Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии icon

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии


НазваниеЗинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии
страница1/16
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.

СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.

Рецензент: к.мед.н., доцент И.В.Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Медицинская академия постдипломного образования)

Художник:Р.И. Шустрое

Редактор: Г.А.Седова

Оригинал-макет: Д.Н. Дойников, А.Д. Ефимов

Цель этой книги — в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.

ISBN 5-86547-073-6

Автор глубоко признательна мужу и другу Валерию и удивительному человеку, Сказочнику, психотерапевту Андрею Гнездилову за атмосферу глубокого понимания, вдохновения и поддержки.

Благодарю моих коллег и соратников

Амитрия Фролова, Елену Романову, Галину Николаеву,

Юрия Тележко, Дарью Протасову, Елену Алешину,

Владимира Элькина, Татьяну Грабенко

за идеи и участие.

Огромное спасибо двум ирландским аналитикам, очаровательным женщинам, посвятившим автора в таинство песочной терапии Джун Куин Бержер и Бриде Эллиот.

.

© Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., текст, 1998.

© Шустров Р.И., иллюстрации, обложка, 1998.

© АОЗТ "Златоуст", 1998.


Содержание

От автора..............................................………........7

Введение.........................………..……..............11

Глава 1. Истоки волшебства

Достоинства сказок.....................………..............15

Как строится сказочный сюжет...………….........23

Многообразие сказочных форм....………...........34

Направления сказкотерапии,

формы работы со сказками....……………...........47

^ Глава 2. Элементы практической сказкотерапии

Создание сказочной среды. Введение

ребенка в Сказочную страну.....………….........123

Сценарии занятий.

Два первых путешествия...........………….........134

Методы регистрации...................………............151

^ Глава 3. Новые разработки

Постановка сказок на песке............………........159

Систематизация наблюдений

и дальнейшие шаги ............……………..........l79

Заключение...............................………...........185

Список литературы.......................………...........189

Приложения

Святая вода......................................……….........191


Сказкотерапевтические театрализованные

игры (сценарии).............................……………..237

Пусть сказка былью станет.......……….............282

Игровая сказкотерапия для "особых"

детей (в помощь дефектологам и

родителям)................................…………............293

Дидактические игры, направленные на

коррекцию эмоциональной сферы

"особых" детей..............………….......................299

Сценарий занятия "Путешествие

в мир сказок"...............……………...............,.....337

Сказочные сюжеты: тайный смысл и

философское значение…………........................342

Об авторах......................………..........................347


От автора

Сказки... Волшебство... Вы прочитали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды...

Часто слово "сказка" оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка — это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном... Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает многим людям силы жить и творить.

Сказочные истории складываются в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством — ореолом особой ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ для нашей души, для нашего бессознательного.

Мой дорогой читатель, нам предстоит увлекательное путешествие по страницам этой книги, и в начале пути я хочу подарить Вам одну из историй Сказочной страны.

«Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: "Он очень молод". Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: "Он стар и мудр". Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие прихо-дили к нему за советом.

Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным, человеком, таким как все.

Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его зашитой.

8


^ От автора

9

Как-то раз Волшебник сказал людям:

  • Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время
    мне отправляться в путь.

  • Зачем же ты оставляешь нас? — грустно сказали
    люди. — Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго
    совета. Передай нам хотя бы частичку своей мудрости, —
    попросили они.

  • Посмотрите вокруг, — сказал Волшебник, — вы жи
    вете в прекрасном месте. Каждый день вы можете встречать и
    провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется
    вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля.

Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас.

Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля — ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны — то быстро, то не торопясь. И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное:

  • Удивительное и волшебное растет внутри нас", —
    воскликнули они.

  • Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, —
    улыбнулся Волшебник. — Ведь волшебство — это умение
    слышать и чувствовать ритм природы, всего, что нас окружа-
    ет, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные
    преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо толь
    ко услышать свой и попасть в природный ритм, пожелать
    сердцем — и начнется волшебство.

  • Да ведь это непросто! — воскликнули люди. — Только
    мы ощутили что-то новое, как это чувство исчезло. Расска-
    жи, как ты научился волшебству, — попросили они.

  • Постигая это искусство, я записывал то, что чувство
    вал, события, которые происходили со мной и вокруг меня.
    Эти рассказы я назвал сказками. Оставляю их вам. Вы увиди-
    те, что не во всех сказках есть мое имя, а истории получились
    очень разные. Одни — о жизни, другие о том, как люди ищут
    согласие между собой, третьи — о волшебстве этого мира.

На свете живут разные люди. Есть добрые и честные, а есть такие, что держат пока свое сердце закрытым для добра

и волшебства. Сказки будут понятны человеку открытому и ищущему, от недоброго — они сохранят Тайну.

Пройдет немного времени, и вы сложите свои сказки о неповторимом и удивительном пути к Волшебству.

И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, наполняя их собственным смыслом. Передавали своим детям, складывая удивительные сказочные истории».

Может быть, так, а может быть, иначе появились первые сказки. С тех пор прошло много времени, но интерес человека к сказкам и волшебству не угас. Мечты наших предков о «Летучем корабле», «Ковре-самолете» стали реальностью с появлением самолетов и космических кораблей. Современному человеку больше не нужно катать волшебное яблочко по блюдечку, чтобы узнать о новостях, — достаточно включить телевизор. В качестве молодильных яблок нынче выступают витаминные комплексы ведущих фармацевтических фирм. Маги и колдуны обосновались в парапсихологических салонах или заняты в шоу-бизнесе.

Несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью», дети, подростки, взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь, объединяют людей, служат лекарством от старости. Родители говорят, что сказки сближают их с детьми, сокращая расстояние между их внутренними мирами.

В этой книге представлен восьмилетний опыт психологической работы со сказками, на основании которого сложилась новая психолого-педагогическая технология, названная комплексной сказкотерапией. Вы увидите, что форма многих описываемых приемов работы взята из наблюдений за игрой детей и взрослых: игра в песок, в куклы, фантазирование, переодевание и многое другое.

Может показаться, что сказкотерапия ориентирована только на детей. Но это не так. Взрослые, серьезные и не очень, с большим интересом тянутся к сказочным историям и притчам. А сколько удовольствия они получают, когда

^ 10

От автора

позволяют себе сочинять сказки, перевоплощаться в разных сказочных персонажей и ставить спектакли!

В 1997 году создан Санкт-Петербургский институт сказкотерапии, который открывает свои двери для детей, взрослых и специалистов, профессионально использующих форму метафоры, а также организует курсы повышения квалификации педагогов, психологов и дефектологов.

Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптативных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция — вот основные возможности сказкотерапии. А как это делается, Вы узнаете из этой книги.

Уверена, что книга будет полезной не только специалистам: психологам, педагогам, воспитателям, дефектологам, но и Вам, милые, добрые, заботливые родители, бабушки и дедушки. Ведь наши подрастающие малыши всех нас "делают" психологами... Верю, что процесс общения с детьми, подростками и друг с другом значительно обогатится и, главное, принесет в жизнь волшебные минуты и часы.

^ С уважением. Автор



введение

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, — часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия pe6eн-ка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной


12

введение

Введение

13


мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технолотаи, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптативных навыков, совершенстювания способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Вы, наверное, замечали, что стоит только обычный предмет назвать «волшебным», как он приобретает для нашего восприятия (неважно, детского или взрослого) другое значение. Бессознательно мы начинаем относиться к нему, если не с восторгом, то с уважением. Многие педагоги рассказывали, что стоит только ручку или карандаш назвать «волшебными», рассказать о них маленькую сказочную историю, как у ребенка появляется интерес в глазах и желание воспользоваться этим предметом. Часто для того, чтобы ребенок выпил лекарство, врачи и родители называют его «волшебным» и «выздоровительным».

По-видимому, само слово «волшебный», «магический» обладает особой, положительно мотивирующей семантикой. «Веди обычную жизнь необычным способом» — советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем ТВОРИТЬ, становимся самыми настоящими Волшебниками!

Всем известно, что Волшебники могут значительно больше, нежели обычные люди. Однако бытует мнение, что

Волшебники живут только в сказках. Но разве это именно так? Бывали ли у Вас, дорогой читатель, ситуации, когда Вам вдруг неожиданно удавалось дело, каким-то особым образом складывались обстоятельства, приходила помощь в тот момент, когда она была особенно нужна, но Вы даже не могли на нее рассчитывать? Про такие ситуации люди говорят: «Прямо как в сказке!» Но ведь это случилось в реальности... И как же нам быть с популярным выражением: «Чудес не бывает»?..

Конечно, чудеса бывают, но не всегда. Однако вера в них живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

Собственно, этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия — это и ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

Создавая сказочную атмосферу, наполняя ее разнообразными «волшебными» психологическими приемами, которые будут описаны в этой книге, присоединяя к этому собственный профессиональный и жизненный опыт, Вы, дорогой читатель, собственно, и будете заниматься сказкотерапией.

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

  1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных»
    приемов подразумевается проективная диагностика,
    описывающая как целостную картину личности, так и
    отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

  2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается си
    стематическое усиление потенциальности и творческих
    способностей человека, за счет которого происходит пре
    одоление проблемных элементов.

  3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное
    изменение негативных форм поведения. Вместо этого пред
    лагается принцип «расширения спектра альтернативных ре
    акций». То есть человеку в сказочной форме предлагается

14

Введение




множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожит!» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Бет-тельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнез-дилова, опыт А. Захарова а также собственные разработки.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов. Появились сказка-терапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Ре-чицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков), высшие учебные заведения. Уникальную сказкотерапев-тическую работу с отологическими больными и другими сложнейшими пациентами проводит Андрей Владимирович Гнезди-лов (в хосписе и в созданном им домашнем театре «Комтемук»). Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь...

Конечно, дорогой читатель, Вы заметили, что сказко-терапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того, Вы найдете ее связь с гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентиро-ванной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Вы почувствуете, что пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.



глава 1. Истоки волшебства

Достоинства сказок

Давайте попробуем понять, чем же привлекательны сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы. И привлечем для этого собственные рассуждения, идеи коллег, опыт детского психотерапевта Бруно Бетгельхейма, изложенный им в книге «О пользе колдовства», и исследования Носсрата Пезешкяна.

1. Гпубинный смысл сказки и ее мораль не дидактичны

В сказках нет прямых нравоучений, как например в баснях. «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать все наоборот.

В связи с этим хочется привести одно интересное наблюдение. Быть может, Вы замечали, что многие дети любят сказку «Три поросенка». Особенно привлекательным для них является Старший Поросенок, который может и веселиться, и построить вовремя дом, и друзей приютить, и свою жизнь отстоять. Он очень гибко соотносит принцип удовольствия с

^ 16

Истоки волшебства

Достоинстпва сказок

17


принципом реальности, являясь примером социально адаптированного, творческого существа. Аналогом образа Старшего Поросенка в жанре басни часто называют Муравья (из басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей»). Муравей очень хорошо знает урок «делу — время, потехе — час». Однако дети больше любят легкомысленную Стрекозу, сочувствуют, когда Муравей выносит ей самый настоящий приговор: «Ты все пела — это дело, так пойди же, попляши!»

Вероятно, ситуация в басне «Стрекоза и Муравей» во многом напоминает детям о собственных проказах и родительских выговорах за них. В некоторых детях исход басни может укрепить уверенность в том, что приходить со своими проблемами к родителям бесполезно, потому что вместо понимания можно получить укор: "Я же тебе говорил!.."

Другое дело сказка. Бессознательно идентифицируя себя со Старшим Поросенком, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребенка "жить правильно". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.

Сказочным свойством "мягкого намека" обладают также притчи, истории из жизни. Опыт показывает, что метафора глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует психологические "иммунные тельца" — потенциальные части нашей личности, которые, в свою очередь, помогают человеку найти свой собственный, лучший на данный момент, выход из проблемного состояния. Тем самым, психолог, другой специалист, или просто человек, к которому пришли за советом, обезопасит себя от непроизвольного "навязывания" решения своему визави. Метафора недирективна, она лишь мягко намекает и направляет. Эта особенность метафоры позволяет создавать вокруг человека ауру психологической защищенности. С другой стороны, человек получает возможность "приподняться" над своей проблемой, посмотреть со стороны на то, что ему мешает. По мнению Н. Пезешкяна, через истории, притчи, мифы и сказки психо-

терапевт сознательно прокладывает путь к интуиции и фантазии пациента, учит его мыслить в образах данной истории, тем самым мягко изменяя позицию пациента. Это особенно важно тогда, когда разум пациента не может справиться с ситуацией.

Лучше всего данное достоинство сказок проиллюстрирует восточная притча:

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я вынужден сообщить тебе печальную весть — ты потеряешь одного за другим всех своих близких!" Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную новость — ты переживешь всех своих родных!" Властелин был обрадован и щедро вознаградил толкователя. Придворные очень удивились: "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой несчастный предшественник!" На что последовал ответ: "Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а КАК сказать"».

С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Иногда смысл сказки или притчи понятен сразу, а бывает, что мы сталкиваемся с явлением "отсроченного эффекта". Человек осознает связь сказочной истории и своего поведения или ситуации через какой-то срок, часто как озарение. Поэтому сказкотерапевту важно быть терпеливым, ибо эффект от его работы может проявиться как сразу, так и через некоторое время. Одно можно сказать с уверенностью — воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, ибо затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ЦЕННОСТНУЮ СТРУКТУРУ.

^ 18

Истоки волшебства

Достоинства сказок

19


2. Собирательность образов.

Неопределенность места действия и имени

главного героя

"В некотором царстве, в некотором государстве"... Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе нам захочется принять происходящее.

Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Комсомольск.

Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детской и взрослой фантазии, воображению никаких рамок и преград.

3. Сказки — кладезь жизненного опыта и

традиций. Многогранность и

многоуровневость хранимой информации.

Образность языка

Благодаря своей образности сказки легко запоминаются и после окончания психологического воздействия продолжают "жить" в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения.

В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это "закодировано" в образах сказки.

Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого — что выбрать из

одежды, до глубинного — как жить дальше. На примере судеб сказочных героев мы можем проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Часто главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, может показаться неразумным. Вместо того, чтобы выбрать богатство, или славу, он выбирает дорогу, внешне связанную с потерями.

В конце сказки оказывается, что герой приобретает и богатство, и все, что он изначально желал. А его более "умные" братья, выбравшие альтернативные "разумные" пути, — теряют все, что имели. Похоже, что сказка учит нас не "разумным", а каким-то другим критериям выбора. И наша интуиция может подсказать — каким?..

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя. Со временем мы меняемся и ту же самую сказку понимаем совсем иначе. При изменяющихся условиях мы по-другому интерпретируем содержание историй, обогащая свой прежний опыт новым восприятием. По мнению Н. Пезешкяна, так "работает" механизм хранения в сказочных историях личного опыта. А это, в свою очередь, делает пациента более независимым от психолога.

Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь человеку в разные периоды жизни решать актуальные проблемы. На примере сказки "Колобок" 3—5-летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис "я сам", ребенок старается обходиться без помощи родителей, идти по улице без руки взрослого, самостоятельно принимать пищу и пр.). С помощью той же сказки подросток, который исследует других людей и их реакции по отношению к себе, узнает, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними: как строить контакт с "Зайцами", "Медведями", "Колобками" и "Лисами". Взрослый человек, постигающий смысл происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины и следствия поступков всех героев сказки, попробует понять философскую подоплеку сказки о Колобке...

20

^ Истоки волшебства

Достоинства сказок

21


Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое "хорошо, а что такое плохо". Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок складывает, как мозаику, собственную картину Мира. На ее основании, он будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вещи, "прожить" различные модели поведения. Б.Беттельхейм отмечает, что взрослый язык, логика непонятны ребенку (так как у него наглядно-действенное мышление преобладает над абстрактно-логическим). Поэтому ответы на свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях и образах.

Однако и взрослому, обремененному условностями и хитростями логического мышления и "разумного" стиля жизни, сказки помогают обратиться к своей фантазии и интуиции, освободить творческое начало, посмотреть на мир по-новому. Часто эти процессы помогают разрешению сложнейших ситуаций и конфликтов.

Тем, кто преподает в школе, средних или высших учебных заведениях, хорошо известно, что студенты часто не понимают новый материал, пока Вы им не предложите пример из жизни или любую метафору. Это лишний раз доказывает, что образность важна для восприятия не только маленьких, но и взрослых.

Дефектологи, работающие с детьми, имеющими серьезные проблемы интеллектуального развития, замечали, что сказка наиболее легко воспринимается ими.

4. Признак настоящей сказки — хороший

конец. Психологическая защищенность.

Философское, экзистенционапьное

осмысление действительности

Во многих сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. Читателям ясно, кто мешает жить и каким способом его можно победить (психологам и психотерапевтам хорошо известно, какую огромную работу с пациентом нужно провести, для того чтобы прийти к такой ясности!). Кроме того, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Есть сказки, в которых, как в жизни, зло выступает под маской добра, а добрый персонаж имеет непривлекательную личину. Но в любом случае — справедливость и добро обязательно восторжествуют. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.

Быть может, именно через сказку мы познаем подлинный смысл Добра и Зла. Если бы не было Драконов, Кощея, Чуда-Юда, герой не стал бы сильнее, не приобрел бы новый опыт. Через осознание необходимости и важности испытаний мы учимся прощать своих врагов.

В одной из наших первых детских сказкотерапевтичес-ких групп произошел такой случай. Дети, путешествуя по сказке, должны были с помощью волшебного заклинания уничтожить Дракона и забрать у него Посох, похищенный у Доброго Волшебника. Ребята прочитали заклинание, и мой ассистент, игравший роль Дракона, красочно изобразил его гибель. На этом месте предполагалось, что дети будут ликовать, но не тут-то было. Первое мгновение они обрадовались тому, что, пройдя через все сказочные испытания, которые мы для них при-готовили, заполучили Волшебный Посох. Однако потом они


22

^ Истоки волшебства

Как строится сказочный сюжет

23


загрустили. Оказалось, что им жалко Дракона и они хотят придумать способ его оживления. Да еще так, чтобы он стал хорошим. Возникла курьезная ситуация. Мой ассистент (который за ширмой уже переодевался в Доброго Волшебника, дабы встретить детей и поблагодарить их за возвращение Посоха) стал перебирать арсенал сказочных аксессуаров, чтобы превратиться в "хорошего" Дракона. И вовремя это сделал, потому что ребята всерьез собрались идти в "пещеру" (за ширму), чтобы совершить ритуал "оживления". Удивительно, но у них была целая концепция "оживления": начиная от осознания источников негативного поведения Дракона и заканчивая "программой оживления". Обсуждая между собой, что делать, они пришли к выводу, что Дракона мало любили и жалели, поэтому он стал злым. Они сказали, что если Дракона погладить и пожалеть, то он оживет хорошим. Так как с помощью волшебного заклинания они уничтожили не самого Дракона, а то зло, которое в нем скопилось. Услышав все эти соображения, мой ассистент, чуть постанывая, стал выползать из "пещеры". Ребята подошли к нему, стали его гладить, говорить, чтобы он вставал, что все прошло и теперь он добрый. "Хороший" Дракон поблагодарил сказочных путешественников за это превращение и подтвердил их догадки относительно того, почему он стал злым. Только после этого мы отправились в "обратный путь" к Волшебнику. Причем, когда дети рассказывали Волшебнику о своих приключениях, для всех самым важным воспоминанием явилась трансформация Дракона. Этот эпизод был для нас хорошим уроком. Во-первых, он доказал, что в сказкотерапевтических занятиях роль экспромта чрезвычайно велика. Во-вторых, мы увидели, что для современных детей просто победить зло недостаточно — важен процесс перерождения, трансформации "плохого" героя, важно понимание первопричин негативных проявлений. В-третьих, ребята приобрели уникальный опыт самостоятель-ного разрешения труднейшей ситуации, сами выступили в роли волшебников, "расколдовав" Дракона. И самое главное, они "прочувствовали" то, что не учли мы, — хороший конец, это не просто физическое уничтожение зла (ведь на смену одному Дракону может прийти другой, и тогда, кто знает,

хватит ли сил его победить), а положительная трансформация каждого героя. Оказывается, безопасен Дракон не поверженный, а перерожденный.

5. Ореол тайны и волшебства. Раскрытие потенциальности

Волшебная сказка как живой организм — в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок "вживляется" в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого, а также активизируется фантазия и интуиция. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.

Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, Желаемого. В сказке не работает привычная проблемная формула "Это у меня не получится", ибо все неудачи временны и случаются от того, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. И не случайно психологический прием "Что бы вы сделали, если бы у вас была Волшебная палочка?" так эффективен даже с самыми сложными пациентами. Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем "сказочными" способами, ребенок, подросток, взрослый переносит его на реальные ситуации.

Как строится сказочный сюжет

Особенно притягательными для многих детей и взрослых являются волшебные сказки. Можно заметить, что их сюжеты отличают определенные закономерности. Герой Появляется на свет, растет в отчем доме, по различным Обстоятельствам покидает его, выбирает путь, знакомится


^ 24

Истоки волшебства

Как строится сказочный сюжет

25


с новыми сказочными существами, одолевает зло, возвращается домой с победой. Исследования по возрастной психологии, опыт Э.Эриксона убеждают в том, что этапы развития сюжета полной волшебной сказки тесно связаны со становлением личности человека.

Безусловно, не в каждой сказке Вы сможете найти все описываемые здесь этапы построения сюжета. Однако "сказочное" понимание динамики развития личности, философских вопросов, бессознательно или сознательно решаемых человеком, поможет нам глубже познать природу человека и ее связь со сказками.

1. Происхождение главного героя. Его жизнь и развитие в отчем доме

На этом этапе мы знакомимся с героем: узнаем, в какой семье он родился, в какой ситуации оказался; кто родители героя и каковы взаимоотношения между ними. Главным героем может быть человек любого социального положения: это и царевич, и солдат, и крестьянин, и купец... В начале сказки часто характеризуются личностные и интеллектуальные особенности героя: он может быть умен не по годам, или "вовсе дурак". Так или иначе, у читателя формируется предчувствие того, что главный герой обладает какой-то "изюминкой", которая пока видна не всем, но впоследствии станет причиной удивительных приключений.

Стремление к красоте, истине, искра Божья, "королевское начало" — есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь, для того чтобы уникальный индивидуальный дар был раскрыт и применен.

Этап развития в отчем доме проходит не только сказочный герой, но и каждый человек. В психологии он называется периодом "базового доверия". На его протяжении человек перенимает, "впитывает", познает родительский Опыт и формирует мировоззрение; накапливает информацию об окружающем Мире; аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая будет его опорой в самостоятельной жизни. Принято считать, что период "базового доверия" длится в среднем первые 3-4 года жизни (до момента "пробужде-

ния" самоосознавания). Именно в это время закладывается отношение к окружающему миру (как доверие, открытость или же недостаточное доверие, настороженность). Впоследствии эта базовая установка начинает играть важнейшую роль в стратегии поведения ребенка, в развитии его ценностных ориентации и творческих способностей. Некоторые пожилые мудрые женщины говорят молодым: "Пока трех лет ребенку не исполнилось — ты себе не принадлежишь. После трех — рядом с тобой уже человек". Чем больше ребенок получает от родителей и окружающих в первые годы жизни, тем более успешным он будет, когда вырастет. С 3-4 лет начинается процесс активной социализации маленького человека. Он познает нормы, правила, нюансы человеческих взаимоотношений.

Прозорливые родители дают ему раннее образование. И это прекрасно, ибо чем больше наук "впитает" в себя маленький человек, чем больше сделает самостоятельных творческих открытий, тем больше своих дарований он реализует, став старше.

Накопленный потенциал должен реализоваться в самостоятельной жизни. Таков закон развития. Поэтому с 11 лет начинается процесс постепенного "отрыва" от родителей, их правил и стиля жизни. Этот период в науке называют "пубертатом", "подростковым кризисом". Этот этап есть и в сказках.

2. Расставание с родным домом

В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Расставание с отчим домом может быть добровольным и вынужденным. Отправиться в путь героя побуждают либо обстоятельства и ситуация, либо насущная внутренняя необходимость, потребность, желание. В сказках наблюдается достаточно широкий диапазон причин, по которым герой покидает родительский дом: спасение похищенной принцессы, поручение отца или царя, изгнание, желание "других посмотреть и себя показать". К этому моменту герой накопил уже достаточно внутренних


^ Истоки волшебства

Как строится сказочный сюжет

27


сил для того, чтобы действовать самостоятельно. Задача этою этапа — отделение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности.

Подростки решают аналогичные задачи. Примерно с 11 до 18 лет человек находится в процессе психологического отделения от родителей. При этом создается немало проблем у окружающих и близких, и это неудивительно — ведь процесс выделения себя из семьи очень болезнен. Некоторым подросткам "везет" — они имеют возможность физически покинуть родительский дом, например, поехав учиться. А те, кто остаются вместе с родителями, вынуждены проходить весь путь сказочного героя не выходя из дома. Отделиться — это не значит порвать с родителями, обесценить их жизненный опыт и методы воспитания. Отделиться — это значит принять своих родителей такими, какие они есть, и найти свое собственное место в жизни. Сказка учит нас тому, что процесс психологического расставания ребенка с родителями естественен и необходим. И мудрые сказочные родители всегда отпускают своего ребенка в его собственный путь, как бы тяжело им ни было. К сожалению, не всегда реальные родители "отпускают" своих детей. Есть семьи, где контролируют и опекают уже взрослых сыновей и дочерей, создавая почву для семейных конфликтов. Таким образом, сказка учит не только детей, но и родителей (настоящих и будущих) одному из базовых законов жизни: "Дети принадлежат Миру, но не родителям".

Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный герой, как и реальный человек, может рассчитывать только на самого себя. Какую он дорогу выберет, каким будет его путь — это темы следующего этапа сказки и жизни.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconЗинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии
Рецензент: к мед н., доцент И. В. Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной...
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconПрактикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам
Охватывает чувство волшебного и они ощущают себя сча
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconМастерская по сказкотерапии Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в мастерской по методу комплексной сказкотерапии (автор Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.), где специалисты,...
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconИгровая терапия
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — Спб., Речь, 2006. 208 с
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconТатьяна зинкевич-евстигнеева предмет сказкотерапии
Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи...
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconКакие книги почитать для развития женственности: Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов «Тайна Женственности или как Женщине раскрыть свою силу»
Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов «Тайна Женственности или как Женщине раскрыть свою силу»
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconТеория и практика редактирования Хрестоматия © Центр дистанционного образования МГУП
...
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconНорман Уокер – Естественный путь к полноценному здоровью. Избранное
Уокер Н. Спб.: Ооо «Вектор», 2009.— 252 с. — (Классика оздоровления. Теория и практика)
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconПояснительная записка 1 Предлагаемый спецкурс «Анализ текста: теория и практика»
Предлагаемый спецкурс «Анализ текста: теория и практика»(автор программы Л. Д. Беднарская) предназначен для работы в 10 профильном...
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconТеория и практика жиросжигания •s оглавление s теория и практика жиросжигания
Потом все стабилизировалось и в 17 лет я поступил в университет. Пить стал меньше, в основном пиво, курил урывками. Даже пытался...
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии iconВедущая – Светлана Фролова (Санкт-Петербург)
М. А. Шолохова, Институт Сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой. Многолетний опыт работы с детьми и родителями: в детском саду,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы