Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» icon

Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»


Скачать 221.71 Kb.
НазваниеЗакон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
страница1/4
Размер221.71 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4

Земельное право.


Доцент кафедры трудового права Лунина Наталья Александровна.

Один семестр. Она будет читать лекции и вести семинары, в зимнюю сессию будет принимать экзамен.

Мы будем писать процессуальные акты. Всего их три: постановление администрации о предоставлении земельного участка, предупреждение росреестра (федеральная служба по кадастру) о том, что если не будет устранено правонарушение, то участок будет изъят. И третье – решение суда об изъятии земельного участка для государственных ли муниципальных нужд.

18 часов лекции – через неделю. И 36 часов семинаров – каждую неделю.


Учебники.

Первый – под редакцией Боголюбова. А второй – новый (его только закупили) под редакцией Анисимова. Тут уж какой достанется.

Ещё выдадут учебное пособие, составитель Лунина, здесь задачи, программа, вопросы к экзамену и нормативные акты (но издание 2007 года, поэтому нужно это учесть и свежие акты смотреть).


Основные нормативные акты:

Земельный Кодекс РФ, он принят 25 октября 2001 года. Последние изменения были внесены 22 июля 2010 года.

ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса». Он тоже от 25 октября 2001 года. Туда тоже последние изменения были внесены 22 июля 2010 года. Он имеет важное значение – он регулирует важные переходные положения (а страна в переходном положение от социализма к капитализму). Закон по сути является продолжением ЗК.

ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Но вообще источников очень много, там градостроительный кодекс… Но это минимум.


Земельное законодательство относится к совместному ведению. Поэтому нам потребуется закон Воронежской области от 13 мая 2008 года «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».


Тема 1. Понятие земельного права Российской Федерации.


  1. Предмет земельного права.

  2. Метод земельного права.

  3. Принципы земельного права.

  4. Система земельного права.

  5. Место земельного права в общей системе права России и его соотношение с гражданским, административным, экологическим и иными отраслями.

  6. Развитие земельного права в условиях земельной реформы современной России.


Нормативные акты и литература даны в учебном пособие. Но несколько статей:

Анисимов, Бондаков и Чернаморец «Соотношение гражданского и земельного права: вопросы теории». Журнал «Бюллетень нормативной практики», 2009 год. №5.

Боголюбов «Земля – природный ресурс и объект права собственности». Журнал «Экологическое право», 2009 год, №5/6.

Ухлова «Публичное и частное в правовом регулировании ограничении прав граждан на землю». «Экологическое право», 2009 год, №5/6.


1. Предмет земельного права.


Предмет земельного права. В самом таком общем виде ими являются земельные отношения (отношения, которые складываются по поводу земли). Но земля может рассматриваться в разных аспектах:

  1. Как земной шар, как планета, как космический шар, в этом смысле земля выступает объектом правового регулирования международного права.

  2. В качестве среды обитания человека, и в этом смысле она является объектом правового регулирования экологического права (природоохранного, так как предметом экологического права является охрана окружающей среды).

  3. Как часть земной коры, как её поверхностный слой и в этом смысле земля является объектом правового регулирования земельного права (самый поверхностный слой – это почвы).

Предмет земельного права определён в статье 3 ЗК РФ, но с учётом статьи 9 Конституции РФ, мы можем сказать, что земельные отношения – это общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой характеристике подчёркивается публично-правовой характер земельных отношений.

В статье 3 ЗК РФ проведено разграничение между земельными, водными, лесными и иными отношениями: по отношениям по использованию других правовых ресурсах применяется соответствующее законодательство о недрах, лесах, животном мире, водное законодательство… К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Таких случаях много.


В самом земельном праве земля также рассматривается в трёх качествах (это отражено в принципах земельного права):

  1. Во-первых, земля как природный объект (и это прежде всего).

  2. Во-вторых, земля – это природный ресурс. Это означает, что в сельском и лесном хозяйстве земля выступает средством производства.

  3. Земля как недвижимое имущество. Земля здесь выступает как объекты гражданских прав, как недвижимое имущество.

Особенности земли как объекта природы и природного ресурса определяют специфику земельных отношений.

Особые свойства земли:

  1. Другие природные ресурсы либо восполнимы, либо имеют альтернативы. Земля как место существования человека незаменима. Леса можно вырастить, недрам можно найти замену, а вот землю ничем не заменишь.

  2. Ограниченность земли и её неперемещаемость.

  3. Естественное плодородие земли, то есть способность производить различный растительный мир, плодородие.

  4. В отличие от других средств производства, земля при её правильном использовании не только восстанавливается, но и улучшается.

  5. Земля – это связующее звено во всей экологической системе. Это значит что от состояния земли зависит всё состояние всех окружающих объектов (если загрязнили землю, то и вода загрязнится, и леса, и вообще…).

  6. Земля – недвижимое имущество, отсюда зависимость судьбы строений от судьбы земельных участков. У нас сейчас принцип следования судьбе земли судьбы строения.

  7. Предоставление и изъятие земельных участков происходит путём специальных землеустроительных действий (то есть происходит отход земельного участка в натуре, определяются его границы, он ставится на кадастровый учёт).

  8. В земельных отношениях особую роль играет институт соседства. Он порождает права и обязанности по взаимному ограничению соседних землепользователей путём установления сервитутов.


Земельное право – это самостоятельная отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества и правообладателей земельных участков.

Предмет земельного права вытекает из статьи 3 ЗК и 9 Конституции, но в научной литературе существуют и иные определения.

В литературе очень часто общественно-земельные отношения определяют как имущественные земельные отношения (то есть это отношения по владению, пользования и распоряжения недвижимости особого рода) и как управленческие земельные отношения (связанные с управлением в сфере использования земель).

При таком подходе к предмету земельного права земельное право определяют как комплексное право.

В статье 3 Земельного Кодекса также проведено разделение земельных имущественных отношений и земельных управленческих отношений.

Там говорится, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным и иными специальными федеральными законами. Например, если говорить о сделках с землями населённых пунктов, то специальных ограничений нет в ЗК, и поэтому применяется ГК, а вот земли сельхоз назначения – есть особенности, поэтому применяются особые нормы.

Лунина считает, что всё же не комплексная отрасль, что обо всём можно сказать, что состоит из имущественных и управленческих отношениях.


^ 2. Метод земельного права.


В чистом виде два метода – императивный и диспозитивный. Но все используют смесь. И в земельном ничего нового нет – используют оба этих методов. В СССР был императивный метод, когда ввели частную собственность на землю, то появился и диспозитивный, но и императивный остался (ограничения, изъятия для государственных нужд земельных участков…).

Особый характер земельных отношений предоставляет особенности метода земельного права как совокупности комбинаций различных способов регулирования – императивного и диспозитивного.

Императивный метод применяется к отношениям в сфере управления земельными ресурсами, к отношениям по изъятию земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земли и в иных случаях.

Регулирование земельных отношений, основанных на равноправии сторон, основано на диспозитивном методе.

Соотношение этих методов меняется от содержания земельных отношений. С признанием права частной собственности на землю императивный метод хоть и сохранился, но значительно уступил диспозитивному. По мере совершенствования, возможно, некоторые отношения будут более диспозитивно регулироваться (может быть ряд ограничений снят…).


^ 3. Принципы земельного права.


Принципы земельного права закреплены в Конституции (статьи 9, 36 и 72 Конституции). Статья 9 – многообразие форм собственности на земли, 36 – право частной собственности на землю, 72 – разграничена компетенция между РФ и субъектами РФ.

Принципы закреплены в статье 1 Земельного Кодекса, а также в других федеральных законах, например, «Об обороте земель сельхоз назначения», в законе «О государственном кадастре недвижимости» и в других законах. Но анализировать мы их сегодня не будем.

Принципы нужны для того, чтобы понять сущность земельного права, они позволяют выбрать норму в случае коллизии, могут восполнить пробелы в законодательстве…

Все принципы статьи 1 ЗК можно разделить на четыре группы:

  1. Экологические.

    1. Учёт значения земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости.

    2. Приоритет охраны земли как природного объекта и природного ресурса перед использованием земли в качестве недвижимого объекта.

    3. Приоритет охраны, сохранения особо ценных земель (земли заповедников, национальных парков, сельскохозяйственного назначения, а сохраняются путём ограничений по переводу из одной категории в другую и так далее).

  2. Социальные.

    1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека. Этот принцип означает, что при использовании и охране земли нужно, чтобы в первую очередь ставить безопасность людей, даже если это требует больших капиталовложений.

    2. Участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (скажем, проведение публичных слушаний – генеральная застройка, все основные документы, но это не для всех категорий земель, а, в первую очередь, для земель населённых пунктов).

    3. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Подчёркивается необходимость учитывать и те, и другие интересы, собственник не может пользоваться также землёй, как любым другим имуществом, у него всегда будут ограничения.

  3. Экономические.

    1. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Не допускается их раздельное отчуждение кроме случаев, предусмотренных законом.

    2. Платность использования земли. Земельный налог или арендная плата.

  4. Правовые.

    1. Деление земель по целевому назначению на категории (их семь). И для каждой категории могут быть установлены определённые ограничения. Каждая категория может быть поделена на зоны (категория населённых застроек, может быть административная зона, рекреационная…). Здесь термин «разрешённое использование», хотя такового термина в законодательстве земельном нету.

    2. Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъекта и муниципальную собственность.

    3. Дифференцированный подход к установлению правового режима земли (условий использования и охраны земли). Зависит от природных, социальных, экономических и иных факторов.

    4. Принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношения по использованию земли.

    5. Принцип государственного регулирования приватизации земли. Здесь стоит отметить, что приватизация проводится с 90-х годов, но термин «приватизация» практически не используется, если только под зданием, а если свободные – то либо «дачные амнистии», либо переоформлением… И по приватизации земли всегда были отдельные нормативные акты. Теперь же в части только если под зданиями и сооружениями.



^ 4. Система земельного права.


Вопрос о системе – вопрос о структуре. И все отрасли права состоит из институтов.

Земельное право состоит из общей и особенной части.

В общую часть входят следующие институты:

  1. Право собственности на землю.

  2. Иные права на землю (права на землю лиц, не являющихся собственниками – пользователи, арендаторы, владельцы).

  3. Основания возникновения и прекращения прав на землю.

  4. Управление в сфере использования и охраны земель.

  5. Правовая охрана земли.

  6. Институт платы за землю.

  7. Ответственность за земельные правонарушения.

Но тут есть споры, иногда что-то выделяют из одного.

Особенная часть. Здесь споров нет, выделяют семь (по категориям земель):

  1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

  2. Правовой режим земель населённых пунктов.

  3. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения.

  4. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов (земли заповедников, заказников, национальных парков и т.д.).

  5. Правовой режим земель лесного фонда.

  6. Правовой режим земель водного фонда.

  7. Правовой режим земель запаса.

По площади у нас самая большие земли – это земли лесного фонда (почти половина), с/х – 23%, заселённые – меньше 2%.

Это структура земельного права как отрасли права. А вот если как науки, то включается ещё и предмет, метод, источники, зарубежное законодательство…

С 1917 года появилась как учебная дисциплина земельное право. Появилось специальное законодательство и образовалась эта учебная дисциплина. С 1917 года по 1920 года было широком смысле слова (и лесное, и водное включалось). Потому до 1939 года было земельное и колхозное право, в 1939 году его разделили и колхозное (теперь аграрное) было отдельно, а земельное – отдельно. С 1939 года и где-то до 60-х годов была такая совместная дисциплина, а потом экологический кризис, в результате чего было введено «природоресурсное право и охрана окружающей среды», которое просуществовало лет пять, а потом получило новое название – экологическое право, и с 1986 года по 1992 год так и изучалось земельное право в составе.

С 1992 года все дисциплины изучаются отдельно: аграрное право отдельно (у нас отдельно, а вот в МГУ в составе), земельное, экологическое отдельно.

Говорят вообще, что будущее за «правом недвижимости».


^ 5. Место земельного права в общей системе права России и его соотношение с гражданским, административным, экологическим и иными отраслями.


На сегодняшний день можно выделить 4 основных подхода к пониманию места земельного права в правовой системе.

Первый подход, его придерживаются Боголюбов, Никишина: Они считают, что земельные и иные отрасли природно-ресурсного права – это подотрасли экологического права.

Второй подход: Петров, Жариков. Они считают, что природоресурсное право подразделяется на земельное, лесное, водное, горное и природоохранное.

Третий подход: Анисимов, Быстров, Красов. Они считают, что земельное право – это самостоятельная отрасль права.

Четвёртый подход: Дозорцев, Грозь, Суханов. Что земельное право – это комплексная отрасль права и они считают, что земельное право регулируется гражданским и административным законодательством.


Если говорить о соотношении конституционного и земельного, то конституционное определяет основные положения.

С административным правом. Тесная взаимосвязь в институтах управления и привлечения к административной ответственности, но административное право деятельность органов власти вообще, а земельное – только по земельным (кадастр, мониторинг земель…), это регулируется содержательную сторону административной деятельности органов исполнительной власти. И в земельных отношениях элемент субординации очень ограничен, а вот в административном он преобладает.

Гражданское право. Мы уже говорили. Общего много. Поэтому поговорим об отличиях.

Различия. Они рассматриваются по следующим критериям:

  1. По способу формирования законодательства. Гражданское – исключительное ведение, а земельное – совместное.

  2. Отличаются и по целевой направленности. Гражданское право определяет прежде всего порядок товарооборота, а земельное – рациональное использование и охрану земель.

  3. Отличаются по функциям. В гражданском праве преобладает функция саморегулирования участников гражданского оборота, а в земельном праве основная функция – строгий и эффективный земельный контроль.

  4. У этих отраслей разные принципы правового регулирования. В гражданском праве доминирует принцип свободы волеизъявления субъектов, а в земельном праве – принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений.

Экологическое право.

Экологическое право регулирует отношения, возникающие в связи с охраной экологических связей и природных объектов. Здесь предмет – это общественные отношения по охране окружающей среды. Земельное право регулирует экономические отношения, связанные с предоставлением, изъятием земли и отношения, связанные с экологизацией землепользования.

Аграрное право, его предмет – это земельные, имущественные, управленческие и трудовые отношения в сельском хозяйстве. Здесь тесное переплетение по землям сельхоз назначения.

Остальное почитать в учебнике.


^ 6. Развитие земельного права в условиях земельной реформы современной России.


У нас сейчас четвёртая реформа.

Первая – в 1861 году (отмена крепостного форма).

Вторая – 1906-1907 год (Столыпинская реформа).

Третья – в 1917 году. Ранее было развитие частной собственности для крестьян, то потом была отменена частная собственность вообще и только государственная собственность на землю.

В 1991 году – новая реформа, направленная на установление частной собственности на землю.

Некоторые считают, что реформа продолжается, а лектор думает, что уже завершилась (законодательная база устойчивая, и вообще…).

Основные направления земельной реформы (их три):

  1. Перераспределение земель (от кого-то взять и кому-то отдать). Из колхозов и совхозов появились крестьянско-фермерские хозяйства, но они не очень-то получили развитие, так как у нас всё же не индивидуализм, а всё-таки коллективизм, коллективный труд. Сейчас крестьянско-фермерских хозяйств где-то 270 тысяч, но по производству – около 6% только.

  2. Изменение форм собственности на землю. Была государственная, теперь все – и частная, и муниципальная. Но вначале была только сельскохозяйственная частная собственность на землю, а так как термин «частная собственность» был неприемлем, то и в ЗК 1991 говорили «собственность граждан, собственность юридических лиц». Термин частная собственность появился позднее, хотя смысл был этот же.

  3. Введение и установление платы за землю. В СССР платы за использование не взимались.

Вначале, когда начинали реформы, думали, что с 1991 по 1995 года всё это проведут. Конечно, ничего подобного не произошло. Некоторые направления были реализованы, с 1991 по 1993 года было активно, а вот с 1993 по 2001 года был застой, а вот потом – и законодательство постоянно изменялось, федеральный закон был непонятно что (почти семь лет в редакции, когда президентским указом половина статей убрали), и поэтому был субъектов федерации законы.

Первый этап: Закон о земельной реформе от 23 сентября 1990 года и второй закона – «О крестьянско-фермерском хозяйстве» 1992 года. Конституция в этот период допускала сделки с земельными участками, но если бесплатно – то по истечение 10 лет, а если за плату – то по истечении 5 лет (конституция 1978 года).

От 22 апреля 1991 года Земельный Кодекс. Вот там термина «частной собственности не было». Указ президента о неотложных мерах по проведении земельной реформы.

От 23 декабря 1992 года – Закон «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуально-жилищного строительства. С принятием этого закона в стране впервые стали совершаться сделки купли-продажи между гражданами, хотя и только определёнными землями, но всё же.

Постановление правительства от 4 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса». Он регулировал, кто имел право претендовать на земельную долю в колхозе, какая она доля и как ей можно распределиться.

Второй этап начинается с принятием указа президента от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Он дал импульс скорейшей реорганизации земель сельскохозяйственного назначения, был принят после расстрела парламента.

Потом были одни сплошные указы, а вот нового ЗК не было. И так и было до 2001 года. Основная проблема была в том, что отсутствовало нормальное стройное земельное законодательство.

Третий этап – начинается с принятием ЗК 25 октября 2001 года, затем в июне был принят закон об обороте земель сельхоз назначения, в 2001 году был принят закон о государственном земельном кадастре, о разграничении государственной собственности на землю (ныне утратили силе) и в 2003 году новый закон о крестьянско-фермерском хозяйстве и личном подсобном хозяйстве.


К первому семинарскому занятию: тема 1, понятие земельного права. А вторую тему – историю и источники – будем готовить самостоятельно.


Право собственности на землю.


  1. Понятие и содержание права собственности на землю.

  2. Субъекты и объекты права собственности на землю.

  3. Формы и виды земельной собственности.

а) государственная и муниципальная собственность на землю. Разграничение государственной собственности на землю.

б) частная собственность на землю.


ФЗ от 1.12.2007 г. «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2012 года в городе Сочи».

ФЗ от 22 июля 2008 года «О содействию развитию жилищного строительства».

ФЗ от 3 декабря 2008 года «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортно-федерального значения в собственность субъектов или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков федеральной собственности, собственности субъектов или муниципальную собственность и о внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»».

Постановление администрации Воронежской области от 6 октября 2006 года «Об утверждении порядка пользования участков недр».

Литература:

Кикамидзе «Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю», Журнал Российского права, 2006 год, №12.

Ахетова «Право собственности на землю в РФ», журнал «Бюллетень нотариальной практики», 2009 год, №2.

Афонин «Новое в правовом регулировании земельных отношений», журнал «Жилищное право», 2008, №9.

Голеновская и Кичигин «Правовые проблемы создания и определения режима искусственных земельных участков», «Правовые вопросы строительства», 2008 год, №2.


^ 1. Понятие и содержание права собственности на землю.


Право собственности на землю в объективном смысле – это совокупность норм, раскрывающих содержащие субъективного права в отношении определённых земельных участков и отражающих возможность ограничения этого субъективного права.

Собственность на природные ресурсы как результат эволюционного развития природы, составляющая общечеловеческое достояние представляет собой категорию условную. Поведение собственника земли при реализации всех основных правомочий претерпевает серьёзные ограничения в интересах общества.

Абсолютной земельной собственности не существует. Предоставляя собственникам земли право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ей в пределах, установленных законам, Конституция РФ устанавливает определённые ограничения. Если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Ограничения делятся на постоянные и временные. Временные – например, требования целевого использования земли. Постоянные – требование рационального использования земли и право государства на изъятие земли для государственных нужд.

Ограничения делятся по предмету правового регулирования:

  1. Конституция (статья 36). Защита интересов иных лиц и экологии.

  2. Градостроительные ограничения. Требования разрешённого использования земельных участков.

  3. Земельно-правовые ограничения. Резервирование земель.

  4. Экологические ограничения. Придание определённым территориям статуса «особо охраняемой территории».


Содержание права собственности составляют три правомочия – владения, пользования и распоряжения. И все эти права ограничены.

Например, право владения ограничено установлением предельных размеров земельных участков, которые могут быть получены гражданами в собственность из государственных и муниципальных земель. Обратить внимание – здесь идёт речь о земельных участках, которые предоставляются из государственных и муниципальных земель, эти ограничения не касаются ограничения по нахождения земли в одних руках (в федеральном законодательстве нет – а вот в субъектах, скажем, у нас предельные размеры есть).

Ограничения по владению. ФЗ «Об обороте земель сельхоз назначения» ограничивает размеры земельных участков (сельхоз угодий), которые могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, независимо от способов их приобретения. Размер этого участка должен быть не менее 10% общей площади сельхоз угодий, расположенных на территории одного муниципального района. В Законе Воронежской области «О регулировании земельных отношений», установлено, что эта норма отличается по районам – от 25% до 50% сельхоз угодий (это в Нижнедевицком районе). Если у субъекта оказывается больше земли, чем предусмотрено законом, то в течение года те обязаны отчуждение произвести. Если нет – обращаются в суд с иском об отчуждении.

Ограничение по права владению. Нельзя владеть земельным участком, не осуществляя его использования. Если земля не используется, то это основание для применения земельно-правовой ответственности и является основанием для изъятия (скажем, если земля сельхоз назначения не используется 3 года; или участок был под строительство выделен, но строительство не ведётся…).

Право пользования земельным участком предполагает, что при использовании земли можно извлекать полезные свойства.

Ограничение: обязанность субъекта использовать землю в соответствии с целевым назначением, разрешённым использованием; использовать землю способами, которые не должны наносить вред окружающей среде и другими обязанностями, предусмотренными в статье 42 Земельного Кодекса (соблюдать противопожарные меры и т.д.).

Третье правомочие – распоряжение. Содержание понятия «право распоряжение земельным участком» закреплено в ГК в статье 260 (не в земельном, а в гражданском кодексе). Сделки с участками могут совершаться, если земли не изъяты и не ограничены в обороте (они определены в статье 27 ЗК).

Земли, изъятые из оборота – это земли, находящиеся в федеральной собственности, они не могут быть объектами права частной собственности и не могут быть объектом сделок. Таких видов земельных участков десять – это участки, на которых располагаются заповедники; здания, где размещаются военные объекты; где осуществляются военные суды…

Земли, ограниченные в обороте. В статье 27 ЗК их выделяют 14 видов: земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставляются в частную собственность (но в аренду, скажем, могут сдаваться): гидротехнические сооружения, зоны санитарной охраны вокруг водных объектов, используемых для питьевых целей.

В главе 2 и 3 ФЗ «Об обороте земель сельхоз назначения» установлены особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения. Пример: для того, чтобы продать земельный участок с\х назначения надо соблюсти право преимущественной покупки субъекта федерации.


^ 2. Субъекты и объекты права собственности на землю.


Субъекты права собственности:

  1. Физические лица (граждане РФ и иностранные, а также лица без гражданства).

  2. Юридические лица (в том числе иностранные).

  3. Публичные образования: РФ, субъекты РФ и муниципальные образования


Ограничения для не граждан РФ (иностранные юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства):

  1. Они не могут приобретать в собственность земельные участки, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе и иных установленных особых территориях РФ. Статья 15 ЗК. Этого перечня земельных участков нет, а посему действует пункт 5 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса». Там сказано, что до утверждения этого перечня не допускается предоставление земли в собственность иностранцам на этих территориях

  2. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более 50% могут обладать земельными участками из земель сельхоз назначения только на праве аренды (статья 1 ФЗ «Об обороте земель сельхоз назначения»).

  3. Не могут находиться в собственности иностранцев также земельные участки в границах морского порта (статья 28 ФЗ «О морских портах»).

  4. В собственность земельные участки иностранцам предоставляются только за плату (статья 28 ЗК РФ).


В ЗК в статье 6 закреплено, что объектами земельных отношений являются:

  1. Земля как природный ресурс и природный объект (для ведения земельного кадастра, для управления, мониторинга земель).

  2. Земельный участок (определены границы).

  3. Часть земельного участка.

Есть ещё земельная доля из земель сельхоз назначения. В ЗК это не указано, но в ФЗ упоминается.

Земельный участок – это часть поверхности земли, границы которой определены в соответствии с федеральным законом. Статья 11 ЗК РФ.

Целевое назначение – это установленные законодательство порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель.

Например, земли сельскохозяйственного назначения. Земельные участки предоставляются для личного подсобного хозяйства, для садоводческого…

Разрешённое использование – это условия и порядок использования земельных участков с учётом целевого назначения и установленных ограничений и обременений.

Делимый земельный участок – это земельный участок, который может быть разделён на части, каждый из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешённое использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Пределом этого деления является минимальный размер земельного участка. В Воронежской области это 4 сотки (максимум в черте города – 15, а за чертой – 50).

Процедура определения границ земельного участка включает в себя установление местоположения границ путём определения координат характерных точек таких границ, согласование местоположения границ с лицами, обладающими смежными земельными участками. И в результате этих действий оформляется межевой план – он состоит из графической и текстовой формы.

Требования, которые предъявляются к образуемым земельным участкам:

    1. Соблюдение максимальных и минимальных размеров земельных участков.

    2. Разделение участков возможно только в случае наличия подъездов и подходов к каждому образуемому земельному участку (это требование вытекает из Градостроительного Кодекса).

    3. Сохранение целевого и разрешённого использования земли.

    4. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и населённых пунктов.

    5. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниваю (проникновение узкой полосы земельного участка одного собственника в земельный участок другому), вкрапливанию (небольшой земельный участок одного оказывается в окружение другому), к изломанности границ и к чересполосицы.



^ 3. Формы и виды земельной собственности.

а) государственная и муниципальная собственность на землю. Разграничение государственной собственности на землю.
б) частная собственность на землю.



Обратить внимание, что земельные участки могут находиться в совместной собственности в случаях, прямо предусмотренных законом: совместная собственность супругам и крестьянско-фермерское хозяйство (оно, кстати, не делится пока существует).

Большую часть вопроса мы прочтём в учебнике.

Обратить внимание на статьи 16-19 Земельного Кодекса (там дано понятие и определено, какие земельные участки относятся к государственной, собственности субъектов или муниципальной собственности)

Статья 3 пункт 10 и статья 3.1 ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса». Там определены критерии разграничения.

Органы власти, которые распоряжаются не разграниченными землями.

    1. Органы местные самоуправления муниципальных районов и городских округов. Это общее правило.

    2. Столицы субъектов РФ. Для них исключение. Органы исполнительные власти субъектов распоряжаются, если примут соответствующие законы (в Воронеже с 1 июня 2006 года написано, что землями распоряжаются не органы местного самоуправления, а исполнительные органы власти столицы субъектов).

    3. В Москве и Санкт-Петербурге – органы исполнительной власти субъектов, если их законами не установлено иное.


19 октября (вторник), 18:30 – первый научный кружок по земельному праву. Тема – права собственности на землю, проблемные вопросы.


  1   2   3   4

Похожие:

Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconЗакон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
Этот закон сперва журналисты, а после и граждане стали называть «Закон о дачной амнистии»
Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconСтатья 42. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения
Луатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия...
Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconЗакон о внесении изменений в Федеральный закон «о центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-фз «о центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства...
Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconЗакон от 21 июля 2011 г. N 254-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
...
Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconИнформационная записка о целях местной инициативы по парку «Студенческий»
Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О моратории на изменение целевого назначения отдельных земельных участков рекреационного...
Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconЗакон о внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона
Внести в Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-фз "О статусе военнослужащих" Собрание законодательства Российской Федерации,...
Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconПриказ от 14 июля 2003 г. N 308 (редакция от 10. 01. 2006) о медицинском освидетельствовании
Российской Федерации от 26 декабря 2002 года n 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения...
Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconУкраїни дніпропетровський державний університет внутрішніх справ
...
Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconБилет №10 Понятие о деепричастном обороте
При деепричастном обороте всегда ставятся запятые, в зависимости от его расположения в предложении
Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconЗаявление на участие в конкурсном отборе социально ориентированных
Дата внесения записи о создании в Единый государственный реестр юридических лиц (при создании после 1 июля 2002 года)
Закон по сути является продолжением зк. Фз от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» iconЗакон республики беларусь 12 июля 2013 г. №56-з об аудиторской деятельности Принят Палатой представителей 19 июня 2013 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года глава 1 общие положения
Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, а также регулирует...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы