь жертва невиновна, но недостаточно предусмотрительна.


Плюс нужно иметь ввиду и охватывать внимание в рамках виктимологии и те ситуации, которые связаны с самим статусом потерпевшего.

Чаще становятся жертвами преступлений лица, работающие в должности инкассаторов, сторожами, секьюрити (охрана), частные детективы… В общем, в силу должностных особенностей они становятся чаще жертвами преступлений.


Одно из письменных заданий в рамках криминологии будет сводиться к составлению коротенькой памятке, адресованной нашим согражданам любой категории (пользователи интернет, студенты, отправляющие за границу…), которая содержала бы рекомендации под углом зрения «что можно предпринять для того, чтобы не стать жертвой какой-либо вида преступления». По отдельным видам преступлений – что надо сделать, чтобы не стать жертвой квартирной кражи, насильственного преступления…

Если самостоятельно разработаны рекомендации – то достаточно 5-7 рекомендаций. Если творчески модифицированные, переработанные – там уже побольше (15-20).


  1   2   3

Похожие:

Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconЮрий Миранович Артонян, пишущий в учебник
Но всё это – относительно. И вообще, любой признак личности преступника характерен и другим людям, не являющимися преступниками
Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconУчебник по психологии том 1 Е. Е. Соколова введение в психологию москва academ'a 2005
Этот учебник высшей в то время государственной — Сталинской премии, в 1946 г учебник выходит вторым — дополненным и переработанным...
Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconЮрий Хованский: Юрий Хованский, король стэнд апа и просветитель рунета!

Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconЮрий Владимирович Долгорукий
Укрепление Ростово-Суздальского княжества. С 1125 года Юрий Долгорукий заявлял о независимости, отказывался посылать дань Киевскому...
Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconУчебник для 9-10 класов средней обшеобразовательной школы москва-троицк 2014 удк 14
Этот учебник и направ лен на то, чтобы преодолели
Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconОбщая психология серия «Учебник нового века»
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений
Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconУрок рисуем линии
Нужно правильно держать в руке карандаш, он держится не так, как пишущий держит ручку
Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconЮрий Домбровский Хранитель древностей Домбровский Юрий Хранитель древностей
...
Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconЮрий Иванович Минералов введение в славянскую филологию
Юрий Иванович Минералов Прокопий Маврикий Александр Афанасьевич Потебня Александр Сергеевич Фаминцын Николай Сергеевич Трубецкой...
Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconУчебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех,...
Юрий Миранович Артонян, пишущий в учебник iconАлесинская Татьяна Владимировна библиографический список веснин В. Р. Менеджмент: учебник
Менеджмент: теория и практика в России: учебник. /Под ред. Поршнева А. Г., Разу М. Л., Тихомировой А. В.– Ид фбк-пресс, 2003. – 528...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы