Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) icon

Закон Российской Федерации "Об образовании" закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников" (п. З ст. 2 Закона)


Скачать 16.65 Kb.
НазваниеЗакон Российской Федерации "Об образовании" закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников" (п. З ст. 2 Закона)
Размер16.65 Kb.
ТипЗакон

Образование инвалидов в России


Закон Российской Федерации "Об образовании" закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников" (п. З ст. 2 Закона).


В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать "гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов" (п. 6 ст.5 Закона).


В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На сегодняшний день, действуют учреждения VIII видов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.


В соответствии с Законом РФ об образовании детям инвалидам, инвалидам I и II группы предоставляется льгота при приеме в средние специальные и высшие учебные заведения.


В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).


Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство детей не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой, что видно, в частности, из структуры учреждений специального образования. Так, в специальных коррекционных школах из 235,4 тысяч учащихся 81,5% имеют нарушения в познавательной сфере . В специальных коррекционных классах общеобразовательных школ из 187,9 тысяч учащихся 93,4% (175,4 тысяч) – дети с задержкой психического развития.


По данным Росстата при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек, получают образование 250 тыс. детей-инвалидов. Из них 140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей на дому и только около 70 тыс. детей в системе специального образования. Число детей-инвалидов школьного возраста (7-18 лет) Росстатом не учитывается. Исходя из того, что приблизительная оценка количества детей-инвалидов школьного возраста составляет 450 тыс. детей, можно сделать вывод о том, что примерно 45% (200 тыс.) детей-инвалидов школьного возраста не обучаются.

Часть детей по-прежнему фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы по причине невозможности освоения программ этих школ.

Дети, находящиеся в интернатах системы социальной защиты населения в большинстве случаев лишены каких-либо образовательных услуг. Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития (1/3 этой категории детей) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где они лишены права на получение образования и обречены на личностную и социальную депривацию и инвалидизацию. Особую тревогу вызывает положение тех детей в указанных интернатах, которые считаются "необучаемыми" и лишены даже воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей для работы с ними. Как следует из данных Росстата в 2004 г. к указанной категории (так называемых "необучаемых") относятся 36,7% детей из числа проживающих в детских домах-интернатах России (10211 человек). Несмотря на Совместное письмо Минобрнауки и Минздравсоцразвития "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование – Письмо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" от 04 апреля 2007 г. не все субъекты РФ лишь 1/3 субъектов проинформировала Минобрнауки о мерах предпринятых органами управления образования и органами соцзащиты по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах.

Детям с ограниченными возможностями практически невозможно получить образование в специальных учреждениях по месту жительства, в связи с тем, что количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений составляет чуть менее 4% от количества общеобразовательных учреждений и, кроме того, они подразделяются на типы и виды (т.е. имеют специализацию). В следствии чего, 70% (166,4 тыс.) учащихся специальных (коррекционных) школ вынуждены обучаться в условиях интернатного проживания.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует модификации образовательного процесса, вынуждены обучаться на дому в изоляции от своих сверстников по причине архитектурной недоступности школ.

Не существует механизма создания специальных условий для обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка и его возможностей в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Размер утверждаемых подушевых нормативов финансирования зависит не от потребности ребенка в специальных условиях, а от вида образовательного учреждения (на одного и того же ребенка с инвалидностью в специальной и в обычной школе будут выделяться разные средства. Лишь Самарская область утвердила норматив интегрированного обучения одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях критически не хватает квалифицированных кадров (лишь 10% педагогического персонала имеют специальное коррекционное образование), специальных методических пособий и оборудования, методы преподавания не модифицируются в связи с изменением контингента обучающихся и не соответствуют потребностям обучающихся.

Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на работу в системе специальных школ.

На сегодняшний день отсутствует единая государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Это приводит к тяжелым последствиям, поскольку создание такой системы обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта (около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), в которых нормативы финансирования значительно выше).

Несмотря на то, что создание системы профессионального образования инвалидов является одним из важнейших направлений социальной и образовательной политики государства, до настоящего времени не разработана нормативная база образовательно-реабилитационной деятельности вузов, отсутствует ее бюджетная и кадровая поддержка. Так, в 2004 году по приказу Министерства образования Российской Федерации были созданы головные центры по обучению инвалидов и учебно-методические центры в округах по профессиональному обучению в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, однако, нормативных правовых актов, включая положение об указанных центрах, так и не было принято.

Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения, что фактически лишает данных лиц возможность сдавать ЕГЭ и ставит их в неравное положение с другими абитуриентами.

Родители детей-инвалидов недостаточно организованы и не знают о своих правах и правах своих детей.

Общественное мнение по отношению к людям с инвалидностью не позволяет им полностью интегрироваться в общество, в том числе быть равноправными участниками образовательного процесса в системе общего образования.


Поскольку, исходя из вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что система образования детей с ограниченными возможностями здоровья на данный момент неэффективна, и специальное (коррекционное) образование не может удовлетворить потребности всех детей с ОВЗ в специальных коррекционных услугах, единственным способом решения проблем с образованием инвалидов является развитие инклюзивного (интегрированного) образования.


Доступ детей–инвалидов к более качественным образовательным услугам увеличит долю детей–инвалидов, имеющих общее среднее образование и, как следствие, долю тех, кто сможет претендовать на получение среднего и высшего профессионального образования. Такая ситуация приведет к улучшению шансов инвалидов на рынке труда.

Похожие:

Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconЗакон Российской Федерации "Об образовании" закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников" (п. З ст. 2 Закона)
И здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать "гражданам с отклонениями...
Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconЗакон от 29 декабря 2012 г. №273-фз об образовании в Российской Федерации Глава Общие положения Статья Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconЗакон об образовании в Российской Федерации
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 6 июня 2013 г. N 443 об утверждении порядка и случае перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"...
Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconСтратеги я долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации
Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического...
Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconЗакон Российской Федерации «о государственной границе Российской Федерации»
Указанным проектом федерального закона предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. №4730-I
Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconОбращение к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с рассмотрением проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с рассмотрением проекта федерального...
Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России) приказ
В соответствии с частью 5 и пунктом 1 части 13 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской...
Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconФинансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Российской Федерации, перераспределением полномочий по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного...
Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconСтратегия государственной национальной политики Российской Федерации
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным...
Закон Российской Федерации \"Об образовании\" закрепил в качестве принципа государственной политики \"адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников\" (п. З ст. 2 Закона) iconУважаемый Дмитрий Анатольевич! Правительством России в Государственную Думу закон
«Об образовании в Российской Федерации» (далее законопроект) Электронная регистрационная карта в Государственной Думе на законопроект...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы